Главная страница Контактные данные Карта проекта FAQ Форма заказа News

Статья «Развитие тенденций наивного искусства в декоративно-прикладных росписях конца XIX – начала XX века на примере творчества вологодских мастеров»

Наши услуги

Рецензируемые журналы

Архив

Оплата

Подписка

Методический раздел

Купить ISBN

Архивные данные статьи Кулижниковой Н.П.

Выходные данные научной статьи

Раздел
[RUS]
2. Русская культура и цивилизация
Страницы 32-50
Тип [RAR] – Научная статья
Коды [УДК] 75.03
Заглавие
[RUS]
Развитие тенденций наивного искусства в декоративно-прикладных росписях конца XIX – начала XX века на примере творчества вологодских мастеров
[ENG]
Development of trends of naive art in decorative and applied paintings at the end of the 19th – the beginning of the 20th century as exemplified by creations of masters from Vologda
Авторы
[RUS]
Кулижникова
Наталья Петровна
Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина
Аспирант кафедры русского искусства Российской академии художеств
[ENG]
Kulizhnikova
Natalia Petrovna
Ilya Repin St. Petersburg State Academic Institute of Fine Arts, Sculpture and Architecture
Postgraduate student of the department of Russian art Of Russian Academy of Arts
Аннотация
[RUS]
Статья посвящена изменениям в народной живописи в частности и в народной культуре в целом, происходившим в начале ХХ века. Рассматриваются и анализируются произведения росписи народных мастеров.
[ENG]
The article is devoted to naive national pictorial art of the beginning of the 20th century with national paintings as the main component. The historiography of the subject provides scientific works of foreign and Russian historians and critics. The national (peoples) painting is analyzed by the examples of national paintings of Vologda region. The paintings trace back the stability of naïve characteristics and verify that the naïve pictures are traditional for arts and crafts of the region. The article also considers the main traditional types of national paintings of Vologda region with their specific features and sets of traditional elements. The XXth century became an era of renewal formation in national culture as a whole and particularly in naive national painting. The analysis of works by national masters of fine arts from Vologda region represents a kind of change of traditional components of painting and its approach to foundations of mounted (easel) art. The ideological content of paintings is developing. The painting semantics is being replaced by household narrations. The masters don't apply traditional painting schemes. The masters freely express their authorial origin. At the national arts and crafts hold down the naïve characteristics: the painting remains to be an information carrier which is revealed by a plot; the components of painting are the simplified reflections of real objects.
Текст
[RUS]
Введение Провинциальная культура…
Ключевые слова
[RUS]
Роспись
народное искусство
наив
Вологда
[ENG]
Painting
folk art
naivety
Vologda
Ссылки
  1. Балдина О.Д. Второе призвание: Очерки. – М.: Молодая гвардия, 1983. – 126 с.
  2. Бобринский А.А. Народные русские деревянные изделия. Предметы домашнего, хозяйственного и отчасти церковного обихода. – Вып. II. – М., 1911. – 22 с.
  3. Богемская К.Г. Понять примитив: Самодеятельное, наивное и аутсайдерское искусство в XX в. – СПб.: Алетейя, 2001. – 183 с.
  4. Богуславская И. Я. Народное искусство// Авангард и его русские источники. – Баден-Баден, 1993г. – С. 33.
  5. Богуславская И.Я. Русское народное искусство. – Л.: Советский художник, 1968. – 120 с.
  6. Вагнер Г.К. О соотношении народного и самодеятельного искусства// Проблемы народного искусства. – М.: Изобразительное искусство, 1982. – 253 с.
  7. Вильданова Т.В. Виктор Михайлович Василенко о примитиве// Научные чтения памяти Василенко. Сборник статей/ Под.ред. Е.В. Долгих. – М.: Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, 1989. – С. 138.
  8. Вишневская В. М., Каплан Н. И., Буданов С. М. Русская народная резьба и роспись по дереву. – М.: КОИЗ, 1956. – 259 с.
  9. Воронов В.Н. Крестьянское искусство. – М.: Государственное издательство, 1924. – 147 с.
  10. Жегалова С.К. Русская народная живопись. – М.: Просвещение, 1984. – 191 с.
  11. Искусство аутсайдеров: путеводитель/ Под ред. В.В. Гаврилова. – Ярославль: ИНЫЕ, 2005. – 104 с.
  12. Круглова О.В. Народная роспись Северной Двины. – М.: Изобразительное искусство, 1984. – 174 с.
  13. Лебедев А.В. Типология примитива. (Россия XVIII – XIX вв.) Постановка проблемы// Примитив в искусстве: Грани проблемы: Сборник статей/ Ред.-сост. К.Г. Богемская. – М.: РИИ, 1992. – 228 с.
  14. Народная культура в современных условиях: Учебное пособие/ Отв. ред. Н.Г. Михайлова. – М.: производственно-издательский комбинат ВИНИТИ, 2000. – 160 с.
  15. Прокофьев В.Н. О трех уровнях художественной культуры Нового и Новейшего времени// Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени/ Под ред. Прокофьева. – М.: Наука, 1983. – С. 8-22.
  16. Пунин Н.Н. Искусство примитива и современный рисунок// Искусство народностей Сибири. – Л., 1930. – С. 13-36.
  17. Рафаил (Карелин) Архимандрит О языке православной иконы. – СПб.: САТИСЪ, 1997. – 120 с.
  18. Тарановская Н.В., Мальцев Н.В. Русские прялки. Альбом. – Л.: Аврора, 1970. – 120 с.
  19. Шелег В.А. Северная резьба по дереву: ареалы и этнические традиции// Сборник статей «Русский Север». – СПб.: Наука 1992. – С. 127-147.
Файлы

Выходные данные журнала «Культура и цивилизация», в котором размещена статья.