Главная страница Контактные данные Карта проекта FAQ Форма заказа News

Статья «“Талант высокой простоты”: В. Шукшин в итальянской культуре»

Наши услуги

Рецензируемые журналы

Архив

Оплата

Подписка

Методический раздел

Наши услуги

Архивные данные статьи Стопченко Н.И.

Выходные данные научной статьи

Раздел
[RUS]
3. Диалог культур и цивилизаций
Страницы 50-78
Тип [RAR] – Научная статья
Коды [УДК] 130.2
Заглавие
[RUS]
«Талант высокой простоты»: В. Шукшин в итальянской культуре
[ENG]
"A Talent of Noble Simplicity": V. Shukshin in Italian culture
Авторы
[RUS]
Стопченко
Николай Иванович
Южный Федеральный университет
Доктор культурологии, профессор
[ENG]
Stopchenko
Nikolay Ivanovich
Southern Federal University
Doctor of Cultural Studies, professor
Аннотация
[RUS]
Cтатья посвящена восприятию творчества В. Шукшина в итальянской культуре, открывшей первую страницу в истории мирового признания русского кинематографиста. Он вошёл в сознание итальянского общества как классик русского рассказа и русского кино – «писатель-режиссёр», как блестящий продолжатель традиций, истинно народный талант, сказавший новое слово о русском характере. Разносторонний талант Шукшина по-разному прокладывал пути к уму и сердцу итальянского общества. Киноленты – его «визитные карточки» – порождали устойчивый интерес и к писательскому наследию. Крупный успех русского художника на многочисленных кинофестивалях содействовал расширенному ретроспективному показу по центральному телевидению Италии (июль – август 1978 года) всех авторских фильмов Шукшина и его актёрского дебюта в фильме режиссёра М. Хуциева «Два Фёдора», ставшим проявлением симпатии и большого уважения к нему. Шукшин-человек и Шукшин-художник интересовал итальянцев в «двойном» измерении: изнутри и извне. Отсюда не случайно его глубокое освоение. В каких бы жанрах и ипостасях своего дарования ни представал Шукшин, равнодушных не оставалось. Его образный, сочный язык, производящий впечатление даже в переводе и передающий богатство народной колоритной речи, национальная конкретность темы, сюжета, характера и склада мышления народа, а также отражение быта, нравов и традиций всегда оставались объектом пристального внимания в мире. В оценке деятелей итальянской культуры он показал необозримое многообразие народной жизни как богатство именно характеров и наивысшее проявление гуманизма. Национальное своеобразие восприятия «итальянского Шукшина» проявляется как раз в обращении к пронзительному человеколюбию, к русской классической теме «маленького человека» и проблемам изображения сельской жизни. Историки и теоретики культуры относят Шукшина к талантливейшим представителям авторского кино, фильмы которого не случайно становятся участниками многих международных фестивалей и получают первые призы. Приход его в итальянскую культуру, органическое «врастание» его творчества в инонациональную духовную жизнь убедительно доказывают непреложную истину: художник, чтобы стать интересным, притягательным для зарубежной аудитории, должен быть, прежде всего, глубоко национальным. Авторское кино и книги Шукшина пришлись «ко двору» под небом Апеннин, где он вносят свой вклад в открытие современными итальянскими деятелями культуры русского искусства и России.
[ENG]
The article is dedicated to the perception of Shukshin's oeuvre in Italian culture, which made the first step into the history of world recognition of Russian filmmaker. He reached the consciousness of the Italians as a classic of Russian short stories and films, a "writer-director", a brilliant continuator of traditions, truly national talent, who showed a new dawn of the Russian character. Films – that is his brand identity – gave rise to a sustained interest to writer's legacy as well. A major éclat of the Master at numerous film festivals promoted an extensive retrospective show of all Shukshin's movies on national television in Italy (1978). His acting debut in "Dva Fedora" directed by Hutsiev, M. became a manifestation of sympathy and great respect for him. Whatever styles and images of his talent Shukshin appeared, nobody has been aloof. The imaginative, rich language producing an impression even in translating and transferring the wealth of the colorful folk speech, the national specific theme, plot, character and a way of thinking of the people, as well as a reflection of life, customs and traditions have always been an object of attention of the Italian cultural figures. National perception of the "Italian Shukshin" manifests in the address to the translucid humanism, to the Russian classical theme of a "little man" and image of rural life.
Текст
[RUS]
Введение Россию и Италию всегда св...
Ключевые слова
[RUS]
Авторское кино
писатель-режиссёр
фильмовая проза
модель поведения
главное событие года
сибирский характер
талант высокой простоты
[ENG]
Art films
writer and filmmaker
film prose
behavioral model
main event of the year
Siberian character
talent of noble simplicity
Ссылки
[RUS]
  1. Бенедетти К. О Сибири и сибиряках // Иностр. литература. – 1982. – № 12. – С. 235-287.
  2. Толстой Л.Н. Полн. Собр. cоч.: В 90 т. Т. 61. – М., 1953. – 383 с.
  3. Феллини Ф. Делать фильм. – М.: Искусство, 1984. – 287 с.
  4. Шукшин В. Вопросы к самому себе. – М., 1981. – 256 с.
  5. Bazzarelli E. A che serve l'eroe «positive»? // Corriere della sera. – Milano, 1978. – 26 febbr.
  6. Benedetti C. Fu interprete fedele della vita Contadina // L'Unita. – Roma, 1974. – 4 ott.
  7. Benedetti C. Nel film «Compaesani» l'eredita di Sciukscin // L'Unita. – Roma, 1975. – 13 sett.
  8. Bernardini D. Il viburno rosso // Rassegna Sovietica. – Roma, 1978. – № 7.
  9. Bozzolan U. Suksin, regista «ribelle» tra la compagna e la citta // La Stampa. – Torino, 1978. – 8 lug.
  10. Bruzzone N. La personale di V. Sciukscin un grande regista sovietico // L'Unita. – Roma, 1978. – 16 febbr.
  11. С.m.v. Il viburno rosso // Cinema e cinema. – Milano, 1978. – 21 apr.
  12. Casiraghi U. Anche le telecamere varszo al cinema // L'Unita, – Roma., 1980. – 15 giog.
  13. Casiraghi U. Il ragazzo sibiriano con la macchina da pressa // L'Unita/ – Roma, 1978. – 8 lug.
  14. Faccani R. Sborne e rise nei campi // Il Giorno. – Milano, 1978. – 19 mar.
  15. Fracassi C. Ne l'uomo nuovo ne il'luon Ivan // Paese sera.-Roma, 1978.-8 lug.
  16. Fracassi C. Un racconto inedito di Vassili Sciukscin // Paese sera. – Roma, 1978. – 29 gen.
  17. Gandolfo G. I tradici irregolari dell'eterna Russia Contadina // Il Secolo. – Genova, 1978. – 2 mar.
  18. Kezich T. Luomo tranquillo va controcorrente // La Repubblica. – Roma, 1978. – 8 lug.
  19. Lo Gatto E. Il viburno rosso // Il Tempo. – Roma, 1978. – 20 mag.
  20. Maraone E. Personaggi alla deriva tra citta e cjntado // Avvenire. – Milano, 1978. – 13 apr.
  21. Mauro W. Vasilij Suksin e la persona umana // Il Popolo. – Roma, 1978. – 10 febbr.
  22. Morandini M. Fuori campo: V. Suksin. Il viburno rosso // L'Europeo. – Milano, 1978. – 10 mar.
  23. Morandini M. Sciukscin, il viburno che parlava alla luna // Le Giorno. – Milano, 1979. – 8 lug.
  24. Padovani P. Gli antieroi del viburno rosso nella complessa realta sovietica // L'Ora. – Palermo, 1978. – 21 apr.
  25. Paese sera. – Roma, 1978. – 8 lug.
  26. Porro M. Sulsin il grande contadino // Corrierre della sera. – Milano, 1978. – 8 lug.
  27. Rezoagli S. I contadini di Sciukscin // Avvenire. – Milano, 1978. – 8 lug.
  28. Šukšin un Ermanno Olmi // Il Tirreno. – Livorno, 1978. – 22 lug.
  29. Šukšin V. Il viburno rosso // Il nuovo Ravennate. – Ravenna, 1978. – 3 febbr.
  30. Tuttolibri. – Torino, 1978. – No. 3. – 28 gen.
  31. Vidovich S. Il viburno rosso // Realta Sovietica. – Roma, 1978. – 8 lug.
  32. Vitale S. Introduzione // Suksin V. Il viburno rosso. – Roma, 1978.
[ENG]
  1. Bazzarelli, E. (1978), "A che serve l'eroe "positive"?", Corriere della sera, Milano, 26 febbr.
  2. Benedetti, C. (1974), "Fu interprete fedele della vita Contadina", L'Unita, Roma, 4 ott.
  3. Benedetti, C. (1975), "Nel film "Compaesani" l'eredita di Sciukscin", L'Unita, Roma, 13 sett.
  4. Benedetti, K. (1982), "About Siberia and Siberians" ["O Sibiri i sibiryakakh"], Inostr. literatura, No. 12, pp. 235-287.
  5. Bernardini, D. (1978), "Il viburno rosso", Rassegna Sovietica, Roma, No. 7. p. 21.
  6. Bozzolan, U. (1978), "Suksin, regista "ribelle" tra la compagna e la citta", La Stampa, Torino, 8 lug.
  7. Bruzzone, N. (1978), "La personale di V. Sciukscin un grande regista sovietico", L'Unita, Roma, 16 febbr.
  8. Casiraghi, U. (1978), "Il ragazzo sibiriano con la macchina da pressa", L'Unita, Roma, 8 lug.
  9. Casiraghi, U. (1980), "Anche le telecamere varszo al cinema", L'Unita, Roma, 15 giog.
  10. Faccani, R. (1978), "Sborne e rise nei campi", Il Giorno, Milano, 19 mar.
  11. Fellini, F. (1984), To do a movie [Delat' fil'm], Iskusstvo, Moscow, 287 p.
  12. Fracassi, C. (1978), "Ne l'uomo nuovo ne il'luon Ivan", Paese sera, Roma, 8 lug.
  13. Fracassi, C. (1978), "Un racconto inedito di Vassili Sciukscin", Paese sera, Roma, 29 gen.
  14. Gandolfo, G. (1978), "I tradici irregolari dell'eterna Russia Contadina", Il Secolo, Genova, 2 mar.
  15. Kezich, T. (1978), "Luomo tranquillo va controcorrente", La Repubblica, Roma, 8 lug.
  16. Lo Gatto, E. (1978), "Il viburno rosso", Il Tempo, Roma, 20 mag.
  17. Maraone, E. (1978), "Personaggi alla deriva tra citta e cjntado", Avvenire, Milano, 13 apr.
  18. Mauro, W. (1978), "Vasilij Suksin e la persona umana", Il Popolo, Roma, 10 febbr.
  19. Morandini, M. (1978), "Fuori campo: V. Suksin. Il viburno rosso", L'Europeo, Milano, 10 mar.
  20. Morandini, M. (1979), "Sciukscin, il viburno che parlava alla luna", Le Giorno, Milano, 8 lug.
  21. Padovani, P. (1978), "Gli antieroi del viburno rosso nella complessa realta sovietica", L'Ora, Palermo, 21 apr.
  22. Paese sera, Roma, 1978, 8 lug.
  23. Porro, M. (1978), "Sulsin il grande contadino", Corrierre della sera, Milano, 8 lug.
  24. Rezoagli, S. (1978), "I contadini di Sciukscin", Avvenire, Milano, 8 lug.
  25. "S.m.v. Il viburno rosso", Cinema e cinema, Milano, 1978, 21 apr.
  26. Shukshin, V. (1981), Questions to itself [Voprosy k samomu sebe], Moscow, 256 p.
  27. "Šukšin un Ermanno Olmi", Il Tirreno, Livorno, 1978, 22 lug.
  28. "Šukšin V. Il viburno rosso", Il nuovo Ravennate, Ravenna, 1978, 3 febbr.
  29. Tolstoi, L.N. (1953), Complete Works: in 90 vols. Vol. 61 [Poln. Sobr. coch.: V 90 t. T. 61], Moscow, 383 p.
  30. Tuttolibri, Torino, 1978, No. 3, 28 gen.
  31. Vidovich, S. (1978), "Il viburno rosso", Realta Sovietica, Roma, 8 lug.
  32. Vitale, S. (1978), "Introduzione // Suksin V. Il viburno rosso, Roma, 338 p.
Файлы 3-stopchenko.pdf

Выходные данные журнала «Культура и цивилизация», в котором размещена статья.