Главная страница Контактные данные Карта проекта FAQ Форма заказа News

Статья «Внутрикультурный диалог: теоретическое обоснование и организация учебных дискурсов в процессе изучения словесности»

Наши услуги

Рецензируемые журналы

Архив

Оплата

Подписка

Методический раздел

Подбор оппонентов

Архивные данные статьи Доманского В.А. и Горских О.В.

Выходные данные научной статьи

Раздел
[RUS]
1. Актуальные проблемы образования
Страницы 8-21
Тип [RAR] – Научная статья
Коды [УДК] 372.882
Заглавие
[RUS]
Внутрикультурный диалог: теоретическое обоснование и организация учебных дискурсов в процессе изучения словесности
[ENG]
Intracultural dialogue: theoretical foundation and organization of educational discourse in the study of literature
Авторы
[RUS]
Доманский
Валерий Анатольевич
Ленинградский областной институт развития образования
Доктор педагогических наук
[ENG]
Domanskii
Valerii Anatol'evich
Leningrad Regional Institute of Education Development
Doctor of Pedagogics
[RUS]
Горских
Ольга Владимировна
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Кандидат педагогических наук
[ENG]
Gorskikh
Ol'ga Vladimirovna
Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics
PhD (Pedagogics)
Аннотация
[RUS]
Статья посвящена проблеме организации внутрикультурного диалога в филологическом образовании. Ее целью является теоретическое обоснование специфики внутрикультурного диалога, описание содержательной и деятельностной стороны учебных дискурсов, их технологии. В статье приведен пример организации эстетического дискурса на материале творческого диалога К.Н. Батюшкова и Е.Н. Баратынского в контексте литературы и культуры первой трети XIX века. Предложенная технология организации учебных дискурсов позволяет многомерно, объемно представлять пространство культуры в процессе изучения словесности, истории и МХК.
[ENG]
The publication considers the problem of organization of the dialogue in culture in philological education. The purpose of the present article is to ground theoretically the concept of the dialogue in culture, to describe the content, technology of educational discourses and the way of their implementation through the action-oriented approach. In philological field of knowledge the dialogue in culture is presented by the authors in two aspects: 1) interaction of texts, styles and genres; artistic methods, ways and schools (linguistic and literary aspect); 2) interaction of educational paradigms, techniques, methods and ways of organization of educational dialogue (pedagogical aspect). With the help of educational dialogue which occurs as educational discourses such as (political, philosophical, scientific, epistolary, journalistic, literary, poetic, artistic, translation, periodical, theatre, discourses between generations) learners are plunged in cultural environment. The article illustrates the example of esthetic discourse organization on material of creative dialogue of K.N. Batyushkov and E.N. Baratyunskii in the context of literature and culture of the first quarter of XIX century. Results of the research discussed in the article can be applied theoretically and practically and be used by a philologist, a culture expert, a literary man, a historian. The technology suggested dealing with educational discourses organization allows to present culture in the process of literature and history learning widely and diverse.
Текст
[RUS]
Введение. Гуманитарное мышление и д...
Ключевые слова
[RUS]
Внутрикультурный диалог
культурологические дискурсы
филологическое образование
культурное поле личности
методика преподавания литературы
история русской литературы XIX века
[ENG]
Dialogue
cultural discourse
philology education
culture field
literature teaching tools
Russian literature history XIX century
Ссылки
  • Библер В.С. Школа «диалога культур» // Советская педагогика. – 1988. – № 11. – С. 29-34.
  • Библер В.С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. – М.: Прогресс, Гнозис, 1991. – 169 с.
  • Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. – М.: НЛО, 1996. – 352 с.
  • Кристева Ю. Разрушение поэтики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.libfl.ru/mimesis/txt/Kristeva.php
  • Лихачёв Д.С. Введение. Своеобразие исторического пути русской литературы X – первой четверти XVIII века // История русской литературы. В 4 т. – Т. 1. – М.: Наука, 1980. – С. 11-18.
  • Прохоров Ю.Е. Действительность. Текст. Дискурс: учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 2004. – 326 с.
  • Скатов Н.Н. Русские поэты: очерки. – М.: Правда, 1977. – 352 с.
  • Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1957. – 188 с.
Файлы 1-domanskii.pdf

Выходные данные журнала «Педагогический журнал», в котором размещена статья.