Главная страница Контактные данные Карта проекта FAQ Форма заказа News

Статья «Сон как социальный и инфернальный фон картины бытия в цикле А. Блока «Страшный мир» (1909-1916)»

Наши услуги

Рецензируемые журналы

Архив

Оплата

Подписка

Методический раздел

Подбор оппонентов

Архивные данные статьи Байрамовой К.В.

Выходные данные научной статьи

Раздел
[RUS]
Семиотика литературы
Страницы 105-120
Тип [RAR] – Научная статья
Коды [УДК] 821.161.1
Заглавие
[RUS]
Сон как социальный и инфернальный фон картины бытия в цикле А. Блока «Страшный мир» (1909-1916)
[ENG]
Dream as a social and infernal background of the picture being in the loop in Blok's "The Fearful World" (1909-1916)
Авторы
[RUS]
Байрамова
Карина Владимировна
Дагестанский государственный университет
Кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры методики преподавания русского языка и литературы
[ENG]
Bayramova
Karina Vladimirovna
Dagestan State University
PhD (Philology), senior lecturer, methodology of teaching Russian language and literature Department
Аннотация
[RUS]
Статья посвящена выявлению художественной функции сна в общей для всего третьего тома лирики А. Блока картине бытия «страшного мира». Синкретизм сна и тумана создает, с одной стороны, образ инфернального хаоса, с другой стороны, атмосферу призрачности, иллюзорности социальной обстановки. Инфернальная направленность «Страшного мира» определяет традиционные представления о сне как важнейшей реальности подземного мира. Зеркальная природа сна обнаруживает в реальном мире черты мира потустороннего. В картине бытия цикла «Страшный мир» сон выполняет одновременно функцию испытания, разоблачения и функцию возмездия. Испытание сном оказывается возможным постольку, поскольку в поэтике сна воплощались прежде высокие духовные ценности.
[ENG]
The article concerns the peculiarities of poetics of Blok's dream cycle "The Fearful world". The orientation of the cycle on the first part of Dante's "Divine Comedy" is expressed in the semantics of names and manifests itself in a figurative (the heroes of the series: The Demon, Vampire, twins, dead) and the situational level (lyrical situation of the descent/ stay in Hell). Infernal cycle determines the orientation of the traditional perception of a dream as an essential reality of the underworld. The mirror nature of the dream reveals in the real world the features of the world hereafter. In the 3rd volume syncretism of dream and fog creates, on the one hand, the image of the infernal chaos, and, on the other hand, an atmosphere of unreality, illusion of social conditions. Relations between the dream and waking in the "Fearful world" are most clearly reflected in the form of poetic dreams ("The Double", "Demon"). Both poems are set in the dreaming story. However, the principal of the unallocated setting out the basic form of the narrative defines the inclusion of dream scene in "reality." Both poems bring the story of the twins. In the poem "The Double" image of "aging boy" is built on the principle of dream pasting multiple images in one. Revelatory function of a dream develops the traditional notion of it as a way of objectification, the opportunity to see myself from outside. In the poem "The Demon" the introduction of dream setting specifies the orientation of the author's poetic. It can be assumed that the conversion to a form of poetic dream discovers Blok twin Demon of Lermontov's hero. In this case, the poetic dream is considered as a form of reminiscence of Lermontov's poem. However, the poem has another interpretation. It can be assumed that the famous story of Lermontov's poem is a dream of Blok's demon, caused by the dream of lost paradise. The demon is endowed with the dreamer ability, thus its image is getting humanized. In the "Fearful World," a poetic dream carries a function of discovery. It serves as a means of detecting and identifying the double and his new faces.
Текст
[RUS]
Введение Открывающий пос...
Ключевые слова
[RUS]
Блок
сон
цикл «Страшный мир»
демон
Лермонтов
ночь
двойник
[ENG]
Blok
dream
cycle "Fearful world"
demon
Lermontov
night
the double
Ссылки
[RUS]
  1. Блок А.А. Собрание сочинений в 6-ти т. – М., 1971.
  2. Бройтман С.Н. Предыстория жанра (незавершенные поэмы А. Блока 1900-х гг.) // Природа художествен-ного целого и литературный про-цесс. – Кемерово, 1980. – С. 100-116.
  3. Золян С. Т. «Свет мой, зеркальце скажи…» (к семиотике волшебного зеркала) // Зеркало. Семиотика зеркальности. Труды по знаковым системам. XXII. – Тарту, 1988. – С. 36-44.
  4. Исупов К. Г. Историзм Блока и символистская мифология истории. (Введение в проблему) // Александр Блок. Исследования и материалы. – М., 1991. – С. 3-22.
  5. Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений в 4-х т. – М., 1975.
  6. Максимов Д. Е. Идея пути в поэтическом мире Ал. Блока// Максимов Д. Е. Поэзия и проза Ал. Блока. – Л., 1981. – С. 6-151.
  7. Максимов Д. Е. Об одном стихотворении («Двойник») // Максимов Д. Е. Поэзия и проза Ал. Блока. – Л., 1981. – С. 152-189.
  8. Машбиц-Веров И. Лирика любви. Тема «Страшного мира» // Машбиц-Веров И. Русский символизм и путь А. Блока. – Куйбышев, 1969. – С. 299-312.
  9. Небольсин С.А. Комментарии// Блок А. Собрание сочинений в 6-ти т. – Т. 3. – М., 1971. – С. 329-363.
  10. Померанц Г. Сновиденное и очевидное// Литературная газета, 1997. – № 30. – С. 10.
  11. Чижиковский П. Б. Диалог культур в лирике Ф. И. Тютчева (мифология и романтизм) // Жанр и проблема диалога. – Махачкала, 1982. – С. 122-129.
[ENG]
  1. Blok, A. A. (1971), Collected works in 6 vols. [Sobranie sochinenii v 6-ti t.], Moscow.
  2. Broitman, S. N. (1980), "Prehistory of the genre (unfinished poem by Alexander Blok, 1900)" ["Predystoriya zhanra (nezavershennye poemy A. Bloka 1900-kh gg.)"], Priroda khudozhestvennogo tselogo i literaturnyi protsess, Kemerovo, pp. 100-116.
  3. Chizhikovskii, P. B. (1982), "Dialogue of cultures in Tyutchev's lyrics (mythology and romanticism)" ["Dialog kul'tur v lirike F. I. Tyutcheva (mifologiya i romantizm)"], Zhanr i problema dialoga, Makhachkala, pp. 122-129.
  4. Isupov, K. G. (1991), "Historicism of Blok and the symbolist mythology of history. (Introduction to the problem)" ["Istorizm Bloka i simvolistskaya mifologiya istorii. (Vvedenie v problemu)"], in Alexander Blok. Research and materials [Aleksandr Blok. Issledovaniya i materialy], Moscow, pp. 3-22.
  5. Lermontov, M. Yu. (1975), Collected works in 4 volumes [Sobranie sochinenii v 4-kh t.], Moscow.
  6. Maksimov, D. E. "Idea in a poetic way of the world" ["Ideya puti v poeticheskom mire Al. Bloka"], in Maksimov D. E. (1981), Poetry and prose of Al. Blok [Poeziya i proza Al. Bloka], Leningrad, pp. 6-151.
  7. Maksimov, D. E. "On a poem ("The Double")" ["Ob odnom stikhotvorenii ("Dvoinik")"], in Maksimov D. E. (1981), Poetry and prose of Al. Blok [Poeziya i proza Al. Bloka], Leningrad, pp. 152-189.
  8. Mashbits-Verov, I. The love lyrics. The theme of "Fearful World" ["Lirika lyubvi. Tema "Strashnogo mira"], in Mashbits-Verov, I. (1969), Russian symbolism and the way of Alexander Blok [Russkii simvolizm i put' A. Bloka], Kuibyshev, pp. 299-312.
  9. Nebol'sin, S. A. "Comments" ["Kommentarii"], in Blok, A. (1971), Collected works in 6 vols. [Sobranie sochinenii v 6-ti t.], Moscow, Vol. 3, pp. 329-363.
  10. Pomerants, G. (1997), "Dream and the obvious" ["Snovidennoe i ochevidnoe"], Literaturnaya gazeta, No. 30, p. 10.
  11. Zolyan, S. T., "Mirror, mirror, tell me..." (to the semiotics of the magic mirror) "Svet moi, zerkal'tse skazhi…" (k semiotike volshebnogo zerkala)], in Mirror. Semiotics of the mirrorness. Proceedings of sign systems. XXII [Zerkalo. Semiotika zerkal'nosti. Trudy po znakovym sistemam. XXII], Tartu, 1988, pp. 36-44.
Файлы 8-bayramova.pdf

Выходные данные журнала по филологии «Язык. Словесность. Культура», в котором размещена статья.