Главная страница Контактные данные Карта проекта FAQ Форма заказа News

Статья «Связующая нить: “Гамлет” шекспировский и современный»

Наши услуги

Рецензируемые журналы

Архив

Оплата

Подписка

Методический раздел

Подбор оппонентов

Архивные данные статьи Сердечной В.В. и Лисиной Е.А.

Выходные данные научной статьи

Раздел
[RUS]
Литература в диалоге
Страницы 8-38
Тип [RAR] – Научная статья
Коды [УДК] 792.03
Заглавие
[RUS]
Связующая нить: “Гамлет” шекспировский и современный
[ENG]
The time is out of joint: the Shakespeare's Hamlet and contemporary
Авторы
[RUS]
Сердечная
Вера Владимировна
ООО «Аналитика Родис»
Кандидат филологических наук, научный редактор
[ENG]
Serdechnaya
Vera Vladimirovna
"Analitika Rodis" publishing
PhD (Philology), science editor
[RUS]
Лисина
Елена Александровна
ООО «Аналитика Родис»
Кандидат философских наук, генеральный директор
[ENG]
Lisina
Elena Aleksandrovna
"Analytika Rodis" publishing
PhD (Philosophy), general director
Аннотация
[RUS]
Статья посвящена истории постановок трагедии У. Шекспира «Гамлет». Авторы уделяют внимание различным способам жанровой трактовки, сценографии и пониманию образа Гамлета в истории постановок и экранизаций классического сюжета. Краткий обзор истории воплощений трагедии завершается рассмотрением последнего из «Гамлетов» российской сцены – постановки Александра Огарева в Краснодарском академическом театре драмы.
[ENG]
The article is dedicated to the variety of productions of William Shakespeare's "Hamlet" tragedy. The authors pay specific attention to the multiple ways of interpretation of the genre, set design and an understanding of the image in the history of "Hamlet"'s innumerous theatre stagings and screen adaptations. As starting methodological principles of the current study the authors take, first, the mythological and ritual ground of theater itself, and the genre of tragedy in particular, and also, second, the desire to get as much closer to the aesthetic settings that the genius and legendary play wright confessed himself. The purpose of the article is to make a research survey into the various performances and screenings of "Hamlet" from the point of manifestation in the directions and set designs of the masterpiece its mythological and ritual foundation, glimmering in tragedy as a genre since Dionysus times. The goal predetermined the objectives of the work: the research aimed to briefly examine the mythological and ritual initial basis of drama and tragedy; to examine the key features of Shakespeare's theatre; to highlight the main features of the structure of "Hamlet" tragedy and the most noteworthy aspects of its interpretation; to elaborate on the significant milestones of "hamletization" in the XX and XXI centuries and, in particular, the last token staging of the tragedy in M. Gorky Krasnodar Theater of Drama. As the material for the research paper the analysts use the impressions of the modern productions of "Hamlet", video recordings of stagings and filmings, as well as historical investigations into the history of theater and ritual and also works on Shakespeare studies. Obvious time span restriction of the current study material to the XX century and the beginning of XXI is due to the special role of myth in the culture of this period, from the epoch of decadence, when, by the way, the image of Hamlet has obtained especially thrilling topicality. Today, after the death of one of the pillars of the Russian direction Peter Fomenko, the main line of development of the theater is undoubtedly associated with the name of Anatoly Vasilyev and his students; and one of those, Alexander Ogarev, staged his "Hamlet" in M. Gorky Krasnodar Theater of Drama, this performance is truly indicative model of "Hamlet" vision in the present and hadn't been yet described in the scientific literature as an important and original interpretation of the eternal story.
Текст
[RUS]
Введение Трагедия о Гамлете, принц...
Ключевые слова
[RUS]
Шекспир
Гамлет
трагедия
интерпретация
постановка
экранизация
ритуал
перформанс
сценография
мастерство актера
[ENG]
Shakespeare
Hamlet
tragedy
interpretation
staging
filming
ritual
myth
set design
Ссылки
[RUS]
  1. Аникст А. Шекспир: ремесло драматурга. – М.: Советский писатель, 1974. – 608 с.
  2. Бартошевич А. В. Гамлеты наших дней // Шекспировские чтения. Науч. совет РАН «История мировой культуры» / гл. ред. А. В. Бартошевич. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2010. – С. 210.
  3. Бартошевич А.В. Драма Шекспира как театральный текст [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tnu.in.ua/study/downloads.php?do=file&id=1678
  4. Бартошевич А.В. Живая плоть трагедии // Советская культура. – 1971. – 14 дек. – С. 52.
  5. Бачелис Т. Театральные идеи Гордона Крэга и "Гамлет" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gnozis.info/?q=node/3604
  6. Березкин Ю. Мифология индейцев Латинской Америки и древние фольклорные провинции. Анализ одного мифологического сюжета // Фольклор и историческая этнография / отв. ред. Р.С.Липец. – М.: Наука, 1983. – С. 191-220.
  7. Брандес Г. Шекспир. Жизнь и произведения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lib.ru/SHAKESPEARE/brandes.txt
  8. Волков С. Гамлет, Сталин, Мейерхольд, Акимов и Шостакович [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://7x7-journal.ru/post/15213
  9. Гайдин Б.Н. Образ Гамлета как константа русской культуры: концепция исследования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2011/6/Gaydin_Image-of-Hamlet/
  10. Горбунов А. Н. К истории русского «Гамлета» // Шекспир У. Гамлет. Избранные переводы. – М., 1985. – С. 85.
  11. Дакина Ю. Шекспировский «Гамлет» в британской литературной периодике XIX века: открытие характера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mediascope.ru/node/846
  12. Захаров Н.В. Постановки «Гамлета» на постсоветской сцене [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2011/4/Zakharov_Productions_of_Hamlet_on_the_Post-Soviet_Stage/#_ftnref4
  13. Каллистов Д.П. Античный театр. – Л.: Искусство, 1970. – 102 с.
  14. Котт Я. Шекспир – наш современник. – М.: Балтийские сезоны, 2011. – 352 с.
  15. Лаврова А. Краснодар. Отцы и дети по Шекспиру // Страстной бульвар. – 2012. – № 8-148. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.strast10.ru/node/2260
  16. Липков И. Шекспировский экран [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.w-shakespeare.ru/library/shekspirovskiy-ekran.html
  17. Микеладзе Н. Э. Преобразование сюжета мести в «Гамлете» // Медиаскоп. – 2010. – № 4. – С. 11-11.
  18. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т.1. – М.: Мысль, 1996. – 829 с.
  19. Новик Е.С. Структура сказочного трюка // От мифа к литературе. Сб. в честь семидесятипятилетия Е.М. Мелетинского. – М., 1993. – С. 145-160.
  20. Оден У.Х. Лекции о Шекспире / пер. М. Дадяна. – М.: Изд-во Ольги Морозовой, 2008. – 576 с.
  21. Розанов М. Гамлет // Шекспиръ В. Полное собраніе сочиненій / Библіотека великихъ писателей подъ ред. С. А. Венгерова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://az.lib.ru/s/shekspir_w/text_0100oldorfo.shtml
  22. Саксон Грамматик. Деяния Датчан (Сага о Гамлете из книги III) // Зарубежная литература средних веков / сост. Б. И. Пуришев. – М., 1974. – С. 60 – 68.
  23. Спиваковский А. 22 Гамлета и один Шекспир (традиции и новации прочтения трагедии «Гамлет» У. Шекспира) // Сибирские огни. – 2004. – № 4. – С. 196-202.
  24. Толстой Л. О Шекспире и о драме [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.klassika.ru/read.html?proza/tolstoj/shakespeare.txt&page=7
  25. Фрейд З. Толкование сновидений. Современные проблемы // Шекспир В. Гамлет. – СПб., 2001. – С. 187-194.
  26. Шекспировские штудии IV. Гамлет как вечный образ русской и мировой культуры: Монография. – М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2010. – 87 с.
  27. Шлегель Ф. Об изучении греческой поэзии // Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: В 2-х т. – М., 1983. – Т. 1.
  28. Эткинд М. Николай Акимов: сценография, графика. – М., 1980. – 135 с.
[ENG]
  1. Anikst, A. (1974), Shakespeare: the craft of the dramatist [Shekspir: remeslo dramaturga], Moscow, 608 p.
  2. Auden, W.H. (2008), Lectures on Shakespeare [Lektsii o Shekspire], Moscow, 576 p.
  3. Bachelis, T. "Gordon Craig theatre ideas and "Hamlet" ["Teatral'nye idei Gordona Krega i "Gamlet"], available at: http://gnozis.info/?q=node/3604
  4. Bartoshevich, A.V. (1971), "Live flesh of a tragedy" ["Zhivaya plot' tragedii"], Sovetskaya kul'tura, December, 14, p. 3.
  5. Bartoshevich, A.V. (2010), ["Gamlety nashikh dnei"], Shakespeare scientific council readings of the RAS "History of World Culture" [Shekspirovskie chteniya. Nauchnyi sovet RAN "Istoriya mirovoi kul'tury"], pp. 209-217.
  6. Bartoshevich, A.V. "Shakespeare's drama as a theatrical text" ["Drama Shekspira kak teatral'nyi tekst"], available at: http://www.tnu.in.ua/study/downloads.php?do=file&id=1678
  7. Berezkin, Yu. "Mythology of Indians of Latin America and the ancient folklore of the province. Analysis of a mythological plot [Mifologiya indeitsev Latinskoi Ameriki i drevnie fol'klornye provintsii. Analiz odnogo mifologicheskogo syuzheta], in Lipets, R.S. (1983), Folklore and historical ethnography [Fol'klor i istoricheskaya etnografiya], Moscow, pp. 191-220.
  8. Brandes, G. "Shakespeare. Life and works" ["Shekspir. [Zhizn' i proizvedeniya"], available at: http://www.lib.ru/SHAKESPEARE/brandes.txt
  9. Cott, J. (2011), Shakespeare – our contemporary [Shekspir – nash sovremennik], Moscow, 352 p.
  10. Dakina, Yu. "Shakespeare's "Hamlet" in the British literary periodicals of XIX century: the discovery of nature" ["Shekspirovskii "Gamlet" v britanskoi literaturnoi periodike XIX veka: otkrytie kharaktera"], available at: http://mediascope.ru/node/846
  11. Etkind, M. (1980), Nikolai Akimov: stenography and graphics [Nikolai Akimov: stsenografiya, grafika], Moscow, 135 p.
  12. Freud, Z. (2001) "Interpretation of dreams. Modern problems" ["Tolkovanie snovidenii. Sovremennye problemy"], in Shakespeare W. Hamlet [Shekspir V. Gamlet], St. Petersburg, pp. 187-194.
  13. Gaidin, B.N. "Hamlet as a constant image of Russian culture: the concept of research" ["Obraz Gamleta kak konstanta russkoi kul'tury: kontseptsiya issledovaniya"], available at: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2011/6/Gaydin_Image-of-Hamlet/
  14. Gorbunov, A. N. (1985) On the history of Russian "Hamlet" ["K istorii russkogo "Gamleta"], in Shakespeare, W. Hamlet. Selected translations [Gamlet. Izbrannyeperevody], Moscow, pp. 7–26.
  15. Kallistov, D.P. (1970), Ancient theatre [Antichnyi teatr], Iskusstvo, Leningrad, 102 p.
  16. Lavrova, A. (2012), "Krasnodar. Fathers and Sons by Shakespeare" ["Krasnodar. Ottsy i deti po Shekspiru"], Strastnoi bul'var, No. 8-148, available at: http://www.strast10.ru/node/2260
  17. Lipkov, I. "Shakespeare's screen" ["Shekspirovskii ekran"], available at: http://www.w-shakespeare.ru/library/shekspirovskiy-ekran.html
  18. Mikeladze, N.E. (2010), "The transformation of revenge line in "Hamlet"s plot" ["Preobrazovanie syuzheta mesti v "Gamlete"], Mediaskop, No. 4, p. 11.
  19. Novik, E.S. (1993), "The structure of fabulous stunt" ["Struktura skazochnogo tryuka"], in From myth to literature. Collected works in honor of the seventieth birthday of E.M. Meletinsky [Ot mifa k literature. Sbornik v chest' semidesyatipyatiletiya E. M. Meletinskogo], Moscow, pp. 145-160.
  20. Rozanov, M. "Hamlet" ["Gamlet"], in Vengerov, S. A. Library of great writers [Biblіoteka velikikh pisatelei], available at: http://az.lib.ru/s/shekspir_w/text_0100oldorfo.shtml
  21. Saxo Grammaticus, Acts of Danes (Saga of Hamlet from the book III) [DeyaniyaDatchan (Saga o Gamleteizknigi III)], in Purishev, B. I. (1974) Foreign literature of the Middle Ages [Zarubezhnaya literatura srednikh vekov], Moscow, pp. 60-68.
  22. Schlegel, F. (1983), Aesthetics. Philosophy. Criticism: In 2 volumes [Estetika. Filosofiya. Kritika: V 2-kh tomakh], Moscow, Vol. 2, 480 p.
  23. Shakespeare studies IV. Hamlet as the eternal image of Russian and world culture: Monograph [Shekspirovskie shtudii IV. Gamlet kak vechnyi obraz russkoi i mirovoi kul'tury: Monografiya], Moscow, 2010, 87 p.
  24. Spivakovskii, A. (2004), "22 and one Shakespeare's Hamlets (the traditions and innovations of William Shakespeare tragedy 'Hamlet" interpretations)" ["22 Gamleta i odin Shekspir (traditsii i novatsii prochteniya tragedii "Gamlet" U. Shekspira)"], Sibirskieogni, No. 4, pp. 196-202.
  25. Tatarinov, A.V. (2000), Bible story and its formation in the literary process (Medieval and Renaissance) [Bibleiskii syuzhet i ego stanovlenie v literaturnom protsesse (Srednie veka i Vozrozhdenie)], Krasnodar, 168 p.
  26. Tolstoy, L. "On Shakespeare and the drama" ["O Shekspirei o drame"], available at: http://www.klassika.ru/read.html?proza/tolstoj/shakespeare.txt&page=7
  27. Volkov, S. "Hamlet, Stalin, Meyerhold, Akimov and Shostakovich" ["Gamlet, Stalin, Meierkhol'd, Akimovi Shostakovich"], available at: http://7x7-journal.ru/post/15213
  28. Zakharov, N.V. "Hamlet"'s post-Soviet staging" ["Postanovki "Gamleta" na postsovetskoi stsene"], available at: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2011/4/Zakharov_Productions_of_Hamlet_on_the_Post-Soviet_Stage/#_ftnref4
Файлы 1-serdechnaya-lisina.pdf

Выходные данные журнала по филологии «Язык. Словесность. Культура», в котором размещена статья.