Главная страница Контактные данные Карта проекта FAQ Форма заказа News

Статья «Общественное мнение о полилингвальной системе образования в Российской Федерации: Этносоциологический анализ»

Наши услуги

Рецензируемые журналы

Архив

Оплата

Подписка

Методический раздел

Публикация в журналах издательства из Перечня ВАК

Архивные данные статьи Еликоевой А.К.

Выходные данные научной статьи

Раздел
[RUS]
2. Публичная политика
Страницы 79-98
Тип [RAR] – Научная статья
Коды [УДК] 316.65
Заглавие
[RUS]
Общественное мнение о полилингвальной системе образования в Российской Федерации: Этносоциологический анализ
[ENG]
Public opinion on polylingual educational system in the Russian Federation: ethno-sociological analysis
Авторы
[RUS]
Еликоева
Альбина Казбековна
Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова
Аспирант кафедры социологии и социально-политических процессов
[ENG]
Elikoeva
Al'bina Kazbekovna
North Ossetian State University after K.L. Khetagurov
Postgraduate student of the department of sociology and social and political processes
Аннотация
[RUS]
Статья написана на материалах этносоциологических исследований, проведенных в мае 2010 г. в субъектах РФ (Республика Татарстан, Республика Северная Осетия – Алания, Чеченская Республика). Материалы исследования позволили сделать следующие выводы: – этноязыковое поведение респондентов демонстрирует, что социальные функции национальных языков по-прежнему достаточно узки не только на уровне межэтнического, но и внутриэтнического взаимодействия; – слабая динамика расширения социальных функций национального языка обусловлена представлениями большинства населения обеих этнических, а также социальных и возрастных групп о его невысокой востребованности для социальной самореализации индивида.
[ENG]
The article has a scientific character and will be of interest to people involved or simply interested in education. There is an understanding in society that each person is a part of some social group, and ethnicity – is a form of social groups. Ethnic identity also can be viewed as a form of social identity. Coincidence of social status and ethnicity – that disputed point, upon which rely the elite, ideologists and party bosses. Speaking about the equality of languages, we must remember that this is primarily a social problem. Poor and uneducated segments of the population will never raise their voices. But social inequality is a relative concept. The materials of the research let the author came to the following conclusions: – Ethno-linguistic behavior of respondents shows that social functions of national languages are still quite narrow, not only at the inter-ethnic level, but also at the level of intraethnic interaction; – Slight expansion dynamics of social functions of national language is due to perceptions of the majority of the population of both ethnic groups, as well as to social and age groups because of its low importance for social self-actualization of the individual. – Low interest in the study of national languages and cultures on the part of the Russian population and a part of the most titular ethnic group is not associated with the number but with quality of teaching of these languages, which in turn complicates and reduces the interest for the "consumption" of offered culture pieces of ethnic groups.
Текст
[RUS]
Введение С начала 80-х гг. ХХ в. в...
Ключевые слова
[RUS]
Титульные этносы
гражданин
поликультурное образование
язык
культура
национализм
мультикультурализм
разновидность культур
гражданин глобального мира
нации
народности
этнические группы
интерес
местные языки
многонациональность
этноязыковое поведение
[ENG]
Titular ethnic groups
citizen
multicultural education
language
culture
nationalism
multiculturalism
variety of cultures
citizen of the global world
nations
nationalities
ethnic groups
interest
vernacular languages
multinationality
ethnic and linguistic behavior
Ссылки
[RUS]
  1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. – М.: Наука, 1989. – 247 с.
  2. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. Учебник для вузов. – М.: Аспект-Пресс, 1999. – 271 с.
  3. Большой толковый социологический словарь (Collins). Т. 1-2. – М.: Вече, АСТ, 1999. – 527 с.
  4. Гирц К., Ковлер А.И., Смирнов В.В. Демократия и участие в политике. – М., 1996. – 192 с.
  5. Доган М., Пелласи Д. Сравнительная политическая социология. – М.: МГУ, 1994. – 272 с.
  6. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. – М.: МГИК, 1994. – 214 с.
  7. О языках народов Российской Федерации. Закон РФ от 25 октября 1991 г. // Ведомости РСФСР. – 1991. – № 50. – Ст. 1740.
  8. Польза разнообразия // Теория и история экономических и социальных институтов и систем. «Мир человека». – 1993. – № 3. – С. 115-130.
  9. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. № 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» // Бюллетень Минобразования РФ. – № 2. – 2012.
  10. Соловьёв О.М. Плюрализм в демократическом обществе // Социология и социальная антропология. – СПб.: Алетейя, 1997. – С. 176-184.
  11. Соссюр Ф. Труды по языкознанию. – М.: Прогресс, 1977. – 696 с.
  12. Социологическая энциклопедия. Т. 2. – М.: Мысль, 2003. – 863 с.
  13. Сусоколов А.А. Культура и обмен. – М.: Русская Панорама, 2006. – 448 с.
  14. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М.: АСТ, 2003. – 603 с.
[ENG]
  1. Arutyunov, S.A. (1989), Peoples and Cultures: the development and interaction [Narody i kul'tury: razvitie i vzaimodeistvie], Nauka, Moscow, 247 p.
  2. Arutyunyan, Yu.V., Drobizheva, L.M., Susokolov, A.A. (1999), Ethnosociology. Textbook for universities [Etnosotsiologiya. Uchebnik dlya vuzov], Aspekt-Press, Moscow, 271 p.
  3. Dogan, M., Pellasi, D. (1994), Comparative political sociology [Sravnitel'naya politicheskaya sotsiologiya], MGU, Moscow, 272 p.
  4. Girts, K., Kovler, A.I., Smirnov, V.V. (1996), Democracy and political participation [Demokratiya i uchastie v politike], Moscow, 192 p.
  5. Khantington, S. (2003), The Clash of Civilizations [Stolknovenie tsivilizatsii], AST, Moscow, 603 p.
  6. Large Explanatory Sociological Dictionary (Collins). Vol. 1-2 [Bol'shoi tolkovyi sotsiologicheskii slovar' (Collins). T. 1-2], Veche; AST, Moscow, 1999, 527 p.
  7. "On the languages of the peoples of the Russian Federation. Federal Law from October 25, 1991" ["O yazykakh narodov Rossiiskoi Federatsii. Zakon RF ot 25 oktyabrya 1991 g."], Vedomosti RSFSR, 1991, No. 50, Art. 1740.
  8. "Order of the Ministry of Education of the Russian Federation from February 11, 2002 No. 393 "On the Concept of Modernization of Russian Education for the period till 2010" ["Prikaz Ministerstva obrazovaniya Rossiiskoi Federatsii ot 11 fevralya 2002 g. No. 393 "O Kontseptsii modernizatsii rossiiskogo obrazovaniya na period do 2010 g."], Byulleten' Minobrazovaniya RF, 2012, No. 2.
  9. Orlova, E.A. (1994), Introduction to the social and cultural anthropology [Vvedenie v sotsial'nuyu i kul'turnuyu antropologiyu], MGIK, Moscow, 214 p.
  10. Sociological Encyclopedia. Vol. 2. [Sotsiologicheskaya entsiklopediya. T. 2], Mysl' Moscow, 2003, 863 p.
  11. Solov'ev, O.M. (1997), "Pluralism in a democratic society", Sociology and Social Anthropology ["Plyuralizm v demokraticheskom obshchestve", Sotsiologiya i sotsial'naya antropologiya], Aleteiya, St. Petersburg, pp. 176-184.
  12. Sossyur, F. (1977), Writings on linguistics [Trudy po yazykoznaniyu], Progress, Moscow, 696 p.
  13. Susokolov, A.A. (2006), Culture and interchange [Kul'tura i obmen], Russkaya Panorama, Moscow, 448 p.
  14. "The benefits of diversity" ["Pol'za raznoobraziya"], Teoriya i istoriya ekonomicheskikh i sotsial'nykh institutov i sistem. "Mir cheloveka", 1993, No. 3, pp. 115-130.
Файлы 5-elikoeva.pdf

Выходные данные журнала «Теории и проблемы политических исследований», в котором размещена статья.