Главная страница Контактные данные Карта проекта FAQ Форма заказа News

Статья «История кафедры общей психологии МГУ как колыбели профессионального образования психологов и исследований рефлексии» / Article "The history of the Department of General Psychology at Moscow State University as a cradle of reflection research and professional education of psychologists"

Наши услуги

Рецензируемые журналы

Архив

Оплата

Подписка

Методический раздел

Подбор оппонентов

Архивные данные статьи Семёнова И.Н. / Archival data of the article written by Semenov I.N.

Выходные данные научной статьи / Article output data

Раздел / Sectional title
[RUS]
Историография
[ENG]
Historiography
Страницы / Pages 112-133
Тип / Type [RAR] – Научная статья
Коды / Numbers [УДК] 159.9.
Заглавие / Title
[RUS]
История кафедры общей психологии МГУ как колыбели профессионального образования психологов и исследований рефлексии
[ENG]
The history of the Department of General Psychology at Moscow State University as a cradle of reflection research and professional education of psychologists
Авторы / Authors
[RUS]
Семёнов
Игорь Никитович
Доктор психологических наук, профессор, академик АПСН, академик Международной академии Гуманизации образования, действительный член Европейской академии естествознания (Лондон), лауреат Премии Президента РФ в области образования, создатель научной школы Рефлексивной психологии и педагогики творчества, член диссертационных советов по общей психологии и по общей педагогике,
Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики
[ENG]
Semenov
Igor' Nikitovich
Full Doctor of Psychology, professor, member of the Academy of Pedagogical and Social Sciences, member of the International Academy for the Humanization of Education, full-fledged member of the European Academy of Natural History (London), recipient of the prize of the President of the RF in the field of education, founder of the scientific school of reflexive psychology and pedagogy of creativity, member of dissertation councils in general psychology and in general pedagogy,
National Research University – Higher School of Economics
Аннотация / Abstract
[RUS]
Анализируется история кафедры общей психологии Факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова на фоне развития психологической науки в России. Впервые предлагается периодизация развития кафедры и дифференцируются его этапы. При этом кратко обозначены основные направления научно-педагогической деятельности кафедры. Охарактеризовано значение инновационных исследований психических процессов на факультете как колыбели изучения эвристики и рефлексии. Показана ведущая роль кафедры в организации университетского профессионального образования психологов в нашей стране.
[ENG]
The article examines the history of the Department of General Psychology of the Faculty of Psychology at Moscow State University named after M.V. Lomonosov in a sign of development of psychological science in Russia.
The organization of accredited higher education is one of the key issues of the effective solutions which largely depends on the socio-economic progress of the society. In the modern world we have different systems of higher education, but most of them date back to the scientific and educational tradition of the first European universities. The formation of university psychological education in Russia has a centennial convoluted history due to the dramatic history of the country in the twentieth century because of revolutionary upheavals.
The conducted brief historical and scientific review and scientific analysis of the content of 70-years stages of the Department of General Psychology at MSU can reflect on its role in the development of psychology and psychological education. The creation of the Department of General Psychology at MSU radically changed the education system of psychologists.
Текст / Text
[RUS]
Введение В октябре 2012 г. научная общественность отметила...
Ключевые слова / Keywords
[RUS]
Психология
общая психология
история
кафедра
факультет
образование
профессионализм
деятельность
мышление
эвристика
рефлексия
творчество
[ENG]
Psychology
general psychology
history
department
faculty
education
professionalism
activity
thinking
heuristics
reflection
creativity
Ссылки / References
[RUS]
  1. Алексеев Н.Г., Зарецкий В.К., Семёнов И.Н. Когнитивизм как общепсихологическая концепция познавательных процессов и научения // Вопросы психологии. – 1979. – № 2. – С. 164-169.
  2. Аникина В.Г., Коваль Н.А., Семёнов И.Н. Исследование экзистенциальной рефлексии в проблемно-конфликтных ситуациях. – Тамбов: ТГУ, 2002. – 108 с.
  3. Бодалев А.А. Психология о личности. – М.: МГУ, 1983. – 187 с.
  4. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. – М.: МГУ, 1994. – 96 с.
  5. Братусь Б.С. Русская, советская, российская психология. – М.: Флинта, 2000. – 88 с.
  6. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. – М.: МГУ, 1980. – 192 с.
  7. Габай Т.В. Учебная деятельность и её средства. – М.: МГУ, 1988. – 255 с.
  8. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. – М.: Университет, Высшая школа, 2002. – 400 с.
  9. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. – М.: Наука, 1966. – С. 236-277.
  10. Гальперин П.Я., Данилова В.Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопросы психологии. – 1980. – № 1. – С. 31-38.
  11. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: Юрайт, МГУ, 2002. – 336 с.
  12. Ждан А.Н. Преподавание психологии в Московском университете. (К 80-летию психологического института и 50-летию кафедры общей психологии в Московском университете) // Вопросы психологии. – 1993. – № 4. – С. 80-93.
  13. Ждан А.Н. Факультет психологии. Этапы становления (1966-2006 гг.) // Московский университет. Спецвыпуск. – 2006. – № 4. – С. 40-46.
  14. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. – М.: Тривола, 1994. – 304 с.
  15. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. Теория и методы. – М.: Аспект-Пресс, 2002. – 381 с.
  16. Ладенко И.С., Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. Формирование творческого мышления и культивирование рефлексии. – Новосибирск: ИНФФ СО АН СССР, 1990. – 60 с.
  17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
  18. Леонтьев А.Н. Становление психологии деятельности: Ранние работы. – М.: Смысл, 1994. – 439 с.
  19. Леонтьев А.Н. Философия психологии: из научного наследия. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. – 228 с.
  20. Леонтьев Д.А. Психология смысла. – М.: Смысл, 2003. – 143 с.
  21. Лосев А.В., Семёнов И.Н. Формирование рефлексивности социально-профессионального мышления менеджеров быстро развивающихся организаций. – М.: ПИ РАО, 1997. – 23 с.
  22. Лурия А.Р. Природа человеческих конфликтов: объективное изучение дезорганизации поведения человека. – М.: Когито-Центр, 2002. – 527 с.
  23. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. – М.: Психология, 2003. – 192 с.
  24. Общая психология. Тексты. В З-х томах. T. 2 / Под ред. Петухова В.В. – М.: Психология, 2004. – 527 с.
  25. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. – Смоленск: СГУ, 1997. – 400 с.
  26. Петровский А.В. Психология России: ХХ век. – М.: УРАО, 2000. – 312 с.
  27. Пономарев Я.А., Семёнов И.Н., Алексеев Н.Г. Исследования проблем психологии творчества. – М.: Наука, 1983. – 336 с.
  28. Психология. Движение и деятельность. Сборник исследований кафедры психологии / Под ред. Рубинштейна С.Л. – М.: МГУ, 1945. – 245 с.
  29. Рубинштейн С.Л. Вопросы преподавания психологии в педвузе // Педагогическое обозрение. – 1935. – № 4. – С. 40-44.
  30. Рубинштейн С.Л. Научно-исследовательская работа кафедры психологии ЛГПИ им. А.И. Герцена // Уч. записки гос. пед. института им. А.И. Герцена. Т. 18. – Л., 1939. – С. 141-144.
  31. Рубинштейн С.Л. О путях психологического исследования. Психология и педагогика // Советская педагогика. – 1941. – № 7-8. – С. 41-47.
  32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Учпедгиз, 1940. – 596 с.
  33. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. Пособие для высших педагогических учебных заведений. – М.: Учпедгиз, 1935. – 496 с.
  34. Семёнов И.Н. Бехтерев Владимир Михайлович. Блонский Павел Петрович. Выготский Лев Семёнович. Вюрцбургская школа. Желание. Душа. Индивидуальность. Кюльпе Освальд // Большая советская энциклопедия. – М.: СЭ, 1970-1972.
  35. Семёнов И.Н. Взаимодействие московской и петербургской научных школ психологии // Психология перед вызовом будущего. – М.: МГУ, 2011. – С. 61-64.
  36. Семёнов И.Н. Взаимодействие психологии творчества Я.А. Пономарева с российскими учёными // Психология творчества: школа Я.А. Пономарева / Под ред. Ушакова Д.В. – М.: ИП РАН, 2006. – С. 438-455.
  37. Семёнов И.Н. К нормативному анализу познавательной деятельности при решении творческих задач // Психологические исследования. Вып. 7 / Под ред. Леонтьева А.Н., Лурия А.Р. и др. – М.: МГУ, 1977. – С. 39-49.
  38. Семёнов И.Н. Об одном приёме формирования решения творческих задач // Управление познавательной деятельностью студентов / Под ред. Калошиной И.П. – Саранск: Морд. ГУ, 1979. – С. 45-52.
  39. Семёнов И.Н. Опыт деятельностного подхода к экспериментально-психологическому исследованию мышления на материале решения творческих задач // Методологические проблемы исследования деятельности / Под ред. Зинченко В.П., Леонтьева А.Н., Мунипова В.М., Юдина Э.Г. – М.: ВНИИТЭ, 1976. – С. 148-188.
  40. Семёнов И.Н. Развитие проблематики психологии рефлексии и её изучение на психологическом факультете Высшей школы экономики // Психология. – 2007. – № 3. – С. 108-126.
  41. Семёнов И.Н. С.Л. Рубинштейн: известный и неизвестный // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2009. – № 3. – С. 63-89.
  42. Семёнов И.Н. Учение П.Я. Гальперина как концептуальная основа рефлексивной психологии // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 2012. – № 4. – С. 61-64.
  43. Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. Проблемы психологического изучения рефлексии и творчества // Вопросы психологии. – 1983. – № 5. – С. 163-164.
  44. Семёнов И.Н., Степанов С.Ю., Новикова Е.Р., Ссорин Ю.А. Компьютеризация школьного обучения и диагностика возрастных особенностей организации дискурсивного мышления // Психологические проблемы создания и использования ЭВМ / Под ред. О.К. Тихомирова. – М.: МГУ, 1985. – C. 77-79.
  45. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 271 с.
  46. Соколова Е.Е. Общая психология / Под ред. Б.С. Братуся. – М.: Академия, 2005. – 352 с.
  47. Степанов С.Ю, Семёнов И.Н. Личностно-рефлексивный диалог в развитии творческих возможностей учащихся // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева. – М.: РАО, 1987. – С. 76-82.
  48. Тихомиров О.К. Исследование структуры мыслительной деятельности человека. – М.: МГУ, 1969. – 304 с.
  49. Тихомиров О.К. Понятия и принципы общей психологии. – М.: МГУ, 1992. – 87 с.
  50. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: МГУ, 1984. – 272 с.
  51. Учёные записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 1 / Под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – С. 56-65.
  52. Холмогорова А.Б., Зарецкий В.К., Семёнов И.Н. Рефлексивно-личностная регуляция целеобразования в норме и патологии // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 1981. – № 3. – С. 12-22.
  53. Челпанов Г.И. Введение в экспериментальную психологию. – М., 1915. – 321 с.
  54. Челпанов Г.И. Психология, философия, образование. – М.: Ин-т практ. психол.; Воронеж: Модэк, 1999. – 521 с.
  55. Челпанов Г.И. Сочинения. Т. 1. – М., 2010. – 389 с.
  56. Челпанов Г.И. Сочинения. Т. 2. – М., 2010. – 394 с.
[ENG]
  1. Alekseev, N.G., Zaretskii, V.K., Semenov, I.N. (1979), "Cognitivism as general psychological concept of cognitive processes and learning activities" ["Kognitivizm kak obshchepsikhologicheskaya kontseptsiya poznavatel'nykh protsessov i naucheniya"], Voprosy psikhologii, No. 2, pp. 164-169.
  2. Anikina, V.G., Koval', N.A., Semenov, I.N. (2002), The study of existential reflection in problem and conflict situations [Issledovanie ekzistentsial'noi refleksii v problemno-konfliktnykh situatsiyakh], TGU, Tambov, 108 p.
  3. Bodalev, A.A. (1983), Psychology of personality [Psikhologiya o lichnosti], MGU, Moscow, 187 p.
  4. Bratus', B.S. (1994), Psychology. Morale. Culture [Psikhologiya. Nravstvennost'. Kul'tura], MGU, Moscow, 96 p
  5. Bratus', B.S. (2000), Soviet and Russian psychology [Russkaya, sovetskaya, rossiiskaya psikhologiya], Flinta, Moscow, 88 p.
  6. Bratus', B.S., Leont'ev, D.A. (2002), Scholarly notes of the Department of General Psychology at Moscow State University named after M.V. Lomonosov. Issue 1 [Uchenye zapiski kafedry obshchei psikhologii MGU im. M.V. Lomonosova. Vyp. 1], Smysl, Moscow, pp. 56-65.
  7. Chelpanov, G.I. (1915), Introduction to experimental psychology [Vvedenie v eksperimental'nuyu psikhologiyu], Moscow, 321 p.
  8. Chelpanov, G.I. (1999), Psychology, philosophy, education [Psikhologiya, filosofiya, obrazovanie], In-t prakt. psikhol.; Modek, Voronezh, Moscow, 521 p.
  9. Chelpanov, G.I. (2010), Works. Vol. 1 [Sochineniya. T. 1], Moscow, 389 p.
  10. Chelpanov, G.I. (2010), Works. Vol. 2 [Sochineniya. T. 2], Moscow, 394 p.
  11. Gabai, T.V. (1988), Educational activities and its facilities [Uchebnaya deyatel'nost' i ee sredstva], MGU, Moscow, 255 p.
  12. Gal'perin, P.Ya (2002), Lectures on psychology [Lektsii po psikhologii], Universitet; Vysshaya shkola, Moscow, 400 p.
  13. Gal'perin, P.Ya. (1966), "Psychology of thinking and learning about the gradual formation of mental actions", Thinking development in Soviet psychology ["Psikhologiya myshleniya i uchenie o poetapnom formirovanii umstvennykh deistvii", Issledovanie myshleniya v sovetskoi psikhologii], Nauka, Moscow, pp. 236-277.
  14. Gal'perin, P.Ya., Danilova, V.L. (1980), "The education of systematic thinking in solving small creative problems" ["Vospitanie sistematicheskogo myshleniya v protsesse resheniya malykh tvorcheskikh zadach"], Voprosy psikhologii, No. 1, pp. 31-38.
  15. Gippenreiter, Yu.B. (2002), Introduction to General Psychology [Vvedenie v obshchuyu psikhologiyu], Yurait; MGU, Moscow, 336 p.
  16. Kholmogorova, A.B., Zaretskii, V.K., Semenov, I.N. (1981), "Reflexive and personal regulation of goal formation in the norm and disease" ["Refleksivno-lichnostnaya regulyatsiya tseleobrazovaniya v norme i patologii"], Vestnik MGU. Seriya 14. Psikhologiya, No. 3, pp. 12-22.
  17. Kornilova, T.V. (2002), Experimental Psychology. Theory and Methods [Eksperimental'naya psikhologiya. Teoriya i metody], Aspekt-Press, Moscow, 381 p.
  18. Ladenko, I.S., Semenov, I.N., Stepanov, S.Yu. (1990), Formation of creative thinking and reflection growing [Formirovanie tvorcheskogo myshleniya i kul'tivirovanie refleksii], INFF SO AN SSSR, Novosibirsk, 60 p.
  19. Leont'ev, A.N. (1975), Activity. Consciousness. Personality [Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'], Politizdat, Moscow, 304 p.
  20. Leont'ev, A.N. (1994), Philosophy of psychology: from the scientific heritage [Filosofiya psikhologii: iz nauchnogo naslediya], Izd-vo Mosk. un-ta, Moscow, 228 p.
  21. Leont'ev, A.N. (1994), The formation of the psychology of activity: Early works [Stanovlenie psikhologii deyatel'nosti: Rannie raboty], Smysl, Moscow, 439 p.
  22. Leont'ev, D.A. (2003), Sense psychology [Psikhologiya smysla], Smysl, Moscow, 143 p.
  23. Losev, A.V., Semenov, I.N. (1997), The formation of reflexivity of social and professional thinking of managers in rapidly growing organizations [Formirovanie refleksivnosti sotsial'no-professional'nogo myshleniya menedzherov bystro razvivayushchikhsya organizatsii], PI RAO, Moscow, 23 p.
  24. Luriya, A.R. (2002), The nature of human conflict: the objective study of disorganization of human behavior [Priroda chelovecheskikh konfliktov: ob"ektivnoe izuchenie dezorganizatsii povedeniya cheloveka], Kogito-Tsentr, Moscow, 527 p.
  25. Lyaudis, V.Ya. (2003), Methods of psychology teaching [Metodika prepodavaniya psikhologii], Psikhologiya, Moscow, 192 p.
  26. Petrenko, V.F. (1997), Fundamentals of psychosemantics [Osnovy psikhosemantiki], SGU, Smolensk, 400 p.
  27. Petrovskii, A.V. (2000), Psychology in Russia: The twentieth century [Psikhologiya Rossii: XX vek], URAO, Moscow, 312 p.
  28. Petukhov, V.V. (2004), General Psychology. Texts. In 3 vols. Vol. 2 [Obshchaya psikhologiya. Teksty. V 3-kh tomakh. T. 2], Psikhologiya, Moscow, 527 p.
  29. Ponomarev, Ya.A., Semenov, I.N., Alekseev, N.G. (1983), The study of the problems of psychology of creativity [Issledovaniya problem psikhologii tvorchestva], Nauka, Moscow, 336 p.
  30. Rubinshtein, S.L. (1935), "Psychology teaching in pedagogical institution of higher education" ["Voprosy prepodavaniya psikhologii v pedvuze"], Pedagogicheskoe obozrenie, No. 4, pp. 40-44.
  31. Rubinshtein, S.L. (1935), Fundamentals of Psychology. Study guide for pedagogical higher educational institutions [Osnovy psikhologii. Posobie dlya vysshikh pedagogicheskikh uchebnykh zavedenii], Uchpedgiz, Moscow, 496 p.
  32. Rubinshtein, S.L. (1939), "The research work of the department of psychology at Pedagogical University named after A.I. Herzen", Scholarly notes of the State Pedagogical University named after A. I. Herzen. Vol. 18 ["Nauchno-issledovatel'skaya rabota kafedry psikhologii LGPI im. A.I.Gertsena", Uch. zapiski gos. ped. instituta im. A.I. Gertsena. T. 18], Leningrad, pp. 141-144.
  33. Rubinshtein, S.L. (1940), Fundamentals of General Psychology [Osnovy obshchei psikhologii], Uchpedgiz, Moscow, 596 p.
  34. Rubinshtein, S.L. (1941), "Ways of psychological research. Psychology and pedagogy" ["O putyakh psikhologicheskogo issledovaniya. Psikhologiya i pedagogika"], Sovetskaya pedagogika, No. 7-8, pp. 41-47.
  35. Rubinshtein, S.L. (1945), Psychology. Movement and activity. Collection of studies of the department of psychology [Psikhologiya. Dvizhenie i deyatel'nost'. Sbornik issledovanii kafedry psikhologii], MGU, Moscow, 245 p.
  36. Semenov, I.N. (2007), "The development of problematics of psychology of reflection and its studying on the psychological faculty at Higher School of Economics" ["Razvitie problematiki psikhologii refleksii i ee izuchenie na psikhologicheskom fakul'tete Vysshei shkoly ekonomiki"], Psikhologiya, No. 3, pp. 108-126.
  37. Semenov, I.N. (2009), "S.L. Rubinstein: Known and Unknown" ["S.L. Rubinshtein: izvestnyi i neizvestnyi"], Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki, No. 3, pp. 63-89.
  38. Semenov, I.N. (2011), "The interaction between Moscow and St. Petersburg schools of psychology", Psychology before the call of the future ["Vzaimodeistvie moskovskoi i peterburgskoi nauchnykh shkol psikhologii", Psikhologiya pered vyzovom budushchego], MGU, Moscow, pp. 61-64.
  39. Semenov, I.N. Uchenie P.Ya. (2012), "The doctrine of P.Ya. Galperin as a conceptual basis of reflexive psychology" ["Gal'perina kak kontseptual'naya osnova refleksivnoi psikhologii"], Vestnik MGU. Seriya 14. Psikhologiya, No. 4, pp. 61-64.
  40. Semenov, I.N., "Bekhterev Vladimir Mikhailovich. Pavel Petrovich Blonskii. Lev Semenovich Vygotskii. Würzburg school. Soul. Desire. Individuality. Külpe Oswald", The Great Soviet Encyclopedia. 3rd ed. ["Bekhterev Vladimir Mikhailovich. Blonskii Pavel Petrovich. Vygotskii Lev Semenovich. Vyurtsburgskaya shkola. Genial'nost' Zhelanie. Dusha. Individual'nost'. Kyul'pe Osval'd", Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya. 3-e izd.], SE, Moscow, 1970-1972.
  41. Semenov, I.N., Kaloshina, I.P. (1979), "On one method of development of creative problems solving", The control of cognitive activities of students ["Ob odnom prieme formirovaniya resheniya tvorcheskikh zadach", Upravlenie poznavatel'noi deyatel'nost'yu studentov], Mord. GU, Saransk, pp. 45-52.
  42. Semenov, I.N., Leont'ev, A.N., Luriya, A.R. (1977), "To normative analysis of cognitive activity to solve creative problems", Psychological research. Issue 7 ["K normativnomu analizu poznavatel'noi deyatel'nosti pri reshenii tvorcheskikh zadach", Psikhologicheskie issledovaniya. Vyp. 7], MGU, Moscow, pp. 39-49.
  43. Semenov, I.N., Stepanov, S.Yu. (1983), "The issues of the psychological study of reflection and creativity" ["Problemy psikhologicheskogo izucheniya refleksii i tvorchestva"], Voprosy psikhologii, No. 5, pp. 163-164.
  44. Semenov, I.N., Stepanov, S.Yu., Novikova, E.R., Ssorin, Yu.A., Tikhomirov, O.K. (1985), "Computerization of schooling and diagnostics of age peculiarities of discursive thinking organization", Psychological problems of creating and using computer ["Komp'yuterizatsiya shkol'nogo obucheniya i diagnostika vozrastnykh osobennostei organizatsii diskursivnogo myshleniya", Psikhologicheskie problemy sozdaniya i ispol'zovaniya EVM], MGU, Moscow, pp. 77-79.
  45. Semenov, I.N., Ushakov, D.V. (2006), "The interaction of the Ya.A. Ponomarev psychology of creativity with Russian scientists", The psychology of creativity: the Ya.A. Ponomarev school ["Vzaimodeistvie psikhologii tvorchestva Ya.A. Ponomareva s rossiiskimi uchenymi", Psikhologiya tvorchestva: shkola Ya.A. Ponomareva], IP RAN, Moscow, pp. 438-455.
  46. Semenov, I.N., Zinchenko, V.P., Leont'ev, A.N., Munipov, V.M., Yudin, E.G. (1976), "The experience of activity approach to experimental psychological research of thinking based on the material of creative problems solving", Methodological problems of research activities ["Opyt deyatel'nostnogo podkhoda k eksperimental'no-psikhologicheskomu issledovaniyu myshleniya na materiale resheniya tvorcheskikh zadach", Metodologicheskie problemy issledovaniya deyatel'nosti], VNIITE, Moscow, pp. 148-188.
  47. Smirnov, S.D. (2001), Pedagogy and Psychology of Higher Education: from the activity to the individual [Pedagogika i psikhologiya vysshego obrazovaniya: ot deyatel'nosti k lichnosti], Aspekt Press, Moscow, 271 p.
  48. Sokolova, E.E., Bratus', B.S. (2005), General Psychology [Obshchaya psikhologiya], Akademiya, Moscow, 352 p.
  49. Stepanov, S.Yu, Semenov, I.N., Bodalev, A.A. (1987 ), "Personal reflexive dialogue in the development of creative abilities of students", Communication and dialogue in practice of teaching, educating and psychological counseling ["Lichnostno-refleksivnyi dialog v razvitii tvorcheskikh vozmozhnostei uchashchikhsya", Obshchenie i dialog v praktike obucheniya, vospitaniya i psikhologicheskoi konsul'tatsii], RAO, Moscow, pp. 76-82.
  50. Tikhomirov, O.K. (1969), Investigation of the structure of human thinking [Issledovanie struktury myslitel'noi deyatel'nosti cheloveka], MGU, Moscow, 304 p.
  51. Tikhomirov, O.K. (1984), Psychology of thinking [Psikhologiya myshleniya], MGU, Moscow, 272 p.
  52. Tikhomirov, O.K. (1992), Concepts and Principles of General Psychology [Ponyatiya i printsipy obshchei psikhologii], MGU, Moscow, 87 p.
  53. Vasil'ev, I.A., Popluzhnyi, V.L., Tikhomirov, O.K. (1980), Emotions and thinking [Emotsii i myshlenie], MGU, Moscow, 192 p.
  54. Zhdan, A.N. (1993), "Psychology teaching at Moscow University. (On the 80th Anniversary of the Psychological Institute and the 50th Anniversary of the Department of General Psychology at Moscow University)" ["Prepodavanie psikhologii v Moskovskom universitete. (K 80-letiyu psikhologicheskogo instituta i 50-letiyu kafedry obshchei psikhologii v Moskovskom universitete)"], Voprosy psikhologii, No. 4, pp. 80-93.
  55. Zhdan, A.N. (2006), "The department of psychology. Stages of development (1966-2006)" ["Fakul'tet psikhologii. Etapy stanovleniya (1966-2006 gg.)"], Moskovskii universitet. Spetsvypusk, No. 4, pp. 40-46.
  56. Zinchenko, V.P., Morgunov, E.B. (1994), The developing human being: Essays on Russian psychology [Chelovek razvivayushchiisya: Ocherki rossiiskoi psikhologii], Trivola, Moscow, 304 p.
Файлы / Files 5-semenov.pdf

Выходные данные журнала «Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования», в котором размещена статья / Publisher's imprint of the journal "Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches", which includes the article