Главная страница Контактные данные Карта проекта FAQ Форма заказа News

Статья «Православное мировидение М.А. Шолохова» / Article "M.A. Sholokhov orthodox world view"

Наши услуги

Рецензируемые журналы

Архив

Оплата

Подписка

Методический раздел

Купить ISBN

Архивные данные статьи Стопченко Н.И. / Archival data of the article written by Stopchenko N.I.

Выходные данные научной статьи / Article output data

Раздел / Sectional title
[RUS]
История и теория культуры
[ENG]
History and Theory of culture
Страницы / Pages 60-82
Тип / Type [RAR] – Научная статья
Коды / Numbers [УДК] 821.161.1
Заглавие / Title
[RUS]
Православное мировидение М.А. Шолохова
[ENG]
M.A. Sholokhov orthodox world view
Авторы / Authors
[RUS]
Стопченко
Николай Иванович
Южный Федеральный университет
Доктор культурологии, профессор
[ENG]
Stopchenko
Nikolay Ivanovich
Southern Federal University
Doctor of Cultural Studies, professor
Аннотация / Abstract
[RUS]
Статья посвящена православно-христианским взглядам М.А. Шолохова и их отражению в творчестве. Его феномен состоит не только в новаторских достижениях поэтики и эстетики, но и в мощной отечественной традиции православного и философского начал, ставших духовным стержнем нашей многовековой истории и вошедших через художественно-пластические образы в генотип русской культуры. Православие в его наследии олицетворяет собой образ жизни, мировосприятие народа, когда в этом недогматическом смысле русский писатель говорит о православном человеке, народе и мире. Многообразные в своём проявлении православные элементы, органично передают мировидение Шолохова, сознательное принятие автором «Тихого Дона» христианских принципов и ориентиров как данности народной жизни. Его идейно-творческий мир изначально формировался на глубинном освоении национального фольклора, бытовой стихии, сакральной книжности, народных представлений, в воспринятой у своего народа и воплощённой в художественных образах православной вере, в освоении всего духовного богатства культуры.
Через доверие и открытость к бытию проявляется принадлежность русского классика к национальному типу православно-христианского и философского сознания в традициях корифеев русской литературы. Его художественная топография в «Тихом Доне» имеет символическое христианское значение: многочисленные персонажи живут и мыслят время Рождеством, Крещением, Великим Постом, Мясоедом, Пасхой, Троицей и другими праздничными датами – временными ориентирами и богослужебными обрядами русского человека-труженика. Во множестве рассыпаны по всему художественному полотну романа-эпопеи выразительные православные элементы веры. Данный тип миросозерцания многолико отражается и в других произведениях Шолохова, но особенно полно и впечатляюще в гениальном «Тихом Доне». По воле автора, на наш взгляд, в шолоховском эпосе проявляются определяющим образом три точки зрения (или линии) на судьбы действующих лиц: религиозная, народная и писательская.
Сегодня в шолоховедении накоплен весомый опыт осмысления религиозных мотивов в творчестве русского гения, позволяющий выдвинуть эвристическую гипотезу о том, что Шолохов как православный писатель, хотя и не воцерковлённый, ратовал в своих произведениях за примирение враждующих сторон в революции и гражданской войне. Его христианские идеи всепрощения, сострадания и покаяния – нравственный итог духовных и творческих исканий обладателя глубокого православного мировидения.
[ENG]
Orthodox, philosophical and art system of Sholokhov has constant coordinates of Truth, Goodness, Beauty, Work, Dream and Holiday. Christian writer's thoughts about common and individual life goes through the philosophical reflections of a man, spiritual and moral values of the people in relation to the social upheavals in Russia. He let his Christian-analytical consciousness pass through painful problems of history and modernity, the fate of people with restless, seeking the truth souls. As a result of such an in-depth approach jelled an important for Sholokhov's heritage issue of national and genetic memory, which enabled to comprehend the "disease" of the Orthodox soul of numerous characters, wherein revealed findings of the deep-intuitive "ego" in epistemology. He recognizes the decayed Cossack-peasant race legally as a global problem of human ecology, protection of its intellectual property. It is because of the origins of the tragic are seen for the penetrating gaze of humanist in socio-moral and existential processes of the Russian village split. The study of the human soul is in charge of all the elements of its ethical and artistic structure. Moral guideline appears as determining in the system of life and aesthetic judgments of the novelist.
Текст / Text
[RUS]
«Кто не понимает в народе нашем Православия...
Ключевые слова / Keywords
[RUS]
Православная вера
христианские принципы
фольклор
сакральная книжность
православный писатель
идеи всепрощения
[ENG]
Orthodox faith
Christian principles
folklore
sacred book-learning
Orthodox writer
ideas of forgiveness
Ссылки / References
[RUS]
  1. Глушков Н.И. Национальная совесть М.А. Шолохова в расколотом зеркале литературной критики сегодня // Шолоховские чтения. Творчество писателя в национальной культуре России. Сб. ст. – Ростов н/Д., 2000. – С. 131.
  2. Глушков Н.И. Реализм М. Шолохова. – Ростов н/Д., 1997. – 61 с.
  3. Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1876 г. // Собр. соч.: В 9 т. Т. 9. Кн. 1. – М., 2007. – С. 208.
  4. Достоевский Ф.М. Дневник писателя за август 1880 г. // Собр. соч.: В 9 т. Т. 9. Кн. 2. – М., 2007. – С. 439.
  5. Дырдин А.А. Этюды о Михаиле Шолохове. – М.: Шолоховская школа, 2009. – 137 с.
  6. Ермолаев Г.С. Михаил Шолохов и его творчество (пер. с англ.). – СПб.: Акад. проект, 2000. – 441 с.
  7. Ершова Н.В. Трагический герой в творчестве М.А. Шолохова и В.М. Шукшина (по романам «Тихий Дон» и «Я пришёл дать вам волю»): автореф. дис. … канд. филол. наук. – Елец, 2002. – 179 с.
  8. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. – Петрозаводск, 1995. – 288 с.
  9. Жданов Ю.А., Давидович Е.В. Проблемы теории и истории культуры // Сущность культуры. Изд. 2-е. – Ростов н/Д., 2005. – С. 114-116.
  10. Казин А.Л. Философия искусства в русской и европейской духовной традиции. – СПб.: Алетейя, 2000. – 432 с.
  11. Костин Е.А. Философия и эстетика русской литературы. – Вильнюс: Vaga, 2010. – 432 c.
  12. Лихачёв Д.С. Заметки и наблюдения. – Л.: Советский писатель, 1989. – 607 c.
  13. Матушкина В.И. Л. Леонов и М. Шолохов о роли духовенства в истории России // Шолоховские чтения. Сб. науч. трудов. Вып. 4 / Отв. ред. Ю.Г. Круглов. – М., 2004. – С. 62.
  14. Медведев Р. Загадки мнимые и реальные // Вопросы литературы. – 1989. – № 8. – С. 173.
  15. Михайлов А. Гоголь и его литературная эпоха // Гоголь: история и современность. – М.: Сов. Россия, 1985. – С. 108.
  16. Отец Дудко Дм. О Шолохове // Лит. газета. – 2012. – № 18. – С. 8.
  17. Петелин В. Леонид Леонов в воспоминаниях, дневниках, интервью. – М.: Голос, 1999. – 624 с.
  18. Пушкин А.С. Полн. Собр. соч.: В 10 т. Т. 8. – М., 1978. – 502 с.
  19. Русская литература и христианство. – СПб., 1996. – 172 c.
  20. Семанов С.Н. Православие и Михаил Шолохов (к 105-летию со дня рождения). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.voskres.ru/literature/critics/semanov.htm
  21. Серафимович А.С. «Тихий Дон» // Собр. соч.: В 7 т. Т. 7. – М., 1960. – С. 345.
  22. Стюфляева Н.В. Идея соборности и её художественное воплощение в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»: автореф. дис. … канд. филол. наук. – Елец, 2004. – 19 с.
  23. Чалова А.П. Система христианских мотивов в художественном мире «Тихого Дона» М.А. Шолохова: автореф. дис. … канд. филол. наук. – Сургут, 2007. – 21 с.
  24. Чижов А. Использование библейских выражений в романе М.А. Шолохова «Поднятая целина» // Дон. – 2012. – № 1-6. – С. 243.
  25. Шолохов М.А. По велению души. – М.: Молодая гвардия, 1970. – 399 с.
  26. Шолохов М.А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 1. – М.: Правда, 1975. – 384 с.
  27. Шолохов М.А. Собр. соч.: В 9 т. Т. 8. – М.: Терра-Книжный клуб, 2002. – 384 с.
  28. Юдин В.А. Православно-христианский аспект эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон» // Журналистика: информационное пространство. – 2002. – № 1. – С. 127.
[ENG]
  1. Chalova, A.P. (2007), The system of Christian motifs in the art world of M.A. Sholokhov's "Quiet Flows the Don": Author's thesis [Sistema khristianskikh motivov v khudozhestvennom mire "Tikhogo Dona" M.A. Sholokhova: avtoref. dis. … kand. filol. nauk], Surgut, 21 p.
  2. Chizhov, A. (2012), "Use of biblical expressions in the novel of M.A. Sholokhov "Virgin Soil Upturned" ["Ispol'zovanie bibleiskikh vyrazhenii v romane M.A. Sholokhova "Podnyataya tselina"], Don, No. 1-6, p. 243.
  3. Dostoevskii, F.M. (2007), "Writer's Diary of 1876", Collected Works. In 9 vols. Vol. 9. Book 1 ["Dnevnik pisatelya za 1876 g.", Sobr. soch.: V 9 t. T. 9. Kn. 1], Moscow, p. 208.
  4. Dostoevskii, F.M. (2007), "Writer's Diary of August, 1876", Collected Works. In 9 vols. Vol. 9. Book 2 ["Dnevnik pisatelya za avgust 1880 g.", Sobr. soch.: V 9 t. T. 9. Kn. 2], Moscow, p. 439.
  5. Dyrdin, A.A. (2009), Studies on Mikhail Sholokhov [Etyudy o Mikhaile Sholokhove], Sholokhovskaya shkola, Moscow, 137 p.
  6. Ermolaev, G.S. (2000), Mikhail Sholokhov and his work (trans. from Eng.) [Mikhail Sholokhov i ego tvorchestvo (per. s angl.)], Akad. proekt, St. Petersburg, 441 p.
  7. Ershova, N.V. (2002), The tragic hero in the works of M.A. Sholokhov and V.M. Shukshin (novels "And Quiet Flows the Don" and "I will come to you"): Author's thesis [Tragicheskii geroi v tvorchestve M.A. Sholokhova i V.M. Shukshina (po romanam "Tikhii Don" i "Ya prishel dat' vam volyu"): avtoref. dis. … kand. filol. nauk], Yelets, 179 p.
  8. Esaulov, I.A. (1995), Collegiality category in Russian literature [Kategoriya sobornosti v russkoi literature], Petrozavodsk, 288 p.
  9. Father Dudko, Dm. (2012), "About Sholokhov" ["O Sholokhove"], Lit. gazeta, No. 18, p. 8.
  10. Glushkov, N.I. (1997), The realism of M. Sholokhov [Realizm M. Sholokhova], Rostov-on-Don, 61 p.
  11. Glushkov, N.I. (2000), "M.A. Sholokhov national conscience in the split mirror of literary criticism today", Sholokhov reading. The writer in the Russian national culture. Collection of articles ["Natsional'naya sovest' M.A. Sholokhova v raskolotom zerkale literaturnoi kritiki segodnya", Sholokhovskie chteniya. Tvorchestvo pisatelya v natsional'noi kul'ture Rossii. Sb. st.], Rostov-on-Don, p. 131.
  12. Kazin, A.L. (2000), Philosophy of art in the Russian and European spiritual tradition [Filosofiya iskusstva v russkoi i evropeiskoi dukhovnoi traditsii], Aleteiya, St. Petersburg, 432 p.
  13. Kostin, E.A. (2010), Philosophy and aesthetics of Russian literature [Filosofiya i estetika russkoi literatury], Vaga, Vilnius, 432 p.
  14. Likhachev, D.S. (1989), Notes and observations [Zametki i nablyudeniya], Sovetskii pisatel', Leningrad, 607 p.
  15. Matushkina, V.I., Kruglov, Yu.G. (2004), "L. Leonov and M. Sholokhov, on the role of clergy in Russian history", Sholokhov reading. Collection of scientific works. Issue 4 ["L. Leonov i M. Sholokhov o roli dukhovenstva v istorii Rossii", Sholokhovskie chteniya. Sb. nauch. trudov. Vyp. 4], Moscow, p. 62.
  16. Medvedev, R. (1989), "Imaginary and real mysteries" ["Zagadki mnimye i real'nye"], Voprosy literatury, No. 8, p. 173.
  17. Mikhailov, A. (1985), "Gogol and his literary epoch", Gogol: Past and Present ["Gogol' i ego literaturnaya epokha", Gogol': istoriya i sovremennost'], Sov. Rossiya, Moscow, p. 108.
  18. Petelin, V. (1999), Leonid Leonov in his memoirs, diaries, interviews [Leonid Leonov v vospominaniyakh, dnevnikakh, interv'yu], Golos, Moscow, 624 p.
  19. Pushkin, A.S. (1978), Complete Collection of Works. In 10 vols. Vol. 8 [Poln. Sobr. soch.: V 10 t. T. 8], Moscow, 502 p.
  20. Russian Literature and Christianity [Russkaya literatura i khristianstvo], St. Petersburg, 1996, 172 p.
  21. Semanov, S.N., "Orthodoxy and Mikhail Sholokhov (on the 105th anniversary of his birth)" ["Pravoslavie i Mikhail Sholokhov (k 105-letiyu so dnya rozhdeniya)", available at: www.voskres.ru/literature/critics/semanov.htm
  22. Serafimovich, A.S. (1960), "And Quiet Flows the Don", Collection of Works. In 7 vols. Vol. 7 ["Tikhii Don", Sobr. soch.: V 7 t. T. 7], Moscow, p. 345.
  23. Sholokhov, M.A. (1970), At the Behest of the Soul [Po veleniyu dushi], Molodaya gvardiya, Moscow, 399 p.
  24. Sholokhov, M.A. (1975), Collection of Works. In 8 vols. Vol 1[Sobr. soch.: V 8 t. T. 1], Pravda, Moscow, 384 p.
  25. Sholokhov, M.A. (2002), Collection of Works. In 9 vols. Vol 8 [Sobr. soch.: V 9 t. T. 8], Terra-Knizhnyi klub, Moscow, 384 p.
  26. Styuflyaeva, N.V. (2004), The idea of catholicity and its artistic expression in the novel of M.A. Sholokhov "And Quiet Flows the Don": Author's thesis [Ideya sobornosti i ee khudozhestvennoe voploshchenie v romane M.A. Sholokhova "Tikhii Don": avtoref. dis. … kand. filol. nauk], Yelets, 19 p.
  27. Yudin, V.A. (2002), "Orthodox Christian aspect of the M.A. Sholokhov's epic "And Quiet Flows the Don" ["Pravoslavno-khristianskii aspekt epopei M.A. Sholokhova "Tikhii Don"], Zhurnalistika: informatsionnoe prostranstvo, No. 1, pp. 127.
  28. Zhdanov, Yu.A., Davidovich E.V. (2005), "Problems of the theory and history of culture", Essence of culture. 2nd ed. ["Problemy teorii i istorii kul'tury", Sushchnost' kul'tury. Izd. 2-e], Rostov-on-Don, pp. 114-116.
Файлы / Files 4-stopchenko-nikolai-ivanovich.pdf

Выходные данные журнала «Культура и цивилизация», в котором размещена статья / Publisher's imprint of the journal "Culture and Civilization", which includes the article