Аннотация / Abstract |
[RUS]
В статье рассматриваются два важнейших концепта немецкой культуры: Angst (метафизический страх) и Abgrund (пропасть, бездна). Показывается связь этих концептов, обусловленная присущим немецкой культуре обостренным ощущением хаоса как бездны, грозящей поглотить человека. Влечение к пропасти связано с вертикальной направленностью немецкой культуры, неоднократно в своей истории испытывавшей взлеты и падения духа. Указывается на амбивалентность концепта Abgrund, который, с одной стороны, таит в себе опасность и внушает страх, а с другой стороны – побуждает человека к творческой активности, к духовным исканиям.
[ENG]
The article considers two key concepts in the German culture: the concept of existential fear (Angst) and the concept of abysm (Abgrund). The connection of these concepts, which is conditioned by such characteristic of the German culture as keen feeling of chaos as chasm, which threatens to gulp down a human being, shall be regarded. An attraction to the abysm is conditioned by the vertical orientation of the German culture, which experienced spiritual ups and downs. A particular attention is paid to the interpretation of this ideas in the existential philosophy, in which is reflected a human fear in front of abyss of nonexistence. Indicated the ambivalence of the concepts of existential fear (Angst) and abysm (Abgrund), which, on the one hand, contain a danger, but on the other hand impel to activity, spiritual searching. Such duality is reflected in a great number of German legends about the human temptations of evil powers, the most known is a story about doctor Faustus.
|
Библиография / References |
[RUS]
- Альмяшова Л.В. Признаки живой природы концепта крови как составляющая фрагмент языковой картины (на материале немецкого языка) // Язык. Словесность. Культура. – 2012. – № 5-6. – С. 61-93.
- Аннинский Л.А. Русские плюс... – М.: Эксмо, 2003. – 606 c.
- Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. – М.: Языки русской культуры, 1999. – 780 c.
- Гачев Г.Д. Ментальности народов мира. – М.: Эксмо, 2008. – 544 c.
- Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Эллада, Германия, Франция: опыт экзистенциальной культурологии. – М.: Логос, 2008. – 422 c.
- Гачев Г.Д. Образы Индии (Опыт экзистенциальной культурологии). – М.: Наука, 1993. – 390 c.
- Гулыга А.В. Путями Фауста: этюды германиста. – М.: Советский писатель, 1987. – 368 с.
- Зайдениц Ш., Баркоу Б. Эти странные немцы. – М.: Эгмонт Россия Лтд, 2001. – 72 c.
- Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и не для кого. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2002. – 608 с.
- Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. – М., 2004. – 992 с.
- Шмелев А.Д. Некоторые тенденции семантического развития русских дискурсивных слов (на всякий случай, если что, вдруг) / Зализняк А.А., Левонтина И.Б., Шмелев А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. – М.: Языки славянской культуры, 2005. – C. 445-446.
- Шубарт В. Европа и душа Востока. – М.: Эксмо, 2003. – 480 c.
- Dorn T., Wagner R. Die deutsche Seele. – München: Knaus, 2011. – 560 S.
- Gelfert H.-D. Was ist deutsch? Wie die Deutschen wurden, was sie sind. – München, 2005. – 211 S.
- Ingold F.P. Russische Wege. Geschichte – Kultur – Weltbild. – München: Fink, 2007. – 569 S.
- Mann T. Deutschland und die Deutschen // Das Buch der Deutschen: alles, was man kennen muss (hrsg. von Johannes Thiele). – Bergisch Gladbach, 2004. – S. 606.
- Schreiber M. Welt aus Schmerz und Stille // Der Spiegel. – 2006. – N 35. – S. 148-161.
[ENG]
- Al'myashova L.V. (2012), "Features of animated nature of the "blood" concept as a component of a linguistic view of the world (on the materials of the German language)" ["Priznaki zhivoi prirody kontsepta krovi kak sostavlyayushchaya fragment yazykovoi kartiny (na materiale nemetskogo yazyka)"], Language. Philology. Culture, No 5-6, pp. 61-93.
- Anninskii, L.A. (2003), Russians plus… [Russkie plyus...], Eksmo, Moscow, 606 p.
- Dorn, T., Wagner, R. (2011), Die deutsche Seele, Knaus, München, 560 S.
- Gachev, G.D. (1993), Images of India (Experience of existential culturology) [Obrazy Indii (Opyt ekzistentsial'noi kul'turologii)], Nauka, Moscow, 390 p.
- Gachev, G.D. (2008), Mentalities of the nations [Mental'nosti narodov mira], Eksmo, Moscow, 544 p.
- Gachev, G.D. (2008), National images of the world. Hellas, Germany, France: experience of existential culturology [Natsional'nye obrazy mira. Ellada, Germaniya, Frantsiya: opyt ekzistentsial'noi kul'turologii], Logos, Moscow, 422 p.
- Gelfert, H.-D. (2005), Was ist deutsch? Wie die Deutschen wurden, was sie sind, München, 211 S.
- Gulyga, A.V. (1987), On the ways of Faust: Germanist studies [Putyami Fausta: etyudy germanista], Sovetskii pisatel', Moscow, 368 p.
- Ingold, F.P. (2007), Russische Wege. Geschichte – Kultur – Weltbild, Fink, München, 569 S.
- Mann, T., Thiele, J. (2004), "Deutschland und die Deutschen", Das Buch der Deutschen: alles, was man kennen muss, Bergisch Gladbach, S. 606.
- Nietzsche, F. (2002), Thus spoke Zarathustra. A Book for All and None [Tak govoril Zaratustra. Kniga dlya vsekh i ne dlya kogo], OLMA Media Grupp, Moscow, 608 p.
- Schreiber M. (2006), "Welt aus Schmerz und Stille", Der Spiegel, No. 35, S. 148-161.
- Schubart, V. (2003), Europe and the soul of the East [Evropa i dusha Vostoka], Eksmo, Moscow, 480 p.
- Stepanov, Yu. S. (2004), Constants. Dictionary of Russian culture [Konstanty: Slovar' russkoi kul'tury], Moscow, 992 p.
- Vezhbitskaya, A. (1999), Semantic universals and languages description [Semanticheskie universalii i opisanie yazykov], Yazyki russkoi kul'tury, Moscow, 780 p.
- Zaliznyak, A.A., Levontina, I.B., Shmelev, A.D. (2005), "Some tendencies of semantic developments of Russian discursive words (na vsyakiy sluchay, yesli chto, vdrug)", Key ideas of Russian image of the world ["Nekotorye tendentsii semanticheskogo razvitiya russkikh diskursivnykh slov (na vsyakii sluchai, esli chto, vdrug)", Klyuchevye idei russkoi yazykovoi kartiny mira], Yazyki slavyanskoi kul'tury, Moscow, pp. 445-446.
- Zeidenitz, S., Barkow, B. (2001), The Xenophobe's Guide to The Germans [Eti strannye nemtsy], Egmont Rossiya Ltd, Moscow, 72 p.
|