Главная страница Контактные данные Карта проекта FAQ Форма заказа News

Слово главного редактора / Editorial

Наши услуги

Рецензируемые журналы

Архив

Оплата

Подписка

Методический раздел

Публикация научных статей

Экономический журнал за 5-6`2013 Вступительное слово редактора

Главный редактор журнала, кандидат экономических наук Смирнова О.О.

Уважаемый читатель!

Обобщая опыт двух лет пребывания на посту главного редактора, я хотела бы поделиться следующим наблюдением. Фактически каждый, имеющий отношение к регулярному просмотру экономических научных журналов, может безошибочно, по оглавлению российского номера широкой тематики, указать диапазон двух или трех лет, в который он был издан, не заглядывая на обложку.

Это происходит потому, что в большинстве случаев публикуемые экономические исследования отражают применение методов научного познания того, что происходит на различных уровнях экономики, и в большей степени случаев описываемое – это «общеизвестные» процессы.

Однако научный интерес к тому, что происходит в экономике, неравномерен и временами совершенно близорук. Множество по-настоящему знаковых моментов для российской экономики «проходят мимо» широкого освещения в исследованиях – таких, как, например, функционирование общего таможенного пространства, российская практика либерализации рынков естественных монополий, развитие качества менеджмента НКО. При этом иные моменты «жизни» национальной экономики получают незаслуженно пристальное внимание науки и становятся темой тысяч исследований. Есть и более «экзотический» тип исследований – темы, которые широко отражаются в российской и международной практике развития экономики, входят в программные нормативные документы, освещаются во множестве исследований, однако за ними так и остается след «новодела» и через десятки лет, как это происходит с идеей кластерного развития отраслей регионов.

Все это вызывает вопросы: Что диктует «моду» на тематику экономических исследований? Что становится классикой, а что остается авангардом, воплощаясь даже в виде приказа консервативного отраслевого министерства? Можно ли по аналогии с монологом героини Мерил Стрип в фильме «Дьявол носит Прада», объясняющим появление на героине Энн Хэтэуэй бирюзового свитера последовательностью итераций выхода «высокой моды» на улицы, определить механизм отражения в исследованиях состояний различных уровней экономических систем?

Для ответа на эти вопросы давайте подумаем, что приходит на ум первым, когда мы читаем в названии статьи, изданной в начале посткризисного 1999 года, сочетание «внедрение организационного механизма антикризисного управления»? Согласитесь, что первая мысль – неужели мы в это верили, считали это эффективным?! И, тем не менее, ответ – да, верили, хотя бы потому, что перед исследователями стояли вполне конкретные задачи – дать инструменты, которые позволят компаниям приобрести хотя бы немного уверенности в будущем.

Резюмируя, скажем, что секрет фактически безошибочного определения времени «моды» на темы исследования в том, что в каждый момент времени мы знаем чуть больше о том, что эффективно, а что «не работает». Кроме того, цели, стоящие перед исследователями, постоянно меняются, как меняются потребности всех экономических агентов – потребителей, компаний, банков и регуляторов.

Желаю нашим читателями и авторам найти в научных исследованиях свой, самый прямой и эффективный путь от заблуждения к истине, и прийти к тому, что действительно ценно – нетривиальным выводам, механизмам, инструментам – ко всему тому, что в итоге становится «классикой», неподвластной времени.

• • • • • • •

Dear reader!

Summing up the experience of two years being the Editor-in-chief, I would like to share the following observation. In fact, each one pertaining to the regular view of economic journals may accurately specify in a range of 2 or 3 years when it was issued, based on the table of contents of the Russian general subject journal issue and without looking at the cover.

That is because published economic studies largely reflect the application of scientific knowledge of what is happening at various levels of the economy, and mostly described – are the "well-known" processes.

However, the scientific interest to the economic developments is unbalanced and sometimes quite near-sighted. The set of truly iconic moments for the Russian economy is "passing by" the wide coverage in the research – for instance, such as functioning of common customs space, the Russian practice of market liberalization of natural monopolies, development of the quality management of NGOs. Furthermore, other aspects of the national economy "living" are getting undeserved attention to science and become the subject of thousands of studies. There is also a more "exotic" type of research – the topics that are widely recognized in the Russian and international practice of economic development, included in the program regulations, covered in a variety of studies, but they still remain a trace of a "modern replica" decades later, as it happens now with the idea of cluster development of regional industries.

All of this raises questions: What dictates the "fashion" on the theme of economic research? What is a classic, and what becomes an avant-garde, even embodied in the form of an order of the conservative industrial ministry? Whether it is possible by analogy with Meryl Streep's monologue (the heroine in "The Devil Wears Prada"), explaining the appearance on the heroine Anne Hathaway turquoise sweater as a sequence of iterations of the release of "haute couture" on the street, to determine the mechanism of reflection in the research of the status of economic systems various levels?

To answer these questions, let's think about what comes to mind first when we read in the title of the article, published in the early post-crisis 1999, the combination of "the introduction of institutional mechanism of crisis management"? Let's agree that the first thought – did we really believe it, considered it an effective?! And yet, the answer is – yes, we believed, though because the researchers had quite specific tasks – to give tools that allow companies to acquire at least a little bit of confidence in the future.

In summary, we shall say that the secret of virtually infallible determination of the "fashion" time on the research topic is that at every instant we know a little more about what works effectively and what does not "work" at all. In addition, the objectives pursued by the researchers are constantly changing as the needs of all economic agents – consumers, companies, banks and regulators.

I wish our readers and authors to find the most direct and effective way from error to truth in research studies, and come to what is really valuable – to non-trivial conclusions, mechanisms and tools, everything that eventually becomes a timeless "classic".