Главная страница Контактные данные Карта проекта FAQ Форма заказа News

Слово редактора / Editorial

Наши услуги

Рецензируемые журналы

Архив

Оплата

Подписка

Методический раздел

Подбор оппонентов

Дополнительные материалы / Additional materials

Стратегическая цель современного образования

Часто приходится слышать в процессе общения в разных педагогических коллективах, что наше современное образование, несмотря на колоссальные финансовые и духовные затраты, не приносит желаемого результата. Это вовсе не говорит, что образование в целом стало хуже, чем в недавние времена. Но с каждым годом оно все больше должно решать задачи, которые не стояли перед ним прежде. Они в значительной мере определяются преодолением негативов, порождаемых так называемым массовым обществом. На рубеже XX и XXI веков произошел невиданный разрыв между культурой и образованием, «распалась связующая нить» между традициями, людьми, эпохами. Современный человек все больше ориентирован на материальное потребление, набор престижных стандартных вещей. И как результат этого – сужение его жизненных и духовных интересов, которые лишены глубинных измерений и сосредоточены в одной или немногих плоскостях. Появился маргинальный человек, не принадлежащий ни к какой определенной культуре, переступающий через моральные нормы, не знающий ответственности перед настоящим и будущим, перед людьми и совестью, неудержимо стремящийся к комфорту, власти и обладанию. Виртуальность сознания современного человека, его жизнь в некоем нереальном мире, создаваемом интернетом и средствами массовой коммуникации, оборачивается невиданной адаптивностью, приспособляемостью к социальным изменениям и даже потрясениям. Он, словно робот, не реагирует на чужое горе, боль и даже к сообщениям о войнах, убийствах, преступлениях относится с таким же беглым равнодушием, как, скажем, к прослушиванию сводок погоды.

Жизнь перед образованием выдвигает новые задачи. Его стратегическая цель заключается в педагогизации всей жизни, доступном непрерывном образовании, которое не должно заканчиваться порогом школы или вуза. На смену знаниецентрической школе приходит школа воспитания человека культуры. За годы учебы выпускник образовательного учреждения должен не только подготовиться к взрослой жизни, но и догнать человечество в его культурном развитии, «обжить» дом культуры как родной дом, а затем создать себя по законам культуры. Главные усилия складывающейся школы воспитания человека культуры необходимо направить на то, чтобы система образования строилась как процесс «культивирования человечности» в человеке (И. Гердер), его «возделывания», самопроектирования, восхождения по ступеням культуры. Он должен стать на путь образования самого себя, сознательного и ответственного выбора тех способов мышления и действия, которые наполнят его жизнь высшим смыслом, ценностно окрасят его мир, сделают сопричастным обществу, человеческой истории, культуре.

В связи с этим Школу в ее глубинном смысле можно представить как систему непрерывного и свободного образования: семья, детский сад, школа, библиотеки, кружки, клубы, музеи, дома культуры, экскурсионно-туристические станции, школы искусств и творчества, спортивные школы, театральные студии и театры, центры довузовской подготовки, сетевые сообщества, профессиональная подготовка и переподготовка, комплекс индивидуальных образовательных маршрутов. Принцип «образование через всю жизнь» непременно должен быть связан не только с непрерывным профессиональным ростом, но и с идеей целостного, гармонического развития личности, которая живет как в социуме, так и в культуре.

Условием успешного развития личности обучаемого, воспитания человека культуры является создание культурно-образовательной среды. Она создается как образовательными системами в целом, так и в рамках функционирования отдельного образовательного учреждения, включенного в эти образовательные системы. В современной педагогической науке выделяется несколько взаимосвязанных уровней образовательной среды:

  1. глобальный уровень (общемировые тенденции развития культуры, экономики, политики, образования, глобально-информационные сети);
  2. национальный уровень (система национального образования в отдельной стране, ее образовательная и культурная политика);
  3. региональный уровень (образовательная политика региона, ее стратегии, традиции и инновации);
  4. локальная среда (образовательное учреждение, микрокультура, микроклимат, ближайшее окружение, семья).

Именное локальная образовательная среда оказывает наиболее сильное влияние на становление и развитие человека. Конечно, в условиях современных информационных сетей она не ограничивается рамками определенного образовательного учреждения или производственного участка. Но в значительной мере именно в школе и вузе обучаемые живут полноценной созидательной жизнью, обретают второй Дом, друзей, понимающих их наставников. Здесь они испытывают самые высокие духовные взлеты, радость познания, творчества и успеха, здесь в значительной мере проявляются их потенциальные склонности и способности. Здесь они добывают знания, формируются их основные компетентности и духовно-нравственные ценности, происходит гражданское становление. Задача каждого педагога и всего педагогического коллектива – создать эту культурно-образовательную среду, в которой каждый растущий человек будет формировать свой неповторимый образ, чувствовать себя частью большого коллектива, деятелем истории, культуры.

Проблеме создания культурно-образовательной среды как условия преодоления маргинальности современного человека, различным способам его социологизации и «окультуривания» мы предполагаем уделять особое внимание на страницах нашего журнала. К сожалению, в научной литературе и современных образовательных практиках основные компоненты образовательной среды, присущие большинству образовательных учреждений, описаны очень неравномерно. Больше внимания, как правило, уделяется ее образовательному компоненту, раскрытию сущности образовательных технологий, методик и форм организации обучения и воспитания. Вместе с тем пространственно-семантический и семиотический компоненты, которые как раз определяют жизненное и культурное пространство обучаемых посредством культурных артефактов, знаковых систем, концептов, культурных кодов и символов, в педагогическом аспекте раскрыты явно недостаточно. В равной степени это относится и к культурно-коммуникационной сфере, которая предполагает моделирование коммуникативных стратегий внутри среды, распределение культурных и социальных ролей, личностные ценностные установки, выбор стилей общения и преподавания.

Еще один аспект, связанный с формированием культурно-образовательной среды, определяется уровнем стимулирования и мотивации учащихся и педагогов. Можно выделить основные факторов, которые влияют на успех и выбор стимулов деятельности учащихся в создаваемой локальной образовательной среде. Это стремление к успеху и надежда на успех, субъективно оцененная вероятность достижения успеха, общественное признание успеха, субъективные эталоны оценки достижений и понимание относительности успеха.

Приглашаем авторов и читателей нашего журнала включиться в научное осмысление и практическое решение обозначенных мною проблем.

Главный редактор
Доктор педагогический наук, профессор
В.А. Доманский

Выходные данные журнала «Педагогический журнал» / Publisher's imprint of the journal "Pedagogical journal"