Главная страница Контактные данные Карта проекта FAQ Форма заказа News

Статья «Доминанта социального воздействия в советской педологии 1930-х гг.» / Article "The dominant of social impact in Soviet paedology of 1930s"

Наши услуги

Рецензируемые журналы

Архив

Оплата

Подписка

Методический раздел

Информация
Подбор оппонентов

Архивные данные статьи Стоюхиной Н.Ю. / Archival data of the article written by Stoyukhina N.Yu.

Выходные данные научной статьи / Article output data

Страницы / Pages 51-75
Тип / Type [RAR] – Научная статья
Коды / Numbers [УДК] 159.9.072
Заглавие / Title
[RUS]
Доминанта социального воздействия в советской педологии 1930-х гг.
[ENG]
The dominant of social impact in Soviet paedology of 1930s
Авторы / Authors
[RUS]
Стоюхина
Наталья Юрьевна
Кандидат психологических наук, докторант, доцент кафедры психологии управления,
Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского
[ENG]
Stoyukhina
Natal'ya Yur'evna
PhD (Psychology), doctoral candidate, associate professor of the department of psychology of management,
N.I. Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod
Аннотация / Abstract
[RUS]
В работе представлен фрагмент исследования влияния социальной среды на воспитание детей, широко использованное советской педологией 1920-1930-х гг. А.Б. Залкинд и С.С. Моложавый были ведущими представителями социогенетического направления в педологии, развиваемого в учебниках и теоретических работах. В провинции их взгляды воплощались в конкретных исследованиях, как, например, в работах нижегородских педологов.
[ENG]
The article presents a fragment of historical and psychological study of the influence of social environment on the education, widely used by Soviet paedology in 1920-1930. It was first proclaimed on the paedological sections of the Second psycho-neurological congress (Petrograd, 1924) in the report "Psychological Types in the modern school" by Professor S.A. Zolotarev, proving the importance of studying of the social environment. A.B. Zalkind and S.S. Molozhavyi were the leading representatives of sociogenetic concept of the paedology, developed in the textbooks and theoretical studies. Paedologists working in schools, hospitals, paedological consultations replenished by virtue of teachers and doctors. In practice, locally, in the province their views embodied in specific studies, such as in the works of Nizhny Novgorod doctors-paedologists V.Yu. Tolkacheskaya and N.V. Vasilieva. The article examples of results of the study of the most difficult part of a complicated childhood – the homeless children; there are their psychological portraits, but the optimistic forecasts of the authors are certainly associated with the influence of the social environment. The teacher and paedologist B.I. Orlovsky, who has studied the mentally retarded children, states with the confidence that the main cause of the retardation is not the hereditary, but the adverse social conditions of life of the child. Proper care, prevention of various diseases, normal educational setting, schooling to the labour will help these children to have fully participation in social construction.
Текст / Text
[RUS]
Введение Начало 1920-х гг. в советской педагогике и психологии было ознаменовано...
Ключевые слова / Keywords
[RUS]
Психология
педология
трудное детство
социальная среда
педологический съезд
А.Б. Залкинд
С.С. Моложавый
нижегородские педологи
психология воздействия
[ENG]
Psychology
paedagogy
difficult childhood
social environment
paedological congress
A.B. Zalkind
S.S. Molozhavyi
Nizhny Novgorod paedology
psychology of influence
Библиография / References
[RUS]
  1. Басов М.Я. Общие основы педологии. – СПб.: Алетейя, 2007. – 776 с.
  2. Васильев Н.В. Несовершеннолетние в ИТУ Горьковского края. Вопросы нервно-психического оздоровления населения / Под ред. Я.Г. Ильона. – Горький: Психоневрол. ин-т, 1935. – 470 с.
  3. Выготский Л.С. Лекции по педологии. – Ижевск: Удмуртский университет, 2001. – 304 с.
  4. Выготский Л.С. Социалистическая переделка человека // Психологический журнал. – 1997. – № 3. – С. 142-148.
  5. Гольцман А. Реорганизация человека. – Л.: Госиздат. – 1925. – 55 с.
  6. Залкинд А.Б. Основные вопросы педологии. Педология: Утопия и реальность. – М.: Аграф, 2001. – 464 с.
  7. Корнилов К. Учебник психологии, изложенной с точки зрения диалектического материализма. – М.; Л.: Госиздат, 1929. – 204 с.
  8. Моложавый С.С. Педологическое изучение среды. Основные проблемы педологии в СССР (по тезисам I Всероссийского педологического съезда 27.12.1927-03.01.1928). – М.: Оргбюро съезда, 1928. – 188 с.
  9. Орловский Б.И. Как воспитывать умственно отсталых детей. – Нижний Новгород: Нижегородское краевое издательство, 1931. – 32 с.
  10. Педологический анализ педагогического процесса в школе / Под ред. С. Моложавого. – М.: Работник просвещения, 1930. – 160 с.
  11. Педология. Учебник для дошкольных отделений педагогических техникумов / Под ред. А.Б. Залкинда. – М.: Учпедгиз, 1934. – 231 с.
  12. Педология для педагогических техникумов всех отделений первого курса / Под ред. А. Болотникова, Р. Виленкиной. – М.; Л.: Учпедгиз, 1932. – 264 с.
  13. Серебренников А.П. Педологическая секция 2-го Всероссийского психо-неврологического съезда в Ленинграде // Педологический журнал. – 1924. – № 1. – С. 101-110.
  14. Стоюхина Н.Ю. Деятельность нижегородских психологов в 1920-1930-х годах // Нижегородское образование. – 2013. – № 2. – С. 206-212.
  15. Толкачевская В.Ю. Опыт анализа личности детей-дезорганизаторов в школе // Вопросы нервно-психического оздоровления населения / Под ред. Я.Г. Ильона. – Горький: Невролог. ин-т, 1935. – С. 324-330.
  16. Толкачевская В.Ю. Результаты всестороннего осмотра детей и подростков в 14 детских домах Нижнего Новгорода Нижегородской профилактической лабораторией // Школа и жизнь. – 1928. – № 10. – С. 20-26.
  17. Учебник педологии для педтехникумов. Ч. 2. Педология школьного возраста / Под ред. М.Н. Шардакова. – М.; Л.: Учпедгиз, 1932. – 264 с.
  18. Фрадкин Ф.А. Педология: мифы и действительность. – М.: Знание, 1991. – 80 с.
[ENG]
  1. Basov, M.Ya. (2007), Basic foundations of paedology [Obshchie osnovy pedologii], Aleteiya, St. Petersburg, 776 p.
  2. Bolotnikov, A., Vilenkina, R. (1932), Paedology for pedagogical technical schools of all departments of the first course [Pedologiya dlya pedagogicheskikh tekhnikumov vsekh otdelenii pervogo kursa], Uchpedgiz, Moscow, Leningrad, 264 p.
  3. Fradkin, F.A. (1991), Paedology: myths and reality [Pedologiya: mify i deistvitel'nost'], Znanie, Moscow, 80 p.
  4. Gol'tsman, A. (1925), Reorganization of a human being [Reorganizatsiya cheloveka], Gosizdat, Leningrad, 55 p.
  5. Kornilov, K. (1929), Textbook of psychology described from the point of view of dialectical materialism [Uchebnik psikhologii, izlozhennoi s tochki zreniya dialekticheskogo materializma], Gosizdat, Moscow, Leningrad, 204 p.
  6. Molozhavyi, S.S. (1928), Paedological environment study. Main problems of paedology in the USSR (from the notes of the First All-Russian Paedological Congress of 27.12.1927-03.01.1928) [Pedologicheskoe izuchenie sredy. Osnovnye problemy pedologii v SSSR (po tezisam I Vserossiiskogo pedologicheskogo s"ezda 27.12.1927-03.01.1928)], Orgbyuro s"ezda, Moscow, 188 p.
  7. Molozhavyi, S.S. (1930), Paedological analysis of educational process at school [Pedologicheskii analiz pedagogicheskogo protsessa v shkole], Rabotnik prosveshcheniya, Moscow, 160 p.
  8. Orlovskii, B.I. (1931), How to educate mentally retarded children [Kak vospityvat' umstvenno otstalykh detei], Nizhegorodskoe kraevoe izdatel'stvo, Nizhnii Novgorod, 32 p.
  9. Serebrennikov, A.P. (1924), "Paedological section of the 2nd All-Russian Psycho-Neurological Congress in Leningrad" ["Pedologicheskaya sektsiya 2-go Vserossiiskogo psikho-nevrologicheskogo s"ezda v Leningrade"], Pedologicheskii zhurnal, No. 1,pp. 101-110.
  10. Shardakov, M.N. (1932), Textbook of paedology for pedagogical technical schools. Part 2. Paedology of a school age [Uchebnik pedologii dlya pedtekhnikumov. Ch. 2. Pedologiya shkol'nogo vozrasta], Uchpedgiz, Moscow, Leningrad, 264 p.
  11. Stoyukhina, N.Yu. (2013), "Activities of psychologists in Nizhny Novgorod in 1920-1930s" ["Deyatel'nost' nizhegorodskikh psikhologov v 1920-1930-kh godakh"], Nizhegorodskoe obrazovanie, No. 2, pp. 206-212.
  12. Tolkachevskaya, V.Yu. (1928), "Results of a comprehensive examination of children and adolescents in 14 orphanages in Nizhny Novgorod by the Nizhny Novgorod preventive care laboratory" ["Rezul'taty vsestoronnego detei i podrostkov v 14 detskikh domakh Nizhnego Novgoroda Nizhegorodskoi profilakticheskoi laboratoriei"], Shkola i zhizn', No. 10, pp. 20-26.
  13. Tolkachevskaya, V.Yu., Il'on, Ya.G. (1935), "Experience of the personality analysis of disorganized children at school", Questions of mental improvement of the population ["Opyt analiza lichnosti detei-dezorganizatorov v shkole", Voprosy nervno-psikhicheskogo ozdorovleniya naseleniya], Nevrolog. in-t, Gorki, pp. 324-330.
  14. Vasil'ev, N.V., Il'ona, Ya.G. (1935), Minors in the corrective labour institution of the Gorki region. Questions of mental improvement of the population [Nesovershennoletnie v ITU Gor'kovskogo kraya. Voprosy nervno-psikhicheskogo ozdorovleniya naseleniya], Psikhonevrol. in-t., Gorki, 470 p.
  15. Vygotskii, L.S. (2001), Lectures on paedology [Lektsii po pedologii], Udmurtskii un-t, Izhevsk, 304 p.
  16. Vygotskii, L.S. (1997), "Socialist transformation of a human being" ["Sotsialisticheskaya peredelka cheloveka"], Psikhologicheskii zhurnal, No. 3, pp. 142-148.
  17. Zalkind, A.B. (1934), Paedology. Textbook for preschool departments of pedagogical technical schools [Pedologiya. Uchebnik dlya doshkol'nykh otdelenii pedagogicheskikh tekhnikumov], Uchpedgiz, Moscow, 231 p.
  18. Zalkind, A.B. (2001), Key issues of paedology. Paedology: Utopia and Reality [Osnovnye voprosy pedologii. Pedologiya: Utopiya i real'nost'], Agraf, Moscow, 464 p.
Файлы / Files 4-stoyukhina.pdf

Выходные данные журнала «Педагогический журнал», в котором размещена статья / Publisher's imprint of the journal "Pedagogical journal", which includes the article