Главная страница Контактные данные Карта проекта FAQ Форма заказа News

Статья «Философия смеха У. Блейка и романтический эксцесс» / Article "William Blake's philosophy of laughter and the romantic excess"

Наши услуги

Рецензируемые журналы

Архив

Оплата

Подписка

Методический раздел

Подбор оппонентов

Архивные данные статьи Токаревой Г.А. / Archival data of the article written by Tokareva G.A.

Выходные данные научной статьи / Article output data

Раздел / Sectional title
[RUS]
Исследования творчества
[ENG]
Blake Studies
Страницы / Pages 131-154
Тип / Type [RAR] – Научная статья
Коды / Numbers [УДК] 821.111
Заглавие / Title
[RUS]
Философия смеха У. Блейка и романтический эксцесс
[ENG]
William Blake's philosophy of laughter and the romantic excess
Авторы / Authors
[RUS]
Токарева
Галина Альбертовна
Доктор филологических наук,
профессор кафедры литературы и журналистики,
Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга
Информация об авторах: PDF, HTML.
[ENG]
Tokareva
Galina Al'bertovna
Full Doctor of Philology,
Professor of Literature and Journalism Department,
Vitus Bering Kamchatka State University
Information about the authors: PDF, HTML.
Аннотация / Abstract
[RUS]
В статье исследуется специфическая философия смехового в поэзии У.Блейка в связи с феноменом романтической диалектики. Указывая на феномен смеха как онтологическую категорию в творчестве У. Блейка, автор представляет образы смеющегося Бога, Сатаны-трикстера и карнавальные мотивы в пророческих эпосах Блейка как необходимый компонент инициационного перехода, лежащего в основе диалектической модели мира Блейка и изоморфически представленного в целом ряде его произведений. Инициационные модели в поэзии Блейка связываются с карнавальностью «перевернутого» мира в момент инициации и исследуются с позиций мифопоэтических. Связь карнавальных образов Блейка с романтическим «бесконечным стремлением» к идеальному позволяет соотнести смех Блейка с романтической иронией и динамической моделью развития мира у романтиков на основе смехового отрицания предшествующей мировоззренческой парадигмы, что выявляет связь философии смехового у Блейка с романтическим эксцессом.
[ENG]
The article studies the specific philosophy of laughter in William Blake's poetry in relation to the phenomenon of romantic dialectic. Pointing out the phenomenon of laughter as ontological category in William Blake's works the author presents the images of the Laughing God, Satan-trickster and carnival motives in Blake's prophetic epics as a necessary component of the initiation transition, laying in the basis of Blake's dialectical world model isomorphically presented in a number of his works. The initiatory model in the Blake's poetry is associated with the carnival "flipped" world as the time of initiation and examined from the standpoint of mythopoetic. The connection between carnival images of Blake and romantic "endless aspiration" to perfection allows to correlate Blake's laughter with romantic irony, and with the dynamic model of the world in romanticism based on the denial by laughter of preceding ideological paradigm that reveals the link between philosophy of laughter in Blake's works and romantic excess.
Текст / Text
[RUS]
Это мудрое веселье! Обезумевшая мудрость! Вздох предсмертный, так внезапно...
Ключевые слова / Keywords
[RUS]
Смеховое
романтический эксцесс
божественное и демоническое
трикстер
романтическая ирония
инициационная модель
[ENG]
Laugh
romantic excess
divine and demonic
trickster
romantic irony
initiation pattern
Ссылки / References
[RUS]
  1. Адорно Т.В. Эстетическая теория. – М.: Республика, 2001. – 527 с.
  2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М.: Художественная литература, 1990. – 543 с.
  3. Блейк У. Видения Страшного суда / Под ред. В. Чухно. – М.: Эксмо-пресс, 2002. – 384 с.
  4. Дмитриев А.В., Сычев А.А. Смех. Социофилософский анализ. – М.: Альфа-М, 2005. – 590 с.
  5. Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное. – М.: ОГИ, 2003. – 296 с.
  6. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. – М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. – Т. 1. – 576 стб.
  7. Литературный энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 752 с.
  8. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/losef/iae8/index.htm
  9. Мортон А. От Мэлори до Элиота. – М.: Прогресс, 1970. – 254 с.
  10. Пивоев В. М. Ирония как феномен культуры. – Петрозаводск: ПетрГУ, 2000. – 106 с.
  11. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. – СПб.: Алетейя, 1997. – 287 с.
  12. Стеблин-Каменский М.И. Апология смеха // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. – 1978. – Т. 37. – №. 2. – С. 149-156.
  13. Третьякова Е. Ирония в структуре художественного текста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=443&level1=main&level2=articles
  14. Фергюсон Дж. Христианский символизм. – Кн. VIII. – М.: Золотой век, 1998. – 332 с.
  15. Фрай Н. Анатомия критики // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX века. Трактаты, статьи, эссе. – М.: МГУ, 1987. – С. 232-264.
  16. Хёйзинга И. Homo ludens. Статьи по истории культуры, – М.: Прогресс, 1997. – 362 с.
  17. Шлегель Ф. Критические фрагменты. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://poeticsite.narod.ru/dnevnik/dn10-01-05.html
  18. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2-х тт. – М.: Искусство, 1983. – Т. 1. – 479 с.
  19. Blake W. The Complete Poetry & Prose of William Blake / Ed. by D.Erdman. – N.Y: Anchor books, 1988. – 990 p.
  20. Еrdman D. Textual Notes // Blake W. The Complete Poetry & Prose of William Blake. – N.Y: Anchor books, 1988.
  21. Frye N. Fearful Symmetry. A Study of William Blake. – Princeton, 1990. – 472 p.
  22. Gleckner R. F., Greenberg M.L. Approaches to Teaching Blake’s Songs of Innocence and of Experience. – New York: Modern Language Association, 1989. – 162 p.
  23. Rawlinson N. William Blake’s Comic Vision. – Basingstoke and New York: Palgrave Macmillan, 2003. – 292 p.
  24. Robinson C. H. // Nineteen’s-Century Accounts of W.Blake. – Gaineswille, 1970.
[ENG]
  1. Adorno, T. (2001), Aesthetic Theory [Esteticheskaya teoriya], Moscow, Respublika, 527 p.
  2. Bakhtin, М.М. (1990), Francois Rabelais' Creativity and the folk culture of the Middle Ages and the Renaissance [Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaya kul'tura srednevekov'ya i Renessansa], Moscow, Khudozhestvennaya literatura, 543 p.
  3. Blake, W. (1998), The Complete Poetry & Prose of William Blake, ed. by D.Erdman, N.Y, Anchor books, 990 p.
  4. Blake, W. (2002) Vision of Judgment [Videniya Strashnogo suda], ed. V.Chukhno, Moscow, Eksmo-press, 384 p.
  5. Caillois, R. (2003), Myth and the man. The man and the sacred [Mif i chelovek. Chelovek i sakral'noe], Moscow, OGI, 296 p.
  6. Dmitriev, A.V., Sychev, A.A. (2005), Laugh. Social philosophical analysis [Smekh. Sotsiofilosofskii analiz], Moscow, Al'fa-M, 590 p.
  7. Erdman, D. (1988), "Textual Notes", in Blake W. The Complete Poetry & Prose of William Blake, N.Y, Anchor books.
  8. Ferguson, J. (1998), Christian symbolism [Khristianskii simvolizm], book. VIII, Moscow, Zolotoi vek, 332 p.
  9. Frye, N. (1987), "Anatomy of criticism" ["Anatomiya kritiki"], Foreign aesthetics and literary theory in XIX-XX centuries. Treatises, articles, essays [Zarubezhnaya estetika i teoriya literatury XIX-XX veka. Traktaty, stat'i, esse], Moscow: Moscow State University, pp. 232-264.
  10. Frye, N. (1990), Fearful Symmetry. A Study of William Blake, Princeton, 472 p.
  11. Gleckner, R.F., Greenberg, M.L. (1989), Approaches to Teaching Blake's Songs of Innocence and of Experience, New York, Modern Language Association, 162 p.
  12. Huizinga, J. (1997) Homo ludens. Articles on the history of culture [Homo ludens. Stat'i po istorii kul'tury], Moscow, Progress, 362 p.
  13. Literary Encyclopedia (1987) [Literaturnyi entsiklopedicheskii slovar']. – Moscow: Sovetskaya entsiklopediya, 752 p.
  14. Literary Encyclopedia: Dictionary of Literary Terms (1925) [Literaturnaya entsiklopediya: Slovar' literaturnykh terminov], in 2 vol., Moscow, Leningrad, L.D. Frenkel', vol. 1, 576 col.
  15. Losev, A.F. The history of ancient aesthetics. Results of the millennium development [Istoriya antichnoi estetiki. Itogi tysyacheletnego razvitiya], available at: http://www.philosophy.ru/library/losef/iae8/index.htm
  16. Morton, A. (1970), From Malory to Eliot [Ot Melori do Eliota], Moscow, Progress, 254 p.
  17. Pivoev, V.M. (2000), Irony as a cultural phenomenon [Ironiya kak fenomen kul'tury], Petrozavodsk, PSU, 106 p.
  18. Propp, V.Ya. (1997), Problems of comicalness and laugh [Problemy komizma i smekha], Saint-Petersburg, Aleteiya, 287 p.
  19. Rawlinson, N. (2003), William Blake's Comic Vision, Basingstoke and New York, Palgrave Macmillan, 292 p.
  20. Robinson, C.H. (1970), "Blake", Nineteen's-Century Accounts of W.Blake, Gaineswille.
  21. Schlegel, F. (1983), Aesthetics. Philosophy. Criticism [Estetika. Filosofiya. Kritika], in 2 vols, Moscow, Iskusstvo, vol.1, 479 p.
  22. Schlegel, F. "Critical fragments" ["Kriticheskie fragmenty"], available at: http://poeticsite.narod.ru/dnevnik/dn10-01-05.html
  23. Steblin-Kamensky, M.I. (1978), "Apology of laugh" ["Apologiya smekha"], Izvestiya AN SSSR. Seriya literatury i yazyka, vol. 37, No 2, pp. 149-156.
  24. Tret'yakova, E. "Irony in the structure of a literary text" ["Ironiya v strukture khudozhestvennogo teksta"], available at: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=443&level1=main&level2=articles
Файлы / Files 10-tokareva.pdf

Выходные данные журнала по филологии «Язык. Словесность. Культура», в котором размещена статья / Publisher's imprint of the journal of philology "Language. Philology. Culture", where the article posted