Главная страница Контактные данные Карта проекта FAQ Форма заказа News

Статья «Вехи и логика развития рефлексивной психологии творчества на рубеже ХХ-XXI веков» / Article "Milestones and logic of formation of reflexive psychology at the turn of XX-XXI centuries"

Наши услуги

Рецензируемые журналы

Архив

Оплата

Подписка

Методический раздел

Подбор оппонентов

Архивные данные статьи Семёнова И.Н. / Archival data of the article written by Semenov I.N.

Выходные данные научной статьи / Article output data

Страницы / Pages 52-75
Тип / Type [RAR] – Научная статья
Коды / Numbers [УДК] 159.92; 159.955.4
Заглавие / Title
[RUS]
Вехи и логика развития рефлексивной психологии творчества на рубеже ХХ-XXI веков
[ENG]
Milestones and logic of formation of reflexive psychology at the turn of XX-XXI centuries
Авторы / Authors
[RUS]
Семёнов
Игорь Никитович
Доктор психологических наук, профессор,
Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики
[ENG]
Semenov
Igor' Nikitovich
Full doctor of Psychology, professor,
Higher School of Economics – National Research University
Аннотация / Abstract
[RUS]
Одной из новаций гуманитарного познания второй половины ХХ в. являются его эвристические достижения в психологическом и междисциплинарном изучении рефлексии. Это привело, в частности, к возникновению такого бурно развивающегося на рубеже ХХ-ХХI вв. инновационного направления исследований, как рефлексивная психология. Автор приводит методологическое различие психологии рефлексии и этапы зарождения и развития рефлексивной психологии.
[ENG]
One of the innovations of humane perception at the second half of the XX century was its heuristic achievements in psychological and cross-disciplinary study of reflection. It led, in particular, to formation of such an exploding innovative research trend as reflexive psychology at the turn of the XX-XXI centuries. The author brings the methodological distinction of reflection psychology.
The research starts from the moment of conceiving reflexive psychology in innovative examination of creative thinking.
As a result of conceptual generalization of experimental researches of discursive solutions of creative tasks by means of system methodology a "four-level model" of organization of efficient and intellectual activity while solving creative tasks was created. The dominance of reflexive component of thought in its structure was educed; the productive role of reflection ahead of insight as well as its regulating function in the process of creative research was specified. As a result of experimental verification of the model and generalization of the theory of level deep organization of efficient thought later on originated the concept of reflexive psychology and the research program of study of its reflexive-personal and discursive-communicatory dependence was developed.
On the practical level it made it possible to explicate applied reflexive-psychological investigations in five focal points in the 1980's: 1) psychological-pedagogic; 2) pathopsychalogical; 3) engineering-psychological; 4) ergonomic; 5) research on research.
In the 1990's the study was carried out broadwise, generally with prepotency of applied aspects of humanitarian-reflexive psychology: 1) psycho-physiological, 2) psychological-pedagogical, 3) social-psychological, 4) psychological- acmeological, 5) psychological-political. As a result of the research the school "reflexive psychology" was differentiated into the three scientific schools: "reflexive-humanitarian psychology", "reflexive-humanistic acmeology", and "reflexive-didactical pedagogics".
As a result of reflexive-psychological investigations in the 2000's the typology of reflexive processes was widened, According to that some of its kinds are differentiated – reflection: emotional, intellectual, personal, dialogic, communicative, cooperative, social, cultural, existential, spiritual. Hence such an innovative sphere of modern human study as reflexive psychology assumes All-Russia scale and integrates into the system of psychological sciences and becomes a smoothly part of socio-humanitarian perception.
Текст / Text
[ENG]
Introduction One of the innovations of humanitarian knowledge...
Ключевые слова / Keywords
[RUS]
Рефлексия
рефлексивная психология
инновации
творчество
личность
[ENG]
Reflection
reflexive psychology
innovations
creativeness
personality
Библиография / References
[RUS]
  1. Алюшина Н.А., Репецкий Ю.А., 1. Семёнов И.Н. Рефлексивная акмеология успешных управленцев. – М., Сочи: ИРПТиГО, 1998. – 108 с.
  2. Аникина В.Г., Коваль Н.А., Семёнов И.Н. Исследование экзистенциальной рефлексии в проблемно-конфликтных ситуациях. – Тамбов: ТГУ, 2002. – 108 с.
  3. Аткишкина Е.В., Елисеенко А.С., Семёнов И.Н., Серёгин К.С. Рефлексия це3. леобразования как системообразующий фактор личностного самоопределения и профессиональной самореализации студентов // Акмеология. – 2011. – № 3. – С. 671-673.
  4. Войтик И.М., Семёнов И.Н. Оценка и развитие рефлексивного мышления. – Новосибирск: СибАГС, 2001. – 144 с.
  5. Давыдова Г.И., Семёнов И.Н. Развитие индивидуальности в контексте рефлексивно-диалогического взаимодействия // Мир психологии. – 2008. – № 1. – C. 59-71.
  6. Двоеглазова М.Ю., Семёнов И.Н. Развитие личностной рефлексии в студенческом возрасте. – Мурманск: МГПУ, 2007. – 164 с.
  7. Деркач А.А., Семёнов И.Н., Балаева А.В. Рефлексивная акмеология творческой индивидуальности. – М.: РАГС, 2005. – 196 с.
  8. Деркач А.А., Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивно-психологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. – М.: РАГС, 1998. – 248 с.
  9. Дюков В.М., Семёнов И.Н. Рефлексивное управление образовательным процессом в ДОУ [дошкольном образовательном учреждении]. – М.: Сфера, 2008. – 75 с.
  10. Жедунова И.М., Карпов А.В. Рефлексия в структуре общих способностей // Вестник ЯрГПУ. – 1998. – № 2. – С. 57-61.
  11. Зак А.З. Экспериментальное изучение рефлексии у младших школьников // Вопросы психологии. – 1978. – № 2. – С. 102-110.
  12. Зарецкий В.К., Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивно-личностный аспект формирования решения творческих задач // Вопросы психологии. – 1980. – № 5. – С. 112-117.
  13. Коваль Н.А., Семёнов И.Н. (ред.). Духовность и рефлексивность в становлении профессионала. – Тамбов: ТГУ, 1997. – 82 с.
  14. Ковшуро О.Д., Семёнов И.Н. Исследование рефлексивности самореализации личности в сфере государственной службы. – Брянск, Орел: Орловская РАГС, 2005. – 240 с.
  15. Кузнецов С.В., Семёнов И.Н. Невербальная рефлексия в микроорганизации практического мышления // Образование и культура. – Новосибирск: НГУ, 1994. – С. 54-75.
  16. Ладенко И.С., Семёнов И.Н., Советов А.В. Рефлексивная организация проектировочного мышления. – Новосибирск: НГУ, 1990. – 61 с.
  17. Лаптева О.И., Семёнов И.Н., Куликова С.Г. Рефлексивно-профессиональное общение. Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НГАА, 2010. – 140 с.
  18. Лаптева О.И., Семёнов И.Н., Куликова С.Г. Рефлексивно-организационная психология. Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НГАА, 2011. – 382 с.
  19. Лефевр В.А., Лепский В.Е., Семёнов И.Н. и др. Рефлексивный подход: от методологии к практике. – М.: ИФ РАН, 2009. – 440 с.
  20. Лукьянчикова А.Л. Развитие творческих способностей учащихся в процессе исследовательской деятельности по изучению «Окружающего мира» // Педагогический журнал. – 2012. – № 5-6. – С. 104-115.
  21. Оржековский П.А. Формирование творческого опыта учащихся в решении задач по химии. – М., 1996. – 121 с.
  22. Проблемы рефлексии в решении творческих задач / Отв. ред. И.С.Ладенко. – Новосибирск: СО РАН, 1996. – 182 с.
  23. Пономарев Я.А., Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в развитии творческого мышления // Психологический журнал. – 1986. – № 7(6). – С. 168-159.
  24. Проектно-исследовательский подход в рефлексивной психологии инновационного образования / Под ред. И.Н. Семёнова, Т.Г. Болдиной. – М.: ИРПТиГО- Аналитика Родис, 2011.
  25. Семёнов И.Н. Тенденции развития психологии мышления, рефлексии и познавательной активности. – М.-Воронеж, 2000. – 64 с.
  26. Семёнов И.Н. Системно-методологическая и историко-научная рефлексия как средства прогресса психологии // Прогресс в психологии: критерии и признаки. – М.: ИП РАН, 2009. – С. 210-236.
  27. Семёнов И.Н. Рефлексивная психология, акмеология и педагогика как средства возрождения образовательной системы // Пути, средства и возможности модернизации образовательной системы. Часть 2. – М.: РАО-АПСН, 2009. – С. 338-348.
  28. Семёнов И.Н. Творчество и человеческий капитал: рефлексивно- психологические аспекты взаимодействия // Вопросы психологии. – 2010. – № 2. – С. 37-59.
  29. Семёнов И.Н. Методологические проблемы рефлексивной психологии творчества: от изучения креативности к развитию инновационной деятельности // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник ИНИОН РАН. – 2011. – № 6. – С. 117-129.
  30. Творчество: от биологических оснований до социальных и культурных феноменов / Под ред. Д.В. Ушакова. – М.: ИП РАН, 2011. – 736 с.
  31. Степанов С.Ю., Полищук О.А., Семёнов И.Н. Развитие рефлексивной компетентности кадров управления. Методические рекомендации. – М., 1996. – 80 с.
  32. Kholmogorova A.B., Zaretsky V.K., Semmionov I.N. Reflexive-personality regulation of the goal-development process in norm and pathology // Soviet Psychology. – 1982. – № 21(4). – Рp. 3-46.
  33. Semenov I.N. An ampirical psychological study of though processes in creative problem-solving from the perspective of the theory of activity // Soviet Psychology. – 1978. – № 16(4). – Рp. 3-46.
[ENG]
  1. Alyushina, N.A., Repetskii, Yu.A., Semenov, I.N. (1998), Reflexive psychology of successful managers [Refleksivnaya akmeologiya uspeshnykh upravlentsev], IRPTiGO, Moscow-Sochi, 108 p.
  2. Anikina, V.G., Koval', N.A., Semenov, I.N. (2002), The study of existential reflection in problem-conflict situations [Issledovanie ekzistentsial'noi refleksii v problemno-konfliktnykh situatsiyakh], TGU, Tambov, 108 p.
  3. Atkishkina, E.V., Eliseenko, A.S., Semenov, I.N., Seregin K.S. (2011), "Reflection in goal formation as a core factor of personal self-fulfillment and professional self-actualization of students" ["Refleksiya tseleobrazovaniya kak sistemoobrazuyushchii faktor lichnostnogo samoopredeleniya i professional'noi samorealizatsii studentov"], Akmeologiya, No. 3, pp. 671-673.
  4. Davydova, G.I., Semenov, I.N. (2008), "Development of personality in the context of reflexive and dialogic interaction" ["Razvitie individual'nosti v kontekste refleksivno-dialogicheskogo vzaimodeistviya"], Mir psikhologii, No. 1, pp. 59-71.
  5. Derkach, A.A., Semenov, I.N., Balaeva, A.V. (2005), Reflexive acmeology of the creative personality [Refleksivnaya akmeologiya tvorcheskoi individual'nosti], RAGS, Moscow, 196 p.
  6. Derkach, A.A., Semenov, I.N., Stepanov S.Yu. (1998), Reflexive and psychological foundations of learning and development of reflexive culture of civil servants [Refleksivno-psikhologicheskie osnovy izucheniya i razvitiya refleksivnoi kul'tury gossluzhashchikh], RAGS, Moscow, 248 p.
  7. Dvoeglazova, M.Yu., Semenov, I.N. (2007), The development of personal reflection in the student age [Razvitie lichnostnoi refleksii v studencheskom vozraste], MGPU, Murmansk, 164 p.
  8. Dyukov, V.M., Semenov, I.N. (2008), Reflexive control of educational process in the PEI (pre-school educational institution) [Refleksivnoe upravlenie obrazovatel'nym protsessom v DOU (doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii)], Sfera, Moscow, 75 p.
  9. Kholmogorova, A.B., Zaretsky, V.K., Semenov, I.N. (1982), "Reflexive-personality regulation of the goal-development process in norm and pathology", Soviet Psychology, No. 21(4), pp. 3-46.
  10. Koval', N.A., Semenov, I.N. (1997), Inwardness and reflexivity in the formation of professional [Dukhovnost' i refleksivnost' v stanovlenii professionala], TGU, Tambov, 82 p.
  11. Kovshuro, O.D., Semenov, I.N. (2005), The study of reflexivity of personal fulfillment in civil service [Issledovanie refleksivnosti samorealizatsii lichnosti v sfere gosudarstvennoi sluzhby], Orlovskaya RAGS, Bryansk, Orel, 240 p.
  12. Kuznetsov, S.V., Semenov, I.N. (1994), "Non-verbal reflection in microformation of practical thinking", Education and Culture ["Neverbal'naya refleksiya v mikroorganizatsii prakticheskogo myshleniya", Obrazovanie i kul'tura], NGU, Novosibirsk, pp. 54-75.
  13. Ladenko, I.S. (1996), Problems of reflection in creative problems solving [Problemy refleksii v reshenii tvorcheskikh zadach], SO RAN, Novosibirsk, 182 p,
  14. Ladenko, I.S., Semenov, I.N., Sovetov, A.V. (1990), Reflexive organization of design thinking [Refleksivnaya organizatsiya proektirovochnogo myshleniya], NGU, Novosibirsk, 61 p.
  15. Lapteva, O.I., Semenov, I.N., Kulikova, S.G. (2010), Reflexive and professional communication. Study guide [Refleksivno-professional'noe obshchenie. Uchebno-metodicheskoe posobie], NGAA, Novosibirsk, 140 p.
  16. Lapteva, O.I., Semenov, I.N., Kulikova, S.G. (2011), Reflexive and organizational psychology. Study guide [Refleksivno-organizatsionnaya psikhologiya. Uchebno-metodicheskoe posobie], NGAA, Novosibirsk, 382 p.
  17. Lefevbre, V.A., Lepskii, V.E., Semenov, I.N. (2009), The reflexive approach: from methodology to practice [Refleksivnyi podkhod: ot metodologii k praktike], IF RAN, Moscow, 440 p.
  18. Luk'yanchikova, A.L. (2012), "The development of creative flairs of students in the process of research activity on the study of "Surrounding world" ["Razvitie tvorcheskikh sposobnostei uchashchikhsya v protsesse issledovatel'skoi deyatel'nosti po izucheniyu "Okruzhayushchego mira""], Pedagogical Journal, No. 5-6, pp. 104-115.
  19. Orzhekovskii, P.A. (1996), The formation of the creative experience of students in solving problems in chemistry [Formirovanie tvorcheskogo opyta uchashchikhsya v reshenii zadach po khimii], Moscow, 121 p.
  20. Ponomarev, Ya.A., Semenov, I.N., Stepanov, S.Yu. (1986), Reflection in the development of creative thinking ["Refleksiya v razvitii tvorcheskogo myshleniya"], Psikhologicheskii zhurnal, No. 7(6), pp.168-159.
  21. Semenov, I.N. (1978), "An ampirical psychological study of though processes in creative problem-solving from the perspective of the theory of activity", Soviet Psychology, No. 16(4), pp. 3-46.
  22. Semenov, I.N. (2000), Trends in the development of psychology of thinking, reflection and cognitive activity [Tendentsii razvitiya psikhologii myshleniya, refleksii i poznavatel'noi aktivnosti], Moscow-Voronezh, 64 p.
  23. Semenov, I.N. (2009), "Reflexive psychology, acmeology and pedagogy as means to revive the education system", Ways, means and opportunities to modernize the educational system. Part 2 ["Refleksivnaya psikhologiya, akmeologiya i pedagogika kak sredstva vozrozhdeniya obrazovatel'noi sistemy", Puti, sredstva i vozmozhnosti modernizatsii obrazovatel'noi sistemy. Chast' 2], RAO-APSN, Moscow, pp. 338-348.
  24. Semenov, I.N. (2009), "Systematic-methodological and historical and scientific reflection as means of psychology progress", Advances in psychology: the criteria and attributes ["Sistemno-metodologicheskaya i istoriko-nauchnaya refleksiya kak sredstva progressa psikhologii", Progress v psikhologii: kriterii i priznaki], IP RAN, Moscow, pp. 210-236.
  25. Semenov, I.N. (2010), "Creativity and human capital: reflexive and psychological aspects of the interaction" ["Tvorchestvo i chelovecheskii kapital: refleksivno-psikhologicheskie aspekty vzaimodeistviya"], Voprosy psikhologii, No. 2, pp. 37-59.
  26. Semenov, I.N. (2011), "Methodological problems of reflexive psychology of creativity: from the study of creativity to the development of innovation activity" ["Metodologicheskie problemy refleksivnoi psikhologii tvorchestva: ot izucheniya kreativnosti k razvitiyu innovatsionnoi deyatel'nosti"], Rossiya: tendentsii i perspektivy razvitiya. Ezhegodnik INION RAN, No. 6, pp. 117-129.
  27. Semenov, I.N., Boldina, T.G. (2011), Design and research approach in reflexive psychology of innovative education [Proektno-issledovatel'skii podkhod v refleksivnoi psikhologii innovatsionnogo obrazovaniya], IRPTiGO-Analitika Rodis, Moscow.
  28. Stepanov, S.Yu., Polishchuk, O.A., Semenov, I.N. (1996), The development of reflexive competence of management personnel. Guidelines [Razvitie refleksivnoi kompetentnosti kadrov upravleniya. Metodicheskie rekomendatsii], Moscow, 80 p.
  29. Ushakov, D.V. (2011), Creativity: from the biological basis to social and cultural phenomena [Tvorchestvo: ot biologicheskikh osnovanii do sotsial'nykh i kul'turnykh fenomenov], IP RAN, Moscow, 736 p.
  30. Voitik, I.M., Semenov, I.N. (2001), Assesment and development of reflective thinking [Otsenka i razvitie refleksivnogo myshleniya], SibAGS, Novosibirsk, 144 p.
  31. Zak, A.Z. (1978), "The experimental study of the reflection in primary school children" ["Eksperimental'noe izuchenie refleksii u mladshikh shkol'nikov"], Voprosy psikhologii, No. 2, pp. 102-110.
  32. Zaretskii, V.K., Semenov, I.N., Stepanov, S.Yu. (1980), "Reflexive and personal aspect of the formation of creative problems solving" ["Refleksivno-lichnostnyi aspekt formirovaniya resheniya tvorcheskikh zadach"], Voprosy psikhologii, No. 5, pp. 112-117.
  33. Zhedunova, I.M., Karpov, A.V. (1998), "Reflection in the structure of general aptitudes" ["Refleksiya v strukture obshchikh sposobnostei"], Vestnik YarGPU, No. 2, pp. 57-61.
Файлы / Files 3-semenov.pdf

Выходные данные журнала «Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования», в котором размещена статья / Publisher's imprint of the journal "Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches", which includes the article