Главная страница Контактные данные Карта проекта FAQ Форма заказа News

Научная статья по культурологии «Тема Германии в художественном наследии М.А. Шолохова»

Article "The theme of Germany in the artistic heritage of M.A. Sholokhov"

Наши услуги

Рецензируемые журналы

Архив

Оплата

Подписка

Методический раздел

Купить ISBN

Архивные данные научной статьи, Стопченко Н.И.

Archival data of the article written by Stopchenko N.I.

Выходные данные культурологической статьи

Article output data

Рубрика / Features
[RUS]
Литературоведение
[ENG]
Literary criticism
Страницы / Pages 80-101
Тип / Type [RAR] – Научная статья
Коды / Numbers [УДК] 82.091
Заглавие / Title
[RUS]
Тема Германии в художественном наследии М.А. Шолохова
[ENG]
The theme of Germany in the artistic heritage of M.A. Sholokhov
Авторы / Authors
[RUS]
Стопченко
Николай Иванович
Доктор культурологии, профессор,
Донская академия наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова
[ENG]
Stopchenko
Nikolai Ivanovich
Full doctor of сulturogy, professor,
Y.A. Zhdanov Don Academy of Sciences of young researchers
Аннотация / Abstract
[RUS]
Статья посвящена немецкой теме как весьма значительной в художественном наследии М.А. Шолохова. Многовековой историко-культурный диалог России и Германии, о котором часто писали исследователи обеих сторон, наполнен неоднозначно сложным содержанием, где вместе с тем прослеживаются богатейшие духовные взаимосвязи. Русская классическая литература – особенно двух последних столетий – пронизана «германским элементом», когда отечественные писатели открывают для себя различные черты характера своих культурных и географических соседей, нередко даже своих сограждан. Подобный интерес был закономерным, так как диктовался жизненными обстоятельствами и творческими потребностями. Корифеев русской словесности – от А. Пушкина до М. Шолохова и других современных классиков, – обращавшихся зачастую к немецкому культурному началу, привлекает, прежде всего, возможность сравнения и постижения своего через чужое. Образ Германии, немецкая тема в целом, представляющая многообразный массив отечественной литературы и – шире – культуры, способствует более глубокому раскрытию сложного идейного замысла их романов и повестей, помогает в постановке и решении проблем российской действительности. Следует сказать о глубоком знании автором немецкого народа, его истории и культуры; о двух памятных для русского писателя визитах в Германию разных исторических этапов (декабрь 1930, май 1964), о первой зарубежной публикации «Тихого Дона» (1929) и «Поднятой целины» (1933) на немецком языке, о творческих и научных контактах со многими деятелями немецкой культуры, внёсших «серьёзный вклад в шолоховедение» (В. Байц). Следует сказать и об эпохе, в которую жил и творил русский гений, поскольку социокультурные потрясения века являются чуть ли не основным фактором, повлиявшим на него. Немецкая тема, многосторонняя по своему содержанию, но преимущественно военная, в его литературном наследии занимает особое место: не являясь ведущей, она проходит через многие шолоховские творения разных лет и играет в них немаловажную роль. Немецкая тема, несмотря на определённый набор способов её введения в текст, в каждом его произведении, будь то «Донские рассказы», «Тихий Дон», «Поднятая целина», военная публицистика, «Наука ненависти», «Судьба человека» или «Они сражались за Родину», обладает иной степенью выраженности и значимости и по-своему способствует реализации русской проблематики каждого произведения.
[ENG]
The planetary glory of "Tikhii Don" epic was started from Germany, when the first two books of the novel were actively mastered by left and democratic criticism in 1929 and 1930. The book acquired both enthusiasts and malicious opponents by high level of writer's skill and anti-war orientation. The eighty-five years controversy surrounding "Tikhii Don" and its author often turned into fierce dispute as to the honor and dignity of the great writer, whole Russian literature and culture, and it was already at time of the first foreign publication, beginning with Weimar Republic and ending with united Germany (1929-2014) of our times. Digest of Leipzig international symposia (1965, 1975, and 1985) took important place in both German and world Sholohov studies of XX and XXI centuries, it was fitting reply to initiators of "Sholokhov's question". The German theme, despite the particular set of methods of its addition to the text in each his work, whether they are "Donskie rasskazy", "Tikhii Don", "Podnyataya tselina", military journalism, "Nauka nenavisti", "Sud'ba cheloveka" or "Oni srazhalis' za Rodinu", has different degrees of expressiveness and significance and helps to actualize the Russian problematics of each work.
Текст / Text
[RUS]
«Связь Германии и России всегда была судьбоносной»…
(Вы можете ознакомиться в файле ПДФ c полным текстом научной статьи по культурологии)
Ключевые слова / Keywords
[RUS]
Немецкая тема
мировая война
роман о «потерянном поколении»
мотив жизни как ценности
безнравственный лик войны
«наука ненависти» – «наука побеждать»
русское достоинство и гордость
духовный потенциал народа
[ENG]
German theme
world war
the novel about the "lost generation"
the motive of life as a value
immoral face of war
"the science of hatred" – "the science of victory"
Russian dignity and pride
the spiritual potential of people
Библиография / References
[RUS]
  1. Боборыкин П.Д. Воспоминания: В 2 тт. – М.: Художественная литература, 1975. – Т. 2. – 414 с.
  2. Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 тт. – М.: Художественная литература, 1989. – Т. 8.
  3. Гачев Г.Д. Менталитет народов мира: сходства и отличия. – М. ЭКСМО, 2003. – 544 с.
  4. Германия. ХХ век. Модернизм, авангардизм, постмодернизм / Ред., сост. В.Ф. Колязин. – М., 2008. РОССПЭН, 2008. – 608 с.
  5. Немирович-Данченко В.И. Рождение театра. – М., 1979.
  6. Шолохов М.А. Собр. соч.: В 8 тт. – М., 1975. – Т. 1.
  7. Шолохов М.А. Собр. соч.: В 8 тт. – М., 1975. – Т. 7.
  8. Шолохов М.А. Россия в сердце. Сборник рассказов, очерков, публицистики. – М.: Современник, 1975. – 207 с.
  9. Шолохов М. Поднятая целина. – М.: Художественная литература, 1953 г. – Кн. 1. – 332 с.
  10. Die Rote Fahne. 1930. – November, 8. – S. 8.
  11. Kurella A. Nachwort // Scholochow M. Frühe Erzählungen. – Berlin, 1965. – S. 420-421.
  12. Scholochow M. Der stille Don. Dt. v. O. Halpern. Bd. 1. – Berlin, 1929.
[ENG]
  1. Belinskii, V.G. (1989) Sobranie sochinenii [Collected works]. Vol. 8. Moscow: Khudozhestvennaya literatura.
  2. Boborykin, P.D. (1975) Vospominaniya [Memoirs]. Vol. 2. Moscow: Khudozhestvennaya literatura.
  3. Die Rote Fahne (1930). November, 8, S. 8.
  4. Gachev, G.D. (2003) Mentalitet narodov mira: skhodstva i otlichiya [Nation mentality: similarities and differences]. Moscow: EКSМО.
  5. Kolyazin, V.F. (ed.) (2008) Germaniya. XX vek. Modernizm, avangardizm, postmodernizm [Germany. ХХ century. Modernism, avantgardism, postmodernism]. Moscow: ROSSPEN.
  6. Kurella, A. (1965) Nachwort. In: Scholochow, M. Frühe Erzählungen. Berlin, S. 420-421.
  7. Nemirovich-Danchenko, V.I. (1979) Rozhdenie teatra [Theater birth]. Moscow.
  8. Scholochow, M. (1929) Der stille Don. Bd. 1. Berlin.
  9. Sholokhov, M.А. (1953) Podnyataya tselina [Harvest on the Don]. Moscow: Khudozhestvennaya literatura.
  10. Sholokhov, M.А. (1975) Rossiya v serdtse. Sbornik rasskazov, ocherkov, publitsistiki [Russia in heart. Collection of stories, outlines and journalism]. Moscow: Sovremennik.
  11. Sholokhov, M.А. (1975) Sobranie sochinenii [Collected works]. Vol. 1. Moscow.
  12. Sholokhov, M.А. (1975) Sobranie sochinenii [Collected works]. Vol. 7. Moscow.
Файлы / Files5-stopchenko.pdf
Для цитирования / For citation
[RUS]
Стопченко Н.И. Тема Германии в художественном наследии М.А. Шолохова // Культура и цивилизация. – 2014. – № 4. – С. 80-101.
[ENG]
Stopchenko, N.I. (2014) Tema Germanii v khudozhestvennom nasledii M.A. Sholokhova [The theme of Germany in the artistic heritage of M.A. Sholokhov]. Kul'tura i tsivilizatsiya [Culture and Civilization], 4, pp. 80-101 (in Russian).

Архивные данные журнала по культурологии № 4 за 2014 год «Культура и цивилизация», в котором размещена статья / Publisher's imprint of the journal "Culture and Civilization", which includes the article.