Главная страница Контактные данные Карта проекта FAQ Форма заказа News

Научная статья по психологии «Опыт изучения рефлексивности творческого мышления методом содержательно-смыслового анализа»

Article "The experience of studying the reflexivity of creative thinking with content-semantic analysis"

Наши услуги

Рецензируемые журналы

Архив

Оплата

Подписка

Методический раздел

Подбор оппонентов

Архивные данные психологической статьи Семенова И.Н.

Archival data of the article written by Semenov I.N.

Выходные данные научной статьи в журнале по психологии

Article output data

Раздел / Sectional title
[RUS]
Общая психология, психология личности, история психологии
[ENG]
General psychology, personality psychology, history of psychology
Страницы / Pages 10-57
Тип / Type [RAR] – Научная статья
Коды / Numbers [УДК] 159.9:7.01
Заглавие / Title
[RUS]
Опыт изучения рефлексивности творческого мышления методом содержательно-смыслового анализа
[ENG]
The experience of studying the reflexivity of creative thinking with content-semantic analysis
Авторы / Authors
[RUS]
Семенов
Игорь Никитович
Профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»,
академик Академии педагогических и социальных наук
[ENG]
Semenov
Igor' Nikitovich
Professor at the National research university "Higher school of economics",
academician of the Academy of Pedagogical and Social Sciences
Аннотация / Abstract
[RUS]
В статье представлен обзор теоретико-экспериментальных исследований рефлексивной организации творческого мышления, выполненных методом содержательно-смыслового анализа. Этот метод был разработан И.Н. Семеновым на основе системодеятельностной методологии Г.П. Щедровицкого и ее категориально-деятельностной реализации Н.Г. Алексеевым применительно к психологическому изучению дискурсивного мышления в процессе решения задач на соображение, которые экспериментально моделируют познавательную деятельность. При этом анализируется логика развития изучения рефлексивности творческого мышления в научной школе рефлексивно-гуманитарной психологии и педагогики творчества: от логико-нормативного анализа интеллектуально-содержательного плана мыслительной деятельности через выделение на этом фоне ее личностно-смыслового плана до дифференциации рефлексивного и коммуникативного планов мышления в проблемно-конфликтных ситуациях индивидуального и группового поиска решения задач на соображение. Экспериментально установленные закономерности рефлексивной организации, дезорганизации и динамики творческого мышления позволили разработать систему психолого-педагогических воздействий, обеспечивающих его развитие методами игрорефлексики в процессе формирования способов решения задач на соображение. Применение этих методов обеспечивает развитие различных типов рефлексии (интеллектуальной, личностной, коммуникативной, кооперативной и т.д.) как средств оптимизации мыследеятельности и личностно-профессионального роста в таких сферах социальной практики, как образование и управление.
[ENG]
The article provides an overview of theoretical and experimental studies of reflexive organization of creative thinking. The method of content-semantic analysis is used by the author. This method was developed by I.N. Semenov based on the methodology of system activity by G.P. Shchedrovitsky and N.G. Alekseev in the process of solving the quickness of wit problems. Such kind of problems experimentally simulate cognitive activity. The history of the reflexivity of creative thinking in the scientific school-reflexive human psychology and pedagogy of creativity is analyzed. The author traces the path from the logic of normative content analysis of mental activity to distinguish between reflective and communicative plans of thinking in problem-conflict situations, individual and group problem solving in quickness of wit problems. Experimentally established laws of reflexive organization, disorganization and dynamics of creative thinking allowed the author to develop a system of psycho-pedagogical influences, providing the development of creative thinking with the techniques of playing reflexion, in the process of solving methods for the quickness of wit problems. Application of these methods provides the development of different types of reflection (intellectual, personal, communicative, cooperative, etc.) in the areas of social practice, education and management.
Текст / Text
[RUS]
Введение Одним из эффективных методов изучения…
(Вы можете ознакомиться в файле ПДФ c полным текстом научной статьи по психологии)
Ключевые слова / Keywords
[RUS]
Мышление
рефлексия
деятельность
творчество
личность
развитие
формирование
профессионализм
образование
управление
[ENG]
Thinking
reflection
activity
creativity
personality
development
formation
professionalism
education
management
Библиография / References
[RUS]
  1. Алексеев Н.Г., Семенов И.Н., Зарецкий В.К. и др. Мысли о мыслях. Рефлексивное мышление и творчество. Ч. 1. Теоретические проблемы рефлексии. Ч. 2: Проблемы рефлексии в решении творческих задач. – Новосибирск: НГУ, 1995. – 181 с.
  2. Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. О методах психологического изучения творчества // Проблемы научного творчества в современной психологии. – М.: Наука, 1971. – С. 151-203.
  3. Аникина В.Г., Коваль Н.А., Семенов И.Н. Исследование экзистенциальной рефлексии в проблемно-конфликтных ситуациях. – Тамбов: ТГУ, 2002. – 108 с.
  4. Войтик И.М., Семенов И.Н. Оценка и развитие рефлексивного мышления. – Новосибирск: СибАГС. 2001. – 144 с.
  5. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. – М.: Наука, 1966. – С. 236-277.
  6. Елисеенко А.С., Семенов И.Н. Решение комплексных проблем в организационно-образовательных средах // Организационная среда ХХI века. – М.: МЭСИ, 2012. – С. 95-99
  7. Зарецкий В.К., Ладенко И.С., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивная регуляция мышления. – Новосибирск: НГУ, 1990. – 56 с.
  8. Зарецкий В.К., Семенов И.Н. Методика определения стиля мышления руководителя // Практические занятия по социальной психологии для специалистов и руководителей народного хозяйства. – Рига, 1980. – С. 40-66.
  9. Зарецкий В.К., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивно-личностный аспект формирования творческих задач // Вопросы психологии. – 1980. – № 5. – С. 103-112.
  10. Кузнецов С.В., Семенов И.Н. Невербальная рефлексия в структуре практического мышления // Образование и культура. – Новосибирск: НГУ, 1995. – С. 54-75.
  11. Ладенко И.С., Самоукина Н.В., Семенов И.Н. и др. Освоение механизмов рефлексии в практике обучения. Методические указания. – Новосибирск: НГУ, 1991. – 36 с.
  12. Ладенко И.С., Семенов И.Н., Cоветов А.В. и др. Рефлексивная организация проектировочного мышления. – Новосибирск: НГУ, 1991. – 511 с.
  13. Ладенко И.С., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Формирование творческого мышления и культивирование рефлексии. – Новосибирск: НГУ, 1990. – 65 с.
  14. Лактионов А.Н., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Алгоритм оценки и контроля рефлексивных компонентов мышления. – Харьков: ХГУ, 1990. – 37 с.
  15. Лосев А.В., Семенов И.Н. Экспериментально-психологическое исследование и формирование рефлексивности социально-профессионального мышления менеджеров быстроразвивающихся организаций // Проблема эксперимента в психологии. – М.: РАГС, 1998. – С. 79-121.
  16. Оржековский П.А. Рефлексивно-психологические основы формирования у учащихся творческого опыта (при обучении химии) // Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в образовании и управлении / под ред. И.Н. Семенова, Т.Г. Болдиной. – М.: ИРПТиГО, 2003.
  17. Оржековский П.А., Мещерякова Л.М., Понтак Л.С. Химия. 8 класс: учебник. – М.: Астрель, 2005. – 206 с.
  18. Оржековский П.А., Семенов И.Н. Роль рефлексивной психологии в формировании творческого опыта учащихся и разработке инновационных учебников по химии // Проектно-исследовательский подход в рефлексивной психологии инновационного образования / отв. ред.-сост. И.Н. Семенов, Т.Г. Болдина. – Ногинск: Аналитика Родис, 2011. – С. 135-144.
  19. Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Зарецкий В.К. и др. Исследование проблем психологии творчества. – М.: Наука, 1983. – 336 с.
  20. Семенов И.Н. К нормативному анализу познавательной деятельности при решении творческих задач // Психологические исследования. Вып. 7. – М.: МГУ, 1977. – С. 39-49.
  21. Семенов И.Н. Методика исследования поведения личности в группе при коллективном решении творческих задач // Личность в психологическом эксперименте / под ред. А.В. Петровского. – М.: МГПИ, 1973. – С. 4-115.
  22. Семенов И.Н. Об одном приеме формирования решения творческих задач // Управление познавательной деятельностью студентов. – Саранск: МордГУ, 1979. – С. 45-52.
  23. Семенов И.Н. Опыт деятельностного подхода к экспериментально-психологическому исследованию мышления (на материале дискурсивного решения творческих задач) // Методологические проблемы исследования деятельности. – М.: ВНИИТЭ, 1976. – С. 148-188.
  24. Семенов И.Н. Опыт экспериментального моделирования интеллектуально-личностных аспектов творческой деятельности // Материалы IV Всесоюзного Съезда психологов СССР. – Тбилиси: Мерцниеба, 1971. – С. 483-484.
  25. Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. – М.: НИИОПП АПН СССР, 1990. – 216 с.
  26. Семенов И.Н. Рефлексивная психология инновационного образования. – М.: Наследие ММК, 2013. – 178 с.
  27. Семенов И.Н. Системодеятельностная методология и рефлексивная психология мышления. – Ногинск: Аналитика Родис, 2014.
  28. Семенов И.Н. Тенденции развития психологии мышления, рефлексии и познавательной активности. – М., Воронеж: МОДЭК, 2000. – 64 с.
  29. Семенов И.Н., Сиротина Е.А., Зарецкий В.К. Исследование рефлексивного аспекта поиска и принятия решений // Эргономика / под ред. В.П. Зинченко. – М.: ВНИИТЭ, 1977. – С. 110-133.
  30. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рекомендации по диагностике практического интеллекта. – Фрунзе: КЖПИ, 1984. – 29 с.
  31. Серегин К.С., Семенов И.Н. Взаимодействие рефлексии и понятийного мышления в когнитивном развитии субъекта // Человек, субъект, личность в современной психологии. – М.: ИП РАН, 2013. – Т. 2. – С. 348-351.
  32. Ссорин Ю.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. и др. Расчет структурных характеристик дискурсивного мышления в решении творческих задач // Алгоритмы и программы. Информационный бюллетень ГосФАП СССР. – 1985. – № 6 (69). – С. 39-40.
  33. Степанов С.Ю., Новикова Е.Р., Семенов И.Н. Возрастные особенности продуктивности и рефлексивной организации мышления. Сообщение 2 // Новые исследования в психологии. – 1987. – № 2 (37). – С. 7-12.
  34. Хинчин А.Я. О так называемых задачах «на соображение» в курсе арифметики // Математическое просвещение. – 1961. – № 6. – С. 18-23.
  35. Холмогорова А.Б., Зарецкий В.К., Семенов И.Н. Рефлексивно-личностная регуляция целеобразования в норме и патологии // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 1981. – № 3. – С. 9-21.
  36. Шадриков В.Д. Роль рефлексии и рефлексивности в развитии способностей учащихся // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2012. – № 4. – С. 133-144.
  37. Щедровицкий Г.П., Алексеев Н.Г., Роизин В.М. и др. Педагогика и логика. – М., 1993. – 415 с.
  38. Alexejev N.G., Ponomarev J.A., Saarinen A. et al. Proceedings of the First Finnish-Soviet Symposium on Creativity. – Helsinki, 1985. – 229 p.
  39. Kholmogorova A.B., Zaretsky V.K., Semionov I.N. Reflexive-personality regulation of the goal-development process in norm and pathology // Soviet Psychology. – 1982. – № 21 (4). – P. 3-46.
  40. Matthaus W. Sowjetische Denkpsychologie. Verlag fur Psychologie. – Gottingen, Toronto, Zurich, 1988. – 892 S.
  41. Semionov I.N. An empirical psychological study of thought processes in creative problem-solving from the perspective of the theory of activity // Soviet Psychology. – 1978. – № 16 (4). – P. 3-46.
[ENG]
  1. Alekseev, N.G., Semenov, I.N., Zaretskii, V.K. et al. (1995) Mysli o myslyakh. Refleksivnoe myshlenie i tvorchestvo [Thoughts about thoughts. Reflective thinking and creativity]. Novosibirsk: NGU.
  2. Alekseev, N.G., Yudin, E.G. (1971) O metodakh psikhologicheskogo izucheniya tvorchestva [On the methods of psychological study of creativity]. In: Problemy nauchnogo tvorchestva v sovremennoi psikhologii [Problems of research creativity in modern psychology]. Moscow: Nauka, pp. 151-203.
  3. Alexejev, N.G., Ponomarev, J.A., Saarinen, A. et al. (1985) Proceedings of the First Finnish-Soviet Symposium on Creativity. Helsinki.
  4. Anikina, V.G., Koval', N.A., Semenov, I.N. (2002) Issledovanie ekzistentsial'noi refleksii v problemno-konfliktnykh situatsiyakh [The study of existential reflection in problem-conflict situations]. Tambov: TGU.
  5. Eliseenko, A.S., Semenov, I.N. (2012) Reshenie kompleksnykh problem v organizatsionno-obrazovatel'nykh sredakh [Solving complex problems in organizational and educational environment]. In: Organizatsionnaya sreda XXI veka [Organizational environment for the twenty-first century]. Moscow: MESI, pp. 95-99.
  6. Gal'perin, P.Ya. (1966) Psikhologiya myshleniya i uchenie o poetapnom formirovanii umstvennykh deistvii [Psychology of thinking and teaching about the gradual formation of mental actions]. In: Issledovanie myshleniya v sovetskoi psikhologii [Study of thinking in soviet psychology]. Moscow: Nauka, pp. 236-277.
  7. Khinchin, A.Ya. (1961) O tak nazyvaemykh zadachakh "na soobrazhenie" v kurse arifmetiki [On the so-called problem of "for consideration" in the course of arithmetic]. Matematicheskoe prosveshchenie [Mathematical education], 6, pp. 18-23.
  8. Kholmogorova, A.B., Zaretskii, V.K., Semenov, I.N. (1981) Refleksivno-lichnostnaya regulyatsiya tseleobrazovaniya v norme i patologii [Reflexive and personal regulation of goal formation in normal and pathological situations]. Vestnik MGU. Seriya 14. Psikhologiya [Vestnik MGU. Series 14. Psychology], 3, pp. 9-21.
  9. Kholmogorova, A.B., Zaretsky, V.K., Semionov, I.N. (1982) Reflexive-personality regulation of the goal-development process in norm and pathology. Soviet Psychology, 21 (4), pp. 3-46.
  10. Kuznetsov, S.V., Semenov, I.N. (1995) Neverbal'naya refleksiya v strukture prakticheskogo myshleniya [Nonverbal reflection in structure of practical thinking]. In: Obrazovanie i kul'tura [Education and culture]. Novosibirsk: NGU, pp. 54-75.
  11. Ladenko, I.S., Samoukina, N.V., Semenov, I.N. et al. (1991) Osvoenie mekhanizmov refleksii v praktike obucheniya. Metodicheskie ukazaniya [The development of reflection mechanisms in teaching practice. Methodical instructions]. Novosibirsk: NGU.
  12. Ladenko, I.S., Semenov, I.N., Sovetov, A.V. et al. (1991) Refleksivnaya organizatsiya proektirovochnogo myshleniya [Reflective organization of designing thought]. Novosibirsk: NGU.
  13. Ladenko, I.S., Semenov, I.N., Stepanov, S.Yu. (1990) Formirovanie tvorcheskogo myshleniya i kul'tivirovanie refleksii [Formation of creative thinking and cultivation of reflection]. Novosibirsk: NGU.
  14. Laktionov, A.N., Semenov, I.N., Stepanov, S.Yu. (1990) Algoritm otsenki i kontrolya refleksivnykh komponentov myshleniya [Algorithm of evaluation and monitoring of reflexive components of thinking]. Khar'kov: KhGU.
  15. Losev, A.V., Semenov, I.N. (1998) Eksperimental'no-psikhologicheskoe issledovanie i formirovanie refleksivnosti sotsial'no-professional'nogo myshleniya menedzherov bystrorazvivayushchikhsya organizatsii [Experimentally-psychological research and the formation of the reflexivity of social and professional thinking of managers in growing organizations]. In: Problema eksperimenta v psikhologii [The problem of experiment in psychology]. Moscow: RAGS, pp. 79-121.
  16. Matthaus, W. (1988) Sowjetische Denkpsychologie. Verlag fur Psychologie. Gottingen, Toronto, Zurich.
  17. Orzhekovskii, P.A. (2003) Refleksivno-psikhologicheskie osnovy formirovaniya u uchashchikhsya tvorcheskogo opyta (pri obuchenii khimii) [Reflexive-psychological basis of the formation of the students creative experience (in teaching chemistry)]. In: Semenov, I.N., Boldina, T.G. (ed.) Refleksivno-organizatsionnye problemy formirovaniya myshleniya i lichnosti v obrazovanii i upravlenii [Reflective-organizational problems of formation of thinking and identity in education and management]. Moscow: IRPTiGO.
  18. Orzhekovskii, P.A., Meshcheryakova, L.M., Pontak, L.S. (2005) Khimiya. 8 klass: uchebnik [Chemistry. 8th grade: textbook]. Moscow: Astrel'.
  19. Orzhekovskii, P.A., Semenov, I.N. (2011) Rol' refleksivnoi psikhologii v formirovanii tvorcheskogo opyta uchashchikhsya i razrabotke innovatsionnykh uchebnikov po khimii [The role of reflexive psychology in the formation of the creative experience of the students and the development of innovative textbooks in chemistry]. In: Semenov, I.N., Boldina, T.G. (ed.) Proektno-issledovatel'skii podkhod v refleksivnoi psikhologii innovatsionnogo obrazovaniya [Project and research approach in reflexive psychology of innovative education]. Noginsk: Analitika Rodis, pp. 135-144.
  20. Ponomarev, Ya.A., Semenov, I.N., Zaretskii, V.K. et al. (1983) Issledovanie problem psikhologii tvorchestva [The study of the psychology of creativity]. Moscow: Nauka.
  21. Semenov, I.N. (1971) Opyt eksperimental'nogo modelirovaniya intellektual'no-lichnostnykh aspektov tvorcheskoi deyatel'nosti [The experimental simulation of the intellectual and personal aspects of creative activity]. In: Materialy IV Vsesoyuznogo S"ezda psikhologov SSSR [Proceedings of the IV All-Union Congress of Soviet psychologists]. Tbilisi: Mertsnieba, pp. 483-484.
  22. Semenov, I.N. (1973) Metodika issledovaniya povedeniya lichnosti v gruppe pri kollektivnom reshenii tvorcheskikh zadach [Technique of research of individual behavior in the group with the collective decision of creative tasks]. In: Petrovskii, A.V. (ed.) Lichnost' v psikhologicheskom eksperimente [Personality in the psychological experiment]. Moscow: MGPI, pp. 4-115.
  23. Semenov, I.N. (1977) K normativnomu analizu poznavatel'noi deyatel'nosti pri reshenii tvorcheskikh zadach [To normative analysis of cognitive activity in solving creative problems]. In: Psikhologicheskie issledovaniya [Psychological research]. Vol 7. Moscow: MGU, p. 39-49.
  24. Semenov, I.N. (1979) Ob odnom prieme formirovaniya resheniya tvorcheskikh zadach [On one method of solving creative problems]. In: Upravlenie poznavatel'noi deyatel'nost'yu studentov [Management of cognitive activity of students]. Saransk: MordGU, pp. 45-52.
  25. Semenov, I.N. (1990) Problemy refleksivnoi psikhologii resheniya tvorcheskikh zadach [Problems of reflexive psychology in solving creative problems]. Moscow: NIIOPP APN SSSR.
  26. Semenov, I.N. (2000) Tendentsii razvitiya psikhologii myshleniya, refleksii i poznavatel'noi aktivnosti [Trends in the development of cognitive psychology, reflection and cognitive activity]. Moscow, Voronezh: MODEK.
  27. Semenov, I.N. (2013) Refleksivnaya psikhologiya innovatsionnogo obrazovaniya [Reflexive psychology of innovative education]. Moscow: Nasledie MMK.
  28. Semenov, I.N. (2014) Sistemodeyatel'nostnaya metodologiya i refleksivnaya psikhologiya myshleniya [Systematic-activity methodology and reflexive psychology of thinking]. Noginsk: Analitika Rodis.
  29. Semenov, I.N. (1976) Opyt deyatel'nostnogo podkhoda k eksperimental'no-psikhologicheskomu issledovaniyu myshleniya (na materiale diskursivnogo resheniya tvorcheskikh zadach) [Experience of the activity approach to experimental psychological investigation of thinking (based on discursive solving creative problems)]. In: Metodologicheskie problemy issledovaniya deyatel'nosti [Methodological problems of research activities]. Moscow: VNIITE, pp. 148-188.
  30. Semenov, I.N., Sirotina, E.A., Zaretskii, V.K. (1977) Issledovanie refleksivnogo aspekta poiska i prinyatiya reshenii [The study of reflexive aspect of the search and decision-making]. In: Zinchenko V.P. (ed.) Ergonomika [Ergonomics]. Moscow: VNIITE, pp. 110-133.
  31. Semenov, I.N., Stepanov, S.Yu. (1984) Rekomendatsii po diagnostike prakticheskogo intellekta [Recommendations for the diagnosis of practical intellect]. Frunze: KZhPI.
  32. Semionov, I.N. (1978) An empirical psychological study of thought processes in creative problem-solving from the perspective of the theory of activity. Soviet Psychology, 16 (4), pp. 3-46.
  33. Seregin, K.S., Semenov, I.N. (2013) Vzaimodeistvie refleksii i ponyatiinogo myshleniya v kognitivnom razvitii sub"ekta [Interaction of reflection and conceptual thinking in the cognitive development of the person]. In: Chelovek, sub"ekt, lichnost' v sovremennoi psikhologii [Man, subject, personality in modern psychology]. Vol. 2. Moscow: IP RAN, pp. 348-351.
  34. Shadrikov, V.D. (2012) Rol' refleksii i refleksivnosti v razvitii sposobnostei uchashchikhsya [The role of reflection and reflexivity in the development of students' abilities]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of Higher School of Economics], 4, pp. 133-144.
  35. Shchedrovitskii, G.P., Alekseev, N.G., Roizin, V.M. et al. (1993) Pedagogika i logika [Pedagogy and logic]. Moscow.
  36. Ssorin, Yu.A., Semenov, I.N., Stepanov, S.Yu. et al. (1985) Raschet strukturnykh kharakteristik diskursivnogo myshleniya v reshenii tvorcheskikh zadach [The calculation of the structural characteristics of discursive thinking in solving creative problems]. Algoritmy i programmy. Informatsionnyi byulleten' GosFAP SSSR [Algorithms and programs. Bulletin of GosFAP USSR], 6 (69), pp. 39-40.
  37. Stepanov, S.Yu., Novikova, E.R., Semenov, I.N. (1987) Vozrastnye osobennosti produktivnosti i refleksivnoi organizatsii myshleniya. Soobshchenie 2 [Age features of thinking productivity and reflective organization. Report 2]. Novye issledovaniya v psikhologii [New research in psychology], 2 (37), pp. 7-12.
  38. Voitik, I.M., Semenov, I.N. (2001) Otsenka i razvitie refleksivnogo myshleniya [Evaluation and development of reflective thinking]. Novosibirsk: SibAGS.
  39. Zaretskii, V.K., Ladenko, I.S., Semenov, I.N., Stepanov, S.Yu. (1990) Refleksivnaya regulyatsiya myshleniya [Reflective thinking regulation]. Novosibirsk: NGU.
  40. Zaretskii, V.K., Semenov, I.N. (1980) Metodika opredeleniya stilya myshleniya rukovoditelya [Method of determining manager's style of thinking]. In: Prakticheskie zanyatiya po sotsial'noi psikhologii dlya spetsialistov i rukovoditelei narodnogo khozyaistva [Practical training in social psychology for professionals and managers]. Riga, pp. 40-66.
  41. Zaretskii, V.K., Semenov, I.N., Stepanov, S.Yu. (1980) Refleksivno-lichnostnyi aspekt formirovaniya tvorcheskikh zadach [Reflexive and personal aspect of creative tasks formation]. Voprosy psikhologii [Questions of psychology], 5, pp. 103-112.
Файлы / Files 1-semenov.pdf
Для цитирования / For citation
[RUS]
Семенов И.Н. Опыт изучения рефлексивности творческого мышления методом содержательно-смыслового анализа // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2014. – № 5. – С. 10-57.
[ENG]
Semenov, I.N. (2014) Opyt izucheniya refleksivnosti tvorcheskogo myshleniya metodom soderzhatel'no-smyslovogo analiza [The experience of studying the reflexivity of creative thinking with content-semantic analysis]. Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya [Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches], 5, pp. 10-57 (In Russian).

Архивные данные психологического журнала № 5 за 2014 год «Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования», в котором размещена статья / Publisher's imprint of the journal "Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches", which includes the article.