Главная страница Контактные данные Карта проекта FAQ Форма заказа News

«О состоянии и перспективах развития научно-категориального аппарата учителя истории…»

Article "On the state of and prospects for the development of the scientific categorial framework for teaching history…"

Наши услуги

Рецензируемые журналы

Архив

Оплата

Подписка

Методический раздел

Подбор оппонентов

Архивные данные статьи, Николаенко С.В.

Archival data of the article written by Nikolaenko S.V.

Выходные данные статьи по педагогике

Article output data

Раздел / Sectional title
[RUS]
Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням дошкольного и школьного образования)
[ENG]
Theory and methods of teaching (on areas and levels of pre-school and school education)
Страницы / Pages 9-29
Тип / Type [RAR] – Научная статья
Коды / Numbers [УДК] 373.5
Заглавие / Title
[RUS]
О состоянии и перспективах развития научно-категориального аппарата учителя истории 9-11 классов
[ENG]
On the state of and prospects for the development of the scientific categorial framework for teaching history in the 9th-11th forms
Авторы / Authors
[RUS]
Николаенко
Сергей Владимирович
Аспирант,
кафедра межкультурных коммуникаций,
Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова
[ENG]
Nikolaenko
Sergei Vladimirovich
Postgraduate student,
Department of intercultural communication,
Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping
Аннотация / Abstract
[RUS]
В статье представлены результаты выборочного анкетирования учителей, связанного с проблемой формирования научно-категориального аппарата на уроках истории. В ней проанализированы используемые учителями понятия в процессе преподавания истории и формирующие их учебные действия. Выявлено значение ключевых понятий, посредством которых происходить соединение содержательных элементов курса истории в целостную структуру знаний учащихся.
[ENG]
The article presents the results of the survey that has been carried out with a view to exploring the role of the formation and development of the scientific categorial framework for teaching history in the 9th-11th forms. The results of the survey have revealed the following: 1) the majority of teachers do not consider the formation of the cognitive competence in pupils to be the main objective of teaching history at school; 2) history teachers tend to use concepts from the political and economic spheres to a greater extent than ones related to social and cultural history; 3) most learning activities aimed at the formation and development of the scientific categorial framework consist in finding a definition and inductive logic operations. The author of the article points out that the importance of concepts for teaching consists in their ability to be the central component that links various historical events and processes into students' knowledge structure. The author also demonstrates the need for complying with pedagogical requirements in order to promote the formation of the scientific categorial framework for teaching history and thinks that the results of the survey show what should be improved.
Текст / Text
[RUS]
Введение Путаница в семантике и употреблении понятий в учебниках истории…
(Вы можете ознакомиться в файле ПДФ c полным текстом научной статьи по педагогике)
Ключевые слова / Keywords
[RUS]
Преподавание истории
ФГОС
исторические понятия
структура знаний
педагогические условия формирования понятий
учебные действия
учебно-познавательные компетенции
[ENG]
History teaching
Federal State Educational Standards
historical concepts
knowledge structure
pedagogical conditions for concept formation
learning activities
cognitive competencies
Библиография / References
[RUS]
  1. Иоффе А.Н. Виртуальные образовательные ресурсы – современный формат учебных материалов по истории и обществознанию // Преподавание истории в школе. 2015. № 8. С. 3-12.
  2. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // Городской методический центр. URL: http://mosmetod.ru/files/metod/srednyaya_starshaya/istor/Koncepcia_final.pdf (дата обращения: 07.08.2015).
  3. Крючкова Е.А. Воспитательный компонент школьного исторического образования в базовых документах // Преподавание истории в школе. 2015. № 8. С. 12-17.
  4. Кузнецов А.А., Чернобай Е.В. Кризис классно-урочной системы при переходе школы на ФГОС нового поколения // Педагогика. 2015. № 2. С. 19-26.
  5. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 292-307.
  6. Лазарев В.С. ФГОС общего образования: блеск деклараций и нищета реализации // Педагогика. 2015. № 4. С. 1-18.
  7. Магун В.С., Руднев М.Г. Международные сравнения базовых ценностей российского населения и динамика процессов социализации // Образовательная политика. 2010. № 7-8. С. 65-72.
  8. Малошонок Н.Г., Семенова Т.В., Терентьев Е.А. Учебная мотивация студентов российских вузов: возможности теоретического осмысления // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 92-121.
  9. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21.12.2012: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26.12.2012 // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ (дата обращения: 28.07.2015).
  10. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 29.12.2014) // КонсультантПлюс. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=175229 (дата обращения: 18.07.2015).
  11. Пазин Р.В., Искровская Л.В. ФГОС. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и историко-культурный стандарт: проблемы реализации в заданных условиях // Преподавание истории в школе. 2014. № 7. С. 49-54.
  12. Поппер К.Р. Логика научного исследования. М.: АСТ: Астрель, 2010. 565 с.
  13. Рашидова З.М., Агамурадова Р.Ш. Овладение педагогическими технологиями как необходимое условие реализации Концепции поддержки развития педагогического образования // Педагогический журнал. 2015. № 1-2. С. 61–72.
  14. Харисова Л.А. Оценка качества деятельности общеобразовательных учреждений по реализации ФГОС // Педагогика. 2015. № 7. С. 34-41.
  15. Хачартян Э.В. Конструирование урока на основе концептуальной технологической карты // Педагогика. 2015. № 4. С. 31-38.
[ENG]
  1. Ioffe A.N. (2015) Virtual'nye obrazovatel'nye resursy – sovremennyi format uchebnykh materialov po istorii i obshchestvoznaniyu [Virtual educational resources – a modern format for training materials on history and social science]. Prepodavanie istorii v shkole [Teaching history at school], 8, pp. 3-12.
  2. Khachartyan E.V. (2015) Konstruirovanie uroka na osnove kontseptual'noi tekhnologicheskoi karty [Constructing a lesson on the basis of the conceptual methodological map]. Pedagogika [Pedagogy], 4, pp. 31-38.
  3. Kharisova L.A. (2015) Otsenka kachestva deyatel'nosti obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdenii po realizatsii FGOS [Assessment of the quality of general educational institutions' activities aimed at realization of the Federal State Educational Standards]. Pedagogika [Pedagogy], 7, pp. 34-41.
  4. Kontseptsiya novogo uchebno-metodicheskogo kompleksa po otechestvennoi istorii [The conception of a new educational-methodical complex on national history]. Gorodskoi metodicheskii tsentr [City methodical centre]. Available from: http://mosmetod.ru/files/metod/srednyaya_starshaya/istor/Koncepcia_final.pdf [Accessed 07/08/15].
  5. Kryuchkova E.A. (2015) Vospitatel'nyi komponent shkol'nogo istoricheskogo obrazovaniya v bazovykh dokumentakh [The educative component of teaching history at school in the basic documents]. Prepodavanie istorii v shkole [Teaching history at school], 8, pp. 12-17.
  6. Kuznetsov A.A., Chernobai E.V. (2015) Krizis klassno-urochnoi sistemy pri perekhode shkoly na FGOS novogo pokoleniya [A crisis of the class-and-lesson system during the school's transition to the Federal State Educational Standards of new generation]. Pedagogika [Pedagogy], 2, pp. 19-26.
  7. Lazarev V.S. (2015) FGOS obshchego obrazovaniya: blesk deklaratsii i nishcheta realizatsii [The Federal State Educational Standards for general education: magnificent declarations and poor realization]. Pedagogika [Pedagogy], 4, pp. 1–18.
  8. Lazarev V.S. (2015) Proektnaya deyatel'nost' v shkole: neispol'zuemye vozmozhnosti [Project activities at school: unused opportunities]. Voprosy obrazovaniya [Issues of education], 3, pp. 292-307.
  9. Magun V.S., Rudnev M.G. (2010) Mezhdunarodnye sravneniya bazovykh tsennostei rossiiskogo naseleniya i dinamika protsessov sotsializatsii [The international comparison of the basic values of the Russian population and the dynamics of processes of socialization]. Obrazovatel'naya politika [Educational policy], 7-8, pp. 65-72.
  10. Maloshonok N.G., Semenova T.V., Terent'ev E.A. (2015) Uchebnaya motivatsiya studentov rossiiskikh vuzov: vozmozhnosti teoreticheskogo osmysleniya [Academic motivation among students of Russian higher education establishments: introspection]. Voprosy obrazovaniya [Issues of education], 3, pp. 92-121.
  11. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon Ros. Federatsii ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 13.07.2015): prinyat Gos. Dumoi Feder. Sobr. Ros. Federatsii 21.12.2012: odobr. Sovetom Federatsii Feder. Sobr. Ros. Federatsii 26.12.2012 [On education in the Russian Federation: Federal Law of the Russian Federation No. 273–FZ of December 29, 2012 (as amended on July 13, 2015)]. Konsul'tantPlyus [ConsultantPlus]. Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ [Accessed 28/07/15].
  12. Ob utverzhdenii i vvedenii v deistvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya: prikaz Minobrnauki RF ot 17.12.2010 № 1897 (red. ot 29.12.2014) [On the approval and enactment of the federal state educational standard for basic general education: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1897 of December 17, 2010 (as amended on December 29, 2014)]. Konsul'tantPlyus [ConsultantPlus]. Available from: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=175229 [Accessed 18/07/15].
  13. Pazin R.V., Iskrovskaya L.V. (2014) FGOS. Kontseptsiya novogo uchebno-metodicheskogo kompleksa po otechestvennoi istorii i istoriko-kul'turnyi standart: problemy realizatsii v zadannykh usloviyakh [The Federal State Educational Standards. The conception of the new educational complex on national history and еру historical and cultural standard: implementation problems in the given conditions]. Prepodavanie istorii v shkole [Teaching history at school], 7, pp. 49-54.
  14. Popper K. (1998) Logik der Forschung. Akademieverlag. (Russ. ed.: Popper K.R. (2010) Logika nauchnogo issledovaniya. Moscow: AST: Astrel' Publ.)
  15. Rashidova Z.M., Agamuradova R.Sh. (2015) Ovladenie pedagogicheskimi tekhnologiyami kak neobkhodimoe uslovie realizatsii Kontseptsii podderzhki razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya [Mastering pedagogical technologies as a necessary condition for realization of the Conception of support for development of pedagogical education]. Pedagogicheskii zhurnal [Pedagogical Journal], 1-2, pp. 61-72.
Файлы / Files 1-nikolaenko.pdf
Для цитирования / For citation
[RUS]
Николаенко С.В. О состоянии и перспективах развития научно-категориального аппарата учителя истории 9-11 классов // Педагогический журнал. 2015. № 4-5. С. 9-29.
[ENG]
Nikolaenko S.V. (2015) O sostoyanii i perspektivakh razvitiya nauchno-kategorial'nogo apparata uchitelya istorii 9-11 klassov [On the state of and prospects for the development of the scientific categorial framework for teaching history in the 9th-11th forms]. Pedagogicheskii zhurnal [Pedagogical Journal], 4-5, pp. 9-29.

Выходные архивные данные издания «Педагогический журнал» за 4-5`2015, в котором размещена статья / Publisher's imprint of the journal "Pedagogical journal", which includes the article.