Главная страница Контактные данные Карта проекта FAQ Форма заказа News

Научная статья по философии «Ценностный смысл инженерного образования»

Article "Axiological meaning of engineering education"

Наши услуги

Рецензируемые журналы

Архив

Оплата

Подписка

Методический раздел

Подбор оппонентов

Архивные данные статьи, Артюхович Ю.В.

Archival data of the article written by Artyukhovich Yu.V.

Выходные данные научной статьи по философии

Article output data

Раздел / Sectional title
[RUS]
Социальная философия
[ENG]
Social philosophy
Страницы / Pages 9-23
Тип / Type [RAR] – Научная статья
Коды / Numbers [УДК] 101.1: 316
Заглавие / Title
[RUS]
Ценностный смысл инженерного образования
[ENG]
Axiological meaning of engineering education
Авторы / Authors
[RUS]
Артюхович
Юлия Васильевна
Доктор философских наук, профессор,
профессор кафедры философии,
Волгоградский государственный технический университет
[ENG]
Artyukhovich
Yuliya Vasil'evna
Doctor of Philosophy, professor,
Department of philosophy,
Volgograd State Technical University
Аннотация / Abstract
[RUS]
В настоящее время в Волгоградском государственном техническом университете (ВолгГТУ) нами завершена работа по изучению аксиологических проблем технического образования в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №13-13-34011 «Ценностно-целевые основания опережающего образования инженера». Результаты аксиологических экспериментов показали, что далеко не все студенты и аспиранты четко выявили значимый для них целевой и ценностный ряд, необходимый для успешной профессиональной, социальной и экзистенциальной реализации.
Исходя из этого, цель настоящего исследования – определение ценностного смысла образования инженера. Социально-философский анализ аксиологических оснований технического образования проводился нами с позиций аксиологического, телеологического и системного подходов; с использованием принципов диалектики и синергетики, а также – методов аксиологического моделирования и аксиологической реконструкции.
Научная новизна исследования ценностного смысла технического образования: определение актуального состояния аксиосферы инженерного образования в ВолгГТУ; применение принципиально новой аксиологической методики оптимизации процесса обучения в технических вузах; создание аксиологической модели личности инженера как некого реального набора нормативно-ценностных стандартов высококвалифицированного специалиста.
Ценностный смысл – это вектор ценностных устремлений, объединяющий социальный, интеллектуальный, духовный, нравственный и другие контексты жизни и деятельности личности. С этой точки зрения, ценностный смысл инженерного образования должен включать в себя представления о базовых ценностных константах, на которых будет строиться жизнь и профессиональная деятельность инженера в социальной реальности.
Аксиологическое основание современного инженерного образования содержит единство и многообразие ведущих ориентационных ценностных характеристик (интеллектуальных, нравственных, профессиональных, экзистенциальных). Следовательно, многогранный и социально продуктивный аксиологический образ потенциального инженера совмещает: ценности патриотизма, коллективизма, труда, гуманизма, природы, здоровья, самоценной человеческой личности во всём многообразии её интересов и творческих устремлений, интеллект, широкий кругозор, творческую активность, информационную грамотность и культуру, экологическое сознание, профессиональную и социальную ответственность за последствия применения технических средств, духовность и нравственность.
Проведенные аксиологические эксперименты доказали, что в образовательном процессе возможно корректировать ценностное отношение студентов к миру на основе фундаментальных гуманистических ценностей, влиять на выбор аксиологических приоритетов в техническом образовании. Последовательное применение аксиологической методики совершенствования инженерного образования на междисциплинарном уровне будет способствовать достижению ценностной динамики в формировании личности будущих специалистов и оздоровлению аксиосферы технического образования в целом.
Положения и выводы исследования ценностного смысла опережающего инженерного образования могут использоваться в научно-исследовательской и педагогической деятельности, при разработке концептуальных основ образовательной политики в целом, в социальной и образовательной практике.
[ENG]
The article reflects the findings of the scientific work exploring the axiological issues of technical education. The purpose of this study is to determine the axiological meaning of engineering education. The socio-philosophical analysis of the axiological bases of technical education was carried out using axiological, teleological and systematic approaches, using the principles of dialectics and synergetics, as well as the methods of axiological modelling and axiological reconstruction. The scientific novelty of the research on the axiological meaning of technical education consists in the following: determination of the current state of the axiosphere of engineering education in Volgograd State Technical University; the application of innovative axiological techniques used for optimization of education in technical higher educational institutions; construction of the axiological model of the personality of an engineer as a real set of normative and value standards for a highly qualified specialist. The axiological experiments that were carried out have proved that it is possible to correct the axiological attitude of students to the world on the basis of fundamental humanistic values in the educational process, to influence the selection of axiological priorities in technical education. Consistent application of axiological techniques used for improving engineering education on an interdisciplinary level will contribute to the achievement of value dynamics in the formation of the personality of a specialist and the improvement in the axiosphere of technical education in general.
Текст / Text
[RUS]
Введение Исследование ценностных и целевых оснований технического образования…
(Вы можете ознакомиться в файле ПДФ c полным текстом научной статьи по философии)
Ключевые слова / Keywords
[RUS]
Техническое образование
инженер
цель
ценностный смысл
аксиологическая модель
[ENG]
Technical education
engineer
purpose
axiological meaning
axiological model
Библиография / References
[RUS]
  1. Анищенко В.С. Университетского образования без науки быть не может // Alma Mater. 2013. № 2. С. 14-20.
  2. Бабочкин П.И. Студент как социальный субъект образовательной деятельности // Философские науки. 2007. № 12. С. 100-114.
  3. Власов С.В. Аксиология современной российской системы образования // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2012. № 1. С. 87-93.
  4. Газгиреева Л.Х. Мотивация и специфика духовно-нравственных ориентаций современной личности. Ставрополь: Северо-Кавказский государственный технический университет, 2009. 152 с.
  5. Газгиреева Л.Х. Экзистенциально-ценностные отношения как движущая сила в управлении духовными процессами современного российского общества // Проблемы социально-экономического развития общества. 2013. С. 20-39.
  6. Дьюи Д. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2000. 384 с.
  7. Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем // Синергетика и психология. 1997. Вып. 1. С. 143-155.
  8. Лапин Н.И. Пути России: социокультурные трансформации. М.: ИФ РАН, 2000. 194 с.
  9. Нехамкин В.А. Роль образования руководителя государства в процессе исторического развития // Социология образования. 2012. № 2. С. 82-97.
  10. Стёпин В.С. Наука и образование: проблемы модернизации // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. 2000, № 2 (21). С. 20-23.
  11. Стерледева Т.Д. Мечта как атрибут человека // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 3 (9): в 3-х частях. Ч. III. С. 155-158.
  12. Фридман М., Фридман Р. Свобода выбирать: наша позиция. М.: Новое издательство, 2007. 356 с.
  13. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992. 574 с.
  14. Шешукова Г.В. Проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в непрофильных вузах // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2014. № 4. С. 19-34.
  15. Ямбург Е.А. Отсутствие грамотной стратегии образования – угроза национальной безопасности // Народное образование. 2012. № 6. С. 39-45.
  16. Allie S. Learning as acquiring a discursive identity: improving student learning in engineering education // European Journal of Engineering Education. 2009. 34 (4). Pp. 359-367.
[ENG]
  1. Allie S. (2009) Learning as acquiring a discursive identity: improving student learning in engineering education. European Journal of Engineering Education, 34 (4), pp. 359-367.
  2. Anishchеnkо V.S. (2013) Univеrsitеtskоgо оbrazоvaniya bеz nauki byt' nе mоzhеt [There can be no university education without science]. Alma Mater, 2, pp. 14-20.
  3. Babochkin P.I. (2007) Studеnt kak sоtsial'nyi sub"еkt оbrazоvatеl'nоi dеyatеl'nоsti [Student as a social subject of educational activities]. Filоsоfskiе nauki [Philosophical sciences], 12, pp. 100–114.
  4. Dewey J. (1916) Democracy and education. New York: Macmillan. (Russ. ed.: D'yui D. (2000) Dеmоkratiya i оbrazоvaniе. Moscow: Pedagogika-Press Publ.)
  5. Friedman M., Friedman R. (1980) Free to choose: A personal statement. New York: Harcourt Brace Jovanovich. (Russ. ed.: Fridman M., Fridman R. (2007) Svоbоda vybirat': nasha pоzitsiya. Moscow: Nоvое izdatеl'stvо.)
  6. Gazgireeva L.Kh. (2013) Ekzistentsial'no-tsennostnye otnosheniya kak dvizhushchaya sila v upravlenii dukhovnymi protsessami sovremennogo rossiiskogo obshchestva [Existential value relations as a driving force in the management of spiritual processes in modern Russian society]. In: Prоblеmy sоtsial'nо-ekоnоmichеskоgо razvitiya оbshchеstva [Problems of the socio-economic development of society]. Saint-Louis, MO, USA: Publishing House "Science & Innovation Center", pp. 20-39.
  7. Gazgireeva L.Kh. (2009) Motivatsiya i spetsifika dukhovno-nravstvennykh orientatsii sovremennoi lichnosti [Motivation and specifics of the spiritual and moral orientations of a modern personality]. Stavropol: Severo-Kavkazskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet Publ.
  8. Kurdyumov S.P. (1977) Zakony evolyutsii i samoorganizatsii slozhnykh sistem [Laws of evolution and self-organization of complex systems]. Sinergetika i psikhologiya [Synergetics and psychology], 1, pp. 143-155.
  9. Lapin N.I. (2000) Puti Rоssii: sоtsiоkul'turnyе transfоrmatsii [Ways of Russia: socio-cultural transformations]. Moscow: IF RAN Publ.
  10. Nekhamkin V.A. (2012) Rol' obrazovaniya rukovoditelya gosudarstva v protsesse istoricheskogo razvitiya [The role of education of a head of state in the process of historical development]. Sotsiologiya obrazovaniya [Sociology of education], 2, pp. 82-97.
  11. Schweitzer A. (1991) Die Ehrfurcht vor dem Leben – Grundtexte aus fünf Jahrzehnten. München: Beck. (Russ. ed.: Shveitser A. (1992) Blagоgоvеniе pеrеd zhizn'yu. Moscow: Prоgrеss Publ.)
  12. Sheshukova G.V. (2014) Problemy prepodavaniya gumanitarnykh distsiplin v neprofil'nykh vuzakh [Problems of the humanities teaching in nonspecialized universities]. Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i cheloveke [Context and Reflection: Philosophy of the World and Human Being], 4, pp. 19-34.
  13. Sterledeva T.D. (2011) Mеchta kak atribut chеlоvеka [The dream as a human attribute]. Istоrichеskiе, filоsоfskiе, pоlitichеskiе i yuridichеskiе nauki, kul'turоlоgiya i iskusstvоvеdеniе. Vоprоsy tеоrii i praktiki [Historical, philosophical, political and law sciences, culturology and study of art. Issues of theory and practice], 3 (9): in 3 parts, Part III, pp. 155–158.
  14. Styopin V.S. (2000) Nauka i obrazovanie: problemy modernizatsii [Science and education: problems of modernization]. Vestnik Moskovskoi gosudarstvennoi akademii delovogo administrirovaniya [Bulletin of Moscow State Academy of Business Administration], 2 (21), pp. 20–23.
  15. Vlasov S.V. (2012) Axiologiya sovremennoi rossiiskoi sistemy obrazovaniya [Axiology of modern Russian education system]. Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i cheloveke [Context and Reflection: Philosophy of the World and Human Being], 1, pp. 87-93.
  16. Yamburg E.A. (2012). Оtsutstviе gramоtnоi stratеgii оbrazоvaniya – ugrоza natsiоnal'nоi bеzоpasnоsti [The absence of the proper education strategy as a threat to national security]. Narоdnое оbrazоvaniе [Public education], 6, pp. 39-45.
Файлы / Files 1-artyukhovich.pdf
Для цитирования / For citation
[RUS]
Артюхович Ю.В. Ценностный смысл инженерного образования // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2015. № 1-2. С. 9-23.
[ENG]
Artyukhovich Yu.V. (2015) Tsennostnyi smysl inzhenernogo obrazovaniya [Axiological meaning of engineering education]. Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i cheloveke [Context and Reflection: Philosophy of the World and Human Being], 1-2, pp. 9-23.

Выходные архивные данные философского журнала № 1-2`2015 «Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке», в котором размещена статья / Publisher's imprint of the journal "Context and Reflection: Philosophy of the World and Human Being", which includes the article.