Article output data
Раздел / Sectional title |
[RUS]
Социальная философия
[ENG]
Social philosophy
|
Страницы / Pages | 9-23 |
---|---|
Тип / Type | [RAR] – Научная статья |
Коды / Numbers | [УДК] 101.1: 316 |
Заглавие / Title |
[RUS]
Ценностный смысл инженерного образования[ENG]
Axiological meaning of engineering education |
Авторы / Authors |
[RUS]
Артюхович
|
Аннотация / Abstract |
[RUS]
В настоящее время в Волгоградском государственном техническом университете (ВолгГТУ) нами завершена работа по изучению аксиологических проблем технического образования в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №13-13-34011 «Ценностно-целевые основания опережающего образования инженера». Результаты аксиологических экспериментов показали, что далеко не все студенты и аспиранты четко выявили значимый для них целевой и ценностный ряд, необходимый для успешной профессиональной, социальной и экзистенциальной реализации.
Исходя из этого, цель настоящего исследования – определение ценностного смысла образования инженера. Социально-философский анализ аксиологических оснований технического образования проводился нами с позиций аксиологического, телеологического и системного подходов; с использованием принципов диалектики и синергетики, а также – методов аксиологического моделирования и аксиологической реконструкции.
Научная новизна исследования ценностного смысла технического образования: определение актуального состояния аксиосферы инженерного образования в ВолгГТУ; применение принципиально новой аксиологической методики оптимизации процесса обучения в технических вузах; создание аксиологической модели личности инженера как некого реального набора нормативно-ценностных стандартов высококвалифицированного специалиста.
Ценностный смысл – это вектор ценностных устремлений, объединяющий социальный, интеллектуальный, духовный, нравственный и другие контексты жизни и деятельности личности. С этой точки зрения, ценностный смысл инженерного образования должен включать в себя представления о базовых ценностных константах, на которых будет строиться жизнь и профессиональная деятельность инженера в социальной реальности.
Аксиологическое основание современного инженерного образования содержит единство и многообразие ведущих ориентационных ценностных характеристик (интеллектуальных, нравственных, профессиональных, экзистенциальных). Следовательно, многогранный и социально продуктивный аксиологический образ потенциального инженера совмещает: ценности патриотизма, коллективизма, труда, гуманизма, природы, здоровья, самоценной человеческой личности во всём многообразии её интересов и творческих устремлений, интеллект, широкий кругозор, творческую активность, информационную грамотность и культуру, экологическое сознание, профессиональную и социальную ответственность за последствия применения технических средств, духовность и нравственность.
Проведенные аксиологические эксперименты доказали, что в образовательном процессе возможно корректировать ценностное отношение студентов к миру на основе фундаментальных гуманистических ценностей, влиять на выбор аксиологических приоритетов в техническом образовании. Последовательное применение аксиологической методики совершенствования инженерного образования на междисциплинарном уровне будет способствовать достижению ценностной динамики в формировании личности будущих специалистов и оздоровлению аксиосферы технического образования в целом.
Положения и выводы исследования ценностного смысла опережающего инженерного образования могут использоваться в научно-исследовательской и педагогической деятельности, при разработке концептуальных основ образовательной политики в целом, в социальной и образовательной практике.
[ENG]
The article reflects the findings of the scientific work exploring the axiological issues of technical education. The purpose of this study is to determine the axiological meaning of engineering education. The socio-philosophical analysis of the axiological bases of technical education was carried out using axiological, teleological and systematic approaches, using the principles of dialectics and synergetics, as well as the methods of axiological modelling and axiological reconstruction. The scientific novelty of the research on the axiological meaning of technical education consists in the following: determination of the current state of the axiosphere of engineering education in Volgograd State Technical University; the application of innovative axiological techniques used for optimization of education in technical higher educational institutions; construction of the axiological model of the personality of an engineer as a real set of normative and value standards for a highly qualified specialist. The axiological experiments that were carried out have proved that it is possible to correct the axiological attitude of students to the world on the basis of fundamental humanistic values in the educational process, to influence the selection of axiological priorities in technical education. Consistent application of axiological techniques used for improving engineering education on an interdisciplinary level will contribute to the achievement of value dynamics in the formation of the personality of a specialist and the improvement in the axiosphere of technical education in general.
|
Текст / Text |
[RUS]
Введение Исследование ценностных и целевых оснований технического образования…
(Вы можете ознакомиться в файле ПДФ c полным текстом научной статьи по философии)
|
Ключевые слова / Keywords |
[RUS]
Техническое образование
инженер цель ценностный смысл аксиологическая модель [ENG]
Technical education
engineer purpose axiological meaning axiological model |
Библиография / References |
[RUS]
[ENG]
|
Файлы / Files | 1-artyukhovich.pdf |
Для цитирования / For citation |
[RUS]
Артюхович Ю.В. Ценностный смысл инженерного образования // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2015. № 1-2. С. 9-23.
[ENG]
Artyukhovich Yu.V. (2015) Tsennostnyi smysl inzhenernogo obrazovaniya [Axiological meaning of engineering education]. Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i cheloveke [Context and Reflection: Philosophy of the World and Human Being], 1-2, pp. 9-23.
|
Выходные архивные данные философского журнала № 1-2`2015 «Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке», в котором размещена статья / Publisher's imprint of the journal "Context and Reflection: Philosophy of the World and Human Being", which includes the article.
© 2010-2024 Издательство «АНАЛИТИКА РОДИС»
Копирование материалов раздела «Архив» в сети Интернет запрещено