Главная страница Контактные данные Карта проекта FAQ Форма заказа News

Статья «Развитие И.Н. Семёновым рефлексивной психологии: от исследований мышления…»

Article "Development of reflective psychology by I.N. Semyonov: from research on thinking…"

Наши услуги

Рецензируемые журналы

Архив

Оплата

Подписка

Методический раздел

Издание монографии по праву

Архивные данные статьи Макуровой А.В.

Archival data of the article written by Makurova A.V.

Выходные данные психологической статьи

Article output data

Раздел / Sectional title
[RUS]
Общая психология, психология личности, история психологии
[ENG]
General psychology, personality psychology, history of psychology
Страницы / Pages 22-56
Тип / Type [RAR] – Научная статья
Коды / Numbers [УДК] 159.9.072
Заглавие / Title
[RUS]
Развитие И.Н. Семёновым рефлексивной психологии: от исследований мышления к формированию научной школы (обзор по материалам книг В. Маттеуса, Hettingen, 1988)
[ENG]
Development of reflective psychology by I.N. Semyonov: from research on thinking to the formation of a scientific school (a review written with the help of the materials presented in the books by W. Matthäus, Hettingen, 1988)
Авторы / Authors
[RUS]
Макурова
Александра Владимировна
Магистрант,
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
[ENG]
Makurova
Aleksandra Vladimirovna
Master's student,
National Research University "Higher School of Economics"
Аннотация / Abstract
[RUS]
В статье представлен аналитический обзор современной психологии мышления и рефлексии, развиваемой в научной школе рефлексивно-гуманитарной психологии и педагогики творчества под руководством И.Н. Семёнова. В результате проведенного аналитического обзора обосновывается вывод о конструктивности взаимодействия теоретических подходов российских и зарубежных ученых к системно-психологическому изучению творческого мышления и его рефлексивных механизмов в контексте человекознания.
[ENG]
The article presents an analytical review of modern psychology of thinking and reflection, developed in the scientific school of reflective humanistic psychology and pedagogy of creativity under the guidance of I.N. Semyonov. The materials used for writing the review include both original works of a number of the scientists from this scientific school (V.K. Zaretskii, S.Yu. Stepanov, A.B. Kholmogorova) and philosophers (I.S. Ladenko, V.A. Lefevr, V.E. Lepskii) and psychologists (N.G. Alekseev, A.A. Derkach, Ya.A. Ponomaryov) who collaborated with it, as well as the books Sowjetische Psychologie des Denkens and Sowjetische Denkpsychologie. Verlag für Psychologie by the German scientist W. Matthäus. The scientist analyzes in detail the conception of creative thinking and personal reflection developed by I.N. Semyonov. This fundamental conception and methods, experiments, reflective technologies used for its implementation are characterized by W. Matthäus against the background of the analysis of the achievements of Russian psychology of thinking during the Soviet period of its development in the second half of the 20th century. As a result of this analytical review, the following conclusion has been made: the interaction between theoretical approaches of Russian and foreign scientists to the systemic-psychological study of creative thinking and its reflective mechanisms is considered to be constructive in the context of human study.
Текст / Text
[RUS]
Введение С возможностью отражения деятельности познающего субъекта…
(Вы можете ознакомиться в файле ПДФ c полным текстом научной статьи по психологии)
Ключевые слова / Keywords
[RUS]
Психология
мышление
продуктивное мышление
принятие решений
творчество
рефлексия
рефлексивная психология
рефлексивная педагогика
рефлексивная акмеология
личностная рефлексия
системный подход
системодеятельностная методология
философская антропология
инновационное образование
человекознание
[ENG]
Psychology
thinking
productive thinking
decision making
creativity
reflection
reflective psychology
reflective pedagogy
reflective acmeology
personal reflection
systematic approach
systematic-activity methodology
philosophical anthropology
innovative education
human study
Библиография / References
[RUS]
  1. Алексеев Н.Г., Зарецкий В.К., Семёнов И.Н. и др. К разработке комплексных средств диагностики индивидуальных особенностей мышления // Психодиагностика и школа. Таллинн: ИП ЭССР, 1980. С. 75-77.
  2. Алексеев Н.Г. и др. Мысли о мыслях. Новосибирск: НГУ, 1996. Т. 1. Рефлексивное мышление и творчество. Ч. 2. Проблемы рефлексии в решении творческих задач.
  3. Алексеев Н.Г., Злотник Б.А. Проблемы отбора перспективных юных шахматистов. М.: ГЦОЛИФК, 1984. 83 с.
  4. Алюшина Н.А., Репецкий Ю.А., Семёнов И.Н. Рефлексивная психология и акмеология успешных управленцев. М. – Сочи: ИРПТиГО, 1998. 108 с.
  5. Балаева А.В., Семёнов И.Н. Рефлексивно-акмеологический подход к изучению научно-профессионального творчества // Рефлексивный подход к психологическому обеспечению образования. М. – Ярославль: ЯрГУ-РПО, 2004. С. 100-110.
  6. Васютин Р.Н., Семёнов И.Н. Игрорефлексика развития профессионального роста менеджеров средствами рефлексивного видеотренинга. М. – Запорожье: ИРПТиГО, 1999.
  7. Власов С.А. Аксиология современной российской системы образования // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2012. № 1. С. 87-93.
  8. Гальперин П.Я., Данилова В.Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопросы психологии. 1980. № 1. С. 31-38.
  9. Деркач А.А., Семёнов И.Н., Балаева А.В. Рефлексивная акмеология творческой индивидуальности. М.: РАГС, 2005. 197 с.
  10. Деркач А.А., Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. М.: РАГС, 1998. 248 с.
  11. Дударева В.Ю., Семёнов И.Н. Феноменология рефлексии и ее изучение в современной зарубежной психологии // Психология. 2008. № 1. С. 101-120.
  12. Зарецкий В.К. и др. Рефлексивная регуляция мышления. Новосибирск: НГУ, 1991. 56 с.
  13. Зарецкий В.К., Семёнов И.Н. Методика определения стиля мышления руководителя // Практические занятия по социальной психологии для специалистов и руководителей народного хозяйства. Рига, 1980. С. 40-66.
  14. Зарецкий В.К., Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивно-личностный аспект формирования решения творческих задач // Вопросы психологии. 1980. № 5. С. 113-118.
  15. Зинченко В.П. и др. Рефлексивный подход: от методологии к практике. М.: ИФ РАН, 2009. 445 с.
  16. Казбеков К.А., Семёнов И.Н. Рефлексивно-личностные особенности принятия решений в процессе управления комплексными организационными системами // Акмеология. 2009. № 3. URL: http://publications.hse.ru/articles/73299279 (дата обращения 26.09.2014).
  17. Ковалева Н.Б., Семёнов И.Н. Методы исследования и развития группового творчества в образовании взрослых // Гуманистические тенденции развития образования взрослых в России и США. М.: РАО, 1994.
  18. Костюков Н.Н., Семёнов И.Н. Профессиональное образование врачей: методология проектирования модернизации средствами системно-развивающего подхода. М.: ФИРО [Федеральный институт развития образования Министерства образования и науки РФ], 2014. 64 с.
  19. Ладенко И.С., Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. Философские и психологические исследования рефлексии. Новосибирск: НГУ, 1989.
  20. Лаптева О.И., Семёнов И.Н., Куликова Г.С. Рефлексивно-организационная психология: Учебно-методическое пособие. Новосибирск: НГАА, 2010. 140 с.
  21. Лефевр В.А., Лепский В.Е., Баранов П.В., Трудолюбов А.Ф. Исследование рефлексивных процессов // Пушкин В.Н., Поспелов Д.А., Садовский В.Н. (ред.) Проблемы эвристики. М.: Советское радио, 1969.
  22. Лосев А.В., Семёнов И.Н. Экспериментально-психологическое исследование и формирование рефлексивности социально-профессионального мышления менеджеров быстроразвивающихся организаций // Проблема эксперимента в психологии. М.: РАГС, 1998. С. 79-121.
  23. Оржековский П.А., Семёнов И.Н. Роль рефлексивной психологии в формировании творческого опыта учащихся и разработке инновационных учебников по химии // Проектно-исследовательский подход в рефлексивной психологии инновационного образования. Памяти Н.Г. Алексеева. Ногинск: Аналитика Родис, 2011. С. 135-144.
  24. Пономарёв Я.А. и др. Исследование проблем психологии творчества. Коллективная монография. М.: Наука, 1983.
  25. Пономарёв Я.А. и др. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М.: Наука, 1990.
  26. Пономарёв Я.А., Семёнов И.Н., Елисеев В.А. Психология творчества: проблемы и исследования // Вопросы психологии. 1983. № 1. C. 167-170.
  27. Пономарёв Я.А., Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. (ред.) Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии. М.: Философское общество, 1988. 276 с.
  28. Растянников А.В., Степанов С.Ю., Ушаков Д.В. Развитие рефлексивной компетентности в совместном творчестве. М.: ПЕР СЭ, 2002. 320 с.
  29. Семёнов И.Н. Вехи и логика развития рефлексивной психологии творчества на рубеже ХХ-XXI веков // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2012. № 2-3. C. 7-26.
  30. Семёнов И.Н. Индивидуальность в диалоге с собой. Экзистенциально-рефлексивный подход к индивидуальности // Психология индивидуальности: Новые модели и концепции. М.: Издательство МПСИ, 2009. С. 314-367.
  31. Семёнов И.Н. Интеллектуализация поликультурного образования и рефлексивное развитие полимодального мышления учащихся // Проектно-исследовательский подход в рефлексивной психологии инновационного образования. Международная коллективная монография. Ногинск: Аналитика Родис, 2011. С. 95-107.
  32. Семёнов И.Н. К нормативному анализу познавательной деятельности при решении творческих задач // Психологические исследования. М.: МГУ, 1977. Вып. 7. С. 40-49.
  33. Семёнов И.Н. Методологические основы Московской школы рефлексивно-гуманитарной психологии и педагогики творчества // Ладенко И.С. (ред.) Методологические концепции и школы в СССР. Новосибирск: НГУ, 1992. Вып. 1. С. 35-56.
  34. Семёнов И.Н. Методологические проблемы системного исследования организации мыслительной деятельности // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник-1982. М.: Наука, 1982. С. 301-319.
  35. Семёнов И.Н. Опыт деятельностного подхода к экспериментально-психологическому исследованию мышления на материале решения творческих задач // Методологические проблемы исследования деятельности. Эргономика. Труды ВНИИТЭ. М.: ВНИИТЭ, 1976. Вып. 10. С. 148-188.
  36. Семёнов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М.: НИИОПП АПН СССР, 1990. 216 с.
  37. Семёнов И.Н. Рефлексивная организация поиска и принятия решения // Исследование организации процессов принятия решений. Эргономика. Труды ВНИИТЭ. М., 1983. Вып. 20.
  38. Семёнов И.Н. Рефлексивная психология инновационного образования. М., 2013. 178 с.
  39. Семёнов И.Н. Рефлексивно-развивающие среды формирования мышления и самосознания субъектов образования // Мир психологии. 2013. № 4. С. 81-97.
  40. Семёнов И.Н. Системодеятельностная методология и рефлексивная психология мышления. М.: Институт развития им. Г.П. Щедровицкого, 2014. 280 с.
  41. Семёнов И.Н. Современная советская психология мышления: панорама фундаментальных достижений // Психологический журнал. 1989. № 6. С. 160-162.
  42. Семёнов И.Н. Философские трактовки смысла как методологические средства его рефлексивно-психологического изучения // Мир психологии. 2014. № 1 (77). С. 142-154.
  43. Семёнов И.Н., Болдина Т.Г. (ред.) Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в образовании и управлении. Памяти П.Я.Гальперина. М.: ИРПТиГО, 2003. 247 с.
  44. Семёнов И.Н., Давыдова Г.И. Рефлексивно-диалогический подход к развитию направленности личности ребенка как субъекта общества // Новые ценности образования. 2009. № 1 (33). С. 93-107.
  45. Семёнов И.Н., Сиротина Е.А., Зарецкий В.К. Исследование рефлексивного аспекта принятия решений // Эргономика. Труды ВНИИТЭ. М.: ВНИИТЭ, 1977. Вып. 14. С. 110-133.
  46. Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. Рекомендации по диагностике практического интеллекта. Фрунзе: ИУУ, 1985. 28 с.
  47. Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии, 1983. № 2. С. 35-42.
  48. Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. Типы и функции рефлексии в научном мышлении // Проблемы рефлексии в научном познании. Куйбышев: КГУ, 1983.
  49. Степанов С.Ю., Полищук О.А., Семёнов И.Н. Развитие рефлексивной компетентности кадров управления. Методические рекомендации. М., Петрозаводск: РАГС, 1996. 81 c.
  50. Щедровицкий Г.П. Коммуникация, деятельность, рефлексия // Исследование речемыслительной деятельности. Алма-Ата: КГПИ, 1973.
  51. Kholmogorova A.B., Zaretsky V.K., Semjonov I.N. Reflexive-personаlity regulation of the goal-development process in norm and pathology // Soviet Psychology. 1983. No. 21 (2).
  52. Matthäus W. Sowjetische Denkpsychologie. Verlag für Psychologie. Göttingen, Toronto, Zürich, 1988. 892 S.
  53. Matthäus W. Sowjetische Psychologie des Denkens. Frankfurt, M., 1988.
  54. Piaget J. (ed.) Recherches sur l’abstraction réfléchissante. Vol. 1. Paris: RUF, 1977.
  55. Semenov I.N. The Psychology of Reflexion in the Scientific Work of S.L. Rubinshtein // The Psychology Journаl. Boston, 1989. No. 4.
  56. Semionov I.N. An empirical psychological study of thought processes in creative problem-solving from the perspective of the theory of activity // Soviet Psychology. 1978. No. 16 (4). Pp. 3-46.
  57. Semionov I.N. Creative role of reflection in the self-development of personality // Y.A. Ponomarev, P. Saarinen (eds.) Proceedings of the First Finnish Soviet Symposium on Creativity. Helsinki, 1985. Pp. 23-30.
[ENG]
  1. Alekseev N.G. et al. (1996) Mysli o myslyakh. Refleksivnoe myshlenie i tvorchestvo. Problemy refleksii v reshenii tvorcheskikh zadach [Thoughts about thoughts. Reflective thinking and creativity. Issues of reflection in coping with intellectually demanding tasks]. Novosibirsk: NGU Publ.
  2. Alekseev N.G., Zaretskii V.K., Semyonov I.N. et al. (1980) K razrabotke kompleksnykh sredstv diagnostiki individual'nykh osobennostei myshleniya [On developing a comprehensive diagnostics of the individual characteristics of thinking]. In: Psikhodiagnostika i shkola [Psychodiagnostics and school]. Tallinn: IP ESSR Publ., pp. 75-77.
  3. Alekseev N.G., Zlotnik B.A. (1984) Problemy otbora perspektivnykh yunykh shakhmatistov [Problems related to the selection of promising young chess players]. Moscow: GTsOLIFK Publ.
  4. Alyushina N.A., Repetskii Yu.A., Semyonov I.N. (1998) Refleksivnaya akmeologiya uspeshnykh upravlentsev [Reflective acmeology of successful managers]. Moscow-Sochi: IRPTiGO Publ.
  5. Balaeva A.V., Semyonov I.N. (2004) Refleksivno-akmeologicheskii podkhod k izucheniyu nauchno-professional'nogo tvorchestva [A reflective-acmeological approach to the study of scientific and professional creativity]. In: Karpov A.V., Semyonov I.N. et al. (eds.) Refleksivnyi podkhod k psikhologicheskomu obespecheniyu obrazovaniya [A reflective approach to psychological support for education]. Moscow-Yaroslavl: YarGU-RPO, pp. 100-110.
  6. Derkach A.A., Semyonov I.N., Balaeva A.V. (2005) Refleksivnaya akmeologiya tvorcheskoi individual'nosti [Reflective acmeology of a creative personality]. Moscow: RAGS Publ.
  7. Derkach A.A., Semyonov I.N., Stepanov S.Yu. (1998) Psikhologo-akmeologicheskie osnovy izucheniya i razvitiya refleksivnoi kul'tury gossluzhashchikh [Psychological and acmeological fundamentals of studying and development of the reflective culture of civil servants]. Moscow: RAGS Publ.
  8. Dudareva V.Yu., Semyonov I.N. (2008) Fenomenologiya refleksii i eyo izuchenie v sovremennoi zarubezhnoi psikhologii [Phenomenology of reflection and research on it in modern foreign psychology]. Psikhologiya [Psychology], 1, pp. 101-120.
  9. Gal'perin P.Ya., Danilova V.L. (1980) Vospitanie sistematicheskogo myshleniya v protsesse resheniya tvorcheskikh zadach [Systematic thinking formation in the process of coping with intellectually demanding tasks]. Voprosy psikhologii [Issues of psychology], 1, pp. 31-38.
  10. Kazbekov K.A., Semyonov I.N. (2009) Refleksivno-lichnostnye osobennosti prinyatiya reshenii v protsesse upravleniya kompleksnymi orgganizatsionnymi sistemami [Reflective-personal features of decision-making in the management of complex organizational systems]. Akmeologiya [Acmeology], 3. Available from: http://publications.hse.ru/articles/73299279 [Accessed 26/09/2014].
  11. Kholmogorova A.B., Zaretsky V.K., Semjonov I.N. (1983) Reflexive-personаlity regulation of the goal-development process in norm and pathology. Soviet Psychology, 21 (2).
  12. Kostyukov N.N., Semyonov I.N. (2014) Professional'noe obrazovanie vrachei: metodologiya proektirovaniya modernizatsii sredstvami sistemno-razvivayushchego podkhoda [Professional education of physicians: methodology of designing modernization by means of a systemic and developmental approach]. Moscow: FIRO.
  13. Kovaleva N.B., Semyonov I.N. (1994) Metody issledovaniya i razvitiya gruppovogo tvoorchestva v obrazovanii vzroslykh [Methods used for studying and developing group creativity in adult education]. In: Klarin M.V., Semyonov I.N. (eds.) Gumanisticheskie tendentsii razvitiya obrazovaniya vzroslykh v Rossii i SShA [Humanistic trends in the development of adult education in Russia and the USA]. Moscow: RAO Publ.
  14. Ladenko I.S., Semyonov I.N., Stepanov S.Yu. (1989) Filosofskie i psikhologicheskie issledovaniya refleksii [Philosophical and psychological studies of reflection]. Novosibirsk: NGU Publ.
  15. Lapteva O.I., Semyonov I.N., Kulikova G.S. (2010) Refleksivno-organizatsionnaya psikhologiya [Reflective-organizational psychology]. Novosibirsk: NGAA Publ.
  16. Lefevr V.A., Lepskii V.E., Baranov P.V., Trudolyubov A.F. (1969) Issledovanie refleksivnykh protsessov [Research on reflective processes]. In: Pushkin V.N., Pospelov D.A., Sadovskii V.N. (eds.) Problemy evristiki [Issues of heuristics]. Moscow: Sovetskoe radio Publ.
  17. Losev A.V., Semyonov I.N. (1998) Eksperimental'no-psikhologicheskoe issledovanie i formirovanie refleksivnosti sotsial'no-professional'nogo myshleniya menedzherov bystrorazvivayushchikhsya organizatsii [Experimental-psychological studying and formation of the reflexivity of social and professional thinking of managers in rapidly growing organizations]. In: Problema eksperimenta v psikhologii [The problem of experiment in psychology]. Moscow: RAGS Publ., pp. 79-121.
  18. Matthäus W. (1988) Sowjetische Denkpsychologie. Verlag für Psychologie. Göttingen, Toronto, Zürich.
  19. Matthäus W. (1988) Sowjetische Psychologie des Denkens. Frankfurt, M.
  20. Orzhekovskii P.A., Semyonov I.N. (2011) Rol' refleksivnoi psikhologii v formirovanii tvorcheskogo opyta uchashchikhsya i razrabotke innovatsionnykh uchebnikov po khimii [The role of reflexive psychology in the formation of the creative experience of students and the creation of innovative textbooks in chemistry]. In: Semyonov I.N., Boldina T.G. (eds.) Proektno-issledovatel'skii podkhod v refleksivnoi psikhologii innovatsionnogo obrazovaniya [Project and research approach in reflexive psychology of innovative education]. Noginsk: Analitika Rodis, pp. 135-144.
  21. Piaget J. (ed.) (1977) Recherches sur l'abstraction réfléchissante. Vol. 1. Paris: RUF.
  22. Ponomaryov Ya.A. et al. (1983) Issledovanie problem psikhologii tvorchestva [The study of the issues of psychology of creativity]. Moscow: Nauka Publ.
  23. Ponomaryov Ya.A. et al. (1990) Psikhologiya tvorchestva: obshchaya, differentsial'naya, prikladnaya [Psychology of creativity: general, differential, applied]. Moscow: Nauka Publ.
  24. Ponomaryov Ya.A., Semyonov I.N., Eliseev V.A. (1983) Psikhologiya tvorchestva: problemy i issledovaniya [Psychology of сreativity: issues and research]. Voprosy psikhologii [Issues of psychology], 1, pp. 167-170.
  25. Ponomaryov Ya.A., Semyonov I.N., Stepanov S.Yu. (eds.) (1988) Psikhologo-pedagogicheskie aspekty razvitiya tvorchestva i refleksii [Psychological and pedagogical aspects of the development of creativity and reflection]. Moscow: Filosofskoe obshchestvo Publ.
  26. Rastyannikov A.V., Stepanov S.Yu., Ushakov D.V. (2002) Razvitie refleksivnoi kompetentnosti v sovmestnom tvorchestve [Reflective competence development in joint creativity]. Moscow: PER SE.
  27. Semenov I.N. (1989) The psychology of reflexion in the scientific work of S.L. Rubinshtein. The Psychology Journаl, 4.
  28. Semionov I.N. (1978) An empirical psychological study of thought processes in creative problem-solving from the perspective of the theory of activity. Soviet Psychology, 16 (4), pp. 3-46.
  29. Semionov I.N. (1985) Creative role of reflection in the self-development of personality. In: Ponomarev Y.A., Saarinen P. (eds.) Proceedings of the First Finnish Soviet Symposium on Creativity. Helsinki, pp. 23-30.
  30. Semyonov I.N. (2014) Filosofskie traktovki smysla kak metodologicheskie sredstva ego refleksivno-psikhologicheskogo izucheniya [Philosophical interpretations of the meaning as methodological means for its reflective-psychological study]. Mir psihologii [World of psychology], 1 (77), pp. 142-154.
  31. Semyonov I.N. (2009) Individual'nost' v dialoge s soboi: Ekzistentsial'no-refleksivnyi podkhod k individual'nosti [Individuality in dialogue with itself: An existential-reflective approach to individuality]. In: Psikhologiya individual'nosti: novye modeli i kontseptsii [Psychology of individuality: new models and conceptions]. Moscow: MPSI Publ., pp. 314-367.
  32. Semyonov I.N. (2011) Intellektualizatsiya polikul'turnogo obrazovaniya i refleksivnoe razvitie polimodal'nogo myshleniya uchashchikhsya [Intellectualization of multicultural education and reflective development of multimodal thinking of learners]. In: Semyonov I.N., Boldina T.G. (eds.) Proektno-issledovatel'skii podkhod v refleksivnoi psikhologii innovatsionnogo obrazovaniya [Project and research approach in reflexive psychology of innovative education]. Noginsk: Analitika Rodis, pp. 95-107.
  33. Semyonov I.N. (1977) K normativnomu analizu poznavatel'noi deyatel'nosti pri reshenii tvorcheskikh zadach [On the normative analysis of cognitive activity in coping with intellectually demanding tasks]. In: Leont'ev A.N. et al (eds.) Psikhologicheskie issledovaniya [Psychological research]. Vol. 7. Moscow: MGU Publ., pp. 40-49.
  34. Semyonov I.N. (1992) Metodologicheskie osnovy Moskovskoi shkoly refleksivno-gumanitarnoi psikhologii i pedagogiki tvorchestva [Methodological fundamentals of the Moscow school of reflective humanistic psychology and pedagogy of creativity]. In: Ladenko I.S. Metodologicheskie kontseptsii i shkoly v SSSR. Vyp. 1 [Methodological concepts and schools in the USSR. Issue 1]. Novosibirsk: NGU Publ., pp. 35-56.
  35. Semyonov I.N. (1982) Metodologicheskie problemy sistemnogo issledovaniya organizatsii myslitel'noi deyatel'nosti [Methodological problems of systematic research on organization of cognitive activity]. In: Sistemnye issledovaniya. Metodologicheskie problemy. Ezhegodnik-1982 [Systematic studies. Methodological problems. Annals-1982]. Moscow: Nauka Publ., pp. 301-319.
  36. Semyonov I.N. (1976) Opyt deyatel'nostnogo podkhoda k eksperimental'no-psikhologicheskomu issledovaniyu myshleniya na materiale resheniya tvorcheskikh zadach [Experience of the activity approach to experimental psychological research on thinking (as exemplified in coping with intellectually demanding tasks)]. Metodologicheskie problemy issledovaniya deyatel'nosti. Ergonomika. Trudy VNIITE [Methodological problems of research activities. Ergonomics. Works of the scientists of the All-Russian Research Institute of Technical Aesthetics], Issue 10, pp. 148-188.
  37. Semyonov I.N. (1990) Problemy refleksivnoi psikhologii resheniya tvorcheskikh zadach [Problems of reflexive psychology in coping with intellectually demanding tasks]. Moscow: NIIOPP APN SSSR Publ.
  38. Semyonov I.N. (1983) Refleksivnaya organizatsiya poiska i prinyatiya reshenii [Reflexive organization of searching for and making decisions]. Issledovanie organizatsii protsessov prinyatiya reshenii. Ergonomika. Trudy VNIITE [The study of the organization of decision-making processes. Ergonomics. Works of the scientists of the All-Russian Research Institute of Technical Aesthetics], Issue 20.
  39. Semyonov I.N. (2013) Refleksivnaya psikhologiya innovatsionnogo obrazovaniya [Reflective psychology of innovative education]. Moscow: Nasledie MMK Publ.
  40. Semyonov I.N. (2013) Refleksivno-razvivayushchie sredy formirovaniya myshleniya i samosoznaniya su''ektov obrazovaniya [Reflective-educational environment of formation of thinking and self-awareness of education subjects]. Mir psikhologii [World of psychology], 4, pp. 81-97.
  41. Semyonov I.N. (2014) Sistemodeyatel'nostnaya metodologiya i refleksivnaya psikhologiya myshleniya [Systematic-activity methodology and reflective psychology of thinking]. Moscow: Institut razvitiya im. G.P. Shchedrovitskogo.
  42. Semyonov I.N. (1989) Sovremennaya sovetskaya psikhologiya myshleniya: panorama fundamental'nykh dostizhenii [Modern Soviet psychology of thinking: panorama of fundamental achievements]. Psikhologicheskii zhurnal [Psychological journal], 6, pp. 160-162.
  43. Semyonov I.N. (2012) Vekhi i logika razvitiya refleksivnoi psikhologii tvorchestva na rubezhe XX-XXI vekov [Milestones and logic of formation of reflexive psychology at the turn of XX-XXI centuries]. Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya [Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches], 2-3, pp. 7-26.
  44. Semyonov I.N., Boldina T.G. (eds.) (2003) Refleksivno-organizatsionnye problemy formirovaniya myshleniya i lichnosti v obrazovanii i upravlenii [Reflective-organizational problems of formation of thinking and personality in education and management]. Moscow: IRPTiGO Publ.
  45. Semyonov I.N., Davydova G.I. (2009) Refleksivno-dialogicheskii podkhod k razvitiyu napravlennosti lichnosti rebyonka kak sub''ekta obshchestva [A reflective-dialogical approach to the development of the orientation of the personality of a child as a subject of society]. Novye tsennosti obrazovaniya [New values of education], 1 (33), pp. 93-107.
  46. Semyonov I.N., Sirotina E.A., Zaretskii V.K. (1977) Issledovanie refleksivnogo aspekta prinyatiya reshenii [The study of the reflexive aspect of decision-making]. Ergonomika Trudy VNIITE [Ergonomics. Works of the scientists of the All-Russian Research Institute of Technical Aesthetics], Issue 14, pp. 110-133.
  47. Semyonov I.N., Stepanov S.Yu. (1985) Rekomendatsii po diagnostike prakticheskogo intellekta [Recommendations for the diagnostics of practical intellect]. Frunze: IUU Publ.
  48. Semyonov I.N., Stepanov S.Yu. (1983) Refleksiya v organizatsii tvorcheskogo myshleniya i samorazvitiya lichnosti [Reflection in the organization of creative thinking and self-evolution of a personality]. Voprosy psikhologii [Issues of psychology], 2, pp. 35-42.
  49. Semyonov I.N., Stepanov S.Yu. (1983) Tipy i funktsii refleksii v nauchnom myshlenii [Types and functions of reflection in scientific thinking]. In: Borisov V.N., Lektorskii V.A. et al. (eds.) Problemy refleksii v nauchnom poznanii [Problems of reflection in scientific knowledge]. Kuibyshev: KGU Publ.
  50. Shchedrovitskii G.P. (1973) Kommunikatsiya, deyatel'nost', refleksiya [Communication, activities, reflection]. In: Issledovaniya rechemyslitel'noi deyatel'nosti [Research on the verbal and cogitative activities]. Alma-Ata: KGPI Publ., pp. 477-480.
  51. Stepanov S.Yu., Polishchuk O.A., Semyonov I.N. (1996) Razvitie refleksivnoi kompetentnosti kadrov upravleniya [Development of the reflexive competence of managerial personnel]. Moscow, Petrozavodsk: RAGS Publ.
  52. Vasyutin R.N., Semyonov I.N. (1999) Igrorefleksika razvitiya professional'nogo rosta menedzherov sredstvami refleksivnogo videotreninga [Play reflexics of the development of managers' professional advancement by means of a reflective video training]. Moscow-Zaporozhye: IRPTiGO Publ.
  53. Vlasov S.A. (2012) Aksiologiya sovremennoi rossiiskoi sistemy obrazovaniya [Axiology of modern Russian education system]. Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i cheloveke [Context and Reflection: Philosophy of the World and Human Being], 1, pp. 87-93.
  54. Zaretskii V.K. et al. (1991) Refleksivnaya regulyatsiya myshleniya [Reflective thinking regulation]. Novosibirsk: NGU Publ.
  55. Zaretskii V.K., Semyonov I.N. (1980) Metodika opredeleniya stilya myshleniya rukovoditelya [Methods used for determining a manager's style of thinking]. In: Prakticheskie zanyatiya po sotsial'noi psikhologii dlya spetsialistov i rukovoditelei narodnogo khozyaistva [Practical training in social psychology for specialists and managers working in the sector of national economy]. Riga, pp. 40-66.
  56. Zaretskii V.K., Semyonov I.N., Stepanov S.Yu. (1980) Refleksivno-lichnostnyi aspekt formirovaniya resheniya tvorcheskikh zadach [A reflective and personal aspect of coping with intellectually demanding tasks]. Voprosy psikhologii [Issues of psychology], 5, pp. 103-118.
  57. Zinchenko V.P. et al (2009) Refleksivnyi podkhod: ot metodologii k praktike [Reflective approach: from methodology to practice]. Moscow: IF RAN Publ.
Файлы / Files 2-makurova.pdf
Для цитирования / For citation
[RUS]
Макурова А.В. Развитие И.Н. Семёновым рефлексивной психологии: от исследований мышления к формированию научной школы (обзор по материалам книг В. Маттеуса, Hettingen, 1988) // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2015. № 1-2. С. 22-56.
[ENG]
Makurova A.V. (2015) Razvitie I.N. Semyonovym refleksivnoi psikhologii: ot issledovanii myshleniya k formirovaniyu nauchnoi shkoly (obzor po materialam knig V. Matteusa, Hettingen, 1988) [Development of reflective psychology by I.N. Semyonov: from research on thinking to the formation of a scientific school (a review written with the help of the materials presented in the books by W. Matthäus, Hettingen, 1988)]. Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya [Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches], 1-2, pp. 22-56.

Архивные данные психологического журнала № 1-2 за 2015 год «Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования», в котором размещена статья / Publisher's imprint of the journal "Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches", which includes the article.