Главная страница Контактные данные Карта проекта FAQ Форма заказа News

Статья «Научная деятельность Б.М. Теплова и его концепция творчества полководца…»

Article "The scientific activities of B.M. Teplov and his conception of a commander's creativity…"

Наши услуги

Рецензируемые журналы

Архив

Оплата

Подписка

Методический раздел

Издание монографии по праву

Архивные данные статьи Любимова С.Е., Семёнова И.Н.

Archival data of the article written by Lyubimov S.E., Semenov I.N.

Выходные данные психологической статьи

Article output data

Страницы / Pages 9-51
Тип / Type [RAR] – Научная статья
Коды / Numbers [УДК] 159.9.016.6
Заглавие / Title
[RUS]
Научная деятельность Б.М. Теплова и его концепция творчества полководца в процессе практического мышления
[ENG]
The scientific activities of B.M. Teplov and his conception of a commander's creativity in the process of practical thinking
Авторы / Authors
[RUS]
Любимов
Сергей Евгеньевич
Магистрант, факультет гуманитарных наук,
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
[ENG]
Lyubimov
Sergei Evgen'evich
Master's student, Faculty of humanities,
National Research University "Higher School of Economics"
[RUS]
Семёнов
Игорь Никитович
Профессор, Департамент психологии факультета социальных наук,
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
[ENG]
Semenov
Igor' Nikitovich
Doctor of Psychology, professor, School of psychology, Faculty of social sciences,
National Research University "Higher School of Economics"
Аннотация / Abstract
[RUS]
В настоящей статье характеризуются творческий путь и научная, педагогическая, организационная деятельность крупнейшего отечественного психофизиолога середины ХХ в., академика АПН РСФСР Б.М. Теплова. Особое внимание уделяется развернутому аналитическому обзору его классической в военной психологии концепции «Ум полководца». Этот труд, написанный и опубликованный автором во время Великой Отечественной войны, вызвал профессиональный интерес не только у психологов, но и у военачальников.
[ENG]
The article deals with the creative career path and scientific, pedagogical and organizational activities of B.M. Teplov, the outstanding Russian psychophysiologist of the mid-twentieth century and one of the academicians of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR. Moreover, Teplov participated in the Great Patriotic War and made his contribution to victory. The article gives a detailed analysis of Teplov's conception "A military commander's mind" that is considered to be classical in military psychology. This work was written and published during the Great Patriotic War. It aroused professional interest not only among psychologists, but also among military leaders (for example, the Supreme Commander-in-Chief Marshal Stalin approved the work). The article presents an analytical review of B.M. Teplov's scientific activities and gives a comparative analysis of the conception of a commander's thinking, developed by B.M. Teplov, and the work of the outstanding foreign military psychologist E. Quade who studied military decision-making. The authors of the article pay attention to the development of B.M. Teplov' scientific school and point out the importance of his works for the modern psychology of productive thinking and the psychophysiology of individual differences as a general psychological basis for studying such topical areas of human study as psychology, acmeology and the pedagogy of practical thinking, abilities and giftedness.
Текст / Text
[RUS]
Введение Выдающийся российский психолог, психофизиолог и педагог…
(Вы можете ознакомиться в файле ПДФ c полным текстом научной статьи по психологии)
Ключевые слова / Keywords
[RUS]
Военная психология
практическое мышление
деятельность полководца
способности
индивидуальные различия
дифференциальная психофизиология
персонология
акмеология
педагогика
[ENG]
Military psychology
practical thinking
commander's activities
individual differences
differential psychophysiology
personology
acmeology
pedagogy
Библиография / References
[RUS]
  1. Алексеев Н.Г., Зарецкий В.К., Семёнов И.Н. и др. К разработке комплексных средств диагностики индивидуальных особенностей мышления // Психодиагностика и школа. Таллинн: ИП ЭССР, 1980. С. 75-77.
  2. Алексеев Н.Г. и др. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решений. Новосибирск: НГУ, 1991. 74 с.
  3. Алексеев Н.Г. и др. Мысли о мыслях. Новосибирск: НГУ, 1996.
  4. Анохин А.И., Семёнов И.Н. Проблемы развития системы профессионального образования в Российской оборонной спортивно-технической организации. М., 2001.
  5. Бершацкий Г.Н., Cемёнов И.Н. Концептуальные модели интуиции и рефлексии в структуре творческого мышления и их апробирование в управлении // Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в образовании и управлении. М.: ИРПТиГО, 2003. С. 78-85.
  6. Блюменфельд Б.М. К характеристике наглядно-действенного мышления // Известия АПН РСФСР. 1948. № 13. С. 175-203.
  7. Военно-психологические взгляды русских военных деятелей ХVIII-ХХ веков. М.: Флотиздат, 1992. 255 с.
  8. Глоточкин А.Д., Платонов К.К. Историческое развитие сознания и личности // Военная психология. М.: Воениздат, 1972. С. 81-94.
  9. Голубева Э.А. (ред.). Способности: К 100-летию Б.М. Теплова. Дубна: Феникс, 1997. 392 с.
  10. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука, 2006. 318 с.
  11. Дмитриев А.П. Методология и методы военного исследования. М.: ВПА, 1973. 194 с.
  12. Елисеенко А.С., Семёнов И.Н. Решение комплексных проблем в организационно-образовательных средах // Организационная среда ХХI века. М.: МЭСИ, 2012. С. 95-99.
  13. Зыков А.С. Как и чем управляются люди? / Опыт военной психологии. СПб.: Тип. Т-ва «Общественная польза», 1898. 179 с.
  14. Казбеков К.А., Семёнов И.Н. Рефлексивно-личностные особенности принятия решений в процессе управления комплексными организационными системами // Акмеология. 2009. № 3. С. 100-102.
  15. Кант И. Предполагаемое начало человеческой истории // Собрание сочинений в 8 томах. М.: ЧОРО, 1994. Т. 8. 718 с.
  16. Квейд Э. Анализ сложных систем (методология анализа при подготовке военных решений). М.: Советское радио, 1969. 216 с.
  17. Клаузевиц К. О войне. М.: Военная мысль, 1989.
  18. Корнилов Ю.К. Психология практического мышления. Ярославль: ЯрГУ, 2001. 200 с.
  19. Корчемный П.А., Лаптев Л.Г., Михайловский В.Г. (ред.) Основы военной акмеологии: в 2-х ч. М.: ВА им. Ф.Э. Дзержинского, 1996. Ч. 2. 317 с.
  20. Ломов Б.Ф. (ред.). Инженерная психология в военном деле. М.: Воениздат, 1983. 324 с.
  21. Ля Фе де. Происки и хитрости воинские, выписанные из истории греческих, латинских и французских, как древних, так и новых во образец и пользу всякого чина военным людям. СПб., 1759. 165 с.
  22. Макиавелли Н. О военном искусстве. М.: Мысль, 2002.
  23. Мунипов В.М., Алексеев Н.Г., Семёнов И.Н. Становление эргономики как комплексной научной дисциплины // Проблемы методологии в эргономике. М.: ВНИИТЭ, 1979.
  24. Пономарёв Я.А. Психика и интуиция. М.: Политиздат, 1967. 256 с.
  25. Пономарёв Я.А., Алексеев Н.Г., Cемёнов И.Н. Исследование проблем психологии творчества // Вопросы психологии. 1979. № 4.
  26. Пономарёв Я.А., Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. (ред.). Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии. М.: Философское общество, 1988. 276 с.
  27. Пушкин В.Н. Оперативное мышление в больших системах. М.: Советское радио, 1965.
  28. Реньге В.Э., Семёнов И.Н., Умрихин В.В. Концептуальные схемы социально-трудовой реабилитации // Мысли о мыслях. Новосибирск: НГУ, 1996.
  29. Савинкин А.Е., Домнин И.В. (сост.) Стратегия духа: Основы воспитания войск по взглядам А.В. Суворова и М.И. Драгомирова. М.: Русский путь, 2000. 184 с.
  30. Семёнов И.Н. Душа // БСЭ. М.: СЭ, 1972. Т. 5.
  31. Семёнов И.Н. К столетию психологического института РАО. Вехи, направления и методология исследований рефлексии в Московском психологическом институте // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2012. № 4. С. 76-107.
  32. Семёнов И.Н. Методологические основы Московской школы рефлексивно-гуманитарной психологии и педагогики творчества // Методологические концепции и школы в СССР (1951-1991): История, истоки и перспективы. Материалы международной науковедческой конференции. Новосибирск: НГУ, 1992. С. 35-55.
  33. Семёнов И.Н. Останкинская методологическая школа концептуальных схем деятельности в психологии и эргономике // Методологические концепции и школы в СССР (1951-1991). Новосибирск: НГУ, 1992. Ч. 2.
  34. Семёнов И.Н. Панорама развития философско-психологической системы С.Л. Рубинштейна в современном человекознании // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009. Т. 6. № 3. С. 106-116.
  35. Семёнов И.Н. Психологические проблемы развития творческих способностей в условиях гуманизации образования // Инновационная деятельность в образовании. 1994. № 1.
  36. Семёнов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М.: НИИОПП АПН СССР, 1990. 216 с.
  37. Семёнов И.Н. Рефлексия как фактор развития одаренных школьников. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1994.
  38. Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. Рекомендации по диагностике практического интеллекта. Фрунзе: КГПИ, 1985. 28 с.
  39. Сунь-Цзы. Искусство войны // Антология мировой философии. М.: Мысль, 1998.
  40. Теплов Б.М. О культуре научного исследования // Избранные труды. М.: Педагогика, 1985. Т. 2. С. 310-337.
  41. Теплов Б.М. Об объективном методе в психологии // Известия АПН РСФСР. 1953. Вып. 45. С. 49-74.
  42. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 536 с.
  43. Теплов Б.М. Простейшие способы факторного анализа // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. М.: Просвещение, 1967. Т. 5. С. 239-286.
  44. Теплов Б.М. Психологические исследования в области военно-маскировочного дела (1923-1927). М.: БФ «Твердослов», 2006. 168 с.
  45. Теплов Б.М. Психология. Учебник для средней школы. 6-е изд. М.: Учпедгиз, 1952. 256 с.
  46. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: Наука, 2003. 379 с.
  47. Теплов Б.М. Советская психологическая наука за 30 лет. М., 1947.
  48. Теплов Б.М. (ред.) Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. М.: Просвещение, 1957-1967. Т. 1-5.
  49. Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии. М.: Институт философии Академии наук СССР, 1962. 40 с.
  50. Теплов Б.М. Ум полководца // Избранные труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1985. Т. I. С. 223-305.
  51. У-Цзы. Об искусстве ведения войны. М.: Военная мысль, 2011.
  52. Умрихин В.В. Развитие советской школы дифференциальной психофизиологии. М.: Наука, 1987. 203 с.
  53. Яковлев В.Н. (ред.) Воинский труд: наука, искусство, призвание. М.: Совершенство, 1998. 320 с.
[ENG]
  1. Alekseev N.G. et al. (1991) Metodologiya refleksii kontseptual'nykh skhem deyatel'nosti poiska i prinyatiya reshenii [The methodology of reflection of the conceptual schemes of activities relating to seeking and making decisions]. Novosibirsk: NGU Publ.
  2. Alekseev N.G. et al. (1996) Mysli o myslyakh [Thoughts about thoughts]. Novosibirsk: NGU Publ.
  3. Alekseev N.G., Zaretskii V.K., Semenov I.N. et al. (1980) K razrabotke kompleksnykh sredstv diagnostiki individual'nykh osobennostei myshleniya [On developing a comprehensive diagnostics of the individual characteristics of thinking]. In: Psikhodiagnostika i shkola [Psychodiagnostics and school]. Tallinn: IP ESSR Publ., pp. 75-77.
  4. Anokhin A.I., Semenov I.N. (2001) Problemy razvitiya sistemy professional'nogo obrazovaniya v Rossiiskoi oboronnoi sportivno-tekhnicheskoi organizatsii [Problems relating to the development of the professional education system in the Russian Defence Sports and Techniques Organization]. Moscow.
  5. Bershatskii G.N., Semenov I.N. (2003) Kontseptual'nye modeli intuitsii i refleksii v strukture tvorcheskogo myshleniya i ikh aprobirovanie v upravlenii [The conceptual models of intuition and reflection in the structure of creative thinking and testing them in management]. In: Refleksivno-organizatsionnye problemy formirovaniya myshleniya i lichnosti v obrazovanii i upravlenii [Reflective-organizational problems relating to thinking and personality formation in education and management]. Moscow: IRPTiGO Publ., pp. 78-85.
  6. Blyumenfel'd B.M. (1948) K kharakteristike naglyadno-deistvennogo myshleniya [On the characteristics of the visual active thinking]. Izvestiya APN RSFSR [News of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR], 13, pp. 175-203.
  7. Clausewitz C. (1833) Vom Kriege. Berlin: Dümmler. (Russ. ed.: Klauzevits K. (1989) O voine. Moscow: Voennaya mysl' Publ.)
  8. Dmitriev A.P. (1973) Metodologiya i metody voennogo issledovaniya [Methodology and methods in military studies]. Moscow: VPA Publ.
  9. Eliseenko A.S., Semenov I.N. (2012) Reshenie kompleksnykh problem v organizatsionno-obrazovatel'nykh sredakh [Solving complex problems in organizational and educational environment]. In: Organizatsionnaya sreda XXI veka [Organizational environment in the 21st century]. Moscow: MESI Publ., pp. 95-99.
  10. Glotochkin A.D., Platonov K.K. (1972) Istoricheskoe razvitie soznaniya i lichnosti [Historical development of consciousness and personality]. Voennaya psikhologiya [Military psychology]. Moscow: Voenizdat Publ., pp. 81-94.
  11. Golubeva E.A. (ed.). (1997) Sposobnosti: K 100-letiyu B.M. Teplova [Abilities: Marking the centenary of the birth of B.M. Teplov]. Dubna: Feniks Publ.
  12. Husserl E. (1977) Cartesianische Meditationen. Hamburg: Meiner. (Russ. ed.: Gusserl' E. (2006) Kartezianskie razmyshleniya. St. Petersburg: Nauka Publ.)
  13. Kant I. (1786) Mutmaßlicher Anfang der Menschengeschichte. (Russ. ed.: Kant I. (1994) Predpolagaemoe nachalo chelovecheskoi istorii. Sobranie sochinenii v 8 tomakh [Collected works in 8 volumes]. Vol. 8. Moscow: ChORO Publ.)
  14. Kazbekov K.A., Semenov I.N. (2009) Refleksivno-lichnostnye osobennosti prinyatiya reshenii v protsesse upravleniya kompleksnymi orgganizatsionnymi sistemami [Reflective-personal features of decision-making in the management of complex organizational systems]. Akmeologiya [Acmeology], 3, pp. 100-102.
  15. Korchemnyi P.A., Laptev L.G., Mikhailovskii V.G. (eds.) (1996) Osnovy voennoi akmeologii: v 2-kh ch. [Fundamentals of military acmeology: in 2 parts]. Part 2. Moscow: VA im. F.E. Dzerzhinskogo Publ.
  16. Kornilov Yu.K. (2001) Psikhologiya prakticheskogo myshleniya [Psychology of practical thinking]. Yaroslavl: YarGU Publ.
  17. La Fé de (1704) Les stratagèmes et les ruses de guerre: tirez des historiens grecs, latins & françois, tant anciens que moderne. Ouvrage autant utile aux generaux d'armées, q'aux officiers particuliers, ainsi qu'à toutes sortes de gens d'armes, pour surprendre les ennemis & pour éviter d'en être surprise. Augspourg: Kroniger. (Russ. ed.: Lya Fe de (1759) Proiski i khitrosti voinskie, vypisannye iz istorii grecheskikh, latinskikh i frantsuzskikh, kak drevnikh, tak i novykh vo obrazets i pol'zu vsyakogo china voennym lyudyam. St. Petersburg.)
  18. Lomov B.F. (ed.) (1983) Inzhenernaya psikhologiya v voennom dele [Military engineering psychology]. Moscow: Voenizdat Publ.
  19. Machiavelli N. (1971) Dell'arte della guerra. Firenze: Sansoni. (Russ. ed.: Makiavelli N. (2002) O voennom iskusstve. Moscow: Mysl' Publ.)
  20. Munipov V.M., Alekseev N.G., Semenov I.N. (1979) Stanovlenie ergonomiki kak kompleksnoi nauchnoi distsipliny [The making of ergonomics as a complex scientific discipline]. In: Problemy metodologii v ergonomike [Problems of methodology in ergonomics]. Moscow: VNIITE Publ.
  21. Ponomarev Ya.A. (1967) Psikhika i intuitsiya [Psyche and intuition]. Moscow: Politizdat Publ.
  22. Ponomarev Ya.A., Alekseev N.G., Semenov I.N. (1979) Issledovanie problem psikhologii tvorchestva [The study of the problems of psychology of creativity]. Voprosy psikhologii [Issues of psychology], 4.
  23. Ponomarev Ya.A., Semenov I.N., Stepanov S.Yu. (eds.) (1988) Psikhologo-pedagogicheskie aspekty razvitiya tvorchestva i refleksii [Psychological and pedagogical aspects of the development of creativity and reflection]. Moscow: Filosofskoe obshchestvo Publ.
  24. Pushkin V.N. (1965) Operativnoe myshlenie v bol'shikh sistemakh [Operational thinking in large systems]. Moscow: Sovetskoe radio Publ.
  25. Quade E. (1964) Analysis for military decisions. Chicago: Rand McNally College Publishing Company. (Russ. ed.: Kveid E. (1969) Analiz slozhnykh sistem (metodologiya analiza pri podgotovke voennykh reshenii). Moscow: Sovetskoe radio Publ.)
  26. Ren'ge V.E., Semenov I.N., Umrikhin V.V. (1996) Kontseptual'nye skhemy sotsial'no-trudovoi reabilitatsii [Conceptual schemes of social and labour rehabilitation]. In: Mysli o myslyakh [Thoughts about thoughts]. Novosibirsk: NGU Publ.
  27. Savinkin A.E., Domnin I.V. (comp.) (2000) Strategiya dukha: Osnovy vospitaniya voisk po vzglyadam A.V. Suvorova i M.I. Dragomirova [The strategy of the spirit: Fundamentals of training troops according to A.V. Suvorov and M.I. Dragomirov]. Moscow: Russkii put' Publ.
  28. Semenov I.N. (1972) Dusha [Soul]. In: BSE [Great Soviet Encyclopedia]. Vol. 5. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya Publ.
  29. Semenov I.N. (2012) K stoletiyu psikhologicheskogo instituta RAO. Vekhi, napravleniya i metodologiya issledovanii refleksii v Moskovskom psikhologicheskom institute [On the centenary of the Psychological Institute of the Russian Academy of Education. Milestones, trends and research methodologies of reflection in the Moscow Psychological Institute]. Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya [Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches], 4, pp. 76-107.
  30. Semenov I.N. Metodologicheskie osnovy Moskovskoi shkoly refleksivno-gumanitarnoi psikhologii i pedagogiki tvorchestva [Methodological fundamentals of the Moscow school of reflective humanistic psychology and pedagogy of creativity]. Metodologicheskie kontseptsii i shkoly v SSSR (1951-1991): Istoriya, istoki i perspektivy. Materialy mezhdunarodnoi naukovedcheskoi konferentsii [Methodological conceptions and schools in the USSR (1951-1991): The history, origins and prospects. Materials of the international scientific conference]. Novosibirsk, 1992, pp. 35-55.
  31. Semenov I.N. (1992) Ostankinskaya metodologicheskaya shkola analiza kontseptual'nykh skhem deyatel'nosti v psikhologii i ergonomike [Ostankino methodological school of the analysis of conceptual schemes of activities in psychology and ergonomics]. In: Metodologicheskie kontseptsii i shkoly v SSSR (1951-1991). Ch. 2 [Methodological conceptions and schools in the USSR (1951-1991). Part 2]. Novosibirsk: NGU Publ., pp. 50-67.
  32. Semenov I.N. (2009) Panorama razvitiya filosofsko-psikhologicheskoi sistemy S.L. Rubinshteina v sovremennom chelovekoznanii [A panorama of S.L. Rubinshtein's philosophical and psychological system in modern human study]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of the Higher School of Economics], 6 (3), pp. 106-116.
  33. Semenov I.N. (1990) Problemy refleksivnoi psikhologii resheniya tvorcheskikh zadach [Problems of reflexive psychology in coping with intellectually demanding tasks]. Moscow: NIIOPP APN SSSR Publ.
  34. Semenov I.N. (1994) Psikhologicheskie problemy razvitiya tvorcheskikh sposobnostei v usloviyakh gumanizatsii obrazovaniya [Psychological problems relating to the development of creative abilities in the context of humanization of education]. Innovatsionnaya deyatel'nost' v obrazovanii [Innovation activity in education], 1.
  35. Semenov I.N. (1994) Refleksiya kak faktor razvitiya odarennykh shkol'nikov [Reflection as a factor in the development of gifted schoolchildren]. Biysk: NITs BiGPI Publ.
  36. Semenov I.N., Stepanov S.Yu. (1985) Rekomendatsii po diagnostike prakticheskogo intellekta [Guidelines on the diagnostics of practical intelligence]. Frunze: KGPI Publ.
  37. Sun Tzu (1998) Iskusstvo voiny [The art of warfare]. In: Antologiya mirovoi filosofii [Anthology of world philosophy]. Moscow: Mysl' Publ.
  38. Teplov B.M. (1985) O kul'ture nauchnogo issledovaniya [On the culture of scientific research]. In: Izbrannye trudy [Selected works]. Vol. 2. Moscow: Pedagogika Publ., pp. 310-337.
  39. Teplov B.M. (1953) Ob ob"ektivnom metode v psikhologii [On the objective method in psychology]. Izvestiya APN RSFSR [News of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR], 45, pp. 49-74.
  40. Teplov B.M. (1961) Problemy individual'nykh razlichii [Problems of individual differences]. Moscow: Izd-vo Akad. ped. nauk RSFSR.
  41. Teplov B.M. (1967) Prosteishie sposoby faktornogo analiza [The simplest methods of the factor analysis]. In: Tipologicheskie osobennosti vysshei nervnoi deyatel'nosti cheloveka [Typological features of higher nervous activity in man]. Vol. 5. Moscow: Prosveshchenie Publ., pp. 239-286.
  42. Teplov B.M. (2006) Psikhologicheskie issledovaniya v oblasti voenno-maskirovochnogo dela (1923-1927) [Psychological research in the field of military camouflage (1923-1927)]. Moscow: BF "Tverdoslov" Publ.
  43. Teplov B.M. (1952) Psikhologiya [Psychology]. 6th ed. Moscow: Uchpedgiz Publ.
  44. Teplov B.M. (2003) Psikhologiya muzykal'nykh sposobnostei [The psychology of musical abilities]. Moscow: Nauka Publ.
  45. Teplov B.M. (1947) Sovetskaya psikhologicheskaya nauka za 30 let [Soviet psychological science for 30 years]. Moscow.
  46. Teplov B.M. (ed.) (1957-1967) Tipologicheskie osobennosti vysshei nervnoi deyatel'nosti cheloveka [Typological features of the higher nervous activity in man]. Moscow: Prosveshchenie Publ.
  47. Teplov B.M. (1962) Tipologicheskie svoistva nervnoi sistemy i ikh znachenie dlya psikhologii [Typological properties of the nervous system and their significance in psychology]. Moscow: Institut filosofii Akademii nauk SSSR Publ.
  48. Teplov B.M. (1985) Um polkovodtsa [A military commander's mind]. Izbrannye trudy: v 2-kh t. [Selected works: in 2 vol.]. Vol. 1. Moscow: Pedagogika Publ., pp. 223-305.
  49. U Tzu (2011) Ob iskusstve vedeniya voiny [On the art of warfare]. Moscow: Voennaya mysl' Publ.
  50. Umrikhin V.V. (1987) Razvitie sovetskoi shkoly differentsial'noi psikhofiziologii [The development of the Soviet school of differential psychophysiology]. Moscow: Nauka Publ.
  51. Voenno-psikhologicheskie vzglyady russkikh voennykh deyatelei XVIII-XX vekov [Military and psychological views of the Russian military figures of the 18th-20th centuries] (1992). Moscow: Flotizdat Publ.
  52. Yakovlev V.N. (ed.) (1998) Voinskii trud: nauka, iskusstvo, prizvanie [Military labour: science, art, vocation]. Moscow: Sovershenstvo Publ.
  53. Zykov A.S. (1898) Kak i chem upravlyayutsya lyudi? [How are people handled?] In: Opyt voennoi psikhologii [The experience of military psychology]. St. Petersburg: Tip. T-va "Obshchestvennaya pol'za".
Файлы / Files 1-lyubimov-semenov.pdf
Для цитирования / For citation
[RUS]
Любимов С.Е., Семёнов И.Н. Научная деятельность Б.М. Теплова и его концепция творчества полководца в процессе практического мышления // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2015. № 3. С. 9-51.
[ENG]
Lyubimov S.E., Semenov I.N. (2015) Nauchnaya deyatel'nost' B.M. Teplova i ego kontseptsiya tvorchestva polkovodtsa v protsesse prakticheskogo myshleniya [The scientific activities of B.M. Teplov and his conception of a commander's creativity in the process of practical thinking]. Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya [Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches], 3, pp. 9-51.

Архивные данные психологического журнала № 3 за 2015 год «Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования», в котором размещена статья / Publisher's imprint of the journal "Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches", which includes the article.