Главная страница Контактные данные Карта проекта FAQ Форма заказа News

Как писать самоанализ?

Наши услуги

Рецензируемые журналы

Архив

Оплата

Подписка

Методический раздел

Публикации

Структура, содержание самоанализа

Что такое самоанализ педагогического работника?

Педагогические работники, аттестующиеся на вторую, первую и высшую квалификационные категории, очень часто пребывают в растерянности, когда речь заходит о подготовке первого этапа аттестации – самоанализа. А между тем, в данном вопросе чувству неуверенности места нет. Испокон веков человек стремится изучить самого себя, познать собственный внутренний мир, проникнуть в глубины своей психики. На фронтоне Дельфийского храма было высечено изречение «Познай самого себя». Это было важной составной частью древнегреческой философии человека. Согласитесь, что в нашем случае подготовки к аттестации педагогических работников задача самоанализа значительно упрощается. Многие педагоги считают этот этап излишним и чересчур рутинным, но неотрефлексированная практика бесполезна и со временем ведет не к развитию, а к профессиональной стагнации педагога. Лишь явившись объектом структурированного анализа, практика станет источником профессионального роста педагога. Лишь научившись анализировать собственные педагогические удачи и промахи можно приобрести умения, позволяющие управлять профессиональной деятельностью. Именно самоанализ отражает достигнутый уровень квалификации педагогического работника, выражающийся:

Основные аспекты деятельности, отраженные в самоанализе

В идеале самоанализ даёт исчерпывающее представление о работе педагога и результативности его деятельности, содержит выводы о причинах успехов и проблемных моментах. Охватывает самоанализ пять лет профессиональной деятельности аттестующегося педагогического работника. При подготовке самоанализа помните о следующих направлениях, которые обязательно должны быть освещены:

1. Научный аспект деятельности. По этому направлению указывается методическая тема, над которой ведётся работа в данный момент времени, каким образом осуществляется эта работа, где представлены результаты, то есть всё, что связано с научной деятельностью педагога (научные публикации, выступления, участие в семинарах и т.д.).

2. Прикладной аспект деятельности. Здесь описывается динамика результативности деятельности за последние три года. Помните о том, как важно ссылаться на конкретные методики, технологии или исследования с указанием источников и авторов – это непосредственным образом подтверждает достоверность приводимых данных. Здесь же описывается специфика обмена опытом педагога с коллегами: описываются открытые мероприятия, практические и теоретические семинары, консультирование коллег… Важно в описании прикладного аспекта деятельности уделить внимание критической оценке существующих трудностей в работе педагога и причин данных затруднений:

3. Практический аспект деятельности. Тут Вы можете рассказать о положительных результатах своей профессиональной деятельности за последние три года, указать основные формы воспитательной работы, внеурочной деятельности; участие в общешкольных мероприятиях, конкурсах, смотрах совместно с коллективом, классом учащихся, лично; получение наград, поощрений, благодарностей в межаттестационный период.

Самоанализ не должен ограничиваться лишь констатацией того, что было. Необходимо представить план дальнейшей самореализации педагога в научно-исследовательской, практической деятельности, творческих проектах и общественной работе.

В самоанализе не забудьте также отразить уровень владения навыками использования информационно-коммуникационных технологий, современных методик воспитания и формирования ключевых компетенций у учащихся (воспитанников).

Предостережения от распространенных заблуждений

Не превращайте самоанализ в сухой статистический отчет, переполненный фактами и цифрами. Обращайте внимание именно на цели, во имя которых применялись те или иные методы, приемы и технологии.

Не пишите исключительно о том, что делалось Вами в отчетный период. Экспертам важно увидеть, какую именно педагогическую задачу Вы поставили перед собой, что именно делаете для её решения. То есть вначале формулируйте проблему, а потом уже описывайте шаги, способствующие её решению.

Не бойтесь указывать трудности, с которыми Вы сталкиваетесь в процессе своей профессиональной деятельности. Их отсутствие вызывает подозрение в Вашей профессиональной компетентности и способности к самоанализу.

И, главное, помните, что самоанализ – это в первую очередь аналитическая деятельность, требующая глубокого осмысления собственного педагогического опыта и перспектив дальнейшего развития.

Жестких требований к объёму самоанализа нет, но, как правило, это от 7 до 10 страниц печатного текста.

Мы всегда готовы к сотрудничеству

Наше научное издательство всегда готово прийти на помощь педагогам всех образовательных и развивающих учреждений. Мы предлагаем Вам стать авторами публикаций в международном издании «Педагогический журнал», участвовать в международных конкурсах, объявляемых издательством. Формы сотрудничества могут быть самыми разнообразными. Узнайте о них подробнее, изучив наш сайт.