Педагогические работники, аттестующиеся на вторую, первую и высшую квалификационные категории, очень часто пребывают в растерянности, когда речь заходит о подготовке первого этапа аттестации – самоанализа. А между тем, в данном вопросе чувству неуверенности места нет. Испокон веков человек стремится изучить самого себя, познать собственный внутренний мир, проникнуть в глубины своей психики. На фронтоне Дельфийского храма было высечено изречение «Познай самого себя». Это было важной составной частью древнегреческой философии человека. Согласитесь, что в нашем случае подготовки к аттестации педагогических работников задача самоанализа значительно упрощается. Многие педагоги считают этот этап излишним и чересчур рутинным, но неотрефлексированная практика бесполезна и со временем ведет не к развитию, а к профессиональной стагнации педагога. Лишь явившись объектом структурированного анализа, практика станет источником профессионального роста педагога. Лишь научившись анализировать собственные педагогические удачи и промахи можно приобрести умения, позволяющие управлять профессиональной деятельностью. Именно самоанализ отражает достигнутый уровень квалификации педагогического работника, выражающийся:
В идеале самоанализ даёт исчерпывающее представление о работе педагога и результативности его деятельности, содержит выводы о причинах успехов и проблемных моментах. Охватывает самоанализ пять лет профессиональной деятельности аттестующегося педагогического работника. При подготовке самоанализа помните о следующих направлениях, которые обязательно должны быть освещены:
1. Научный аспект деятельности. По этому направлению указывается методическая тема, над которой ведётся работа в данный момент времени, каким образом осуществляется эта работа, где представлены результаты, то есть всё, что связано с научной деятельностью педагога (научные публикации, выступления, участие в семинарах и т.д.).
2. Прикладной аспект деятельности. Здесь описывается динамика результативности деятельности за последние три года. Помните о том, как важно ссылаться на конкретные методики, технологии или исследования с указанием источников и авторов – это непосредственным образом подтверждает достоверность приводимых данных. Здесь же описывается специфика обмена опытом педагога с коллегами: описываются открытые мероприятия, практические и теоретические семинары, консультирование коллег… Важно в описании прикладного аспекта деятельности уделить внимание критической оценке существующих трудностей в работе педагога и причин данных затруднений:
3. Практический аспект деятельности. Тут Вы можете рассказать о положительных результатах своей профессиональной деятельности за последние три года, указать основные формы воспитательной работы, внеурочной деятельности; участие в общешкольных мероприятиях, конкурсах, смотрах совместно с коллективом, классом учащихся, лично; получение наград, поощрений, благодарностей в межаттестационный период.
Самоанализ не должен ограничиваться лишь констатацией того, что было. Необходимо представить план дальнейшей самореализации педагога в научно-исследовательской, практической деятельности, творческих проектах и общественной работе.
В самоанализе не забудьте также отразить уровень владения навыками использования информационно-коммуникационных технологий, современных методик воспитания и формирования ключевых компетенций у учащихся (воспитанников).
Не превращайте самоанализ в сухой статистический отчет, переполненный фактами и цифрами. Обращайте внимание именно на цели, во имя которых применялись те или иные методы, приемы и технологии.
Не пишите исключительно о том, что делалось Вами в отчетный период. Экспертам важно увидеть, какую именно педагогическую задачу Вы поставили перед собой, что именно делаете для её решения. То есть вначале формулируйте проблему, а потом уже описывайте шаги, способствующие её решению.
Не бойтесь указывать трудности, с которыми Вы сталкиваетесь в процессе своей профессиональной деятельности. Их отсутствие вызывает подозрение в Вашей профессиональной компетентности и способности к самоанализу.
И, главное, помните, что самоанализ – это в первую очередь аналитическая деятельность, требующая глубокого осмысления собственного педагогического опыта и перспектив дальнейшего развития.
Жестких требований к объёму самоанализа нет, но, как правило, это от 7 до 10 страниц печатного текста.
Наше научное издательство всегда готово прийти на помощь педагогам всех образовательных и развивающих учреждений. Мы предлагаем Вам стать авторами публикаций в международном издании «Педагогический журнал», участвовать в международных конкурсах, объявляемых издательством. Формы сотрудничества могут быть самыми разнообразными. Узнайте о них подробнее, изучив наш сайт.
© 2010-2024 Издательство «АНАЛИТИКА РОДИС»
Копирование материалов раздела «Архив» в сети Интернет запрещено