Аннотация / Abstract |
[RUS]
Статья посвящена восприятию и освоению творчества М.А. Шолохова в культуре современной Германии, когда исчезло понятие «расколотое небо» и миллионы немцев ощутили себя в новом жизненном пространстве и в новой эпохе. Культурологическое исследование наследия русского классика на новом этапе немецкой истории требует осмысления нового диалогического уровня российско-германских взаимосвязей, выявляющих неоднозначные параметры их существования. Подход к Шолохову-художнику в объединённой Германии складывается весьма непросто, хотя он продолжает находиться в центре внимания славистов, публицистов, критиков и советологов – «исследователей Востока». Литературный «остфоршунг» настойчиво дискредитирует его творчество, муссирует сфабрикованный миф о «плагиате» «Тихого Дона». Но не они – тайные и явные недоброжелатели России и ненавистники русского гения – определяют судьбу и уровень освоения его наследия в Германии. Гораздо больше его верных почитателей во всех слоях общества, в том числе в научных кругах, продолжающих и сегодня лучшие традиции немецкого шолоховедения. Оставаясь верными своим научным и гражданским принципам, истинные учёные наследуют их, разносторонне и объективно изучая творчество Шолохова и его время, несмотря на общественно-политические метаморфозы немецкой истории XX-XXI веков. В объединённой Германии (1990-2013), несмотря на кардинальную переоценку ценностей в новом обществе, созидательное научное русло сохранилось и помогло устоять миру Шолохова. Серьёзные немецкие слависты стремятся выявить глубинные уровни поэтики и эстетики Шолохова в наследовании традиций русской классики, дать объективный анализ его произведениям и жёсткий отпор в сочетании с доказательной базой клеветническим нападкам по «шолоховскому вопросу». Именно об этом размышляет крупнейший славист В. Байц в своей монографии, ставшей важной вехой в национальном и мировом шолоховедении. Интерес к творчеству Шолохова, особенно к судьбе «Тихого Дона», продолжает сохраняться на немецкой земле. Национальное своеобразие его восприятия в современной Германии сформировалось, прежде всего, на основе изучения художественно-эстетических и социально-политических факторов, включая богатую гамму философско-культурологической мысли. Глубокие перемены в немецком обществе привнесли в шолоховедение новые уровни постижения певца России. При знакомстве с произведениями русского классика-академика идёт формирование активной, общественно-ориентированной, созидательной диалогической мысли, обращённой на духовное состояние немецкого общества.
[ENG]
The author convincingly reveals how influential the Sholokhov's creativity for German readers, and notes the deep interest of German slavists, linguists and writers to the creation of the Russian writer. Having analyzed the works of native linguists, historians, philosophers and artists, he comes to the conclusion that, despite the multidimensional coverage of the Sholokhov's creativity, this works do not contain the "conceptual cultural studies approach".
The important fact is noted in the article: German literature in its development was based on achievements of Soviet literature. German writers felt the need for an artistic dialogue with the Russian philology. The author emphasizes that the appearance of the novel "And Quiet Flows the Don" and its presentation to German readers "was completely and utterly well-timed" because of the ideological and political situation in Germany in 1929-1930, which led to the emergence of the mass of articles and reviews of German writers and critics.
The author quotes from various reviews of Sholokhov's novel "And Quiet Flows the Don", published after the translation of the novel in Germany, that means that all publications were positive, noting the undeniable talent of the Soviet writer, who had a huge impact on readers and writers.
Sholokhov's works have assumed a strong position in the German culture. In spite of the change of policies, the interest in M.A. Sholokhov artistic heritage in Germany has never waned and only changed its content at each new stage of presentation of the works of Russian classic writer of the XX century to German readers.
|
Ссылки / References |
[RUS]
- Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Т. 3. – М., 1971. – 623 c.
- Германия. Вызовы XXI века. / Под ред. В.Б. Белова. – М., 2009. – 792 с.
- Кренц Э. Остаюсь оптимистом // Сов. Россия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=56261
- Лапский В.Ф. Погребённые под берлинской стеной. – М., 2008. – 352 с.
- Майер-Ландрут А. «Моя судьба связана с Россией…» // Завтра. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/04/560/82.html
- Маслов В. Россия и Германия в современной истории // Историческая газета. – 1998. – № 9. – С. 42-66.
- Медведев Р. Роман «Тихий Дон»: взгляд по-новому // Дон. – 2011. – № 3-4. – С. 14-37.
- Мотрошилова Н.В. Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов. – М., 2010. – 480 с.
- Погорельская С. Объединённая Германия – детище СССР // Лит. газета. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.lgz.ru/article/13978/
- Полевой В.М. Реалии, утопии и химеры искусства ХХ века // Берлин-Москва, Москва-Берлин. Каталог художественной выставки. Престель-Галарт. – М., 1996. – С. 15-20.
- Приветствие Президента РФ В. Путина // Kulturen im Dialog: Deutsch-russische Kulturbegegnunge. – M., 2004.
- Россия и Германия: культурные взаимоотношения вчера и сегодня (Круглый стол) // Литературная учёба. Кн. 5. – 1990. – № 2. – С. 115.
- Трейден, фон Л. Нам помогут Тургенев и Чехов // Лит. газета. – 2008, 3-9 сент. – С. 15.
- Фортунатова В.А. Литература ГДР: между фантомом и реальностью // Русская германистика: Ежегодник Российского Союза германистов. Т. 1. М., 2004. – 320 с.
- Хьетсо Г. и др. Кто написал «Тихий Дон»? Проблемы авторства «Тихого Дона». – М.: Книга, 1989. – 186 с.
- Aksionova L., Vertel E. Zur Autorschaft des «Stillen Don» // Zeitschrift für Slawistik. – 1992. – H. 4. – S. 552-572.
- Beitz W. Michail Scholochow – eine terra incognita? // Utopie kreativ. – 2006. – H. 188. – S. 542-552.
- Beitz W. Michail Scholochow – im Duell mit der Zeit. Beiträge zu Leben und Werk. – Frankfurt a. M., 2009. – 152 s.
- Beitz W. Scholochow und Stalin. Ein Beitrag zur Kontroverse um den Literaturnobelpreisträger. – Leipzig: Rosa-Luxemburg-Stiftung Sachsen, 2007. – 88 s.
- Beitz W. Slawische Literaturwissenschaft an der Leipziger Universität // Osteuropa in Tradition und Wandel Leipziger Jahrbücher. Bd. 8.1. Osteuropakunde an der LU und in der DDR. – Leipzig, 2006. – S. 150-161.
- Beitz W. Vom «Tauwetter» zur «Perestroika». Russische Literatur zwischen den 50-er und 90-er Jahren. – Bern, 1994. – 328 s.
- Beitz W. Vorwort // Scholochow M. Ein Menschenschicksa. – Frankfurt a. M., 2009. – 112 s.
- Beitz W. Wie Michail Scholochow als Konterrevolutionär überführt werden sollte // Kultursoziologie: Aspekte – Analysen – Argumente. Bd. 2. – Berlin, 2006. – S. 63.
- Chronik des XX. Jahrhunderts. – Bochum, 1999. – 235 s.
- Der Literatur-Brockhaus: In 8 Bdn. Bd. 7. – Mannheim, 1999. – 704 s.
- Frankfurter Allgemeine Zeitung. – 2007. – Nu. 123. – S. 3.
- Harenberg: Das Buch der 1000 Bücher. – Mannheim, 2005. – 1055 s.
- Harenberg: Lexikon der Nobelpreisträger. – Dortmund, 1999. – 703 s.
- Harenberg: Schlüsseldaten XX. Jahrhundert. – Dortmund, 1999. – 1024 s.
- Heise U. Umstrittener Autor der grossen Donkosaken-Saga // Leipziger Zeitung. – 2005, 24. Mai. – S. 9.
- Hexelschneider E. Als M. Scholochow Ehrendoktor der Philologischen Fakultät der K. Marx-Universität Leipzig wurde // Osteuropa in Tradition und Wandel. Leipziger Jahrbücher. Bd. 8.1. – Leipzig, 2006. – S. 332.
- Hielscher K. Die Nähe zur Macht // Deutschlandfunk. – 2005. – 24. Mai – S. 16-17.
- Ingold F.Ph. Geklonter Nobelpreisträger. Ein epochaler Betrog – neue Debatten um Michail Scholochow // Neue Zürcher Zeitung. – 2006. – Nu. 194(227). – S. 41.
- Kasack W. Die russischen Nobelpreisträger // Zeitschrift für Literaturwissenschaft und Linguistik. – 1997. – Nu. 107. – S. 53-67.
- Kasper K. Russische Prosa im XX. Jahrhundert. Eine Literaturgeschichte in Einzelporträts 1914-1934. – München, 1993. – 447 s.
- Kho. Stiller Don. Originalmanuskript in Moskau gefunden // Frankfurter Allgemeine Zeitung. – 1999. – 13 Nov. – S. 10-13.
- Kretzschmar K. Willi Beitz: Michail Scholochow – im Duell mit der Zeit // Jahrbuch für Forschungen zur Geschichte der Arbeiterbewegung. – Berlin, 2011. – S. 207-215.
- Meyers grosses Taschenlexikon: In 25 Bdn. Bd. 20. – Mannheim, 1999. – 160 s.
- Schmid U. Lautes Getöse um den «Stillen Don». Zum 100. Geburtstag des Schriftstellers M.Scholochow // Neue Zürcher Zeitung. – 2005. – Nu. 94. – S. 47.
- Städke K. Russische Literaturgeschichte. – Stuttgart-Weimar, 2002. – 378 s.
- Zelinsky B. Der russische Roman. – Köln, 2007. – 564 s.
[ENG]
- Aksionova, L., Vertel, E. (1992), "Zur Autorschaft des "Stillen Don", Zeitschrift für Slawistik, H. 4, s. 552-572.
- Beitz, W. (1994), Vom "Tauwetter" zur "Perestroika". Russische Literatur zwischen den 50-er und 90-er Jahren, Bern, 328 s.
- Beitz, W. (2006), "Michail Scholochow – eine terra incognita?", Utopie kreativ, H. 188, d. 542-552.
- Beitz, W. (2006), "Slawische Literaturwissenschaft an der Leipziger Universität", Osteuropa in Tradition und Wandel Leipziger Jahrbücher. Bd. 8.1. Osteuropakunde an der LU und in der DDR, Leipzig, s. 150-161.
- Beitz, W. (2006), "Wie Michail Scholochow als Konterrevolutionär überführt werden sollte", Kultursoziologie: Aspekte – Analysen – Argumente. Bd. 2, Berlin, s. 63.
- Beitz, W. (2007), Scholochow und Stalin. Ein Beitrag zur Kontroverse um den Literaturnobelpreisträger, Rosa-Luxemburg-Stiftung Sachsen, Leipzig, 88 s.
- Beitz, W. (2009), Michail Scholochow – im Duell mit der Zeit. Beiträge zu Leben und Werk, Frankfurt a. M., 152 s.
- Beitz, W. (2009), Vorwort. Scholochow M. Ein Menschenschicksa, Frankfurt a. M., 112 s.
- Belov V.B. (2009), Germany. The challenges of the XXI Century [Germaniya. Vyzovy XXI veka], Moscow, 792 p.
- Chronik des XX. Jahrhunderts, Bochum, 1999, 235 s.
- Der Literatur-Brockhaus: In 8 Bdn. Bd. 7, Mannheim, 1999, 704 s.
- Fortunatova, V.A. (2004), "The literature of the GDR: between the phantom and reality", Russian Germanistics: Yearbook of the Russian Union of germanists. Vol. 1 ["Literatura GDR: mezhdu fantomom i real'nost'yu", Russkaya germanistika: Ezhegodnik Rossiiskogo Soyuza germanistov. T. 1], Moscow, 320 p.
- Frankfurter Allgemeine Zeitung, 2007, Nu. 123, S. 3.
- Harenberg: Das Buch der 1000 Bücher, Mannheim, 2005, 1055 s.
- Harenberg: Lexikon der Nobelpreisträger, Dortmund, 1999, 703 s.
- Harenberg: Schlüsseldaten XX. Jahrhundert, Dortmund, 1999, 1024 s.
- Hegel, G.V.F. (1971), Aesthetics. Vol. 3 [Estetika. T. 3], Moscow, 623 p.
- Heise, U. (2005), "Umstrittener Autor der grossen Donkosaken-Saga", Leipziger Zeitung, 24. Mai, S. 9.
- Hexelschneider, E. (2006), "Als M. Scholochow Ehrendoktor der Philologischen Fakultät der K. Marx-Universität Leipzig wurde", Osteuropa in Tradition und Wandel. Leipziger Jahrbücher. Bd. 8.1, Leipzig, s. 332.
- Hielscher, K. (2005), "Die Nähe zur Macht", Deutschlandfunk, 24. Mai, s. 16-17.
- Ingold, F.Ph. (2006), "Geklonter Nobelpreisträger. Ein epochaler Betrog – neue Debatten um Michail Scholochow", Neue Zürcher Zeitung, Nu. 194(227), s. 41.
- Kasack, W. (1997), "Die russischen Nobelpreisträger", Zeitschrift für Literaturwissenschaft und Linguistik, Nu. 107, s. 53-67.
- Kasper, K. (1993), Russische Prosa im XX. Jahrhundert. Eine Literaturgeschichte in Einzelporträts 1914-1934, München, 447 s.
- "Kho. Stiller Don. Originalmanuskript in Moskau gefunden", Frankfurter Allgemeine Zeitung, 1999, 13 Nov, s. 10-13.
- Kjetsaa, G. (1989), Who wrote "And Quiet Flows the Don"? Problems of the authorship of "And Quiet Flows the Don" [Kto napisal "Tikhii Don"? Problemy avtorstva "Tikhogo Dona"], Kniga, Moscow, 186 p.
- Krents, E., "Remain optimistic" ["Ostayus' optimistom"], Sov. Rossiya, available at: www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=56261
- Kretzschmar, K. (2011), "Willi Beitz: Michail Scholochow – im Duell mit der Zeit", Jahrbuch für Forschungen zur Geschichte der Arbeiterbewegung, Berlin, s. 207-215.
- Lapskii, V.F. (2008), Buried under the Berlin Wall [Pogrebennye pod berlinskoi stenoi], Moscow, 352 p.
- Maier-Landrut, A., "My destiny is tied up with Russia ..." ["Moya sud'ba svyazana s Rossiei…"], Zavtra. available at: www.zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/04/560/82.html
- Maslov, V. (1998), "Russia and Germany in the modern history" ["Rossiya i Germaniya v sovremennoi istorii"], Istoricheskaya gazeta, No. 9, pp. 42-66.
- Medvedev, R. (2011), "The novel "And Quiet Flows the Don": new outlook" ["Roman "Tikhii Don": vzglyad po-novomu"], Don, No. 3-4, pp. 14-37.
- "Message from the President of the Russian Federation Vladimir Putin" ["Privetstvie Prezidenta RF V. Putina"], Kulturen im Dialog: Deutsch-russische Kulturbegegnunge, Moscow, 2004.
- Meyers grosses Taschenlexikon: In 25 Bdn. Bd. 20, Mannheim, 1999, 160 s.
- Motroshilova, N.V. (2010), Civilization and barbarism in the age of global crises. [Tsivilizatsiya i varvarstvo v epokhu global'nykh krizisov], Moscow, 480 p.
- Pogorel'skaya, S., "United Germany – the child of the USSR" ["Ob"edinennaya Germaniya – detishche SSSR"], Lit. gazeta, available at: www.lgz.ru/article/13978/
- Polevoi, V.M. (1996), "Realities, utopias and chimeras of the twentieth century art", Berlin-Moscow, Moscow-Berlin. Catalog of an art exhibition. Prestel-Galart ["Realii, utopii i khimery iskusstva XX veka", Berlin-Moskva, Moskva-Berlin. Katalog khudozhestvennoi vystavki. Prestel'-Galart], Moscow, pp. 15-20.
- "Russia and Germany: cultural relations between yesterday and today (Round Table)" ["Rossiya i Germaniya: kul'turnye vzaimootnosheniya vchera i segodnya (Kruglyi stol)"], Literaturnaya ucheba. Kn. 5, 1990, No. 2, p. 115.
- Schmid, U. (2005), "Lautes Getöse um den "Stillen Don". Zum 100. Geburtstag des Schriftstellers M.Scholochow", Neue Zürcher Zeitung, Nu. 94, s. 47.
- Städke, K. (2002), Russische Literaturgeschichte, Stuttgart-Weimar, 378 s.
- Treiden, von L. (2008), "Turgenev and Chekhov will help us" ["Nam pomogut Turgenev i Chekhov"], Lit. gazeta, 3-9 sept., p. 15.
- Zelinsky, B. (2007), Der russische Roman, Köln, 564 s.
|