Аннотация |
[RUS]
В данной статье сделана попытка установить, каким образом автору художественного произведения посредством заглавия удается ориентировать сознание читателя на целостное восприятие произведения. В данном аспекте рассматривается цикл философских поэм М.А. Волошина «Путями Каина. Трагедия материальной культуры». В качестве контекстуальной базы выделена 4 глава книги Бытия, на сюжете которой и основан архетипический образ каинова пути. Целью статьи стало определить интерпретационный потенциал заглавия данного цикла, понять замысел художника, заключенный в символах названия, которые легли в основу конструирования оригинальной модели мира.
[ENG]
This article attempts to make it clear how the author of a work of art by means of the title can focus the consciousness of a reader on the holistic perception of his product. In this aspect the study reviews a cycle of philosophical poems by M.A. Voloshin, "Ways of Cain. The tragedy of material culture". "As a contextual framework the research highlightes Chapter 4 of the Book of Genesis, which contents forms a story and the archetypal image of way of Cain. Purpose of this article is to determine the interpretative potential of the titles in this cycle, understand the intent of the writer, signed in the symbols of the title, which formed the basis for designing the original model of the world. The Way of Cain- the carnal man, deprived of the divine light and spiritual aspirations- leads to an inevitable apocalypse, the tragedy of spiritual and physical, and all the tools he created in a fit of vanity, envy and anger are designed to eventually kill himself and blow up centuries-old kainic civilization from the inside- that's the meaning of the title, and determines the main idea of the cycle of poems of Voloshin.
|
Ссылки |
[RUS]
- Александрова Н.В. Проблема кризиса в трудах Освальда Шпенглера и Андрея Белого// Культура и цивилизация. – 2011. – №1. – С. 28-36.
- Библия: Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Московская патриархия, 1992. – 1372 с.
- Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. – Т. 1. – М., 1994. – 542 с.
- Ботникова А.Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм. – М., 2005. – 352 с.
- Бригаднова О.А. Античные мотивы в первом сборнике М.А. Волошина. (Стихотворения 1900-1910) // Проблемы художественного метода русской литературы к ХIX – началу ХХ вв. Тезисы докладов крымской научной конференции 18-29 сентября 1990 г. – Симферополь, 1990. – С. 39.
- Волошин М.А. Демоны разрушения и закона// Волошин М. Лики творчества. – Л.: Наука, 1988. – С. 164-178.
- Волошин М.А. Избранные стихотворения. – М.: Советская Россия, 1988. – 384 с.
- Заяц С.М. Мифологические и библейские образы в поэзии Максимилиана Волошина в контексте его духовных исканий: автореф. … канд филол. н. – М, 2009. – 21 с.
- Комолова Н. Россия и Европа в историософской концепции Волошина // Европейский альманах. – М., 1999. – С. 106-121.
- Концевич И.М. Оптина Пустынь и ее время. – Нью-Йорк, 1970. – 471 с.
- Ницше Ф. Философская проза. Стихотворения: Сборник. – Минск, 2000. – 544 с.
- Опарин П.Г. Книга М.А. Волошина «Путями Каина» в литературном контексте первой трети ХХ века: историософия и поэтика: дисс. … канд. филол. н. – Киров, 2005. – 190 с.
- Серебряный век русской поэзии/ Сост., вступ. ст., прим. Н.В. Банникова. – М.: Просвещение, 1993. – 432 с.
- Соловьев В. Чтение о Богочеловечестве. Статьи. Стихотворения и поэма. Из «Трех разговоров…»: Краткая повесть об Антихристе. – СПб., 1994. – 528 c.
- Фоменко И.В. О поэтике лирического цикла. – Калинин, 1984. – 79 с.
- Хрестоматия: Библия и русская литература. – СПб.: Каравелла, 1995. – 584 с.
- Щедровицкий Д. Введение в Ветхий Завет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.klikovo.ru/db/book/msg/5602
- Электронная еврейская энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eleven.co.il/article/11925
- Энциклопедия Кругосвет. История и общество. Религия. Ламех. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/LAMEH.html
- Яндекс словари [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slovari.yandex.ru
[ENG]
- Aleksandrova, N.V. (2011), "The problem of the crisis in the writings of Oswald Spengler and Andrey Bely" ["Problema krizisa v trudakh Osval'da Shpenglera i Andreya Belogo"], Kul'tura i tsivilizatsiya, No.1, pp. 28-36.
- Bannikov, N.V. (1993), Silver Age of Russian poetry [Serebryanyi vek russkoi poezii], Prosveshchenie, Moscow, 432 p.
- Berdyaev, N. (1994), Philosophy of creativity, art and culture. In 2 volumes [Filosofiya tvorchestva, kul'tury i iskusstva. V 2-kh t.], Moscow, Vol.1, 542 p.
- Botnikova, A.B. (2005), German romanticism: dialogue of art forms [Nemetskii romantizm: dialog khudozhestvennykh form], Moscow, 352 p.
- Brigadnova, O.A. (1990), Antique motifs in the first collection of M.A. Voloshin. (Poems of 1900-1910)" ["Antichnye motivy v pervom sbornike M.A. Voloshina. (Stikhotvoreniya 1900-1910)"], in The artistic method of Russian literature in the nineteenth – early twentieth centuries. Abstracts of the Crimean conference, September, 18-29, 1990 [Problemy khudozhestvennogo metoda russkoi literatury k XIX – nachalu XX vv. Tezisy dokladov krymskoi nauchnoi konferentsii 18-29 sentyabrya 1990 g.], Simferopol, p. 39.
- Electronic Jewish encyclopedia [Elektronnaya evreiskaya entsiklopediya] available at: http://www.eleven.co.il/article/11925
- Encyclopedia Krugosvet. History and Society. Religion. Lamech [Entsiklopediya Krugosvet. Istoriya i obshchestvo. Religiya. Lamekh], available at: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/LAMEH.html
- Fomenko, I.V. (1984), On the poetics of the lyric cycle [O poetike liricheskogo tsikla], Kalinin, 79 p.
- Komolova, N. (1999), "Russia and Europe in the historiosophical concept of Voloshin" ["Rossiya i Evropa v istoriosofskoi kontseptsii Voloshina"], in European almanac [Evropeiskii al'manakh], Moscow, pp. 106-121.
- Kontsevich, I.M. (1970), Optina hermitage and its time [Optina Pustyn' i ee vremya], New York, 471 p.
- Nietzsche F. (2000), Philosophical prose. Poetry: Compilation [Filosofskaya proza. Stikhotvoreniya: Sbornik], Minsk, 544 p.
- Oparin, P.G. (2005), M.A. Voloshin's book "Ways of Cain" in the literary context of the first third of the twentieth century: historical philosophy and poetics: thesis [Kniga M.A. Voloshina "Putyami Kaina" v literaturnom kontekste pervoi treti XX veka: istoriosofiya i poetika: dissertatsiya], Kirov, 190 p.
- Shchedrovitskii, D. "Introduction to the Old Testament" ["Vvedenie v Vetkhii Zavet"], available at: http://www.klikovo.ru/db/book/msg/5602
- Solov'ev, V. (1994), Reading about God-manhood. Articles. Verses and a poem. From "Three Conversations...": A short story of the Antichrist [Chtenie o Bogochelovechestve. Stat'i. Stikhotvoreniya i poema. Iz "Trekh razgovorov…": Kratkaya povest' ob Antikhriste], St. Petersburg, 528 p.
- The Bible: Book of the Holy Scriptures of the Old and New Testaments [Bibliya: Knigi svyashchennogo pisaniya Vetkhogo i Novogo Zaveta], Moscow, 1992, 1372 p.
- The Reader: The Bible and Russian literature [Khrestomatiya: Bibliya i russkaya literature], Karavella, St. Petersburg, 1995, 584 p.
- Voloshin, M.A. (1988), "Demons of law and destruction" ["Demony razrusheniya i zakona"], in Voloshin, M. Images of creativity [Liki tvorchestva], Nauka, Leningrad, pp. 164-178.
- Voloshin, M.A. (1988), Selected poems [Izbrannye stikhotvoreniya], Sovetskaya Rossiya, Moscow, 384 p.
- Yandex dictionary [Yandeks slovari], available at: http://slovari.yandex.ru
- Zayats, S.M. (2009), Mythological and biblical imagery in poetry of Voloshin in the context of his spiritual quest: abstract of thesis [Mifologicheskie i bibleiskie obrazy v poezii Maksimiliana Voloshina v kontekste ego dukhovnykh iskanii: avtoreferat dissertatsii], Moscow, 21 p.
|