Главная страница Контактные данные Карта проекта FAQ Форма заказа News

Статья «Подвижная терминологическая карта философских понятий: место сочетания смыслов. Размышления о призвании»

Наши услуги

Рецензируемые журналы

Архив

Оплата

Подписка

Методический раздел

Подбор оппонентов

Архивные данные статьи Серебряковой Ю.В.

Выходные данные научной статьи

Раздел
[RUS]
Методика и методология
Страницы 6-17
Тип [RAR] – Научная статья
Коды [УДК] 001.4
Заглавие
[RUS]
Подвижная терминологическая карта философских понятий: место сочетания смыслов. Размышления о призвании
[ENG]
The moving terminological card of philosophical concepts: a place of combination of senses. Reflections on the vocation
Авторы
[RUS]
Серебрякова
Юлия Вадимовна
Ижевский Государственный Технический Университет им. М.Т. Калашникова
Кандидат культурологии, доцент кафедры философии
[ENG]
Serebryakova
Yuliya Vadimovna
Izhevsk State Technical University
PhD (Cultural Studies), Associate Professor of Philosophy
Аннотация
[RUS]
Статья посвящена вопросам философского образования как призвания, а также вопросам методики философского преподавания и условиям философствования как такового. Автор предлагает методику создания смысловых алгоритмов, нацеленную на осмысление (и проговаривание) основных философских категорий. Смысловой алгоритм как поле смыслов выстраивается студентами самостоятельно вокруг ключевого слова (категории или понятия); создается банк терминологических карт, то есть свернутых схем понятия/категории, принципиально открытых для последующих дополнений и уточнений. В статье описывается практический опыт работы, а также создание подвижной терминологической карты.
[ENG]
The article deals with the problems of philosophy of education as a vocation, as well as with the methods of teaching and with philosophical conditions of philosophy as it is. The author focuses on the relationship of the meaning and verbal competence of students, arguing that training in philosophizing is teaching pronunciation and the construction of meaning in their comparison and reasoning. In this aspect the balance between the state standards and teaching philosophy as a tradition of philosophy and one's own point of view – of the teacher of the subject – gets a fundamental importance. The author proposes a method of semantic algorithms aimed at understanding (and pronunciation) of the basic philosophical categories, presenting a comparative analysis of current problems in philosophy textbooks and dictionaries of philosophy; the creation of semantic algorithms of the first and third levels of complexity. Semantic algorithm as a semantic field is built by students themselves around the keyword (category or concept); they make a terminology cards bank that is folded schemes of a concept/category container, basically opened for further additions and refinements. The paper describes the practical experience and the making of mobile terminology card.
Текст
[RUS]
Введение Философия как гуманитарна...
Ключевые слова
[RUS]
Философское образование
работа со смыслами
точка зрения
критическое мышление
диалог
смысловые алгоритмы
философские категории
терминология
концепт
подвижные терминологические карты
[ENG]
Philosophy education
point of view
critical thinking
dialogue
semantic algorithms
philosophical categories
terminology
concept
mobile terminology cards
Ссылки
[RUS]
  1. Бушмакина О.Н. «Точка зрения» в преподавании философии. //Актуальные проблемы образования в высшей школе. – Ижевск, 2003.
  2. Кант И. Критика чистого разума. – СПб.: Тайм-аут, 1993. – 477 с.
  3. Колесов В.В. Концепт культуры: образ – понятие – символ // Вестник СПбГУ. Сер. 2. – 1992. – Вып. 3, № 16. – С. 30-40.
  4. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. – М.: МГУ, 1996. – 248 с.
  5. Нилогов А.С. Философия антиязыка (на материале книги Ю.М. Осипова «Время философии хозяйства») // Философия хозяйства. – 2009. – №5. – С. 276-283.
  6. Новая философская энциклопедия. В 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. Фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. – М., 2001. – Т. 3: Н-С. – 692 с.
  7. Новейшая философская энциклопедия. В 4 Т. – М., 2010. – Т. 3. – 1200 с.
  8. Попова З.Д., Стернин И.А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. – Воронеж, 1999. – 32 с.
  9. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. – М.: Языки русской культуры, 1997. – 824 с.
[ENG]
  1. Bushmakina, O.N. (2003), "Point of view" in the teaching of philosophy" ["Tochka zreniya" v prepodavanii filosofii"], Aktual'nye problemy obrazovaniya v vysshei shkole, Izhevsk.
  2. Kant, I. (1993), The Critique of Pure Reason [Kritika chistogo razuma], St. Petersburg, 477 p.
  3. Kolesov, V.V. (1992), "The concept of culture: the image – the concept – the symbol" ["Kontsept kul'tury: obraz – ponyatie – simvol"], Vestnik SPbGU, Seriya 2, Issue 3, No. 16, pp. 30-40.
  4. Kubryakova, E.S., Dem'yankov, V.Z., Pankrats, Yu.G., Luzina, L.G. (1996), Brief glossary of cognitive terms [Kratkii slovar' kognitivnykh terminov], Moscow, 248 p.
  5. New Encyclopedia of Philosophy. In 4 volumes [Novaya filosofskaya entsiklopediya. V 4 tomakh], Moscow, 2001, Vol. 3: N-S, 692 p.
  6. Nilogov, A.S. (2009), "Philosophy of antilanguage (based on the book of Y.M. Osipov "Time in philosophy of management" ["Filosofiya antiyazyka (na materiale knigi Yu.M. Osipova "Vremya filosofii khozyaistva")"], Filosofiya khozyaistva, No. 5, pp. 276-283.
  7. Popova, Z.D., Sternin, I.A. (1999), The notion of "concept" in linguistic studies [Ponyatie "kontsept" v lingvisticheskikh issledovaniyakh], Voronezh, 32 p.
  8. Stepanov, Yu.S. (1997), Constants: Dictionary of Russian culture [Konstanty: Slovar' russkoi kul'tury], Moscow, 824 p.
  9. The latest Encyclopedia of Philosophy. In 4 volumes [Noveishaya filosofskaya entsiklopediya. V 4 tomakh], Moscow, 2010, Vol. 3, 1200 p.
Файлы 1-serebryakova.pdf

Выходные данные журнала «Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке», в котором размещена статья.