Главная страница Контактные данные Карта проекта FAQ Форма заказа News

Статья «Разработка рисуночной методики “Квартира”, направленной на исследование эмоционально-мотивационных компонентов общения»

Наши услуги

Рецензируемые журналы

Архив

Оплата

Подписка

Методический раздел

Подбор оппонентов

Архивные данные статьи Перевозкина С.Б.

Выходные данные научной статьи

Раздел
[RUS]
5. Психодиагностика и разработка новых методик
Страницы 100-114
Тип [RAR] – Научная статья
Коды [УДК] 159.9.018 :37
Заглавие
[RUS]
Разработка рисуночной методики «Квартира», направленной на исследование эмоционально-мотивационных компонентов общения
[ENG]
The development of the "flat" picture method in a study of emotional and motivational components of communication
Авторы
[RUS]
Перевозкин
Сергей Борисович
Новосибирский гуманитарный институт
Кандидат психологических наук
[ENG]
Perevozkin
Sergei Borisovich
Novosibirsk Humanitarian Institute
PhD (Psychology)
Аннотация
[RUS]
Автором была поставлена задача разработать методического инструмента диагностики эмоционально-мотивационных компонентов общения в процессе совместной деятельности. Апробация рисуночной методики «Квартира» осуществлялась на выборке старших школьников (8-11-е классы) и студентов различных вузов (1-4) в количестве 313 человек в возрасте от 13 до 24 лет. Для эмпирического выделения диагностически значимых показателей были использованы следующие методики: Р. Кеттелла (16 PF_C) – для исследования личностных особенностей, оценка мотивации аффилиации (Меграбяна- Магомед-Эминова), Т. Лири «ДМО», Я. Морено «Социометрия» и В. В. Бойко «УЭС». В качестве методической основы разрабатываемой методики были приняты рисуночные тесты. С целью выявления особенностей каждой группы, входящей в различные кластеры, был осуществлен анализ попарного сравнения групп, после чего был применен t-критерий Стьюдента для независимых групп. Автор отмечает определенные факторы, определяющие эмоционально-личностные характеристики испытуемых. В результате применения факторного анализа автор пришел к наиболее интерпретируемой модели, состоящей из шести факторов и полученной с помощью метода главных осей. Разрабатываемая методика открывает возможности для исследования индивидуальных и групповых особенностей эмоционально-мотивационных компонентов общения в процессе совместного взаимодействия.
[ENG]
For the time being picture methods have become increasingly popular among practicing psychologists. They are a valuable tool in understanding and assessing the characteristics of the personality and its individuality. In pictures one expresses his feelings and thoughts, shares experiences and understanding of aspects of the surrounding world with others, structures the unconscious material actively and spontaneously. The "Flat" research methodology was developed in accordance with the principles of constructing projective drawing techniques, involving the assessment of personality traits through the study of expressive and impressive characteristics. The flat was chosen as a key figure by virtue that nowadays it is a major focus of social values, happiness, prosperity and family unity for most people. For the empirical selection of significant indicators following methods are used: R. Cattell questionnaire (16 PF_C) – to investigate the personal characteristics; the assessment of the motivation of affiliation of Mehrabian- Magomed-Eminova, "IDP" of T. Leary, "Sociometry" of J. Moreno and "UeS" of V.V. Boiko. In the end the author describes the results of the Principal Axis Method by 6 factors: Factor 1 "Empathy", Factor 2 "Focus on the contact, interaction and communication", Factor 3 "Focus on the conflict," Factor 4 "Dominance", Factor 5 "Anxiety", Factor 6 "Emotional stability".
Текст
[RUS]
В настоящее время рисуночные методи...
Ключевые слова
[RUS]
Методика «Квартира»
рисуночная методика
эмоционально-мотивационные компоненты общения
совместная деятельность
[ENG]
The "Flat" methodology
picture method
emotional and motivational components of communication
joint activity
Ссылки
  • Аве-Лаллемант У. Графический тест «Звезды и Волны». – СПб.: Речь; Семан-тика-С, 2002. – 240 с.
  • Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003. – 271 с.
  • Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: в 3 т. – М.: Современный писатель, 1995. – Т. 3. – 416 с.
  • Бернс Р. С. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки. – М.: Смысл, 2006. – 146 с.
  • Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. – СПб.: Социально-психологический центр, 1996. – 380 с.
  • Бук Дж. Тест «Дом, Дерево, Человек» // Проективная психология; пер. с англ. – М.: Апрель Пресс; Эксмо-Пресс, 2000. – С. 260-344.
  • Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. – М.: Владос-пресс, 2003. – 160 с.
  • Копытин А. И. Руководство по групповой арт-терапии. – СПб.: Речь, 2003. – 320 с.
  • Маховер К. Проективный рисунок человека; пер. с англ. – М.: Смысл, 2000. – 154 с.
  • Морено Я. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе; пер. с англ. – М.: Академический Проект, 2004. – 320 с.
  • О'Коннор К. теория и практика игровой психотерапии. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 464 с.
  • Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. – СПб.: Речь, 2001. – 416 с.
  • Символы. Знаки. Эмблемы / сост. В. М. Рошаль. – М.: Эксмо, 2005. – 576 с.
  • Соколова Е. Т. Психологическое исследование личности: проективные методики. – М.: ТЕИС, 2002. – 150 с.
  • Чернышев А. С., Лунев Ю.А., Сарычев С.В. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности. – М.: изд-во Института психологии РАН, 2005. – 190 с.
  • Устинов В. П. Разработка психодиагностических методик и их применение в эмпирических исследованиях: учеб. пособие. – Иркутск: изд-во Иркутского ун-та, 2004. – 104 с.
  • Эткинд А. М. Цветовой тест отношений и его применение в исследовании больных неврозами // Социально-психологические исследования в психоневролгии: сб. науч. трудов. – Л., 1980. – С. 110-114.
  • Юнг К. Г. Архетип и символ; пер с англ. – М.: Ренессанс, 1991. – 304 с.
Файлы 7-perevozkin.pdf

Выходные данные журнала «Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования», в котором размещена статья.