Главная страница Контактные данные Карта проекта FAQ Форма заказа News

Статья «Вехи и логика развития рефлексивной психологии творчества на рубеже ХХ-XXI веков»

Наши услуги

Рецензируемые журналы

Архив

Оплата

Подписка

Методический раздел

Подбор оппонентов

Архивные данные статьи Семёнова И.Н.

Выходные данные научной статьи

Раздел
[RUS]
История, теория и методология психологии
Страницы 7-32
Тип [RAR] – Научная статья
Коды [УДК] 159.92; 159.955.4
Заглавие
[RUS]
Вехи и логика развития рефлексивной психологии творчества на рубеже ХХ-XXI веков
[ENG]
Milestones and logic of formation of reflexive psychology at the turn of XX-XXI centuries
Авторы
[RUS]
Семёнов
Игорь Никитович
Национальный исследовательский университет- Высшая школа экономики
Доктор психологических наук, профессор
[ENG]
Semenov
Igor' Nikitovich
Higher School of Economics- National Research University
Full doctor of Psychology, professor
Аннотация
[RUS]
Одной из новаций гуманитарного познания второй половины ХХ в. являются его эвристические достижения в психологическом и междисциплинарном изучении рефлексии. Это привело, в частности, к возникновению такого бурно развивающегося на рубеже ХХ-ХХI вв. инновационного направления исследований, как рефлексивная психология. Автор приводит методологическое различие психологии рефлексии и этапы зарождения и развития рефлексивной психологии.
[ENG]
One of the innovations of humane perception at the second half of the XX century was its heuristic achievements in psychological and cross-disciplinary study of reflection. It led, in particular, to formation of such an exploding innovative research trend as reflexive psychology at the turn of the XX-XXI centuries. The author brings the methodological distinction of reflection psychology. The research starts from the moment of conceiving reflexive psychology in innovative examination of creative thinking. As a result of conceptual generalization of experimental researches of discursive solutions of creative tasks by means of system methodology a "four-level model" of organization of efficient and intellectual activity while solving creative tasks was created. The dominance of reflexive component of thought in its structure was educed; the productive role of reflection ahead of insight as well as its regulating function in the process of creative research was specified. As a result of experimental verification of the model and generalization of the theory of level deep organization of efficient thought later on originated the concept of reflexive psychology and the research program of study of its reflexive-personal and discursive-communicatory dependence was developed. On the practical level it made it possible to explicate applied reflexive-psychological investigations in five focal points in the 1980's: 1) psychological-pedagogic; 2) pathopsychalogical; 3) engineering-psychological; 4) ergonomic; 5) research on research. In the 1990's the study was carried out broadwise, generally with prepotency of applied aspects of humanitarian-reflexive psychology: 1) psycho-physiological, 2) psychological-pedagogical, 3) social-psychological, 4) psychological-acmeological, 5) psychological-political. As a result of the research the school "reflexive psychology" was differentiated into the three scientific schools: "reflexive-humanitarian psychology", "reflexive-humanistic acmeology", and "reflexive-didactical pedagogics". As a result of reflexive-psychological investigations in the 2000's the typology of reflexive processes was widened, According to that some of its kinds are differentiated – reflection: emotional, intellectual, personal, dialogic, communicative, cooperative, social, cultural, existential, spiritual. Hence such an innovative sphere of modern human study as reflexive psychology assumes All-Russia scale and integrates into the system of psychological sciences and becomes a smoothly part of socio-humanitarian perception.
Текст
[RUS]
Введение Одной из новаций гумани...
Ключевые слова
[RUS]
Рефлексия
рефлексивная психология
инновации
творчество
личность
[ENG]
Reflection
reflexive psychology
innovations
creativeness
personality
Ссылки
  • Алюшина Н.А., Репецкий Ю.А., Семёнов И.Н. Рефлексивная акмеология успешных управленцев. – М., Сочи: ИРПТиГО, 1998. – 108 с.
  • Аникина В.Г., Коваль Н.А., Семёнов И.Н. Исследование экзистенциальной рефлексии в проблемно-конфликтных ситуациях. – Тамбов: ТГУ, 2002. – 108 с.
  • Аткишкина Е.В., Елисеенко А.С., Семёнов И.Н., Серёгин К.С. Рефлексия целеобразования как системообразующий фактор личностного самоопределения и профессиональной самореализации студентов// Акмеология. – 2011. – № 3. – С. 671-673.
  • Войтик И.М., Семёнов И.Н. Оценка и развитие рефлексивного мышления. – Новосибирск: СибАГС, 2001. – 144 с.
  • Давыдова Г.И., Семёнов И.Н. Развитие индивидуальности в контексте рефлексивно-диалогического взаимодействия// Мир психологии. – 2008. – № 1. – C. 59-71.
  • Двоеглазова М.Ю., Семёнов И.Н. Развитие личностной рефлексии в студенческом возрасте. – Мурманск: МГПУ, 2007. – 164 с.
  • Деркач А.А., Семёнов И.Н., Балаева А.В. Рефлексивная акмеология творческой индивидуальности. – М.: РАГС, 2005. – 196 с.
  • Деркач А.А., Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивно-психологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. – М.: РАГС, 1998. – 248 с.
  • Дюков В.М., Семёнов И.Н. Рефлексивное управление образовательным процессом в ДОУ [дошкольном образовательном учреждении]. – М.: Сфера, 2008. – 75 с.
  • Жедунова И.М., Карпов А.В. Рефлексия в структуре общих способностей // Вестник ЯрГПУ. – 1998. – № 2. – С. 57-61.
  • Зак А.З. Экспериментальное изучение рефлексии у младших школьников // Вопросы психологии. – 1978. – № 2. – С. 102-110.
  • Зарецкий В.К., Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивно-личностный аспект формирования решения творческих задач// Вопросы психологии. – 1980. – № 5. – С. 112-117.
  • Коваль Н.А., Семёнов И.Н. (ред.). Духовность и рефлексивность в становлении профессионала. – Тамбов: ТГУ, 1997. – 82 с.
  • Ковшуро О.Д., Семёнов И.Н. Исследование рефлексивности самореализации личности в сфере государственной службы. – Брянск, Орел: Орловская РАГС, 2005. – 240 с.
  • Кузнецов С.В., Семёнов И.Н. Невербальная рефлексия в микроорганизации практического мышления// Образование и культура. – Новосибирск: НГУ, 1994. – С. 54-75.
  • Ладенко И.С., Семёнов И.Н., Советов А.В. Рефлексивная организация проектировочного мышления. – Новосибирск: НГУ, 1990. – 61 с.
  • Лаптева О.И., Семёнов И.Н., Куликова С.Г. Рефлексивно-профессиональное общение. Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НГАА, 2010. – 140 с.
  • Лаптева О.И., Семёнов И.Н., Куликова С.Г. Рефлексивно-организационная психология. Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НГАА, 2011. – 382 с.
  • Лефевр В.А., Лепский В.Е., Семёнов И.Н. и др. Рефлексивный подход: от методологии к практике. – М.: ИФ РАН, 2009. – 440 с.
  • Оржековский П.А. Формирование творческого опыта учащихся в решении задач по химии. – М., 1996. – 121 с.
  • Проблемы рефлексии в решении творческих задач/ Отв. ред. И.С.Ладенко. – Новосибирск: СО РАН, 1996. – 182 с.
  • Пономарев Я.А., Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в развитии творческого мышления// Психологический журнал. – 1986. – № 7(6). – С.168-159.
  • Проектно-исследовательский подход в рефлексивной психологии инновационного образования/ Под ред. И.Н. Семёнова, Т.Г. Болдиной. – М.: ИРПТиГО-Аналитика Родис, 2011.
  • Семёнов И.Н. Тенденции развития психологии мышления, рефлексии и познавательной активности. – М.-Воронеж, 2000. – 64 с.
  • Семёнов И.Н. Системно-методологическая и историко-научная рефлексия как средства прогресса психологии// Прогресс в психологии: критерии и признаки. – М.: ИП РАН, 2009. – С. 210-236.
  • Семёнов И.Н. Рефлексивная психология, акмеология и педагогика как средства возрождения образовательной системы// Пути, средства и возможности модернизации образовательной системы. Часть 2. – М.: РАО-АПСН, 2009. – С. 338-348.
  • Семёнов И.Н. Творчество и человеческий капитал: рефлексивно-психологические аспекты взаимодействия// Вопросы психологии. – 2010. – № 2. – С. 37-59.
  • Семёнов И.Н. Методологические проблемы рефлексивной психологии творчества: от изучения креативности к развитию инновационной деятельности // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник ИНИОН РАН. – 2011. – № 6. – С. 117-129.
  • Творчество: от биологических оснований до социальных и культурных феноменов/ Под ред. Д.В. Ушакова. – М.: ИП РАН, 2011. – 736 с.
  • Степанов С.Ю., Полищук О.А., Семёнов И.Н. Развитие рефлексивной компетентности кадров управления. Методические рекомендации. – М., 1996. – 80 с.
  • Kholmogorova A.B., Zaretsky V.K., Semmionov I.N. Reflexive-personality regulation of the goal-development process in norm and pathology// Soviet Psychology. – 1982. – № 21(4). – Рp. 3-46.
  • Semionov I.N. An ampirical psychological study of though processes in creative problem-solving from the perspective of the theory of activity// Soviet Psychology. – 1978. – № 16(4). – Рp. 3-46.
Файлы 1-semenov.pdf

Выходные данные журнала «Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования», в котором размещена статья.