Главная страница Контактные данные Карта проекта FAQ Форма заказа News

Статья «Методологический анализ инноваций Н.Г. Алексеева в общую и практическую психологию рефлексии (К 80-летию со дня рождения Никиты Глебовича Алексеева (1932-2003)»

Наши услуги

Рецензируемые журналы

Архив

Оплата

Подписка

Методический раздел

Подбор оппонентов

Архивные данные статьи Семёнова И.Н.

Выходные данные научной статьи

Раздел
[RUS]
2. Психодиагностика и разработка новых методик
Страницы 56-74
Тип [RAR] – Научная статья
Коды [УДК] 159.9.072.42
Заглавие
[RUS]
Методологический анализ инноваций Н.Г. Алексеева в общую и практическую психологию рефлексии (К 80-летию со дня рождения Никиты Глебовича Алексеева (1932-2003)
[ENG]
Methodological analysis of N.G. Alekseev innovations in general and experimental psychology reflection (On the 80th anniversary of Nikita Glebovich Alekseev (1932-2003)
Авторы
[RUS]
Семёнов
Игорь Никитович
Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики
Доктор психологических наук, профессор, академик АПСН, академик Международной академии Гуманизации образования, действительный член Европейской академии естествознания (Лондон), лауреат Премии Президента РФ в области образования, создатель научной школы Рефлексивной психологии и педагогики творчества, член диссертационных советов по общей психологии и по общей педагогике
[ENG]
Semenov
Igor' Nikitovich
National Research University – Higher School of Economics
Full Doctor of Psychology, professor, member of the Academy of Pedagogical and Social Sciences, member of the International Academy for the Humanization of Education, full-fledged member of the European Academy of Natural History (London), recipient of the prize of the President of the RF in the field of education, founder of the scientific school of reflexive psychology and pedagogy of creativity, member of dissertation councils in general psychology and in general pedagogy
Аннотация
[RUS]
В статье на фоне анализа современного человекознания охарактеризована научная деятельность видного отечественного учёного, члена-корреспондента РАО Никиты Глебовича Алексеева (1932-2003) и его инновационный вклад в философию, методологию, науковедение, эргономику, психологию, педагогику и в такие сферы социальной практики, как организация науки и управления, проектирования и образования, спорта и менеджмента.
[ENG]
Based on the background analysis of modern anthropology the article characterizes prominent Russian scholar, corresponding member of the Russian Academy of Education Nikita Glebovich Alekseev (1932-2003) and his innovative contributions to the philosophy, methodology, research on research, ergonomics, psychology, pedagogy, as well as such areas of social practices as organization of science and management, engineering and education, sports and management. In this regard, we analyze the development of humanitarian knowledge in the Russian science of the second half of the twentieth century; particularly the specification of evolution of the psychology of creativity and G.P. Schedrovitsky Moscow Methodological Circle shall be regarded. Alekseev was an active participant in the development of the methodology of system and pragmatist approach in this school. His significant contribution to the development of methodological culture of psychologists, ergonomists, teachers by organizing (with Ya.A. Ponomarev and I.N. Semenov) all-Russian section "Psychology of Creativity" of the Society of Psychologists of the USSR and the "Scientific Council on the educational philosophy of the Presidium of the Russian Academy of Education" shall be discussed as well. The article describes the initiative role of N.G. Alekseev in creation and management of the Ostankino scientific school on the methodology of ergonomics and human engineering and scientific school of pedagogical design of educational system.
Текст
[RUS]
Введение Сильной чертой отечествен...
Ключевые слова
[RUS]
Философия
методология
эргономика
психология
педагогика
образование
научное и шахматное творчество
научная школа
системное мышление
педагогическое проектирование
[ENG]
Philosophy
methodology
ergonomics
psychology
education
education
science and chess creativity
scientific school
systems thinking
pedagogical design
Ссылки
[RUS]
  1. Алексеев Н.Г. Проблема творческой активности в изучении структуры деятельности по усвоению знания // О психологических особенностях творческой активности учащихся. – М.: МГПИ, 1962. – С. 58-63.
  2. Алексеев Н.Г. Формирование осознанного решения учебной задачи // Педагогика и логика. – М., 1968. – С. 369-398.
  3. Алексеев Н.Г. Бихевиоризм. Воля. Доминанта. Гештальт-психология. Мышление. Необихевиоризм. Понятие. Способности. Тесты (в психологии). Эксперимент (в психологии) // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. – М.: СЭ, 1970-1980.
  4. Алексеев Н.Г. О системе предметов психологического изучения творчества // Материалы к 1-му съезду психологов СССР. – Тбилиси, 1971. – С. 151-203.
  5. Алексеев Н.Г. Методологические принципы анализа концептуальных схем деятельности в психологии // Проблемы методологии в эргономике. – М.: ВНИИТЭ, 1979. – С. 104-125.
  6. Алексеев Н.Г. Рефлексия и сознание // Категории, принципы и методы психологии. Психофизические процессы. – М.: ОП АН СССР, 1983. – С. 247-249.
  7. Алексеев Н.Г. Использование психологических моделей мышления в изучении и диагностике шахматного творчества // Исследование проблем психологии творчества. – М.: Наука, 1983. – С. 133-154.
  8. Алексеев Н.Г. Заметки к соотношению мыследеятельности и сознания // Вопросы методологии. – 1991. – № 1. – С. 1-8.
  9. Алексеев Н.Г. (ред.). Использование организационно-деятельностной игры в системе педагогического образования. Стратегия разработки. – Пермь: ППИ, 1992. – 96 с.
  10. Алексеев Н.Г. Рефлексия и эвристика // Современные проблемы психологии мышления. Ежегодник. / Под ред. Г.А. Берулава, И.Н. Семёнова. – Вып. 2. – Бийск: БиГПИ, 1995. – С. 26-30.
  11. Алексеев Н.Г. К проблеме содержания психологического образования // Университет в перспективе развития. – Мн.: БГУ, 1999. – С. 109-111.
  12. Алексеев Н.Г. Рефлексия и формирование способа решения задач. – М., 2002. – 98 с.
  13. Алексеев Н.Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления: aвтореф. ... докт. психол. наук. – М.: МПГУ, 2002. – 51 c.
  14. Алексеев Н.Г. Проектный подход к формированию рефлексивного мышления в образовании и управлении // Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в управлении и образовании / Под ред. И.Н. Семёнова, Т.Г. Болдиной. – М.: ИРПТиГО, 2003. – С. 50-64.
  15. Алексеев Н.Г. Философские основания рефлексивного подхода // Рефлексивный подход к психологическому обеспечению образования / Под ред. А.В. Карпова, И.Н. Семёнова, В.К. Солондаева. – М.-Ярославль: ИРПТиГО, 2004. – С. 11-17.
  16. Алексеев Н.Г., Зарецкий В.К., Ладенко И.С., Семёнов И.Н. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решения. – Новосибирск: НГУ, 1990. – 73 с.
  17. Алексеев Н.Г., Зарецкий В.К., Семёнов И.Н. Когнитивизм как общепсихологическая концепция познавательных процессов и научения // Вопросы психологии. – 1979. – № 2. – С. 164-169.
  18. Алексеев Н.Г., Злотник Б.А. Проблемы отбора перспективных юных шахматистов. – М., ГЦОЛИФК, 1984. – 139 с.
  19. Алексеев Н.Г., Пономарев Я.А., Семёнов И.Н. Психологические исследования творчества // Психологический журнал. – 1982. – Т. 3. – № 3. – С. 153-160.
  20. Алексеев Н.Г., Семёнов И.Н. Типы системного представления оперативной деятельности // Техническая эстетика. – 1977. – № 4-5. – С. 19-26.
  21. Алексеев Н.Г., Семёнов И.Н. К методологической разработке общих схем взаимодействия наук различных типов // Всесоюзная конференция «Методологические аспекты взаимодействия общественных, естественных и технических наук в свете решений ХХУ съезда КПСС». – М.-Обнинск: ИФ АН СССР, 1978. – С. 320-324.
  22. Алексеев Н.Г., Семёнов И.Н. Уровни познавательной деятельности при решении творческих задач // Новые исследования в психологии. – 1979. – № 2. – С. 67-69.
  23. Алексеев Н.Г., Семёнов И.Н. Личностно-деятельностная схема системного изучения оперативной деятельности // Мысли о мыслях. Т. 1. Рефлексивное мышление и творчество. Ч. 2. Проблемы рефлексии в решении творческих задач. – Новосибирск: НИИПК, 1996. – С. 162-180.
  24. Алексеев Н.Г., Семёнов И.Н., Швырев В.С. Философия образования // Высшее образование в России. – 1997. – № 3. – С. 88-94.
  25. Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. О методах психологического изучения творчества //Проблемы научного творчества в современной психологии. – М.: Наука, 1971. – С. 151-203.
  26. Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. Проблема системности исследования в психологии // Вопросы психологии. – 1977. – № 3. – С. 174-177.
  27. Семёнов И.Н. К нормативному анализу познавательной деятельности при решении творческих задач // Психологические исследования. – Вып. 7. – М.: МГУ, 1977. – С. 40-49.
  28. Семёнов И.Н. Останкинская методологическая школа анализа концептуальных схем деятельности в психологии и эргономике // Методологические концепции и школы в СССР. – Вып. 2. – Новосибирск: НГУ, 1992. – С. 50-67.
  29. Семёнов И.Н. Георгий Петрович Щедровицкий – выдающийся философ, методолог, педагог современности // Инновационная деятельность в образовании. – 1995. – № 1. – С. 3-8.
  30. Семёнов И.Н. Развитие концепции Н.Г. Алексеева на фоне становления рефлексивно-методологического подхода // Кентавр. – 2004. – № 34. – С. 33-35.
  31. Семёнов И.Н. Никита Глебович Алексеев // ММК (Московский Методологический Кружок) в лицах. Ч. 1. – М., 2007. – С. 584-589.
  32. Щедровицкий Г.П., Алексеев Н.Г. О возможных путях исследования мышления как деятельности // Доклады АПН РСФСР: 1957, № 3; 1958, № 1 и 4; 1959 № 1, 2,4; 1960, № 2, 4, 5, 6; 1961, № 4 и 5; 1962, № 2 и 6.
  33. Щедровицкий Г.П., Алексеев Н.Г, Костеловский В.А. Принцип «параллелизма формы и содержания мышления» и его значение для традиционных логических и психологических исследований // Доклады АПН СССР ( Сообщения 1 -1У.). – 1960. – № 1-2.
  34. Щедровицкий Г.П., Алексеев Н.Г, Костеловский В.А. Принцип «параллелизма формы и содержания мышления» и его значение для традиционных логических и психологических исследований // Доклады АПН СССР (Сообщения 1-1V). – 1961. – № 4, 5.
[ENG]
  1. Alekseev, N.G. (1962), "The problem of creative activity in the study of the structure on the assimilation of knowledge", On the psychological aspects of the creative activity of students ["Problema tvorcheskoi aktivnosti v izuchenii struktury deyatel'nosti po usvoeniyu znaniya", O psikhologicheskikh osobennostyakh tvorcheskoi aktivnosti uchashchikhsya], MGPI, Moscow, pp. 58-63.
  2. Alekseev, N.G. (1968), "Formation of a conscious decision of training task", Pedagogy and logic ["Formirovanie osoznannogo resheniya uchebnoi zadachi", Pedagogika i logika], Moscow, pp. 369-398.
  3. Alekseev, N.G. (1970-1980), "Behaviorism. Will. Dominant. Gestalt psychology. Thinking. Neobehaviorism. Concept. Abilities. Tests (in psychology). Experiment (in psychology)", Great Soviet Encyclopedia. 3rd ed. ["Bikheviorizm. Volya. Dominanta. Geshtal't-psikhologiya. Myshlenie. Neobikheviorizm. Ponyatie. Sposobnosti. Testy (v psikhologii). Eksperiment (v psikhologii)", Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya. 3-e izd.], SE, Moscow.
  4. Alekseev, N.G. (1971), "On the system of objects of psychological study of creativity", Proceedings of the 1st Congress of Psychologists of the USSR ["O sisteme predmetov psikhologicheskogo izucheniya tvorchestva", Materialy k 1-mu s"ezdu psikhologov SSSR], Tbilisi, pp. 151-203.
  5. Alekseev, N.G. (1979), "Methodological principles of the analysis of conceptual schemes in psychology", Problems of methodology in ergonomics ["Metodologicheskie printsipy analiza kontseptual'nykh skhem deyatel'nosti v psikhologii", Problemy metodologii v ergonomike],VNIITE, Moscow, pp. 104-125.
  6. Alekseev, N.G. (1983), "Reflection and consciousness", Categories, principles and methods of psychology. Psychophysical processes ["Refleksiya i soznanie", Kategorii, printsipy i metody psikhologii. Psikhofizicheskie protsessy], OP AN SSSR, Moscow, pp. 247-249.
  7. Alekseev, N.G. (1983), "Use of psychological thinking patterns in the study and diagnosis of chess creativity", Study of the problems of psychology of creativity ["Ispol'zovanie psikhologicheskikh modelei myshleniya v izuchenii i diagnostike shakhmatnogo tvorchestva", Issledovanie problem psikhologii tvorchestva], Nauka, Moscow, pp.133-154.
  8. Alekseev, N.G. (1991), "Notes to the ratio of mental activity and consciousness" ["Zametki k sootnosheniyu mysledeyatel'nosti i soznaniya"], Voprosy metodologii, № 1, pp. 1-8.
  9. Alekseev, N.G. (1992), The use of organizational and pragmatist games in the system of pedagogical education. The development strategy [Ispol'zovanie organizatsionno-deyatel'nostnoi igry v sisteme pedagogicheskogo obrazovaniya. Strategiya razrabotki], PPI, Perm, 96 p.
  10. Alekseev, N.G. (1999), "On the problem of the content of psychological education", University in the perspective of development ["K probleme soderzhaniya psikhologicheskogo obrazovaniya", Universitet v perspektive razvitiya], BGU, Minsk, pp. 109-111.
  11. Alekseev, N.G. (2002), Design of conditions for the development of reflexive thinking: Author's thesis [Proektirovanie uslovii razvitiya refleksivnogo myshleniya: avtoref. ... dokt. psikhol. nauk], MPGU, Moscow, 51 p.
  12. Alekseev, N.G. (2002), Reflection and formation of solutions to the problem [Refleksiya i formirovanie sposoba resheniya zadach], Moscow, 98 p.
  13. Alekseev, N.G., Berulav, G.A., Semenov, I.N. (1995), "Reflection and heuristic", Modern problems of cognitive psychology. Yearbook. 2nd ed. ["Refleksiya i evristika", Sovremennye problemy psikhologii myshleniya. Ezhegodnik. Vyp. 2], BiGPI, Biysk, pp. 26-30.
  14. Alekseev, N.G., Karpov, A.V., Semenov, I.N., Solondaev, V.K. (2004), "Philosophical foundations of reflexive approach", Reflexive approach to psychological educational support ["Filosofskie osnovaniya refleksivnogo podkhoda", Refleksivnyi podkhod k psikhologicheskomu obespecheniyu obrazovaniya], IRPTiGO, Moscow, Yaroslavl, pp. 11-17.
  15. Alekseev, N.G., Ponomarev, Ya.A., Semenov, I.N. (1982), "Psychological studies of creativity" ["Psikhologicheskie issledovaniya tvorchestva"], Psikhologicheskii zhurnal, № 3(3), pp. 153-160.
  16. Alekseev, N.G., Semenov, I.N. (1977), "Types of system representation of operational activities" ["Tipy sistemnogo predstavleniya operativnoi deyatel'nosti"], Tekhnicheskaya estetika, № 4-5, pp. 19-26.
  17. Alekseev, N.G., Semenov, I.N. (1978), "The methodological development of common patterns of interaction of different types of science", all-Union Conference "Methodological aspects of interaction of social, natural and engineering sciences in the light of decisions of the XXV Congress of the CPSU" ["K metodologicheskoi razrabotke obshchikh skhem vzaimodeistviya nauk razlichnykh tipov", Vsesoyuznaya konferentsiya "Metodologicheskie aspekty vzaimodeistviya obshchestvennykh, estestvennykh i tekhnicheskikh nauk v svete reshenii KhKhU s"ezda KPSS"], IF AN SSSR, Moscow, Obninsk, pp. 320-324.
  18. Alekseev, N.G., Semenov, I.N. (1979), "Levels of cognitive activity to solve creative problems" ["Urovni poznavatel'noi deyatel'nosti pri reshenii tvorcheskikh zadach"], Novye issledovaniya v psikhologii, № 2, pp. 67-69.
  19. Alekseev, N.G., Semenov, I.N. (1996), "Personal and pragmatist scheme of system study of operational activities", Thoughts about thoughts. Vol. 1. Reflexive thinking and creativity. Part 2. Problems of reflection in solving creative tasks ["Lichnostnodeyatel'nostnaya skhema sistemnogo izucheniya operativnoi deyatel'nosti", Mysli o myslyakh. T.1. Refleksivnoe myshlenie i tvorchestvo. Ch.2. Problemy refleksii v reshenii tvorcheskikh zadach], NIIPK, Novosibirsk, pp. 162-180.
  20. Alekseev, N.G., Semenov, I.N., Boldina, T.G. (2003), "The project approach to the formation of reflexive thinking in education and management", Reflexive and organizational problems of the formation of thought and personality in management and education ["Proektnyi podkhod k formirovaniyu refleksivnogo myshleniya v obrazovanii i upravlenii", Refleksivno-organizatsionnye problemy formirovaniya myshleniya i lichnosti v upravlenii i obrazovanii], IRPTiGO, Moscow, pp. 50-64.
  21. Alekseev, N.G., Semenov, I.N., Shvyrev, V.S. (1997), "Philosophy of Education" ["Filosofiya obrazovaniya"], Vysshee obrazovanie v Rossii, № 3, pp. 88-94.
  22. Alekseev, N.G., Yudin, E.G. (1971), "On the methods of psychological study of creativity", Problems of scientific creativity in modern psychology ["O metodakh psikhologicheskogo izucheniya tvorchestva", Problemy nauchnogo tvorchestva v sovremennoi psikhologii], Nauka, Moscow, pp. 151-203.
  23. Alekseev, N.G., Yudin, E.G. (1977), "Problems systemacity of the study in psychology" ["Problema sistemnosti issledovaniya v psikhologii"], Voprosy psikhologii, № 3, pp. 174-177.
  24. Alekseev, N.G., Zaretskii, V.K., Ladenko, I.S., Semenov, I.N. (1990), The methodology of the reflection of conceptual schemes in search activities and decision-making [Metodologiya refleksii kontseptual'nykh skhem deyatel'nosti poiska i prinyatiya resheniya], NGU, Novosibirsk, 73 p.
  25. Alekseev, N.G., Zaretskii, V.K., Semenov, I.N. (1979), "Cognitivism as general psychological concept of cognitive processes and learning" ["Kognitivizm kak obshchepsikhologicheskaya kontseptsiya poznavatel'nykh protsessov i naucheniya"], Voprosy psikhologii, № 2, pp. 164-169.
  26. Alekseev, N.G., Zlotnik, B.A. (1984), The problem of selection of promising young chess players [Problemy otbora perspektivnykh yunykh shakhmatistov], GTsOLIFK, Moscow, 139 p.
  27. Semenov, I.N. (1977), "On the normative analysis of cognitive activity to solve creative problems", Psychological researches. Issue 7 ["K normativnomu analizu poznavatel'noi deyatel'nosti pri reshenii tvorcheskikh zadach", Psikhologicheskie issledovaniya, Vyp. 7], MGU, Moscow, pp. 40-49.
  28. Semenov, I.N. (1992), "Ostankino methodological school of analysis of the conceptual schemes in psychology and ergonomics", Methodological concepts and schools in the USSR. Issue 2 ["Ostankinskaya metodologicheskaya shkola analiza kontseptual'nykh skhem deyatel'nosti v psikhologii i ergonomike", Metodologicheskie kontseptsii i shkoly v SSSR. Vyp. 2], NGU, Novosibirsk, pp. 50-67.
  29. Semenov, I.N. (1995), "Shchedrovitskii Georgii Petrovich – an outstanding philosopher, methodologist and educator of the times" ["Georgii Petrovich Shchedrovitskii – vydayushchiisya filosof, metodolog, pedagog sovremennosti"], Innovatsionnaya deyatel'nost' v obrazovanii, № 1, pp. 3-8.
  30. Semenov, I.N. (2004), "The development of the N.G. Alekseev concept against the development of reflexive methodological approach" ["Razvitie kontseptsii N.G. Alekseeva na fone stanovleniya refleksivno-metodologicheskogo podkhoda"], Kentavr, № 34, pp. 33-35.
  31. Semenov, I.N. (2007), "Alekseev Nikita Glebovich", Faces of MMC (Moscow Methodological Circle). Part 1 ["Nikita Glebovich Alekseev", MMK (Moskovskii Metodologicheskii Kruzhok) v litsakh. Ch.1], Moscow, pp. 584-589.
  32. Shchedrovitskii G.P., Alekseev N.G., "On the possible ways of the research of thinking as an activity", Reports of the Academy of Pedagogical Sciences of the Russian Soviet Federated Socialistic Republic ["O vozmozhnykh putyakh issledovaniya myshleniya kak deyatel'nosti", Doklady APN RSFSR], 1957, № 3; 1958, № 1 and 4; 1959 № 1, 2, 4; 1960, № 2, 4, 5, 6; 1961, № 4 and 5; 1962, № 2 and 6.
  33. Shchedrovitskii, G.P., Alekseev, N.G, Kostelovskii, V.A., "The principle of "parallelism of form and content of thought" and its importance to the traditional logical and psychological research", Reports of the Academy of Pedagogical Sciences of the USSR (Messages 1-1U.) ["Printsip "parallelizma formy i soderzhaniya myshleniya" i ego znachenie dlya traditsionnykh logicheskikh i psikhologicheskikh issledovanii", Doklady APN SSSR (Soobshcheniya 1-1U.)], 1960, № 1-2.
  34. Shchedrovitskii, G.P., Alekseev, N.G, Kostelovskii, V.A., "The principle of "parallelism of form and content of thought" and its importance to the traditional logical and psychological research", Reports of the Academy of Pedagogical Sciences of the USSR (Messages 1-1U.) ["Printsip "parallelizma formy i soderzhaniya myshleniya" i ego znachenie dlya traditsionnykh logicheskikh i psikhologicheskikh issledovanii", Doklady APN SSSR (Soobshcheniya 1-1U.)], 1961, № 4, 5.
Файлы 3-semyonov.pdf

Выходные данные журнала «Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования», в котором размещена статья.