Главная страница Контактные данные Карта проекта FAQ Форма заказа News

Статья «К столетию психологического института РАО. Вехи, направления и методология исследований рефлексии в Московском психологическом институте»

Наши услуги

Рецензируемые журналы

Архив

Оплата

Подписка

Методический раздел

Подбор оппонентов

Архивные данные статьи Семёнова И.Н.

Выходные данные научной статьи

Раздел
[RUS]
3. Историография психологии
Страницы 76-107
Тип [RAR] – Научная статья
Коды [УДК] 159.9.07
Заглавие
[RUS]
К столетию психологического института РАО. Вехи, направления и методология исследований рефлексии в Московском психологическом институте
[ENG]
On the centenary of the Psychological Institute of the Russian Academy of Education. Milestones, trends and research methodologies of reflection in the Moscow Psychological Institute
Авторы
[RUS]
Семёнов
Игорь Никитович
Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики
Доктор психологических наук, профессор, академик АПСН, академик Международной академии Гуманизации образования, действительный член Европейской академии естествознания (Лондон), лауреат Премии Президента РФ в области образования, создатель научной школы Рефлексивной психологии и педагогики творчества, член диссертационных советов по общей психологии и по общей педагогике
[ENG]
Semenov
Igor' Nikitovich
National Research University – Higher School of Economics
Full Doctor of Psychology, professor, member of the Academy of Pedagogical and Social Sciences, member of the International Academy for the Humanization of Education, full-fledged member of the European Academy of Natural History (London), recipient of the prize of the President of the RF in the field of education, founder of the scientific school of reflexive psychology and pedagogy of creativity, member of dissertation councils in general psychology and in general pedagogy
Аннотация
[RUS]
В работе впервые детально дифференцируются и обобщённо квалифицируются основные этапы столетней истории московского Психологического института (НИИОППП / ПИ РАО), в контексте которых осуществлялось развитие таких важных областей человекознания, как культурно-историческая теория, психоанализ, психология рефлексии. При этом анализируются методологические проблемы общей периодизации институциональной эволюции психологии и предлагается их конкретное решение, адекватное логике стадиально-предметного развития психологической науки в социокультурных условиях России ХХ в.
[ENG]
For the first time we differentiate and collectively qualify in detail the milestones of the centennial history of the Moscow Institute of Psychology, in which context the development of such important areas of anthropology as cultural and historical theory, psychoanalysis and psychology of reflection were carried out. Upon that the methodological problems of general periodization of institutional evolution of psychology are analyzed with the statement of specific solution, adequate to the logic of the stadial and objective development of psychological science in the social and cultural conditions of the XX century in Russia. Each stage is highlighted with key milestones with the characterization of main aspects and analysis of conceptual directions of psychological studies of reflection in the Institute of Psychology of the Russian Academy of Education (IP RAE) in collaboration with its schools and philosophers, psychologists and teachers of other institutions in the study of reflexive processes. The article reviews major papers and dissertations on psychology reflection made in the IP RAE. The constructivity of cooperation of the IP RAE and main humanitarian institutions (philosophical and psychological faculties of MSU, Institute of Psychology and Philosophy of the Academy of Sciences, Commission on logic and cognitive psychology of the APS RSFSR, Moscow Methodological Circle, Section "The Psychology of Creativity" of the RPC, Scientific Council on the philosophy of education at the Presidium of the RAE) in the psychological and interdisciplinary study of reflection shall be regarded. The leading role of the IP RAE is characterized acting as a main scientific center of the psychological study of reflexive processes in the Russian science of the XX century.
Текст
[RUS]
Актуальность изучения истории моско...
Ключевые слова
[RUS]
История психологии
психологический институт
этапы развития
методология
периодизация
рефлексия
психология рефлексии
рефлексивная психология
сознание
бессознательное
психоанализ
личность
индивидуальность
творчество
человекознание
[ENG]
History of psychology
institute of psychology
stages of development
methodology
periodization
reflection
psychology of reflection
reflexive psychology
consciousness
unconscious
psychoanalysis
personality
individuality
creativity
anthropology
Ссылки
[RUS]
  1. Алексеев Н.Г., Громыко Ю.В., Давыдов В.В., Рубцов В.В. и др. Национальная доктрина развития Российского образования // Альманах гуманизации образования / Под ред. В.М. Дюкова, И.Н. Семёнова. – Вып. 1. – Красноярск: КРЦРО, 1997. – С. 77-89.
  2. Алексеев Н.Г., Зарецкий В.К., Ладенко И.С., Семёнов И.Н. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решения. – Новосибирск: НГУ, 1991. – 74 c.
  3. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. – М.: Просвещение, 1964. – 547 c.
  4. Берлянд И.Е. К постановке проблемы рефлексии как проблемы общения // Методологические проблемы психологии личности / Под ред. Ф.Т. Михайлова. – М.: НИИОПП АПН СССР, 1982. – С. 134-144.
  5. Быховский Б. О методологических основаниях психоаналитического учения Фрейда // Под знаменем марксизма. – 1923. – № 11-12. – C. 158-177.
  6. Выготский Л.С. Психика, сознание и бессознательное // Элементы общей психологии (основные механизмы человеческого поведения). – М., 1930. – C. 48-61.
  7. Горбов Ф.Д. Я – второе Я. – М.-Воронеж: МОДЭК, 2000. – 222 c.
  8. Гуткина Н.И. О психологической сущности рефлексивных ожиданий // Психология личности: теория и эксперимент. – М.: НИИОПП, 1982. – С. 101-108.
  9. Давыдов В.В. История работы Комиссии по логике и психологии мышления // Вопросы методологии. – 1995. – № 1-2. – С. 5-19.
  10. Давыдов В.В., Неверкович С.Д., Самоукина Н.В. О функции рефлексии в игровом обучении руководителя // Вопросы психологии. – 1990. – № 3. – С. 76-85.
  11. Давыдов В.В., Рубцов В.В. (ред.). Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности. – Новосибирск: ПИ РАО, 1995. – 226 c.
  12. Давыдова Г.И., Семёнов И.Н. Рефлексивно-диалогическая психотерапия: экзистенциальная модель развития личности // Мир психологии. – 2006. – № 4. – C. 110-118.
  13. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. – СПб., 1914. – 196 c.
  14. Зак А.З. Экспериментальное изучение рефлексии у младших школьников // Вопросы психологии. – 1978. – № 2. – С. 102-110.
  15. Зарецкий В.К., Ладенко И.С., Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивная регуляция мышления. – Новосибирск: НГУ, 1990. – 89 c.
  16. Захарова А.В., Боцманова М.Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности // Формирование учебной деятельности школьника / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1982. – С.152-163.
  17. Катрич (Давыдова) Г.И. Развитие рефлексии у младших школьников // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: ПИ РАО, 1983. – С. 89-97.
  18. Кларин М.В., Семёнов И.Н. (ред.). Тенденции развития профессионального образования взрослых в России и США. – М.: РАО, 1994. – 218 с.
  19. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. – М.: Когито-Центр, ИП РАН, 1997. – 432 с.
  20. Ладенко И.С., Семёнов И.Н., С.В. Дмитриев, С.В. Кузнецов и др. Психология рефлексивных процессов. – Новосибирск, 1992. – 64 с.
  21. Ладенко И.С., Катрич Г.И., Самоукина Н.В., Семёнов И.Н. и др. Освоение механизмов рефлексии в практике обучения. Методические указания. – Новосибирск: НГУ, 1991. – 36 с.
  22. Ладенко И.С., Алексеев Н.Г., Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. и др. Мысли о мыслях. Т. 1. Рефлексивное мышление и творчество. Ч. 1. Теоретические проблемы рефлексии; Ч. 2. Рефлексивная психология решения творческих задач. / Под ред. И.С. Ладенко. – Новосибирск: НГУ, 1995. – 228 с.
  23. Ладенко И.С., Семёнов И.Н. Значение методологии Г.П. Щедровицкого для становления рефлексивной психологии и педагогики творчества // Интеллектуальные торпеды. – Новосибирск, 1996. – С. 37-47.
  24. Лактионов А.Н., Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. Алгоритм оценки и контроля рефлексивных компонентов мышления. – Харьков: ХГУ, 1990. – 37 с.
  25. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Известия АПН РСФСР. – Вып. 7. – М., 1946. – С. 3-40.
  26. Лурия А.Р. Психоанализ как система монистической психологии // Психология и марксизм / Под ред. К.Н. Корнилова. – М., 1925. – С. 47-80.
  27. Найденов М.И., Семёнов И.Н. Роль рефлексии в организации творческого мышления при различной степени готовности к интеллектуальному труду // Мышление и субъективный мир. – Ярославль: ЯрГУ, 1989. – С. 78-81.
  28. Пиаже Ж. Аффективное бессознательное и когнитивное бессознательное // Вопросы психологии. – 1996. – № 6. – С. 125-131.
  29. Пономарёв Я.А., Семёнов И.Н., В.К. Зарецкий, Н.Г. Алексеев и др. Исследование проблем психологии творчества. – М.: Наука, 1983. – С. 133-154.
  30. Пономарёв Я.А., Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. (ред.). Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии. – М.: МФО, 1988. – 276 с.
  31. Пономарёв Я.А., Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. и др. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. – М.: Наука, 1990. – 222 с.
  32. Похмелкина Г.Ф., Слободянюк И.А., Семёнов И.Н. и др. Рефлексивная психология на рынке образовательных услуг. – Винница: ВГПИ, 1992. – 192 с.
  33. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А.В. Брушлинского. – М.: Наука, 1997. – 576 с.
  34. Пушкин В.Н., Садовский В.Н., Лефевр В.А., Лепский В.Е. и др. Проблемы эвристики. – М.: Советское радио, 1969. – 254 с.
  35. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – М., 1957. – 328 с.
  36. Семёнов И.Н. Бехтерев Владимир Михайлович. Блонский Павел Петрович. Выготский Лев Семёнович. Вюрцбургская школа. Душа. Желание. Индивидуальность. Кюльпе Освальд // БСЭ. 3-е изд. – М., 1970-1973.
  37. Семёнов И.Н. Философско-методологические и логико-психологические проблемы категориально-нормативного анализа интеллектуальных систем решения творческих задач // Проблема «Человек-ЭВМ». Словарь с Приложением / Под ред. Ю.А. Ссорина. – М.: Гос.ФАП СССР, 1987. – С. 428-477.
  38. Семёнов И.Н. Современная советская психологии мышления: панорама фундаментальных достижений // Психологический журнал. – 1989. – № 6. – С. 160-162.
  39. Семёнов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. – М.: НИИОПП АПН СССР, 1990. – 163 с.
  40. Семёнов И.Н. Методологические основы научной школы рефлексивно-гуманитарной психологии и педагогики творчества // Методологические концепции и школы в СССР (1951-1991). Ч. 1. – Новосибирск: НГУ, 1992. – С. 35-56.
  41. Семёнов И.Н. Рефлексия как фактор развития одаренных школьников. – Бийск: БиГПИ, 1994. – 23 с.
  42. Семёнов И.Н. Рефлексивно-творческий подход в непрерывном профессиональном образовании. – Бийск: БиГПИ, 1994. – 34 с.
  43. Семёнов И.Н. Алексеев Никита Глебович. Зиновьев Александр Александрович. Ладенко Иосаф Семёнович. Пономарёв Яков Александрович. Семёнов Игорь Никитович. Шеварев Петр Алексеевич. // ММК (Московский Методологический кружок) в лицах. Ч. 1, 2. – М.: Фонд им. Г.П. Щедровицкого, 2007, 2008.
  44. Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. Проблемы психологического изучения рефлексии и творчества // Вопросы психологии. – 1983. – № 5. – С. 162-164.
  45. Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. Современные проблемы психологии творчества, рефлексии и проектирования // Вопросы психологии. – 1984. – № 5. – С. 169-170.
  46. Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. Типы взаимодействия наук и методологические ориентации в психологии творчества и рефлексии // Наука – о человеке / Под ред. Б.Ф. Ломова, Е.В. Филипповой. – М.: ИП РАН, 1990. – С. 35-48.
  47. Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления. – Запорожье: ЗГУ, 1992. – 192 с.
  48. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. – 1990. – № 3. – С. 25-36.
  49. Ссорин Ю.А., Семёнов И.Н. Рефлексивная энциклопедия самообразования «Культура-Человек-Образование» как инновационная технология обучения // Инновационная деятельность в образовании. – 1994. – № 4. – С. 77-79.
  50. Ссорин Ю.А., Семёнов И.Н., Степанов С.Ю., Новикова Е.Р. Расчёт структурных характеристик дискурсивного мышления в решении творческих задач // Алгоритмы и программы. Информационный бюллетень ГосФАП СССР. – М.: ВНТИЦ, 1985. – Т. 6 (69). – С. 39-40.
  51. Степанов С.Ю., Бодрова Е.В., Семёнов И.Н. Типы научных ориентаций в изучения мышления и стратегий формирования понимания у учащихся-дошкольников // Проблемы школьной диагностики / Под ред. Г.А. Берулава, И.Н. Семёнова. – Бийск: БГПИ, 1991. – С. 79-103.
  52. Степанов С.Ю., Новикова Е.Р., Семёнов И.Н. Возрастные особенности продуктивности и рефлексивной организации мышления. Сообщение 2. // Новые исследования в психологии. – 1987. – № 2 (37). – С. 7-12.
  53. Степанов С.Ю., Семёнов И.Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. – 1985. – № 3. – С. 31-40.
  54. Степанов С.Ю., Семёнов И.Н. Личностно-рефлексивный диалог в развитии творческих возможностей учащихся // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалёва. – М.: АПН СССР, 1987. – С. 76-82.
  55. Теплов Б.М. К вопросу о практическом мышлении (Опыт психологического исследования мышления полководца по военно-историческим материалам) // Учёные записки МГУ. – Вып. 90. – М., 1945. – С. 149-214.
  56. Фридман Б.Д. Основные психологические воззрения Фрейда и теория исторического материализма // Психология и марксизм. – М., 1925. – С. 113-159.
  57. Шпет Г.Г. Явление и смысл. – М., 1914. – 219 с.
  58. Щедровицкий Г.П. Коммуникация, деятельность, рефлексия // Исследования речемыслительной деятельности. – Алма-Ата, 1974. – С. 12-28.
  59. Matthaus W. Sowjetische Denkpsychologie. Verlag fur Psychologie. – Gottingen, Toronto, Zurich, 1988. – 892 p.
  60. Ponomarev J.A., Saarinen Р., Semenov I.N. ets. Proceedings of the first Finnish-Soviet Symposium on Creativity. – Helsinki, 1986. – 230 р.
[ENG]
  1. Alekseev, N.G., Gromyko, Yu.V., Davydov, V.V., Rubtsov, V.V., Semenov, I.N. (1997), "National Doctrine of Education", Almanac of humanization of education. Issue 1 ["Natsional'naya doktrina razvitiya Rossiiskogo obrazovaniya", Al'manakh gumanizatsii obrazovaniya. Vyp. 1], KRTsRO, Krasnoyarsk, pp. 77-89.
  2. Alekseev, N.G., Zaretskii, V.K., Ladenko, I.S., Semenov, I.N. (1991), Methodology of reflection of conceptual schemes of the search activities and decision-making [Metodologiya refleksii kontseptual'nykh skhem deyatel'nosti poiska i prinyatiya resheniya], NGU, Novosibirsk, 74 p.
  3. Berlyand, I.E., Mikhailov, F.T. (1982), "To the problem of reflection as a problem of communication", Methodological problems in psychology of personality ["K postanovke problemy refleksii kak problemy obshcheniya", Metodologicheskie problemy psikhologii lichnosti], NIIOPP APN SSSR, Moscow, pp. 134-144.
  4. Blonskii, P.P. (1964), Selected psychological works [Izbrannye psikhologicheskie proizvedeniya], Prosveshchenie, Moscow, 547 p.
  5. Brushlinskii, A.V. (1997), Psychological Science in the Russia of the XX century: problems of theory and history [Psikhologicheskaya nauka v Rossii XX stoletiya: problemy teorii i istorii], Nauka, Moscow, 576 p.
  6. Bykhovskii, B. (1923), "On the methodological basis of the psychoanalytic teachings of Freud", Under the banner of Marxism ["O metodologicheskikh osnovaniyakh psikhoanaliticheskogo ucheniya Freida"], Pod znamenem marksizma, № 11-12, pp. 158-177.
  7. Davydov, V.V. (1995), "History of the activities of the Commission on logic and psychology of thinking" ["Istoriya raboty Komissii po logike i psikhologii myshleniya"], Voprosy metodologii, № 1-2, pp. 5-19.
  8. Davydov, V.V., Neverkovich, S.D., Samoukina, N.V. (1990), "On the function of reflection in game training of director" ["O funktsii refleksii v igrovom obuchenii rukovoditelya"], Voprosy psikhologii, № 3, pp. 76-85.
  9. Davydov, V.V., Rubtsov, V.V. (1995), The development of the foundations of reflexive thinking in students learning activities [Razvitie osnov refleksivnogo myshleniya shkol'nikov v protsesse uchebnoi deyatel'nosti], PI RAO, Novosibirsk, 226 p.
  10. Davydova, G.I., Semenov, I.N. (2006), "Reflexive and dialogical psychotherapy: an existential model of personality development" ["Refleksivno-dialogicheskaya psikhoterapiya: ekzistentsial'naya model' razvitiya lichnosti"], Mir psikhologii, № 4, pp. 110-118.
  11. Dewey, John (1914), Psychology and pedagogy of thinking [Psikhologiya i pedagogika myshleniya], St. Petersburg, 196 p.
  12. Friedman, B.D. (1925), "Freud basic psychological views and the theory of historical materialism", Psychology and Marxism ["Osnovnye psikhologicheskie vozzreniya Freida i teoriya istoricheskogo materializma", Psikhologiya i marksizm], Moscow, pp. 113-159.
  13. Gorbov, F.D. (2000), Myself is the second ego [Ya – vtoroe Ya], MODEK, Moscow, Voronezh, 222 p.
  14. Gutkina, N.I. (1982), "On the psychological nature of reflexive expectations", Psychology of personality: theory and experiment ["O psikhologicheskoi sushchnosti refleksivnykh ozhidanii", Psikhologiya lichnosti: teoriya i eksperiment], NIIOPP, Moscow, pp. 101-108.
  15. Katrich (Davydova), G.I., Davydov, V.V. (1983), "The development of reflection in primary school children", Mental development of schoolchildren in the process of learning activity ["Razvitie refleksii u mladshikh shkol'nikov", Razvitie psikhiki shkol'nikov v protsesse uchebnoi deyatel'nosti], PI RAO, Moscow, pp. 89-97.
  16. Klarin, M.V., Semenov, I.N. (1994), Trends in the development of vocational education of adults in Russia and the U.S. [Tendentsii razvitiya professional'nogo obrazovaniya vzroslykh v Rossii i SShA], RAO, Moscow, 218 p.
  17. Koul, M. (1997), Cultural and historical psychology: the science of the future [Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya: nauka budushchego], Kogito-Tsentr, IP RAN, Moscow, 432 p.
  18. Ladenko, I.S., Alekseev, N.G., Semenov, I.N., Stepanov, S.Yu. (1995), Thoughts about thoughts. Vol. 1. Reflexive thinking and creativity. Part 1. Theoretical problems of reflection; Part 2. Reflexive psychology of creative problems solving [Mysli o myslyakh. T. 1. Refleksivnoe myshlenie i tvorchestvo. Ch. 1. Teoreticheskie problemy refleksii; Ch. 2. Refleksivnaya psikhologiya resheniya tvorcheskikh zadach], NGU, Novosibirsk, 228 p.
  19. Ladenko, I.S., Katrich, G.I., Samoukina, N.V., Semenov, I.N. (1991), The development of mechanisms of reflection in training practice. Methodical instructions [Osvoenie mekhanizmov refleksii v praktike obucheniya. Metodicheskie ukazaniya], NGU, Novosibirsk, 36 p.
  20. Ladenko, I.S., Semenov, I.N. (1996), "The value of the methodology of Shchedrovitskii, G.P. for the development of reflexive psychology and pedagogy of creativity", Intellectual torpedoes ["Znachenie metodologii G.P. Shchedrovitskogo dlya stanovleniya refleksivnoi psikhologii i pedagogiki tvorchestva", Intellektual'nye torpedy], Novosibirsk, pp. 37-47.
  21. Ladenko, I.S., Semenov, I.N., Dmitriev, S.V., Kuznetsov, S.V. (1992), Psychology of reflexive processes [Psikhologiya refleksivnykh protsessov], Novosibirsk, 64 p.
  22. Laktionov, A.N., Semenov, I.N., Stepanov, S.Yu. (1990), Algorithm for estimating and monitoring the reflexive components of thinking [Algoritm otsenki i kontrolya refleksivnykh komponentov myshleniya], KhGU, Kharkiv, 37 p.
  23. Leont'ev, A.N. (1946), "Psychological issues of awareness of learning" ["Psikhologicheskie voprosy soznatel'nosti ucheniya"], Izvestiya APN RSFSR, № 7, pp. 3-40.
  24. Luriya, A.R., Kornilov, K.N. (1925), "Psychoanalysis as a system of monistic psychology", Psychology and Marxism ["Psikhoanaliz kak sistema monisticheskoi psikhologii", Psikhologiya i marksizm], Moscow, pp. 47-80.
  25. Matthaus, W. (1988), Sowjetische Denkpsychologie. Verlag fur Psychologie, Gottingen, Toronto, Zurich, 892 p.
  26. Naidenov, M.I., Semenov, I.N. (1989), "The role of reflection in the organization of creative thinking in various stages of intellectual work", Thinking and psychological world ["Rol' refleksii v organizatsii tvorcheskogo myshleniya pri razlichnoi stepeni gotovnosti k intellektual'nomu trudu", Myshlenie i sub'ektivnyi mir], YarGU, Yaroslavl, pp. 78-81.
  27. Piaget, J. (1996), "Affective unconscious and cognitive unconscious" ["Affektivnoe bessoznatel'noe i kognitivnoe bessoznatel'noe"], Voprosy psikhologii, № 6, pp. 125-131.
  28. Pokhmelkina, G.F., Slobodyanyuk, I.A., Semenov, I.N. (1992), Reflexive psychology on the educational services market [Refleksivnaya psikhologiya na rynke obrazovatel'nykh uslug], VGPI, Vinnytsia, 192 p.
  29. Ponomarev, J.A., Saarinen, R., Semenov, I.N. (1986), Proceedings of the first Finnish-Soviet Symposium on Creativity, Helsinki, 230 p.
  30. Ponomarev, Ya.A., Semenov, I.N., Stepanov, S.Yu. (1988), Psychological and pedagogical aspects of the development of creativity and reflection [Psikhologo-pedagogicheskie aspekty razvitiya tvorchestva i refleksii], MFO, Moscow, 276 p.
  31. Ponomarev, Ya.A., Semenov, I.N., Stepanov, S.Yu. (1990), Psychology of creativity: general, differential, applied [Psikhologiya tvorchestva: obshchaya, differentsial'naya, prikladnaya], Nauka, Moscow, 222 p.
  32. Ponomarev, Ya.A., Semenov, I.N., Zaretskii, V.K., Alekseev, N.G. (1983), Study of the problems of psychology of creativity [Issledovanie problem psikhologii tvorchestva], Nauka, Moscow, pp. 133-154.
  33. Pushkin, V.N., Sadovskii, V.N., Lefevr, V.A., Lepskii, V.E. (1969), Problems of heuristics [Problemy evristiki], Sovetskoe radio, Moscow, 254 p.
  34. Rubinshtein, S.L. (1957), Existence and consciousness [Bytie i soznanie], Moscow, 328 p.
  35. Semenov, I.N. (1989), "Modern Soviet psychology of thinking: panorama of fundamental achievements" ["Sovremennaya sovetskaya psikhologii myshleniya: panorama fundamental'nykh dostizhenii"], Psikhologicheskii zhurnal, № 6, pp. 160-162.
  36. Semenov, I.N. (1990), Issues of reflexive psychology of solving creative problems [Problemy refleksivnoi psikhologii resheniya tvorcheskikh zadach], NIIOPP APN SSSR, Moscow, 163 p.
  37. Semenov, I.N. (1992), "Methodological foundations of the scientific school of reflexive humane psychology and pedagogy of creativity", Methodological concepts and schools in the USSR (1951-1991). Part 1 ["Metodologicheskie osnovy nauchnoi shkoly refleksivno-gumanitarnoi psikhologii i pedagogiki tvorchestva", Metodologicheskie kontseptsii i shkoly v SSSR (1951-1991). Ch. 1], NGU, Novosibirsk, pp. 35-56.
  38. Semenov, I.N. (1994), Reflection as a factor in the development of gifted students [Refleksiya kak faktor razvitiya odarennykh shkol'nikov], BiGPI, Biysk, 23 p.
  39. Semenov, I.N. (1994), Reflexive and creative approach to continuing professional education [Refleksivno-tvorcheskii podkhod v nepreryvnom professional'nom obrazovanii], BiGPI, Biysk, 34 p.
  40. Semenov, I.N., "Alekseev Nikita. Zinoviev Alexander. Ladenko Iosaph. Ponomarev Yakov. Igor Semenov. Shevarov Petr", Faces of the MMC (Moscow Methodological Circle). Parts 1 and 2 ["Alekseev Nikita Glebovich. Zinov'ev Aleksandr Aleksandrovich. Ladenko Iosaf Semenovich. Ponomarev Yakov Aleksandrovich. Semenov Igor' Nikitovich. Shevarev Petr Alekseevich", MMK (Moskovskii Metodologicheskii kruzhok) v litsakh. Ch. 1, 2], Fond im. G.P.Shchedrovitskogo, Moscow, 2007, 2008.
  41. Semenov, I.N., "Vladimir Bekhterev. Pavel Petrovich Blonskii. Lev Semenovich Vygotskii. Würzburg school. Soul. Desire. Individuality. Külpe Oswald", The Great Soviet Encyclopedia. 3rd ed. ["Bekhterev Vladimir Mikhailovich. Blonskii Pavel Petrovich. Vygotskii Lev Semenovich. Vyurtsburgskaya shkola. Dusha. Zhelanie. Individual'nost'. Kyul'pe Osval'd", BSE. 3-e izd.], Moscow, 1970-1973.
  42. Semenov, I.N., Ssorin, Yu.A. (1987), "Philosophical and methodological, logical and psychological problems of the categorical and normative analysis of intellectual systems for solving creative problems", The problem of "human being – computer". Dictionary with Appendix ["Filosofsko-metodologicheskie i logiko-psikhologicheskie problemy kategorial'no-normativnogo analiza intellektual'nykh sistem resheniya tvorcheskikh zadach", Problema "Chelovek-EVM". Slovar' s Prilozheniem], Gos.FAP SSSR, Moscow, pp. 428-477.
  43. Semenov, I.N., Stepanov, S.Yu. (1983), "Problems of psychological study of reflection and creativity" ["Problemy psikhologicheskogo izucheniya refleksii i tvorchestva"], Voprosy psikhologii, № 5, pp. 162-164.
  44. Semenov, I.N., Stepanov, S.Yu. (1984), "Modern problems of the psychology of creativity, reflection and projection" ["Sovremennye problemy psikhologii tvorchestva, refleksii i proektirovaniya"], Voprosy psikhologii, № 5, pp. 169-170.
  45. Semenov, I.N., Stepanov, S.Yu. (1992), Reflexive psychology and pedagogy of creative thinking [Refleksivnaya psikhologiya i pedagogika tvorcheskogo myshleniya], ZGU, Zaporizhzhya, 192 p.
  46. Semenov, I.N., Stepanov, S.Yu., Lomov, B.F., Filippova, E.V. (1990), "Types of communication of sciences and methodological orientations in the psychology of creativity and reflection", Science about a human being ["Tipy vzaimodeistviya nauk i metodologicheskie orientatsii v psikhologii tvorchestva i refleksii", Nauka – o cheloveke], IP RAN, Moscow, pp. 35-48.
  47. Shchedrovitskii, G.P. (1974), "Communication, activities, reflection", Researches of the verbal and cogitative activities ["Kommunikatsiya, deyatel'nost', refleksiya", Issledovaniya rechemyslitel'noi deyatel'nosti], Alma-Ata, pp. 12-28.
  48. Shpet, G.G. (1914), The occurrence and the meaning [Yavlenie i smysl], Moscow, 219 p.
  49. Slobodchikov, V.I., Tsukerman, G.A. (1990), "The genesis of reflexive consciousness in the early school years" ["Genezis refleksivnogo soznaniya v mladshem shkol'nom vozraste"], Voprosy psikhologii, № 3, pp. 25-36.
  50. Ssorin, Yu.A., Semenov, I.N. (1994), "Reflexive encyclopedia of self-education "Culture – Man-Education" as an innovative technology in training" ["Refleksivnaya entsiklopediya samoobrazovaniya "Kul'tura-Chelovek-Obrazovanie" kak innovatsionnaya tekhnologiya obucheniya"], Innovatsionnaya deyatel'nost' v obrazovanii, № 4, pp. 77-79.
  51. Ssorin, Yu.A., Semenov, I.N., Stepanov, S.Yu., Novikova, E.R. (1985), "The calculation of the structural characteristics of discursive thinking in solving creative problems", Algorithms and programs. Newsletter of the State Fund of Algorithms and Programs of the USSR. Vol. 6(69) ["Raschet strukturnykh kharakteristik diskursivnogo myshleniya v reshenii tvorcheskikh zadach", Algoritmy i programmy. Informatsionnyi byulleten' GosFAP SSSR. T. 6(69)], VNTITs, Moscow, pp. 39-40.
  52. Stepanov, S.Yu., Bodrova, E.V., Semenov, I.N., Berulav, G.A. (1991), "Types of scientific orientations in the study of thinking and strategies to the formation of understanding at pre-school children", Problems of school diagnosis ["Tipy nauchnykh orientatsii v izucheniya myshleniya I strategii formirovaniya ponimaniya u uchashchikhsya-doshkol'nikov", Problemy shkol'noi diagnostiki], BGPI, Biysk, pp. 79-103.
  53. Stepanov, S.Yu., Novikova, E.R., Semenov, I.N. (1987), "Age features of productivity and reflexive organization of thinking. Message 2" ["Vozrastnye osobennosti produktivnosti i refleksivnoi organizatsii myshleniya. Soobshchenie 2"], Novye issledovaniya v psikhologii, № 2 (37), pp.7-12.
  54. Stepanov, S.Yu., Semenov, I.N. (1985), "Psychology of reflection: problems and research" ["Psikhologiya refleksii: problemy i issledovaniya"], Voprosy psikhologii, № 3, pp.31-40.
  55. Stepanov, S.Yu., Semenov, I.N., Bodalev, A.A. (1987), "Personal and reflexive dialogue in the development of creative abilities of students", Communication and dialogue in practice of teaching, education and psychological counseling ["Lichnostno-refleksivnyi dialog v razvitii tvorcheskikh vozmozhnostei uchashchikhsya", Obshchenie i dialog v praktike obucheniya, vospitaniya i psikhologicheskoi konsul'tatsii], APN SSSR, Moscow, pp. 76-82.
  56. Teplov, B.M. (1945), On the issue of practical thinking (The experience of psychological research on the thinking of the commander on the military historical materials)", Scholarly notes of the Moscow State University. Issue 90 ["K voprosu o prakticheskom myshlenii (Opyt psikhologicheskogo issledovaniya myshleniya polkovodtsa po voenno-istoricheskim materialam", Uchenye zapiski MGU. Vyp. 90], Moscow, pp. 149-214.
  57. Vygotskii, L.S. (1930), "Psyche, consciousness and the unconscious", Elements of General Psychology (basic mechanisms of human behavior) ["Psikhika, soznanie i bessoznatel'noe", Elementy obshchei psikhologii (osnovnye mekhanizmy chelovecheskogo povedeniya)], Moscow, pp. 48-61.
  58. Zak, A.Z. (1978), "Experimental study of reflection on primary school children" ["Eksperimental'noe izuchenie refleksii u mladshikh shkol'nikov"], Voprosy psikhologii, № 2, pp. 102-110.
  59. Zakharova, A.V., Botsmanova, M.E., Davydov, V.V. (1982), "Features of reflection as a mental growth in learning activities", Formation of student learning activities ["Osobennosti refleksii kak psikhicheskogo novoobrazovaniya v uchebnoi deyatel'nosti", Formirovanie uchebnoi deyatel'nosti shkol'nika], Pedagogika, Moscow, pp. 152-163.
  60. Zaretskii, V.K., Ladenko, I.S., Semenov, I.N., Stepanov, S.Yu. (1990), Reflexive regulation of thinking [Refleksivnaya regulyatsiya myshleniya], NGU, Novosibirsk, 89 p.
Файлы 4-semyonov.pdf

Выходные данные журнала «Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования», в котором размещена статья.