Главная страница Контактные данные Карта проекта FAQ Форма заказа News

Статья «Транскультурные трикстеры по ту сторону времени и пространства: деколониальные хронотопы и пограничные идентичности» / Article "Transcultural tricksters beyond times and spaces: decolonial chronotopes and border selves"

Наши услуги

Рецензируемые журналы

Архив

Оплата

Подписка

Методический раздел

Публикация научных статей

Архивные данные статьи Тлостановой М.В. / Archival data of the article written by Tlostanova M.V.

Выходные данные научной статьи / Article output data

Раздел / Sectional title
[RUS]
Тема номера: Граница и переход
[ENG]
Issue subject: Border and Transition
Страницы / Pages 9-31
Тип / Type [RAR] – Научная статья
Коды / Numbers [УДК] 82-3
Заглавие / Title
[RUS]
Транскультурные трикстеры по ту сторону времени и пространства: деколониальные хронотопы и пограничные идентичности
[ENG]
Transcultural tricksters beyond times and spaces: decolonial chronotopes and border selves
Авторы / Authors
[RUS]
Тлостанова
Мадина Владимировна
Доктор филологических наук, профессор кафедры философии,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
[ENG]
Tlostanova
Madina Vladimirovna
Full Doctor of Philology, professor of the department of philosophy,
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Аннотация / Abstract
[RUS]
В статье рассматривается специфика формирования и функционирования основных элементов эстетики транскультурации в современных литературе, искусстве, кино. Автор определяет транскультурацию не только как антропологическую, но и как эпистемологическую и эстетическую трансмодерную модель, а также выделяет главные черты деколониального эстезиса, направленного на освобождение бытия и ощущения от норм и правил самопровозглашенной западной модерности. Особое внимание уделяется анализу понятия трикстера или пограничной личности как основного агента транскультурных литературы и искусства, курсирующих между модерностью и ее сферой иного. В статье также исследуются некоторые сюжетообразующие особенности транскультурной литературы. Это касается лейтмотивов транзитности, междуместности, детерриторизации, виртуализации понятия дома и родины и соответствующих субъектов как носителей подобной чувствительности. К важным поэтологическим особенностям транскультурных литературы, искусства и кино следует отнести определенный набор тропов, включающий метафоры дислокации, постконтинентальной онтологии, границы, метаморфозы и т.д. Наконец, автор останавливается на переосмыслении понятий места и времени в транскультурной эстетике и на сдвигах в традиционном бахтинском толковании хронотопа, связанных с актуализацией новых хронотопических явлений транзитности, безместности, имперского и колониального различия. Статья завершается попыткой формулирования транскультурного деколониального понимания семиосферы как пространства полилога множества миров и искусства и литературы как самых эффективных агентов этого процесса.
[ENG]
The article considers the shaping and functioning of the main elements of the aesthetics of transculturation in contemporary fiction, art and cinema. The author defines transculturation not only as an anthropological but also as an epistemic and aesthetic transmodern model, and singles out the main features of decolonial aesthesis, aimed at the liberation of being and perception from the norms and rules of the self-proclaimed modernity. Specific attention is given to the analysis of trickster or border identity as the main agent of transcultural literature and art, negotiating modernity and the sphere of its otherness. The article also touches upon some plot elements of transcultural fiction. This refers to the leitmotifs of transit, inbetweenness, deterritorialization, the virtualization of the concepts of home and motherland and the corresponding subjects as the carriers of such sensibility. Important poetic features of transcultural fiction, art and cinema include a specific set of tropes, such as the metaphors of dislocation, postcontinental ontology, border, metamorphosis, etc. Finally, the author dwells at the rethought concepts of space and time in transcultural aesthetics and on the shifts in the traditional Bakhtin's interpretation of chronotope linked with the foregrounding of new chronotopic phenomena of transit, unhomed state, imperial and colonial difference. The article ends with an attempt at transcultural decolonial understanding of semiosphere as a space of polylogue of many worlds, and art and literature as the most effective agents of this process.
Текст / Text
[ENG]
Introduction. Transculturation: from anthropology to aesthetics...
Ключевые слова / Keywords
[RUS]
Транскультурация
эстетика
эстезис
граница
трикстер
хронотоп
трансмодерность
метаморфоза
деколониальность
семиозис
[ENG]
Transculturation
aesthetics
aesthesis
border
trickster
chronotope
transmodernity
metamorphosis
decoloniality
semiosis
Ссылки / References
[RUS]
  1. Бахтин M. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике // Вопросы Литературы и Эстетики. – М.: Художественная лит-ра, 1975. – С. 234-407.
  2. Лотман Ю. Внутри Мыслящих Миров. – СПб.: Искусство СПБ, 2000. – 704 с.
  3. Alban Achinte A. Texiendo textos y saberes. Cinco hijos para pensar los estudios culturales, la colonialidad y la interculturalidad. – Popayán: Editorial Universidad del Cauca, Colección Estiodios (Inter)culturales, 2006. – 121 p.
  4. Anzaldúa G. Borderlands/La Frontera: The New Mestiza. – San Francisco: Spinsters/Aunt Lute, 1999. – 252 p.
  5. Bhabha H.K. The Location of Culture. – London, New York: Routledge, 1994. – 285 p.
  6. Castro-Gómez S. The Missing Chapter of Empire: Postmodern reorganization of Coloniality and Post-Fordist Capitalism // Cultural Studies. – 2007. – Vol. 21. – No. 2-3. – P. 428-448.
  7. Coronil F. Transculturation and the Politics of Theory: Countering the Center // Ortiz F. Cuban Counterpoint. – Durham: Duke University Press, 1995. – P. 9-36.
  8. Glissant E. Poetics of Relation. – Ann Arbor: Duke University Press, 1997. – 226 p.
  9. Haraway D. A Cyborg Manifesto: Science, Technology, and Socialist-Feminism in the Late Twentieth Century // Simians, Cyborgs and Women: The Reinvention of Nature. – New York Routledge, 1991. – P. 149-181.
  10. Lugones M. Playfulness, "World"-travelling and Loving Perception // Pilgrimages/Peregrinajes. Theorizing Coalition against Multiple Oppression. – New York, Oxford: Rowman and Littlefield Publishers Inc., 2003. – P. 77-100.
  11. Mignolo W., Schiwy F. Transculturation and the Colonial Difference: Double Translation // Translation and Ethnography. The Anthropological Challenge of Intercultural Understanding. – Tucson: University of Arizona Press, 2003. – P. 3-29.
  12. Mignolo W., Tlostanova M. Theorizing from the Borders: Shifting to Geo – and Body-Politics of Knowledge // European Journal of Social Theory. – 2006. – No 9.1. – P. 205-221.
  13. Rushdie S. Imaginary Homelands: Essay and Criticism 1981-1991. – London: Granta Books, 1991. – 448 p.
  14. Sandoval C. Methodology of the Oppressed. – Minneapolis, London: University of Minnesota Press, 2000. – 241 p.
  15. Shami S. Prehistories of Globalization: Circassian Identity in Motion // Public Culture. – 2000. – No 12.1. – P.177-204.
  16. Tlostanova M. La aesthesis trans-moderna en la zona fronteriza eurasiatica y el anti-sublime decolonial // CALLE14. – 2011. – No 5.6. – P. 10-31.
  17. Tlostanova M. The Imperial-colonial Chronotope: Istanbul-Baku-Khurramabad // Cultural Studies. – 2007. – No 21.2-3. – P. 406-427.
  18. Tlostanova M. The observatory of the bereaved: unbinding the imaginary in Eurasian borderlands // Social Text Periscope. – 2013. – In print.
  19. Useinov Art, [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.useinov.sk.uz/
[ENG]
  1. Alban Achinte, A. (2006), Texiendo textos y saberes. Cinco hijos para pensar los estudios culturales, la colonialidad y la interculturalidad, Editorial Universidad del Cauca, Colección Estiodios (Inter)culturales, Popayán, 121 p.
  2. Anzaldúa, G. (1999), Borderlands/La Frontera: The New Mestiza, Spinsters/Aunt Lute, San Francisco, 252 p.
  3. Bakhtin, M. (1975), "Forms of Time and Chronotope in the Novel: Sketches on Historical Poetics", Questions of Literature and Aesthetics ["Formy Vremeni i Khronotopa v Romane: Ocherki po Istoricheskoy Poetike", Voprosy Literaturi i Estetiki], Khudozhestvennaya Literatura, Moscow, pp. 234-407.
  4. Bhabha, H.K. (1994), The Location of Culture, Routledge, London, New York, 285 p.
  5. Castro-Gómez, S. (2007), "The Missing Chapter of Empire: Postmodern reorganization of Coloniality and Post-Fordist Capitalism", Cultural Studies, Vol. 21, No. 2-3, pp. 428-448.
  6. Coronil, F. (1995), "Transculturation and the Politics of Theory: Countering the Center", Ortiz, F. Cuban Counterpoint, Duke University Press, Durham, pp. 9-36.
  7. Glissant, E. (1997), Poetics of Relation, University of Michigan Press, Ann Arbor, 226 p.
  8. Haraway, D. (1991), "A Cyborg Manifesto: Science, Technology, and Socialist-Feminism in the Late Twentieth Century", Simians, Cyborgs and Women: The Reinvention of Nature, Routledge, New York, pp.149-181.
  9. Lotman, Y. (2000), Semiosphere [Vnutri Mysljaschikh Mirov], Iskusstvo SPB, St. Petersburg, 704 p.
  10. Lugones, M. (2003), "Playfulness, "World"-travelling and Loving Perception", Lugones, M. Pilgrimages/Peregrinajes. Theorizing Coalition against Multiple Oppression, Rowman and Littlefield Publishers Inc., New York, Oxford, pp. 77-100.
  11. Mignolo, W., Schiwy, F. (2003), "Transculturation and the Colonial Difference: Double Translation", Translation and Ethnography. The Anthropological Challenge of Intercultural Understanding, University of Arizona Press, Tucson, pp. 3-29.
  12. Mignolo, W., Tlostanova, M. (2006), "Theorizing from the Borders: Shifting to Geo – and Body-Politics of Knowledge", European Journal of Social Theory, No 9.1, pp. 205-221.
  13. Rushdie, S. (1991), Imaginary Homelands: Essay and Criticism 19811991, Granta Books, London, 448 p.
  14. Sandoval, C. (2000), Methodology of the Oppressed, University of Minnesota Press, Minneapolis, London, 241 p.
  15. Shami, S. (2000), "Prehistories of Globalization: Circassian Identity in Motion", Public Culture, No 12.1, pp.177-204.
  16. Tlostanova, M. (2007), "The Imperial-colonial Chronotope: Istanbul-Baku-Khurramabad", Cultural Studies, No 21.2-3, pp. 406-427.
  17. Tlostanova, M. (2011), "La aesthesis trans-moderna en la zona fronteriza eurasiatica y el anti-sublime decolonial", CALLE14, No 5.6, pp. 10-31.
  18. Tlostanova, M. (2013), "The observatory of the bereaved: unbinding the imaginary in Eurasian borderlands", Social Text Periscope, in print.
  19. "Useinov Art", available at: www.useinov.sk.uz/
Файлы / Files 1-tlostanova.pdf
review-tlostanova.pdf

Выходные данные журнала по филологии «Язык. Словесность. Культура», в котором размещена статья / Publisher's imprint of the journal of philology "Language. Philology. Culture", where the article posted