Главная страница Контактные данные Карта проекта FAQ Форма заказа News

Статья «Периодизация методологии психологии и опыт ее реализации при изучении рефлексивности мышления» / Article "Periodization of psychology methodology and experience of its implementation in the study of reflexive thinking"

Наши услуги

Рецензируемые журналы

Архив

Оплата

Подписка

Методический раздел

Подбор оппонентов

Архивные данные статьи Семёнова И.Н. / Archival data of the article written by Semenov I.N.

Выходные данные научной статьи / Article output data

Раздел / Sectional title
[RUS]
Методология психологии
[ENG]
Methodology of Psychology
Страницы / Pages 30-75
Тип / Type [RAR] – Научная статья
Коды / Numbers [УДК] 168
Заглавие / Title
[RUS]
Периодизация методологии психологии и опыт ее реализации при изучении рефлексивности мышления
[ENG]
Periodization of psychology methodology and experience of its implementation in the study of reflexive thinking
Авторы / Authors
[RUS]
Семёнов
Игорь Никитович
Доктор психологических наук, профессор, академик АПСН, академик Международной академии Гуманизации образования, действительный член Европейской академии естествознания (Лондон), лауреат Премии Президента РФ в области образования, создатель научной школы Рефлексивной психологии и педагогики творчества, член диссертационных советов по общей психологии и по общей педагогике,
Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики
[ENG]
Semenov
Igor' Nikitovich
Full Doctor of Psychology, professor, member of the Academy of Pedagogical and Social Sciences, member of the International Academy for the Humanization of Education, full-fledged member of the European Academy of Natural History (London), recipient of the prize of the President of the RF in the field of education, founder of the scientific school of reflexive psychology and pedagogy of creativity, member of dissertation councils in general psychology and in general pedagogy,
National Research University – Higher School of Economics
Аннотация / Abstract
[RUS]
В работе впервые с системно-научковедческих позиций ставится и конструктивно решается проблема периодизации в российской философско-психологической мысли разработки методологической проблематики психологического познания. Предлагается концептуальная схематизация истории методологии российской психологии в виде системы этапов и достижений ее поступательного развития. Обобщение опыта разработки методологии современной психологии реализуется на материале как методологического анализа истории изучения творческого мышления, так и концептуального синтеза методологических средств экспериментального исследования рефлексивности мыслительной деятельности с помощью специально разработанных оригинальных исследовательских методов.
[ENG]
The reflexive-psychological approach under development by the author allowed to characterize problems for consideration in terms of the content needed for their solution of mental activity – as problems with uncertain (requiring a redefinition) conditions and ambiguous solutions (requiring the necessary search and a definite choice as а correct one). As a result the author developed instruments of systematic and normative analysis of the content conditions and ways of solving tasks on considerations, thus, it was possible to form their typology, on the one hand, on the basis of the logic specific of their normative and content structure, and on the other – with the psychological characteristics of mental development in this functional structure within a discursive and intellectual process of the solution search of this creative challenge.
Almost every such experiment served not only as a point of growth of specific knowledge about thinking, but also was a moment of the development of substantial-semantic concept of its reflective organization and a stage of formation of methodological instruments of reflexive-psychological study of creative thinking.
Финансирование / Financing
[RUS]
Исследование осуществлено в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2013-2014 гг., проект № _12-01-0120.
[ENG]
This study was carried out within “The National Research University Higher School of Economics’ Academic Fund Program in 2013-2014, research grant No. 12-01-0120”.
Текст / Text
[RUS]
Введение. Историко-научные аспекты российской методологии...
Ключевые слова / Keywords
[RUS]
Российская наука
философия
методология
психология
история
периодизация
развитие
рефлексия
мышления
деятельность
творчество
[ENG]
Russian science
philosophy
methodology
psychology
history
periodization
development
reflection
thinking
activity
creativity
Ссылки / References
[RUS]
  1. Абульханова К.А. Историческая последовательность разработки философских проблем в трудах С.Л.Рубинштейна и его школы // Актуальные проблемы истории психологии. – Ереван, 1982. – C. 33-43.
  2. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. Методологические проблемы психологии. – М.: Наука, 1973. – 288 с.
  3. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. – М.: Наука, 1989. – 248 с.
  4. Алексеев Н.Г., Зарецкий В.К., Ладенко И.С., Семенов И.Н. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности. – Новосибирск: НГУ, 1991. – 74 с.
  5. Алексеев Н.Г., Зарецкий В.К., Семенов И.Н. Когнитивизм как общепсихологическая концепция познавательных процессов и научения // Вопросы психологии. – 1979. – № 2. – С. 164-169.
  6. Алексеев Н.Г., Зинченко В.П., Семенов И.Н. и др. Развитие теоретических и методологических основ эргономики // Эргономика: принципы и рекомендации. – М.: ВНИИТЭ, 1981. – С. 5-60.
  7. Алексеев Н.Г., Мунипов В.М., Семенов И.Н и др. Проблемы методологии в эргономике. Эргономика – Труды ВНИИТЭ. Вып. 17 / Под ред. В.П. Зинченко. – М.: ВНИИТЭ. 1979 – 180 с.
  8. Алексеев Н.Г., Семенов И.Н., Швырев В.С. Философия образования // Высшеее образование в России. – 1996. – № 3. – С. 14-20.
  9. Алексеев Н.Г., Семенов И.Н., Шеин А.Б. Развитие методологических исследований в эргономике // Техническая эстетика. – 1983. – № 3. – С. 54.
  10. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. – СПб.: Речь, 2003. – 368 с.
  11. Ананьев Б.Г. О некоторых вопросах марксистско-ленинской реконструкции психологии // Психология. – 1931. – № 3-4. – С. 341.
  12. Антонов Н.П. Диалектический материализм – теоретическая основа психологии // Вопросы философии. – 1953. – № 1. – С. 195-202.
  13. Анциферова Л.И. О некоторых новых методологических тенденциях в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1976. – № 5. – С. 56-69.
  14. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. – М.: Наука, 1977 – 184 с.
  15. Басов М.Я. Методологические заключения // Избранные психологические произведения. Развитие человека как активного деятеля в окружающей среде (психологическое развитие). – М.: Педагогика, 1975. – С. 233-246.
  16. Бехтерев В.М. Задачи и метод объективной психологии. – СПб., 1909. – 400 с.
  17. Бехтерев В.М. Психология, рефлексология и марксизм. – Л., 1925. – 80 с.
  18. Бехтерев В.М. Сознание и его границы. – Казань, 1888. – 120 с.
  19. Бехтерев В.М. Предмет и задачи общественной психологии // Вестн. Знания. – 1911. – № 2. – С. 141-150.
  20. Благонадежина Л.В. К вопросу о перестройке психологии на основе физиологического учения И.П. Павлова // Советская педагогика. – 1952. – № 10. – С. 96-104.
  21. Бобнева М.И. Методологические проблемы изучения личности // Человек в системе наук / Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Наука, 1989. – С. 462-471.
  22. Бойко Е.И. Некоторые вопросы перестройки психологии на основе учения И.П. Павлова // Вопросы философии. – 1952. – № 1. – С. 7-16.
  23. Боровский В.М. Психология с точки зрения материалиста. – М.-Л.: Госиздат, 1929. – 88 с.
  24. Будилова Е.А. Философские проблемы в советской психологии. – М.: Наука, 1972. – 332 с.
  25. Будилова Е.А. Борьба материализма и идеализма в русской психологической науке. – М.: АН СССР, 1960. – 347 с.
  26. Быковский Б. О методологических основаниях психоаналитического учения Фрейда // Под знаменем марксизма. – 1923. – № 11-12. – С. 158-177.
  27. Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопросы психологии. – 1996. – № 6. – С. 25-40.
  28. Введенский А.И. Психология без всякой метафизики. – Пг., 1917. – 536 с.
  29. Величковский Б.М., Зинченко В.П. Методологические проблемы современной когнитивной психологии // Вопросы философии. – 1979. – № 7. – С. 67-79.
  30. Венда В.Ф. Методологические проблемы адаптивного информационного взаимодействия // Инженерная психология. – М.: Наука, 1977. – C. 55-66.
  31. Ветров А.А. Методологические проблемы современной лингвистики (Критический анализ основных направлений структурализма). – М.: Высшая школа, 1973. – 96 с.
  32. Войтик И.М., Семенов И.Н. Развитие рефлексивности социально-профессионального мышления государственных служащих: акмеологический подход // Акмеология: методология, методы и технологии / Под ред. А.А.Деркача. – М.: РАГС, 1998. – С. 87-102.
  33. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Методологическое исследование // Соч. в 6 томах. Т.1. – М.: Педагогика, 1983. – С. 291-436.
  34. Выготский Л.С. О некоторых методологических вопросах. Тезисы докл. В Ин-те науч. Педагогики при 2-ом МГУ. 1929 // Науч. архив АПН CCCР. – Ф. 4. – Ед.хр. 103. – С. 51-52, 73-74.
  35. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М.: МГУ, 1976. – 150 с.
  36. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследоввания мышления в советской психологии. – М.: Наука, 1966. – С. 236-277.
  37. Гальперин П.Я., Данилова В.Л. Воспитание систематического мьшления в процессе решения малых творческих задач // Вопросы психологии. – 1980. – № 1. – С. 31-38.
  38. Георгиевский А.С. Методология и методика научно-исследовательской работы в области медицины. – Л.: Медицина, 1976. – 192 с.
  39. Гращенков Н.И., Латаш Н.П., Фейгенберг И.М. Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. – М., 1963. – 370 с.
  40. Деркач А.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Методология и акмеология рефлексивно-психологического развития образовательных систем // Психология и педагогика профессиональной деятельности кадров государственной службы. – М.: РАГС, 2002. – С. 232-250.
  41. Деятельность: теории, методология, проблемы. – М.: Политиздат, 1990. – 368 с.
  42. Евлахов А.М. Введение в философию художественного творчества // Опыт историко-литературной методологии. Т. 1. – Варшава, 1910. – С. 242-283.
  43. Ждан А.Н., Тихомиров О.К. Состояние и перспективы развития истории отечественной психологии // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 1987. – № 3. – С. 55-62.
  44. Залужный А.С. Учение о коллективе. Методология. Детский коллектив. – М.-Л.: Работник просвещения, 1930. – 300 с.
  45. Зинченко В.П., Гордон В.М. Методологические проблемы психологического анализа деятельности // Системные исследования. Ежегодник.1975. – М.: Наука, 1976. – С. 82-127.
  46. Зинченко В.П., Леонтьев А.Н., Ломов Б.Ф., Мунипов В.М. Методологические проблемы эргономики // Техническая эстетика. – 1972. – № 2. – С. 1-4.
  47. Зинченко В.П., Леонтьев А.Н., Мунипов В.М., Юдин Э.Г. Методологические проблемы исследования деятельности. Эргономика – Труды ВНИИТЭ. Вып.10. – М.: ВНИИТЭ, 1976. – 251 с.
  48. Зинченко В.П., Смиронов С.Д. Методологические вопросы психологии. – М.: МГУ, 1983. – 164 с.
  49. Кальсин Ф.Ф. О методологическом понимании психики и сознания // Уч. зап. Горьковского гос.пед. ин-та. – Горький, 1958. – С. 41-76.
  50. Карпов А.В. Метасистемная организация уровневых структур психики. – М.: ИП РАН, 2004. – 510 с.
  51. Карпов А.В., Семенов И.Н., Солондаев В.К. Рефлексивный подход в психологическом обеспечении образования. – М.-Ярославль, 2004. – 240 с.
  52. Кедров Б.М. О методологических вопросах психологии // Психологический журнал. – 1982. – № 5(13). – C. 3-12.
  53. Кедров Б.М. Опыт методологического анализа научных открытий // Вопросы философии. – 1960. – № 5. – C. 63-78.
  54. Колбановский В.Н. За марксистское освещение вопросов психологии (Об учебнике С.Л.Рубинштейна «Основы общей психологии») // Большевик. – 1947. – № 17. – С. 57.
  55. Кольцова В.А. Идеологические и научные дискуссии в истории советской психологии. – М.: ИП РАН, 1995. – 232 с.
  56. Корнилов К.А. Принципы изучения методологии личности советского человека // Вопросы психологии. – 1958. – № 5. – С. 131-141.
  57. Корнилов К.Н. Марксистская психология и социалистическое строительство // Психоневрологические науки в СССР. – М., 1930. – С. 12-14.
  58. Корнилов К.Н. Сравнительная значимость методов научного исследования в области психологии // Психология. – 1928. – № 1. – С. 5-27.
  59. Корнилов К.Н. Учебник психологии, изложенный с точки зрения диалектического материализма. – М.-Л.: Учпедгиз, 1929. – 160 с.
  60. Куразов И.Ф. Введение в историческую психологию: Опыт построения марсксистской методологии и психологии. – М. – Л. Соцэкгиз, 1931. – 182 с.
  61. Куразов Н.Ф. Методологические итоги поведенческого съезда // Вопросы изучения и воспитания личности. Вып. 1-2. – М.-Л., 1930. – С. 4-5.
  62. Ладенко И.С., Семенов И.Н. Значение методологии Г.П.Щедровицкого для становления рефлексивной психологии и педагогики творчества // Интеллектуальные торпеды. – Новосибирск: НГУ, 1996. – С. 37-47.
  63. Ладенко И.С., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Философские и психологические исследования рефлексии. – Новосибирск: НГУ, 1991. – 275 с.
  64. Леонтьев А.Н. Проблема диалектического метода в психологии памяти // Вопросы марксистской педагогики. Вып. 1. – М., 1929. – С. 101-110.
  65. Леонтьев А.Н. Советская психология после постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» от 4 июля 1936 г. // Советская педагогика. – 1946. – № 7. – С. 21-31.
  66. Лиар Л. Курс логики (пер. с фр.). – СПб.: Вестн. Знания, 1907. – 116 с.
  67. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – 444 с.
  68. Ломов Б.Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования. – М., 1999. – 204 с.
  69. Ломов Б.Ф., Рубахин В.Ф., Венда В.Ф. Инженерная психология: теория, методология, практическое применение. – М.: Наука, 1977. – 304 с.
  70. Лосский Н.О. Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма. – СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1911. – 240 с.
  71. Лурия А.Р. Кризис буржуазной психологии // Психология. – 1932. – № 1-2. – С. 63-68.
  72. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. Т. 1. – М., 1963. – 476 с.
  73. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. Т. 2. – М., 1970. – 494 с.
  74. Мазилов В.А. Методология психологии: история и современность. – М.: МАПН, 2007. – 364 с.
  75. Методологические и теоретические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой. – М.: МГУ, 1977. – 204 с.
  76. Методологические вопросы историко-научных исследований. – М., 1982. – 542 с.
  77. Методологические и теоретические проблемы психологии / Под ред. Е.В. Шороховой. – М., 1969. – 376 с.
  78. Методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Е.В. Шороховой. – М., 1975 – 295 с.
  79. Методология и методы социальной психологии / Под ред. Е.В. Шороховой. – М., 1977. – 247 с.
  80. Методология историко-психологического исследования. – М., 1974. – 367 с.
  81. Мухаметзянова Г.В., Надеева М.И. Гуманизация образования: методологический подход // Гуманизация образования – императив ХХI века. Вып. 1. – Набережные Челны, 1996. – С. 44-51.
  82. Мысливченко А.Г. Человек как предмет философского познания. – М.: Мысль, 1972. – 190 с.
  83. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и павтологии // Методологические прболемы психоневрологии. – Л., 1966. – С. 39-68.
  84. Мясоед П.А. О системах психологического знания // Вопросы психологии. – 1998. – № 1. – С. 55-64.
  85. Научная сессия, посвященная проблемам физиологического учения академика И.П.Павлова. 28 июня – 4 июля 1950 г. – М., 1950. – 734 с.
  86. Овчинников Н.Ф. Историко-научный и методологический подходы к анализу творчества // Междисциплинарный подход к исследованию научного творчества / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Наука, 1990. – С. 106-116.
  87. Петровский А.В. О некоторых методологических аспектах стратометрической концепции // Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества. – М., 1977. – С. 34-44.
  88. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М.: Инфра-М, 1998. – 525 с.
  89. Пиаже Ж. Психология, междисциплинарные связи и система наук // Вопросы философии. – 1966. – № 12. – С. 74-75.
  90. Плотников П.И. Очистить советскую психологию от безродного космополитизма // Cоветская педагогика. – 1949. – № 4. – C. 11-19.
  91. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. – М.: Наука, 1983. – 373 с.
  92. Проблемы методологии и логики науки. – Томск, 1962. – 230 с.
  93. Проблемы методологии системного исследования. – М.: Мысль, 1972. – 342 с.
  94. Проблемы методологии. – М.: ИФ АН СССР, 1984. – С. 107-134.
  95. Психология и марксизм / Под ред. К.Н. Корнилова. – Л.: Госиздат, 1925. – 243 с.
  96. Ратинов А.Р. Методологические вопросы юридической психологии // Психологический журнал. – 1983. – № 4. – С. 107-118.
  97. Рейснер М.А. Проблемы психологии и теория исторического материализма // Вестник социалистической академии. – 1923. – № 3. – С. 210-256.
  98. Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в образовании и управлении / Отв. ред. И.Н. Семенов, Т.Г. Болдина. – М.: ИРПТиГО, 2003. – 247 с.
  99. Рефлексология и смежные направления (Материалы П конференции методологической комиссии Гос. рефлексологического ин-та по изучению мозга им. В.М.Бехтерева). – Л., 1930. – 80 с.
  100. Роговин М.А. Психологическое исследование. – Ярославль, ЯрГУ, 1979. – 66 с.
  101. Розов М.А. Методологические проблемы гуманитарного познания // Проблемы методологии. Социально-гуманитарное познание и особенности его методологии. – М.: ИФ АН СССР, 1984. –С. 66-85.
  102. Ротенберг В.С., Коростелева И.С. Методологические подходы к психофизиологическому исследованию эмоционального напряжения // Человек в системе наук / Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Наука, 1989. – С. 234-243.
  103. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. – 1986. – № 4. – С. 101-107.
  104. Рубинштейн С.Л. Проблемы психологии в трудах К. Маркса // Вопросы психологии. – 1983. – № 2. – С. 8-24.
  105. Сапир И.Д. К вопросу о марксистской методологии в науке о поведении // Стенографический отчет о 1-ом Всесоюзном поведенческом съезде. – М., 1930. – С. 264-289.
  106. Семенов И.Н. Бехтерев Владимир Михайлович. Блонский Павел Петрович. Выготский Лев Семенович. Душа. Индивидуальность // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. – М.: СЭ. – 1970-1973.
  107. Семенов И.Н. К нормативному анализу познавательной деятельности при решении творческих задач // Пcихологические исследования. Вып. 7 / Под ред. А.Н. Леонтьева. – М.: МГУ, 1977. – С. 39-49.
  108. Семенов И.Н. Методика исследования поведения личности в группе при дискурсивном решении творческих задач // Личность в психологическом эксперименте / Под ред. А.В. Петровского. – М.: МГПИ, 1973. – С. 93-114.
  109. Семенов И.Н. Методологические проблемы системного исследования мыслительной деятельности // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник-1982. – М.: Наука, 1982. – С. 301-319.
  110. Семенов И.Н. Методологические основы Московской школы рефлексивно-гуманитарной психологии и педагогики творчества // Методологические концепции и школы в СССР (1951-1991). – Новосибирск: НГУ, 1992. – С. 35-56.
  111. Семенов И.Н. Методология рефлексивной психологии восприятия объектов и самовсприятия индивидуальности // Мир психологии. – 2013. – № 1. – С. 131-148.
  112. Семенов И.Н. Опыт деятельностного подхода к экспериментально-психологическому исследованию мышления (на материале решения творческих задач) // Методологические проблемы исследования деятельности / Под ред. В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, В.М. Мунипова, Э.Г. Юдина. – М.: ВНИИТЭ, 1976. – С. 148-188.
  113. Семенов И.Н. Опыт формирования творческого мышления // Формирование познавательной деятельности студентов. – Саранск: МордГУ, 1979. – С. 35-39.
  114. Семенов И.Н. Психология рефлексии в научном творчестве С.Л. Рубинштейна // Психологический журнал. – 1989. – № 4(10). – С. 67-74.
  115. Семенов И.Н. Развитие концепции Н.Г.Алексеева на фоне развития рефлексивно-методологического подхода // Кентавр. Методологический и игротехнический альманах. – 2004. – № 34. – С. 35-38.
  116. Семенов И.Н. Рефлексивно-творческий подход в непрерывном профессиональном образовании (методология вазимодействия психологии, акмеологии, конфликтологии, андрогогики). – Бийск: БиГПИ, 1994. – 36 с.
  117. Семенов И.Н. Системно-методологическая и историко-научная рефлексия прогресса психологии творческого мышления // Прогресс психологии: критерии и признаки / Под ред. Т.Д.Марцинковской, А.В.Юревича. – М.: ИП РАН, 2009. – С. 210-237.
  118. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления. – Запорожье: ЗГУ, 1992. – 224 с.
  119. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Философско-методологические проблемы современной науки // Вопросы философии. – 1982. – № 4. – С. 141-143.
  120. Семенов И.Н. Методологический статус акмеологии как формирующейся науки // Акмеология. – 1996. – № 2. – С. 4-11.
  121. Семенов И.Н. Тенденции развития психологии мышления, рефлексии и познавательной активности. М.-Воронеж: МПСИ, МОДЭК, 2000. – 64 с.
  122. Сеченов И.М. Кому и как разрабатывать психологию // Избранные произведения.– М.: АН СССР, 1957. – С. 172-268.
  123. Сикорский И.А. Всеобщая психология с физиологией. –К., 1912. – 770 с.
  124. Смирнов А.А. Состояние психологии и ее перестройка на основе учения И.П. Павлова // Советская педагогика. – 1952. – № 8. – С. 61-68.
  125. Соколов Н.А. О системе понятий в психологии // Вопросы психологии. – 1964. – № 2. – С. 167-170.
  126. Стадлин А.Ц. «Рефлекс» перед судом рефлексии (По поводу «Психологических этюдов» профессора Сеченова) // Русский вестник. – 1874. – № 10. – С. 848-849.
  127. Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. – 1985. – № 3. – С. 31-40.
  128. Страхов Н.Н. Из споров о душе. – М., 1870. – 374 с.
  129. Страхов Н.Н. Об основных понятиях психологии и физиологии. – СПб.: Тип. бр. Пантелеевых, 1886. – 317 с.
  130. Таланкин А.А. Против меньшевинствующего идеализма в психологии // Психология. – 1931. – №1(1). – С. 3-37.
  131. Телятников Г.В. Методология и теория психологических наук. – Тверь: ТИЭП, КИЭП, 2004. – 72 с.
  132. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой. – М.: МГУ,1977. – 204 с.
  133. Теплов Б.М. Об объективном методе в психологии. – М., 1952. – 46 с.
  134. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н.Леонтьева / Под ред. Войскунского А.Е. – М.: Смысл, 1999. – 425 с.
  135. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Т.1. – СПб., 1968. – 770 с.
  136. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М.: МПА, 1995. – 368 с.
  137. Франк С.Л. Душа человека. – М., 1917. – 253 с.
  138. Франкфурт Ю.В. В защиту революционно-марксистского взгляда на психику // Проблемы современной психологии. – Л., 1926. – С. 202-244.
  139. Франкфурт Ю.В. Плеханов и методология психологии. – М.-Л.: ГИЗ, 1930. – 224 с.
  140. Фридман Б.Д. Основные психологические воззрения З.Фрейда и теория исторического материализма // Психоанализ и марксизм. – Л., 1925, – С. 47-80.
  141. Челпанов Г.И. Мозг и душа. Критика материализма: очерк современных учений о душе. – М., 1912. – 336 с.
  142. Челпанов Г.И. Психология и марксизм. – М.: Русский книжник, 1925. – 60 с.
  143. Челпанов Г.И. Мозг и мысль. Критика материализма // Мир Божий. – 1896. – № 1. – С. 28-48.
  144. Шадриков В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. – М.: Наука, 1982. – 185 с.
  145. Швырев В.С. Анализ и направления методологических исследований. – М.: Наука, 1988. – 382 с.
  146. Шеварев П.А. Изучение материального субстрата психических процессов в исследованиях советских психологов // Вопросы психологии. – 1960. – № 2. – С. 35-47.
  147. Шилков Ю.М. Гносеологические основы мыслительной деятельности. – СПб.: СПбУ, 1992. – 185 с.
  148. Шорохова Е.А. Некоторые методологические вопросы психологии личности // Проблемы личности (материалы симпозиума). – М., 1969. – С. 29-30.
  149. Щедровицкий Г.П. Психология и методология (1): Схематизация и условия возникновения концепции поэтапного формирования умственных действий. – М.: Путь, 2004. – 368 с.
  150. Эльконин Д.Б. К вопросу о методологии и методике изучения психического развития детей // Материалы ХУШ Международного психологического конгресса по психологии. Тезисы. Т. 3. – М., 1966. – С. 64-69.
  151. Юдин Б.Г. Методология как направление изучения науки. – М.: Наука, 1986. – 264 с.
  152. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. – М.: Наука, 1978. – 391 с.
  153. Юревич А.В. Системный кризис психологии // Вопросы психологии. – 1999. – № 2. – С. 3-11.
  154. Юркевич П.Д. Язык для физиологов и психологов // Русский вестник. – 1862. – № 4. – С. 912-934.
  155. Юркевич П.Д. Язык для физиологов и психологов. // Русский вестник. – 1862. – № 5. – С. 375-392.
  156. Юркевич П.Д. Язык для физиологов и психологов. // Русский вестник. – 1862. – № 6. – С. 733-766.
  157. Юркевич П.Д. Язык для физиологов и психологов. // Русский вестник. – 1862. – № 8. – С. 661-704.
  158. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. – М., 1974. – 448 с.
[ENG]
  1. Abul'khanova, K.A. (1973), On the subject of mental activity. Methodological problems of psychology [O sub"ekte psikhicheskoi deyatel'nosti. Metodologicheskie problemy psikhologii], Nauka, Moscow, 288 p.
  2. Abul'khanova, K.A. (1982), "The historical sequence of the development of philosophical problems in works of S.L. Rubinstein and his school", Actual problems of the history of psychology ["Istoricheskaya posledovatel'nost' razrabotki filosofskikh problem v trudakh S.L.Rubinshteina i ego shkoly", Aktual'nye problemy istorii psikhologii], Erevan, pp. 33-43.
  3. Abul'khanova-Slavskaya, K.A., Brushlinskii, A.V. (1989), Philosophical-psychological concept of S.L. Rubinstein [Filosofsko-psikhologicheskaya kontseptsiya S.L. Rubinshteina], Nauka, Moscow, 248 p.
  4. Activity: Theory, methodology, issues [Deyatel'nost': teorii, metodologiya, problemy], Politizdat, Moscow, 1990, 368 p.
  5. Alekseev, N.G., Munipov, V.M., Semenov, I.N., Zinchenko, V.P. (1979), Problems of methodology in ergonomics. Ergonomics – Proceedings of the All-Russian Research Institute of Technical Aesthetics. Issue 17 [Problemy metodologii v ergonomike. Ergonomika – Trudy VNIITE. Vyp. 17], VNIITE, Moscow, 180 p.
  6. Alekseev, N.G., Semenov, I.N., Shein, A.B. (1983), "The development of methodological studies in ergonomics" ["Razvitie metodologicheskikh issledovanii v ergonomike"], Tekhnicheskaya estetika, No. 3, p. 54.
  7. Alekseev, N.G., Semenov, I.N., Shvyrev, V.S. (1996), "Philosophy of Education" ["Filosofiya obrazovaniya"], Vyssheee obrazovanie v Rossii, No. 3, pp. 14-20.
  8. Alekseev, N.G., Zaretskii, V.K., Ladenko, I.S., Semenov, I.N. (1991), Methodology of reflection of activity conceptual schemes [Metodologiya refleksii kontseptual'nykh skhem deyatel'nosti], NGU, Novosibirsk, 74 p.
  9. Alekseev, N.G., Zaretskii, V.K., Semenov, I.N. (1979), "Cognitivism as a general psychological concept of cognitive processes and learning" ["Kognitivizm kak obshchepsikhologicheskaya kontseptsiya poznavatel'nykh protsessov i naucheniya"], Voprosy psikhologii, No. 2, pp. 164-169.
  10. Alekseev, N.G., Zinchenko, V.P., Semenov, I.N. (1981), "The development of theoretical and methodological foundations of ergonomics", Ergonomics: Principles and Recommendations ["Razvitie teoreticheskikh i metodologicheskikh osnov ergonomiki", Ergonomika: printsipy i rekomendatsii], VNIITE, Moscow, pp. 5-60.
  11. Allakhverdov, V.M. (2003), Methodological journey across the ocean of unconscious to mysterious island of the mind [Metodologicheskoe puteshestvie po okeanu bessoznatel'nogo k tainstvennomu ostrovu soznaniya], Rech', St. Petersburg, 368 p.
  12. Anan'ev, B.G. (1931), "On some questions of Marxist-Leninist reconstruction of psychology" ["O nekotorykh voprosakh marksistsko-leninskoi rekonstruktsii psikhologii"], Psikhologiya, No. 3-4, pp. 341.
  13. Andreeva, G.M. (1977), Methodological and theoretical problems of social psychology [Metodologicheskie i teoreticheskie problemy sotsial'noi psikhologii], MGU, Moscow, 204 p.
  14. Andreeva, G.M., Bogomolova, N.N. (1977), Theoretical and methodological problems of social psychology [Teoreticheskie i metodologicheskie problemy sotsial'noi psikhologii], MGU, Moscow, 204 p.
  15. Antonov, N.P. (1953), "Dialectical materialism – theoretical foundation of psychology" ["Dialekticheskii materializm – teoreticheskaya osnova psikhologii"], Voprosy filosofii, No. 1, pp. 195-202.
  16. Antsiferova, L.I. (1976), "On some new methodological developments in the modern Western psychology" ["O nekotorykh novykh metodologicheskikh tendentsiyakh v sovremennoi zarubezhnoi psikhologii"], Voprosy psikhologii, No. 5, pp. 56-69.
  17. Artem'eva, T.I. (1977), Methodological aspect of the ability problem [Metodologicheskii aspekt problemy sposobnostei], Nauka, Moscow, 184 p.
  18. Basov, M.Ya. (1975), "Methodological developments", Selected psychological works. The development of the person as an active figure in the environment (mental development) ["Metodologicheskie zaklyucheniya", Izbrannye psikhologicheskie proizvedeniya. Razvitie cheloveka kak aktivnogo deyatelya v okruzhayushchei srede (psikhologicheskoe razvitie)], Pedagogika, Moscow, pp. 233-246.
  19. Bekhterev, V.M. (1911), "Subject and problems of social psychology" ["Predmet i zadachi obshchestvennoi psikhologii"], Vestn. Znaniya, No. 2, pp. 141-150.
  20. Bekhterev, V.M. (1888), Mind and its boundaries [Soznanie i ego granitsy], Kazan, 120 p.
  21. Bekhterev, V.M. (1909), Problem and method of objective psychology [Zadachi i metod ob"ektivnoi psikhologii], St. Petersburg, 400 p.
  22. Bekhterev, V.M. (1925), Psychology, reflexology and Marxism [Psikhologiya, refleksologiya i marksizm], Leningrad, 80 p.
  23. Blagonadezhina, L.V. (1952), "On the restructuring of psychology on the basis of physiological school of I.P. Pavlov" ["K voprosu o perestroike psikhologii na osnove fiziologicheskogo ucheniya I.P. Pavlova"], Sovetskaya pedagogika, No. 10, pp. 96-104.
  24. Bobneva, M.I., Frolov, I.T. (1989), "Methodological problems in the study of personality", Human being in the system of sciences ["Metodologicheskie problemy izucheniya lichnosti", Chelovek v sisteme nauk], Nauka, Moscow, pp. 462-471.
  25. Boiko, E.I. (1952), "Some issues of psychology restructuring based on the teachings of I.P. Pavlov" ["Nekotorye voprosy perestroiki psikhologii na osnove ucheniya I.P. Pavlova"], Voprosy filosofii, No. 1, pp. 7-16.
  26. Borovskii, V.M. (1929), Psychology from the standpoint of the materialist [Psikhologiya s tochki zreniya materialista], Gosizdat, Moscow, Leningrad, 88 p.
  27. Budilova, E.A. (1972), Philosophical problems in Soviet psychology [Filosofskie problemy v sovetskoi psikhologii], Nauka, Moscow, 332 p.
  28. Budilova, E.A. (1960), The struggle between materialism and idealism in the Russian psychological science [Bor'ba materializma i idealizma v russkoi psikhologicheskoi nauke], AN SSSR, Moscow, 347 p.
  29. Bykovskii, B. (1923), "On the methodological basis of the Freud psychoanalytic teachings" ["O metodologicheskikh osnovaniyakh psikhoanaliticheskogo ucheniya Freida"], Pod znamenem marksizma, No. 11-12, pp. 158-177.
  30. Chelpanov, G.I. (1896), "Brain and mind. Criticism of materialism" ["Mozg i mysl'. Kritika materializma"], Mir Bozhii, No. 1, pp. 28-48.
  31. Chelpanov, G.I. (1912), Brain and soul. Criticism of Materialism: study of modern doctrines of the soul [Mozg i dusha. Kritika materializma: ocherk sovremennykh uchenii o dushe], Moscow, 336 p.
  32. Chelpanov, G.I. (1925), Psychology and Marxism [Psikhologiya i marksizm], Russkii knizhnik, Moscow, 60 p.
  33. Davydov, V.V., Ovchinnikov, N.F. (1990), "Historical and scientific and methodological approaches to the analysis of creativity", The interdisciplinary approach to the study of scientific creativity ["Istoriko-nauchnyi i metodologicheskii podkhody k analizu tvorchestva", Mezhdistsiplinarnyi podkhod k issledovaniyu nauchnogo tvorchestva], Nauka, Moscow, pp. 106-116.
  34. Derkach, A.A., Semenov, I.N., Stepanov, S.Yu. (2002), "Methodology and acmeology of reflexive psychological development of educational systems", Psychology and pedagogy of professional civil service personnel ["Metodologiya i akmeologiya refleksivno-psikhologicheskogo razvitiya obrazovatel'nykh system", Psikhologiya i pedagogika professional'noi deyatel'nosti kadrov gosudarstvennoi sluzhby], RAGS, Moscow, pp. 232-250.
  35. El'konin, D.B. (1966), "On the question of methodology and methods of the children mental development studying", Proceedings of the Eighteenth International Psychological Congress on Psychology. Theses. Vol. 3 ["K voprosu o metodologii i metodike izucheniya psikhicheskogo razvitiya detei", Materialy XVIII Mezhdunarodnogo psikhologicheskogo kongressa po psikhologii. Tezisy. T. 3], Moscow, pp. 64-69.
  36. Evlakhov, A.M. (1910), "Introduction to philosophy of art", The experience of literary-historical methodology. Vol. 1 ["Vvedenie v filosofiyu khudozhestvennogo tvorchestva", Opyt istoriko-literaturnoi metodologii. T. 1], Warsaw, pp. 242-283.
  37. Fel'dshtein, D.I. (1995), Problems of developmental and educational psychology [Problemy vozrastnoi i pedagogicheskoi psikhologii], MPA, Moscow, 368 p.
  38. Frank, S.L. (1917), Human soul [Dusha cheloveka], Moscow, 253 p.
  39. Frankfurt, Yu.V. (1926), "In favour of the revolutionary Marxist view on the psyche", Problems of modern psychology ["V zashchitu revolyutsionno-marksistskogo vzglyada na psikhiku", Problemy sovremennoi psikhologii], Leningrad, pp. 202-244.
  40. Frankfurt, Yu.V. (1930), Plekhanov and methodology of psychology [Plekhanov i metodologiya psikhologii], GIZ, Moscow, Leningrad, 224 p.
  41. Fridman, B.D. (1925), "Basic psychological views of Freud and the theory of historical materialism", Psychoanalysis and Marxism ["Osnovnye psikhologicheskie vozzreniya Z. Freida i teoriya istoricheskogo materializma", Psikhoanaliz i marksizm], Leningrad, pp. 47-80.
  42. Gal'perin, P.Ya. (1966), "Psychology of thinking and teaching about the gradual formation of mental actions", The study of thinking in Soviet psychology ["Psikhologiya myshleniya i uchenie o poetapnom formirovanii umstvennykh deistvii", Issledovvaniya myshleniya v sovetskoi psikhologii], Nauka, Moscow, pp. 236-277.
  43. Gal'perin, P.Ya. (1976), Introduction to Psychology [Vvedenie v psikhologiyu], MGU, Moscow, 150 p.
  44. Gal'perin, P.Ya., Danilova, V.L. (1980), "Education of systematic thinking in the process of small creative problems solving" ["Vospitanie sistematicheskogo m'shleniya v protsesse resheniya malykh tvorcheskikh zadach"], Voprosy psikhologii, No. 1, pp. 31-38.
  45. Georgievskii, A.S. (1976), Methodology and methods of research in the field of medicine [Metodologiya i metodika nauchno-issledovatel'skoi raboty v oblasti meditsiny], Meditsina, Leningrad, 192 p.
  46. Grashchenkov, N.I., Latash, N.P., Feigenberg, I.M. (1963), Philosophical questions of physiology of higher nervous activity and psychology [Filosofskie voprosy fiziologii vysshei nervnoi deyatel'nosti i psikhologii], Moscow, 370 p.
  47. Kal'sin, F.F. (1958), "On the methodological understanding of the psyche and consciousness", Proceedings of the Gorky state pedagogical institute ["O metodologicheskom ponimanii psikhiki i soznaniya", Uch. zap. Gor'kovskogo gos.ped. in-ta], Gorky, pp. 41-76.
  48. Karpov A.V., Semenov I.N., Solondaev, V.K. (2004), Reflective approach to psychological provision of education [Refleksivnyi podkhod v psikhologicheskom obespechenii obrazovaniya], Moscow, Yaroslavl, 240 p.
  49. Karpov, A.V. (2004), Metasystemic organization of level structures of the psyche [Metasistemnaya organizatsiya urovnevykh struktur psikhiki], IP RAN, Moscow, 510 p.
  50. Kedrov, B.M. (1960), "Experience of methodological analysis of scientific discoveries" ["Opyt metodologicheskogo analiza nauchnykh otkrytii"], Voprosy filosofii, No. 5, pp. 63-78.
  51. Kedrov, B.M. (1982), "On the methodological issues of psychology" ["O metodologicheskikh voprosakh psikhologii"], Psikhologicheskii zhurnal, No. 5(13), pp. 3-12.
  52. Kolbanovskii, V.N. (1947), "For Marxist coverage of psychology (About the S.L. Rubinstein textbook "Fundamentals of General Psychology")" ["Za marksistskoe osveshchenie voprosov psikhologii (Ob uchebnike S.L.Rubinshteina "Osnovy obshchei psikhologii")"], Bol'shevik, No. 17, p. 57.
  53. Kol'tsova, V.A. (1995), Ideological and scholarly debates in the history of Soviet psychology [Ideologicheskie i nauchnye diskussii v istorii sovetskoi psikhologii], IP RAN, Moscow, 232 p.
  54. Kornilov, K.A. (1958), "The principles of the methodology study of of the personality of Soviet people" ["Printsipy izucheniya metodologii lichnosti sovetskogo cheloveka"], Voprosy psikhologii, No. 5, pp. 131-141.
  55. Kornilov, K.N. (1925), Psychology and Marxism [Psikhologiya i marksizm], Gosizdat, Leningrad, 243 p.
  56. Kornilov, K.N. (1928), "Comparative importance of the methods of scientific research in the field of psychology" ["Sravnitel'naya znachimost' metodov nauchnogo issledovaniya v oblasti psikhologii"], Psikhologiya, No. 1, pp. 5-27.
  57. Kornilov, K.N. (1929), Psychology textbook, laid from the point of view of dialectical materialism [Uchebnik psikhologii, izlozhennyi s tochki zreniya dialekticheskogo materializma], Uchpedgiz, Moscow, Leningrad, 160 p.
  58. Kornilov, K.N. (1930), "Marxist psychology and the development of socialism", Neuropsychiatric science in the USSR ["Marksistskaya psikhologiya i sotsialisticheskoe stroitel'stvo", Psikhonevrologicheskie nauki v SSSR], Moscow, pp. 12-14.
  59. Kurazov, I.F. (1931), Introduction to historical psychology: Experience of the development of Marxist methodology and psychology [Vvedenie v istoricheskuyu psikhologiyu: Opyt postroeniya marsksistskoi metodologii i psikhologii], Sotsekgiz, Moscow , Leningrad, 182 p.
  60. Kurazov, N.F. (1930), "Methodological results of behavioral congress", Problems of the study and education of the person. Issue 1-2 ["Metodologicheskie itogi povedencheskogo s"ezda", Voprosy izucheniya i vospitaniya lichnosti. Vyp. 1-2], Moscow, Leningrad, pp. 4-5.
  61. Ladenko, I.S., Semenov, I.N. (1996), "The value of the Shchedrovitsky methodology for the formation of reflective pedagogy and psychology of creativity", Intelligent torpedoes ["Znachenie metodologii G.P.Shchedrovitskogo dlya stanovleniya refleksivnoi psikhologii i pedagogiki tvorchestva", Intellektual'nye torpedy], NGU, Novosibirsk, pp. 37-47.
  62. Ladenko, I.S., Semenov, I.N., Stepanov, S.Yu. (1991), Philosophical and psychological studies of reflection [Filosofskie i psikhologicheskie issledovaniya refleksii], NGU, Novosibirsk, 275 p.
  63. Leont'ev, A.N. (1929), "The problem of dialectical method in psychology of memory", Questions of Marxist pedagogy. Issue 1 ["Problema dialekticheskogo metoda v psikhologii pamyati", Voprosy marksistskoi pedagogiki. Vyp. 1], Moscow, pp. 101-110.
  64. Leont'ev, A.N. (1946), "Soviet psychology after the decision of the Central Committee of the CPSU(B) "On paedological distortions in the system of the People's Commissariats for education" on July 4, 1936" ["Sovetskaya psikhologiya posle postanovleniya TsK VKP(b) "O pedologicheskikh izvrashcheniyakh v sisteme Narkomprosov" ot 4 iyulya 1936 g."], Sovetskaya pedagogika, No. 7, pp. 21-31.
  65. Liar, L. (1907), Course in logic (translated from French) [Kurs logiki (per. s fr.)], Vestn. Znaniya, 116 p.
  66. Lomov, B.F. (1984), Methodological and theoretical problems of psychology [Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psikhologii], Nauka, Moscow, 444 p.
  67. Lomov, B.F. (1999), Problems and strategies of psychological research [Problemy i strategiya psikhologicheskogo issledovaniya], Moscow, 204 p.
  68. Lomov, B.F., Rubakhin, V.F., Venda, V.F. (1977), Engineering psychology: theory, methodology, practical application [Inzhenernaya psikhologiya: teoriya, metodologiya, prakticheskoe primenenie], Nauka, Moscow, 304 p.
  69. Losskii, N.O. (1911), Main teaching of psychology in terms of voluntarism [Osnovnye ucheniya psikhologii s tochki zreniya volyuntarizma], Tip. M.M. Stasyulevicha, St. Petersburg, 240 p.
  70. Luriya, A.R. (1932), "Crisis of bourgeois psychology" ["Krizis burzhuaznoi psikhologii"], Psikhologiya, No. 1-2, pp. 63-68.
  71. Luriya, A.R. (1963), Human brain and mental processes. Vol. 1 [Mozg cheloveka i psikhicheskie protsessy. T. 1], Moscow, 476 p.
  72. Luriya, A.R. (1970), Human brain and mental processes. Vol. 2 [Mozg cheloveka i psikhicheskie protsessy. T. 2], Moscow, 494 p.
  73. Mazilov, V.A. (2007), Methodology of psychology: Past and Present [Metodologiya psikhologii: istoriya i sovremennost'], MAPN, Moscow, 364 p.
  74. Methodological issues of historical and scientific research [Metodologicheskie voprosy istoriko-nauchnykh issledovanii], Moscow, 1982, 542 p.
  75. Methodology of historical and psychological research [Metodologiya istoriko-psikhologicheskogo issledovaniya], 1974, Moscow, 367 p.
  76. Mukhametzyanova, G.V., Nadeeva, M.I. (1996), "Humanization of education: methodological approach", Humanization of education – the imperative of the XXI century. Issue 1 ["Gumanizatsiya obrazovaniya: metodologicheskii podkhod", Gumanizatsiya obrazovaniya – imperativ XX veka. Vyp. 1], Naberezhnye Chelny, pp. 44-51.
  77. Myasishchev, V.N. (1966), "The concept of personality in the aspects of normal and pathological", Methodological problems of psychoneurology ["Ponyatie lichnosti v aspektakh normy i pavtologii", Metodologicheskie problemy psikhonevrologii], Leningrad, pp. 39-68.
  78. Myasoed, P.A. (1998), "On systems of psychological knowledge" ["O sistemakh psikhologicheskogo znaniya"], Voprosy psikhologii, No. 1, pp. 55-64.
  79. Myslivchenko, A.G. (1972), Human being as an object of philosophical knowledge [Chelovek kak predmet filosofskogo poznaniya], Mysl', Moscow, 190 p.
  80. Petrovskii, A.V. (1977), "Some methodological aspects of the stratometric concept", Social and psychological problems in a developed socialist society ["O nekotorykh metodologicheskikh aspektakh stratometricheskoi kontseptsii", Sotsial'no-psikhologicheskie problemy v usloviyakh razvitogo sotsialisticheskogo obshchestva], Moscow, pp. 34-44.
  81. Petrovskii, A.V., Yaroshevskii, M.G. (1998), Foundations of theoretical psychology [Osnovy teoreticheskoi psikhologii], Infra-M, Moscow, 525 p.
  82. Piaget, J. (1966), "Psychology, interdisciplinary communication and science system" ["Psikhologiya, mezhdistsiplinarnye svyazi i sistema nauk"], Voprosy filosofii, No. 12, pp. 74-75.
  83. Plotnikov, P.I. (1949), "To clean the Soviet psychology from rootless cosmopolitanism" ["Ochistit' sovetskuyu psikhologiyu ot bezrodnogo kosmopolitizma"], Sovetskaya pedagogika, No. 4, pp. 11-19.
  84. Ponomarev, Ya.A. (1983), Methodological introduction to psychology [Metodologicheskoe vvedenie v psikhologiyu], Nauka, Moscow, 373 p.
  85. Problems of methodology [Problemy metodologii], IF AN SSSR, Moscow, 1984, pp. 107-134.
  86. Problems of methodology and logic of science [Problemy metodologii i logiki nauki], Tomsk, 1962, 230 p.
  87. Problems of methodology of systematic research [Problemy metodologii sistemnogo issledovaniya], Mysl', Moscow, 1972, 342 p.
  88. Ratinov, A.R. (1983), "Methodological issues of legal psychology" ["Metodologicheskie voprosy yuridicheskoi psikhologii"], Psikhologicheskii zhurnal, No. 4, pp. 107-118.
  89. Reflexology and related fields (Materials of the P Conference of methodological Commission of the State Reflexological Institute of the Brain Research named after V.M. Bekhterev) [Refleksologiya i smezhnye napravleniya (Materialy P konferentsii metodologicheskoi komissii Gos. refleksologicheskogo in-ta po izucheniyu mozga im. V.M. Bekhtereva)], Leningrad, 1930, 80 p.
  90. Reisner, M.A. (1923), "Problems of psychology and the theory of historical materialism" ["Problemy psikhologii i teoriya istoricheskogo materializma"], Vestnik sotsialisticheskoi akademii, No. 3, pp. 210-256.
  91. Rogovin, M.A. (1979), Psychological research [Psikhologicheskoe issledovanie], YarGU, Yaroslavl, 66 p.
  92. Rotenberg, V.S., Korosteleva, I.S., Frolov, I.T. (1989), "Methodological approaches to the psycho-physiological study of emotional stress", Human being in the science system ["Metodologicheskie podkhody k psikhofiziologicheskomu issledovaniyu emotsional'nogo napryazheniya", Chelovek v sisteme nauk], Nauka, Moscow, pp. 234-243.
  93. Rozov, M.A. (1984), "Methodological problems of human cognition", Problems of methodology. Social and humanitarian knowledge and its methodology peculiarities ["Metodologicheskie problemy gumanitarnogo poznaniya", Problemy metodologii. Sotsial'no-gumanitarnoe poznanie i osobennosti ego metodologii], IF AN SSSR, Moscow, pp. 66-85.
  94. Rubinshtein, S.L. (1983), "Problems of psychology in the writings of Karl Marx" ["Problemy psikhologii v trudakh K. Marksa"], Voprosy psikhologii, No. 2, pp. 8-24.
  95. Rubinshtein, S.L. (1986), "The principle of creative independent action" ["Printsip tvorcheskoi samodeyatel'nosti"], Voprosy psikhologii, No. 4, pp. 101-107.
  96. Sapir, I.D. (1930), "On the question of Marxist methodology in the science of behavior", Transcript of the First All-Union Behavioral Congress ["K voprosu o marksistskoi metodologii v nauke o povedenii", Stenograficheskii otchet o 1-om Vsesoyuznom povedencheskom s"ezde], Moscow, pp. 264-289.
  97. Scientific session on the issues of physiological teaching of I.P. Pavlov. June 28 – July 4, 1950 [Nauchnaya sessiya, posvyashchennaya problemam fiziologicheskogo ucheniya akademika I.P. Pavlova. 28 iyunya – 4 iyulya 1950 g.], Moscow, 1950, 734 p.
  98. Sechenov, I.M. (1957), "Who and how has to develop a psychology", Selected Works ["Komu i kak razrabatyvat' psikhologiyu", Izbrannye proizvedeniya], AN SSSR, Moscow, pp. 172-268.
  99. Semenov, I.N. (1979), "The experience of creative thinking", Formation of cognitive activity of students ["Opyt formirovaniya tvorcheskogo myshleniya", Formirovanie poznavatel'noi deyatel'nosti studentov], MordGU, Saransk, pp. 35-39.
  100. Semenov, I.N. (1982), "Methodological problems of systemic study of mental activity", System study. Methodological problems. Yearbook-1982 ["Metodologicheskie problemy sistemnogo issledovaniya myslitel'noi deyatel'nosti", Sistemnye issledovaniya. Metodologicheskie problemy. Ezhegodnik-1982], Nauka, Moscow, pp. 301-319.
  101. Semenov, I.N. (1989), "Psychology of reflection in the scientific creativity of S.L. Rubinshtein" ["Psikhologiya refleksii v nauchnom tvorchestve S.L. Rubinshteina"], Psikhologicheskii zhurnal, No. 4(10), pp. 67-74.
  102. Semenov, I.N. (1992), "Methodological basis of the Moscow School of reflexive human psychology and pedagogy of creativity", Methodological concepts and schools in the USSR (1951-1991) ["Metodologicheskie osnovy Moskovskoi shkoly refleksivno-gumanitarnoi psikhologii i pedagogiki tvorchestva", Metodologicheskie kontseptsii i shkoly v SSSR (1951-1991)], NGU, Novosibirsk, pp. 35-56.
  103. Semenov, I.N. (1994), Reflexive and creative approach to continuous professional education (methodology of interaction of psychology, acmeology, conflictology, andragogics) [Refleksivno-tvorcheskii podkhod v nepreryvnom professional'nom obrazovanii (metodologiya vazimodeistviya psikhologii, akmeologii, konfliktologii, androgogiki)], BiGPI, Biysk, 36 p.
  104. Semenov, I.N. (1996), "Methodological status of acmeology as an emerging science" ["Metodologicheskii status akmeologii kak formiruyushcheisya nauki"], Akmeologiya, No. 2, pp. 4-11.
  105. Semenov, I.N. (2000), Trends in the development of psychology of thinking, reflection, and cognitive activity [Tendentsii razvitiya psikhologii myshleniya, refleksii i poznavatel'noi aktivnosti], MPSI, MODEK, Moscow, Voronezh, 64 p.
  106. Semenov, I.N. (2004), "The development of the N.G. Alekseev concept against the development of methodological-reflexive approach" ["Razvitie kontseptsii N.G.Alekseeva na fone razvitiya refleksivno-metodologicheskogo podkhoda"], Kentavr. Metodologicheskii i igrotekhnicheskii al'manakh, No. 34, pp. 35-38.
  107. Semenov, I.N. (2013), "The methodology of reflective psychology of objects perception and individuality self-perception" ["Metodologiya refleksivnoi psikhologii vospriyatiya ob"ektov i samovspriyatiya individual'nosti"], Mir psikhologii, No. 1, pp. 131-148.
  108. Semenov, I.N., "Bekhterev Vladimir Mikhailovich. Pavel Petrovich Blonskii. Lev Semenovich Vygotskii. Soul. Desire. Individuality. Külpe Oswald", The Great Soviet Encyclopedia. 3rd ed. ["Bekhterev Vladimir Mikhailovich. Blonskii Pavel Petrovich. Vygotskii Lev Semenovich. Dusha. Individual'nost'. Kyul'pe Osval'd", Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya. 3-e izd.], SE, Moscow, 1970-1973.
  109. Semenov, I.N., Boldina, T.G. (2003), Reflexive and organizational problems of the formation of thinking and personality in education and management [Refleksivno-organizatsionnye problemy formirovaniya myshleniya i lichnosti v obrazovanii i upravlenii], IRPTiGO, Moscow, 247 p.
  110. Semenov, I.N., Leont'ev, A.N. (1977), "On the normative analysis of cognitive activity in creative problems solving", Psychological study. Issue 7 ["K normativnomu analizu poznavatel'noi deyatel'nosti pri reshenii tvorcheskikh zadach", Psikhologicheskie issledovaniya. Vyp. 7], MGU, Moscow, pp. 39-49.
  111. Semenov, I.N., Martsinkovskaya, T.D., Yurevich, A.V. (2009), "Systemic-methodological and historical-scientific reflection of the progress of creative thinking psychology", Psychology progress: criteria and features ["Sistemno-metodologicheskaya i istoriko-nauchnaya refleksiya progressa psikhologii tvorcheskogo myshleniya", Progress psikhologii: kriterii i priznaki], IP RAN, Moscow, pp. 210-237.
  112. Semenov, I.N., Petrovskii, A.V. (1973), "Methodology to the study of personality behavior in the group at the discursive creative problems solving", Personality in a psychological experiment ["Metodika issledovaniya povedeniya lichnosti v gruppe pri diskursivnom reshenii tvorcheskikh zadach", Lichnost' v psikhologicheskom eksperimente], MGPI, Moscow, pp. 93-114.
  113. Semenov, I.N., Stepanov, S.Yu. (1982), "Philosophical and methodological problems of modern science" ["Filosofsko-metodologicheskie problemy sovremennoi nauki"], Voprosy filosofii, No. 4, pp. 141-143.
  114. Semenov, I.N., Stepanov, S.Yu. (1992), Reflexive psychology and pedagogy of creative thinking [Refleksivnaya psikhologiya i pedagogika tvorcheskogo myshleniya], ZGU, Zaporizhzhyaб 224 p.
  115. Semenov, I.N., Zinchenko, V.P., Leont'ev, A.N., Munipov, V.M., Yudin, E.G. (1976), "The experience of the activity approach to the experimental psychological study of cognition (based on creative problems solving)", Methodological problems of activities study ["Opyt deyatel'nostnogo podkhoda k eksperimental'no-psikhologicheskomu issledovaniyu myshleniya (na materiale resheniya tvorcheskikh zadach)", Metodologicheskie problemy issledovaniya deyatel'nosti], VNIITE, Moscow, pp. 148-188.
  116. Shadrikov, V.D. (1982), The problem of systemogenesis of professional activity [Problema sistemogeneza professional'noi deyatel'nosti], Nauka, Moscow, 185 p.
  117. Shchedrovitskii, G.P. (2004), Psychology and Methodology (1): Schematization and conditions of the development of the concepts of gradual formation of mental efforts [Psikhologiya i metodologiya (1): Skhematizatsiya i usloviya vozniknoveniya kontseptsii poetapnogo formirovaniya umstvennykh deistvii], Put', Moscow, 368 p.
  118. Shevarev, P.A. (1960), "The study of the material substrate of mental processes in studies of Soviet psychologists" ["Izuchenie material'nogo substrata psikhicheskikh protsessov v issledovaniyakh sovetskikh psikhologov"], Voprosy psikhologii, No. 2, pp. 35-47.
  119. Shilkov, Yu.M. (1992), Epistemological foundations of mental activity [Gnoseologicheskie osnovy myslitel'noi deyatel'nosti], SPbU, St. Petersburg, 185 p.
  120. Shorokhova, E.A. (1969), "Some methodological issues of personality psychology", Problems of the individual (Symposium materials) ["Nekotorye metodologicheskie voprosy psikhologii lichnosti", Problemy lichnosti (materialy simpoziuma)], Moscow, pp. 29-30.
  121. Shorokhova, E.V. (1969), Methodological and theoretical problems of psychology [Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psikhologii], Moscow, 376 p.
  122. Shorokhova, E.V. (1975), Methodological problems of social psychology [Metodologicheskie problemy sotsial'noi psikhologii], Moscow, 295 p.
  123. Shorokhova, E.V. (1977), Methodology and methods of social psychology [Metodologiya i metody sotsial'noi psikhologii], Moscow, 247 p.
  124. Shvyrev, V.S. (1988), Analysis and trends of methodological research [Analiz i napravleniya metodologicheskikh issledovanii], Nauka, Moscow, 382 p.
  125. Sikorskii, I.A. (1912), General psychology including physiology [Vseobshchaya psikhologiya s fiziologiei], Kiev, 770 p.
  126. Smirnov, A.A. (1952), "The position of psychology and its restructuring based on the teachings of I.P. Pavlov" ["Sostoyanie psikhologii i ee perestroika na osnove ucheniya I.P. Pavlova"], Sovetskaya pedagogika, No. 8, pp. 61-68.
  127. Sokolov, N.A. (1964), "On the system of concepts in psychology" ["O sisteme ponyatii v psikhologii"], Voprosy psikhologii, No. 2, pp. 167-170.
  128. Stadlin, A.Ts. (1874), "Reflex" before the court of reflection (On the "Psychological essays" of professor Sechenov)" ["Refleks" pered sudom refleksii (Po povodu "Psikhologicheskikh etyudov" professora Sechenova)"], Russkii vestnik, No. 10, pp. 848-849.
  129. Stepanov, S.Yu., Semenov, I.N. (1985), "Psychology of reflection: Issues and researches" ["Psikhologiya refleksii: problemy i issledovaniya"], Voprosy psikhologii, No. 3, pp. 31-40.
  130. Strakhov, N.N. (1870), From the debates about the soul [Iz sporov o dushe], Moscow, 374 p.
  131. Strakhov, N.N. (1886), On the basic concepts of psychology and physiology [Ob osnovnykh ponyatiyakh psikhologii i fiziologii], Tip. br. Panteleevykh, St. Petersburg, 317 p.
  132. Talankin, A.A. (1931), "Against Menshevist idealism in psychology" ["Protiv men'shevinstvuyushchego idealizma v psikhologii"], Psikhologiya, No. 1(1), pp. 3-37.
  133. Telyatnikov, G.V. (2004), Methodology and theory of psychological science [Metodologiya i teoriya psikhologicheskikh nauk], TIEP, KIEP, Tver, 72 p.
  134. Teplov, B.M. (1952), On the objective method in psychology [Ob ob"ektivnom metode v psikhologii], Moscow, 46 p.
  135. Ushinskii, K.D. (1968), Human being as an object of education. Vol. 1 [Chelovek kak predmet vospitaniya. T. 1], St. Petersburg, 770 p.
  136. Vasilyuk, F.E. (1996), "The methodological implications of psychological schism" ["Metodologicheskii smysl psikhologicheskogo skhizisa"], Voprosy psikhologii, No. 6, pp. 25-40.
  137. Velichkovskii, B.M., Zinchenko, V.P. (1979), "Methodological problems of modern cognitive psychology" ["Metodologicheskie problemy sovremennoi kognitivnoi psikhologii"], Voprosy filosofii, No. 7, pp. 67-79.
  138. Venda, V.F. (1977), "Methodological problems of adaptive information interaction", Engineering Psychology ["Metodologicheskie problemy adaptivnogo informatsionnogo vzaimodeistviya", Inzhenernaya psikhologiya], Nauka, Moscow, pp. 55-66.
  139. Vetrov, A.A. (1973), Methodological problems of modern linguistics (Critical analysis of the main directions of structuralism) [Metodologicheskie problemy sovremennoi lingvistiki (Kriticheskii analiz osnovnykh napravlenii strukturalizma)], Vysshaya shkola, Moscow, 96 p.
  140. Voiskunskii, A.E. (1999), Traditions and perspectives of the activity approach in psychology. A.N. Leontiev school [Traditsii i perspektivy deyatel'nostnogo podkhoda v psikhologii. Shkola A.N. Leont'eva], Smysl, Moscow, 425 p.
  141. Voitik, I.M., Semenov, I.N., Derkach, A.A. (1998), "The development of reflexivity of social-professional thinking of civil servants: acmeological approach", Acmeology: methodology, methods and techniques ["Razvitie refleksivnosti sotsial'no-professional'nogo myshleniya gosudarstvennykh sluzhashchikh: akmeologicheskii podkhod", Akmeologiya: metodologiya, metody i tekhnologii], RAGS, Moscow, pp. 87-102.
  142. Vvedenskii, A.I. (1917), Psychology without any metaphysics [Psikhologiya bez vsyakoi metafiziki], Pavlograd, 536 p.
  143. Vygotskii, L.S. (1983), "The historical meaning of psychological crisis. Methodological study", Works in 6 vols. Vol. 1 ["Istoricheskii smysl psikhologicheskogo krizisa. Metodologicheskoe issledovanie", Soch. v 6 tomakh. T. 1], Pedagogika, Moscow, pp. 291-436.
  144. Vygotskii, L.S., "On some methodological issues. Scientific conference abstracts of the Institute of Scientific Pedagogy at the second MSU. Year 1929", Scientific archive of the Academy of Pedagogical Sciences of the USSR ["O nekotorykh metodologicheskikh voprosakh. Tezisy dokl. V In-te nauch. Pedagogiki pri 2-om MGU. 1929", Nauch. arkhiv APN CCCR], File No. 4, List No. 103, pp. 51-52, 73-74.
  145. Yaroshevskii, M.G. (1974), Psychology in the XX century [Psikhologiya v XX stoletii], Moscow, 448 p.
  146. Yudin, B.G. (1986), Methodology as a field of science learning [Metodologiya kak napravlenie izucheniya nauki], Nauka, Moscow, 264 p.
  147. Yudin, E.G. (1978), System approach and activity principle [Sistemnyi podkhod i printsip deyatel'nosti], Nauka, Moscow, 391 p.
  148. Yurevich, A.V. (1999), "Systemic crisis of psychology" ["Sistemnyi krizis psikhologii"], Voprosy psikhologii, No. 2, pp. 3-11.
  149. Yurkevich, P.D. (1862), "Language for physiologists and psychologists" ["Yazyk dlya fiziologov i psikhologov"], Russkii vestnik, No. 4, pp. 912-934.
  150. Yurkevich, P.D. (1862), "Language for physiologists and psychologists" ["Yazyk dlya fiziologov i psikhologov"], Russkii vestnik, No. 5, pp. 375-392.
  151. Yurkevich, P.D. (1862), "Language for physiologists and psychologists" ["Yazyk dlya fiziologov i psikhologov"], Russkii vestnik, No. 6, pp. 733-766.
  152. Yurkevich, P.D. (1862), "Language for physiologists and psychologists" ["Yazyk dlya fiziologov i psikhologov"], Russkii vestnik, No. 8, pp. 661-704.
  153. Zaluzhnyi, A.S. (1930), The study on the group. Methodology. Children group [Uchenie o kollektive. Metodologiya. Detskii kollektiv], Rabotnik prosveshcheniya, Moscow, Leningrad, 300 p.
  154. Zhdan, A.N., Tikhomirov, O.K. (1987), "Position and prospects of the development of the history of Soviet" psychology ["Sostoyanie i perspektivy razvitiya istorii otechestvennoi psikhologii"], Vestnik MGU. Seriya 14. Psikhologiya, No. 3, pp. 55-62.
  155. Zinchenko, V.P., Gordon, V.M. (1976), "Methodological problems of psychological analysis of activity", System study. Yearbook. 1975 ["Metodologicheskie problemy psikhologicheskogo analiza deyatel'nosti", Sistemnye issledovaniya. Ezhegodnik. 1975], Nauka, Moscow, pp. 82-127.
  156. Zinchenko, V.P., Leont'ev, A.N., Lomov, B.F., Munipov, V.M. (1972), "Methodological problems of ergonomics" ["Metodologicheskie problemy ergonomiki"], Tekhnicheskaya estetika, No. 2, pp. 1-4.
  157. Zinchenko, V.P., Leont'ev, A.N., Munipov, V.M., Yudin, E.G. (1976), Methodological aspects of the activity study. Ergonomics – Proceedings of the All-Russian Research Institute of Technical Aesthetics. Issue 10 [Metodologicheskie problemy issledovaniya deyatel'nosti. Ergonomika – Trudy VNIITE. Vyp. 10], VNIITE, Moscow, 251 p.
  158. Zinchenko, V.P., Smironov, S.D. (1983), Methodological issues of psychology [Metodologicheskie voprosy psikhologii], MGU, Moscow, 164 p.
Файлы / Files 2-semenov.pdf

Выходные данные журнала «Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования», в котором размещена статья / Publisher's imprint of the journal "Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches", which includes the article