Главная страница Контактные данные Карта проекта FAQ Форма заказа News

Научная статья по психологии «Рефлексивно-психологическое обеспечение инновационного педагогического опыта в современном гимназическом образовании»

Article "Reflexive psychological support of innovative pedagogical experience in the modern upper secondary education"

Наши услуги

Рецензируемые журналы

Архив

Оплата

Подписка

Методический раздел

Информация
Подбор оппонентов

Архивные данные статьи Болдиной Т.Г., Семёнова И.Н.

Archival data of the article written by Boldina T.G., Semenov I.N.

Выходные данные научной статьи / Article output data

Страницы / Pages 9-34
Тип / Type [RAR] – Научная статья
Коды / Numbers [УДК] 373.1
Заглавие / Title
[RUS]
Рефлексивно-психологическое обеспечение инновационного педагогического опыта в современном гимназическом образовании
[ENG]
Reflexive psychological support of innovative pedagogical experience in the modern upper secondary education
Авторы / Authors
[RUS]
Болдина
Тамара Герасимовна
Член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук, директор,
Гимназия № 1526
[ENG]
Boldina
Tamara Gerasimovna
Corresponding member of the Academy of Pedagogical and Social Sciences, headmaster,
Gymnasium No. 1526
[RUS]
Семёнов
Игорь Никитович
Доктор психологических наук, профессор,
Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики
[ENG]
Semenov
Igor' Nikitovich
Full doctor of Psychology, professor,
Higher School of Economics – National Research University
Аннотация / Abstract
[RUS]
В статье рассматриваются теоретико-прикладные вопросы рефлексивно- психологического обеспечения инновационного поликультурного образования. В связи с этим анализируется, концептуализируется и обобщается инновационный опыт деятельности педагогического коллектива одной из столичных гимназий с позиций рефлексивно-творческой психологии и рефлексивно-деятельностной педагогики. При этом характеризуется учебная и исследовательская деятельность учащихся, а также психолого- педагогическое обеспечение работы учителей в ресурсном центре гимназии, где эффективно применяются в образовательной практике достижения рефлексивной психологии и педагогики.
[ENG]
Upper secondary education is an important component of the modern educational system based on both traditional and innovative (including reflexive and project) approaches. The study of reflection in general psychological and pedagogical aspects being is carried out at the leading psychological institutions. It is an important component of creative thinking and aptitudes of students.
The philosophical idea of reflection as an awareness, upheaval, restructuring of the contents of consciousness, as well as values, bases and means of purposeful activity presents a theoretical basis of the authors' psychological and pedagogical research. These perceptions serve as conceptual principles, methodological tools and reflexive technologies of reflexive-psychological support of innovative pedagogical activities in the course of upper secondary multicultural education.
The gymnasium implemented organizational and pedagogical innovations in the process of basic secondary education: the introduction of electronic journals/diaries; the development of the evaluation system of students' achievements; projecting the system of the students' development and health maintenance. The emergence of electronic media allowed making the educational process and learning outcomes open and accessible for parent community and society.
Текст / Text
[RUS]
Введение Гимназическое образование является важной составляющей...
Ключевые слова / Keywords
[RUS]
Психология
педагогика
инновационное обучение
рефлексия
деятельность
мышление
творчество
поликультурное образование
личность
развитие
воспитание
исследование
управление
ресурсный центр
гимназия
рефлетехнологии
[ENG]
Psychology
pedagogy
innovative teaching
reflection
activity
thinking
creativity
multicultural education
identity
development
education
research
management
resource center
gymnasium
reflexive technologies
Библиография / References
[RUS]
  1. Алексеев Н.Г., Зарецкий В.К., Семенов И.Н. К разработке комплексных средств диагностики индивидуальных особенностей мышления // Психодиагностика и школа. – Таллинн: ИП ЭССР, 1980. – С. 75-77.
  2. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2002. – № 1. – С. 24-33.
  3. Болдина Т.Г. Образовательные ресурсы на основе рефлексивно-деятельностной педагогики // Пути, средства и возможности модернизации образовательной системы. – М.: РАО-АПСН, МПСИ, 2009.
  4. Болдина Т.Г., Давыдова Г.И., Семенов И.Н. Развитие личности учащихся в процессе формирования рефлексивно-диалогического взаимодействия в классе // Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в образовании и управлении. – М.: ИРПТиГО, 2003. – С. 150-161.
  5. Болдина Т.Г., Семенов И.Н. Психолого-педагогическая специфика рефлексивного управления и личностного развития в социально-образовательных системах // Психическое развитие в онтогенезе: закономерности и возможности. – М.: РГГУ, 1994.
  6. Болдина Т.Г., Семенов И.Н. Развитие рефлексивной культуры как компонента нравственного воспитания учащейся молодежи // Известия АПСН. – М.: РАО- АПСН-МПСИ, 2010.
  7. Болдина Т.Г., Семенов И.Н. Научно-практическая конференция учащихся «Человек в изменяющемся мире» как инновационный педагогический способ рефлексивного развития личности // Известия РАО. – 2012. – № 2(22). – С. 213-217.
  8. Болдина Т.Г., Семенов И.Н. Человек в изменяющемся мире. Сборники докладов на исследовательских конференциях учащихся. – М.: ЮОУО-АПСН- ИРПТиГО, 2004-2013.
  9. Берулава М.Н., Семенов И.Н., Берулава Г.А. Концепция и программа развития общеобразовательной школы. – Сочи: СФ ИТОиП РАО, 1998. – 75 с.
  10. Борискина А.А. Семенов И.Н. Особенности взаимодействия подростков в поликультурном образовательном пространстве средней школы // Научное наследие Т.И. Шамовой и его влияние на решение актуальных проблем современного образования. В 2 тт. – М. МПГУ, 2011. – Т. 1. – С. 135-140.
  11. Борискина А.А., Семенов И.Н. Формирование нравственной позиции подростков в условиях поликультурной среды детских образовательных учреждений московского региона. – М.: УРАО, 2011. – 229 с.
  12. Дюков В.М., Семенов И.Н., Шайхутдинова Р.В. Рефлексивно-деятельностная педагогика: учитель для «Новой школы» // Эксперимент и инновации в школе. – 2011. – № 1. – С. 2-9.
  13. Дюков В.М., Семенов И.Н., Шайхутдинова Р.В. Основания для разработки стратегии развития школ // Муниципальное образование. – 2010. – № 6. – С. 22-29.
  14. Карпов А.В., Cеменов И.Н., Солондаев В.К. Рефлексивный подход в психологическом обеспечении образования. – М.-Ярославль: ЯрГУ, 2003. – 240 c.
  15. Каштанов В.В., Семенов И.Н. Проблемы военно-профессиональной подготовки в образовательных учреждениях российской оборонной спортивно- технической организации. – М.: Логос, 2000. – 132 с.
  16. Лаптева О.И., Войтик И.М., Семенов И.Н. Рефлексивное мышление педагогов. – Омск: ООИПКРО, 2003. – 117 с.
  17. Оржековский П.А. Формирование у учащихся опыта творческой деятельности на практических занятиях по химии. Методические рекомендации учителю. – М.: ИОСО РАО, 1997. – 121 с.
  18. Оржековский П.А., Семенов И.Н. Междисциплинарное взаимодействие научных школ в педагогическом обеспечении образования // Современные направления развития педагогической мысли и педагогики И.Е. Шварца: материалы международной научно-практической конференции. – Пермь: ПГПУ, 2009. – С. 262-271.
  19. Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии. Творчество и педагогика. – М.: ИФ АН СССР, 1988. – 280 с.
  20. Похмелкина Г.Ф., Семенов И.Н. Рефлексивно-творческий подход к процессу повышения квалификации и переквалификации педагогов // Активные методы обучения педагогов и руководителей учреждений образования. – Пермь: ПГПИ, 1993. – С. 13-27.
  21. Проектно-исследовательский подход в рефлексивной психологии инновационного образования / Отв. ред.-сост. И.Н.Семенов, Т.Г.Болдина. – Ногинск: Аналитика Родис, 2011. – 402 с.
  22. Семенов И.Н. Экзистенциально-психологический и рефлексивно-акмеологический подходы к изучению одаренных и личностной ориентации непрерывного образования // Психолого-педагогические аспекты перестройки образования. – Тверь.-СПб.: ТГУ, 1994. – С. 78-82.
  23. Семенов И.Н. Поликультурное образование как ключевое направление решения миграционных проблем // Известия Академии педагогических и социальных наук. – М., 2007. – Т. ХI. – С. 398-403.
  24. Семенов И.Н. Научная школа рефлексивно-гуманитарной психологии и педагогики творчества // Научные школы России. – М.: РАЕ, 2010. – C. 317-332.
  25. Семенов И.Н. Рефлексивно-деятельностная педагогика // Практична психологiя та соцiальна робота. – 2011. – № 2. – C. 5-11.
  26. Семенов И.Н. К столетию психологического института РАО. Вехи, направления и методология исследований рефлексии в московском Институте психологии // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2012. – № 4. – С. 76-107.
  27. Семенов И.Н. Семидесятилетие кафедры общей психологии МГУ // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2012. – № 5-6. – C. 112-133.
  28. Cеменов И.Н. Рефлексивный подход в формировании и развитии личностно- профессионального самосознания студентов как фактор модернизации высшего образования. – М.: ФИРО, 2013. – 80 c.
  29. Семенов И.Н. Методологические принципы и рефлетехнологии как средства инновационного образования // Мир психологии. – 2013. – № 3. – С. 112-120.
  30. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Метод полилога развития творческого мышления // Мысли о мыслях / Ред. И.С. Ладенко. – Новосибирск: НГУ, 1995. – Т. 1. – С. 35-42.
  31. Семенов И.Н., Степанов С.Ю., Зарецкий В.К. Системно-психологическое изучение и критериально-ориентированная диагностика творческого мышления одаренных учащихся // Проблемы школьной психодиагностики. – Бийск: БГПИ, 1991. – С. 28-43.
  32. Тишков В.А. Культурное многообразие в современном мире // Известия АПСН. – М., 2005. – Т. IХ. – С. 11-21.
  33. Тюльпанова О., Селютина Г., Семенов И. Методологические основания инновационной работы. Монография (на русском языке). – Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. – 420 с.
  34. Журавлев А.Л., Пономарев Я.А., Семенов И.Н. Психология творчества: школа Я.А. Пономарева / Под ред. Д.В. Ушакова. – М.: ИП РАН, 2006. – 624 с.
  35. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства. – М.: МПСИ, Флинта, 1997. – 160 с.
  36. Шадриков В.Д. Роль рефлексии и рефлексивности в развитии способностей учащихся // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2012. – № 4. – С. 133-144.
[ENG]
  1. Alekseev, N.G., Leontovich, A.V. (2002), "The concept of the development of students' research activities" ["Kontseptsiya razvitiya issledovatel'skoi deyatel'nosti uchashchikhsya"], Issledovatel'skaya rabota shkol'nikov, No. 1, pp. 24-33.
  2. Alekseev, N.G., Zaretskii, V.K., Semenov, I.N. (1980), "On the elaboration of integrated diagnostic tools of the individual thinking characteristics", Psychodiagnostics and school ["K razrabotke kompleksnykh sredstv diagnostiki individual'nykh osobennostei myshleniya", Psikhodiagnostika i shkola], IP ESSR, Tallinn, pp. 75-77.
  3. Berulava, M.N., Semenov, I.N., Berulava, G.A. (1998), Concept and program of the comprehensive school development [Kontseptsiya i programma razvitiya obshcheobrazovatel'noi shkoly], SF ITOiP RAO, Sochi, 75 p.
  4. Boldina, T.G. (2009), "Educational resources on the basis of reflexive-pragmatist pedagogy", Ways, means and opportunities of upgrading the educational system ["Obrazovatel'nye resursy na osnove refleksivno-deyatel'nostnoi pedagogiki", Puti, sredstva i vozmozhnosti modernizatsii obrazovatel'noi sistemy], RAO-APSN, MPSI, Moscow.
  5. Boldina, T.G., Davydova, G.I., Semenov, I.N. (2003), "Personal development of students in the process of the formation of reflexive dialogic interaction in the class", Reflexive-organizational problems of the formation of thought and personality in education and management ["Razvitie lichnosti uchashchikhsya v protsesse formirovaniya refleksivno-dialogicheskogo vzaimodeistviya v klasse", Refleksivno-organizatsionnye problemy formirovaniya myshleniya i lichnosti v obrazovanii i upravlenii], IRPTiGO, Moscow, pp. 150-161.
  6. Boldina, T.G., Semenov, I.N. (1994), "Psycho-pedagogical specificity of reflexive menegement and personal development in the socio-educational systems", Mental development in ontogenesis: patterns and opportunities ["Psikhologo-pedagogicheskaya spetsifika refleksivnogo upravleniya i lichnostnogo razvitiya v sotsial'no-obrazovatel'nykh sistemakh", Psikhicheskoe razvitie v ontogeneze: zakonomernosti i vozmozhnosti], RGGU, Moscow.
  7. Boldina, T.G., Semenov, I.N. (2004-2013), Human being in a changing world. Collections of reports on students' research conferences [Chelovek v izmenyayushchemsya mire. Sborniki dokladov na issledovatel'skikh konferentsiyakh uchashchikhsya], YuOUO-APSN-IRPTiGO, Moscow.
  8. Boldina, T.G., Semenov, I.N. (2010), "The development of reflexive culture as a component of students' moral education", Bulletin of the Academy of Pedagogical and Social Sciences ["Razvitie refleksivnoi kul'tury kak komponenta nravstvennogo vospitaniya uchashcheisya molodezhi", Izvestiya APSN], RAO-APSN-MPSI, Moscow.
  9. Boldina, T.G., Semenov, I.N. (2012), "Scientific-practical conference for students "Human being in a changing world" as an innovative teaching method of the personality reflexive development" ["Nauchno-prakticheskaya konferentsiya uchashchikhsya "Chelovek v izmenyayushchemsya mire" kak innovatsionnyi pedagogicheskii sposob refleksivnogo razvitiya lichnosti"], Izvestiya RAO, No. 2(22), pp. 213-217.
  10. Boriskina, A.A. Semenov, I.N. (2011), "Features of interaction of adolescents in a multicultural educational environment at secondary school", Scientific heritage of T.I. Shamova and its impact on solving urgent problems of modern education. In 2 vols. Vol. 1 ["Osobennosti vzaimodeistviya podrostkov v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve srednei shkoly", Nauchnoe nasledie T.I. Shamovoi i ego vliyanie na reshenie aktual'nykh problem sovremennogo obrazovaniya. V 2 tt.], MPGU, Moscow, pp. 135-140.
  11. Boriskina, A.A., Semenov, I.N. (2011), Formation of moral position of adolescents in a multicultural environment of children's educational institutions of the Moscow region [Formirovanie nravstvennoi pozitsii podrostkov v usloviyakh polikul'turnoi sredy detskikh obrazovatel'nykh uchrezhdenii moskovskogo regiona], URAO, Moscow, 229 p.
  12. Dyukov, V.M., Semenov, I.N., Shaikhutdinova, R.V. (2010), "Reasons for the school strategy development" ["Osnovaniya dlya razrabotki strategii razvitiya shkol"], Munitsipal'noe obrazovanie, No. 6, pp. 22-29.
  13. Dyukov, V.M., Semenov, I.N., Shaikhutdinova, R.V. (2011), "Reflexive-pragmatist pedagogy: a teacher for "New School" ["Refleksivno-deyatel'nostnaya pedagogika: uchitel' dlya "Novoi shkoly"], Eksperiment i innovatsii v shkole, No. 1, pp. 2-9.
  14. Fel'dshtein, D.I. (1997), Social development in space-time of the Childhood [Sotsial'noe razvitie v prostranstve-vremeni Detstva], MPSI, Flinta, Moscow, 160 p.
  15. Karpov, A.V., Cemenov, I.N., Solondaev, V.K. (2003), Reflective approach in psychological educational support [Refleksivnyi podkhod v psikhologicheskom obespechenii obrazovaniya], YarGU, Yaroslavl, Moscow, 240 p.
  16. Kashtanov, V.V., Semenov, I.N. (2000), Problems of professional military training in educational institutions of the Russian Defense Sports and Technical Organization [Problemy voenno-professional'noi podgotovki v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh rossiiskoi oboronnoi sportivno-tekhnicheskoi organizatsii], Logos, Moscow, 132 p.
  17. Lapteva, O.I., Voitik, I.M., Semenov, I.N. (2003), Reflexive thinking of educators [Refleksivnoe myshlenie pedagogov], OOIPKRO, Omsk, 117 p.
  18. Orzhekovskii, P.A. (1997), The development of students' experience of creative activity on the practical chemistry classes. Guidelines for teacher [Formirovanie u uchashchikhsya opyta tvorcheskoi deyatel'nosti na prakticheskikh zanyatiyakh po khimii. Metodicheskie rekomendatsii uchitelyu], IOSO RAO, Moscow, 121 p.
  19. Orzhekovskii, P.A., Semenov, I.N. (2009), "Interdisciplinary interaction of scientific schools in the pedagogical support of education", Modern directions of the development of pedagogical thought and pedagogy of I.E. Schwartz: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference ["Mezhdistsiplinarnoe vzaimodeistvie nauchnykh shkol v pedagogicheskom obespechenii obrazovaniya", Sovremennye napravleniya razvitiya pedagogicheskoi mysli i pedagogiki E.I. Shvartsa: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii], PGPU, Perm, pp. 262-271.
  20. Pokhmelkina, G.F., Semenov, I.N. (1993), "Reflexive and creative approach to the process of training and retraining of teachers", Active teaching methods for teachers and heads of educational institutions ["Refleksivno-tvorcheskii podkhod k protsessu povysheniya kvalifikatsii i perekvalifikatsii pedagogov", Aktivnye metody obucheniya pedagogov i rukovoditelei uchrezhdenii obrazovaniya], PGPI, Perm, pp. 13-27.
  21. Ponomarev, Ya.A., Semenov, I.N., Stepanov, S.Yu. (1988), Psychological and pedagogical aspects of creativity and reflection development. Creativity and Pedagogy [Psikhologo-pedagogicheskie aspekty razvitiya tvorchestva i refleksii. Tvorchestvo i pedagogika], IF AN SSSR, Moscow, 280 p.
  22. Semenov, I.N. (1994), "Existential-psychological and reflexive-acmeological approaches to the study of the talented and personal orientation of recurrent education", Psycho-pedagogical aspects of the education restructuring ["Ekzistentsial'no-psikhologicheskii i refleksivno-akmeologicheskii podkhody k izucheniyu odarennykh i lichnostnoi orientatsii nepreryvnogo obrazovaniya", Psikhologo-pedagogicheskie aspekty perestroiki obrazovaniya], TGU, St. Petersburg, Twer, pp. 78-82.
  23. Semenov, I.N. (2007), "Multicultural education as a key area to solving migration issues", Proceedings of the Academy of Pedagogical and Social Sciences. Vol. 11 ["Polikul'turnoe obrazovanie kak klyuchevoe napravlenie resheniya migratsionnykh problem", Izvestiya Akademii pedagogicheskikh i sotsial'nykh nauk], Moscow, pp. 398-403.
  24. Semenov, I.N. (2010), "Scientific school of reflexive-humanitarian psychology and pedagogy of creativity", Scientific Schools of Russia ["Nauchnaya shkola refleksivno-gumanitarnoi psikhologii i pedagogiki tvorchestva", Nauchnye shkoly Rossii], RAE, Moscow, pp. 317-332.
  25. Semenov, I.N. (2011), "Reflexive-pragmatist pedagogy" ["Refleksivno-deyatel'nostnaya pedagogika"], Praktichna psikhologiya ta sotsial'na robota, No. 2, pp. 5-11.
  26. Semenov, I.N. (2012), "70th anniversary of the MSU Department of General Psychology" ["Semidesyatiletie kafedry obshchei psikhologii MGU"], Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya (Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches), No. 5-6, pp. 112-133.
  27. Semenov, I.N. (2012), "On the centenary of the psychological institute of the Russian Academy of Education. Milestones, directions and research methodology of reflection at the Moscow Institute of Psychology" ["K stoletiyu psikhologicheskogo instituta RAO. Vekhi, napravleniya i metodologiya issledovanii refleksii v moskovskom Institute psikhologii"], Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya (Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches), No. 4, pp. 76-107.
  28. Semenov, I.N. (2013), "Methodological principles and reflexivity technologies as a means of innovative education" ["Metodologicheskie printsipy i refletekhnologii kak sredstva innovatsionnogo obrazovaniya"], Mir psikhologii, No. 3, pp. 112-120.
  29. Semenov, I.N. (2013), Reflective approach to the formation and development of personal and professional identity of students as a factor of higher education modernization [Refleksivnyi podkhod v formirovanii i razvitii lichnostno-professional'nogo samosoznaniya studentov kak faktor modernizatsii vysshego obrazovaniya], FIRO, Moscow, 80 p.
  30. Semenov, I.N., Boldina, T.G. (2011), Project and research approach in reflexive psychology of innovative education [Proektno-issledovatel'skii podkhod v refleksivnoi psikhologii innovatsionnogo obrazovaniya], Analitika Rodis, Noginsk, 402 p.
  31. Semenov, I.N., Stepanov, S.Yu., Ladenko, I.S. (1995), "Polylogue method of creative thinking", Thoughts about thoughts. Vol. 1 ["Metod poliloga razvitiya tvorcheskogo myshleniya", Mysli o myslyakh], NGU, Novosibirsk, pp. 35-42.
  32. Semenov, I.N., Stepanov, S.Yu., Zaretskii, V.K. (1991), "System-psychological study and criterion-oriented diagnostics of creative thinking of the gifted students", Problems of school psychodiagnosis ["Sistemno-psikhologicheskoe izuchenie i kriterial'no-orientirovannaya diagnostika tvorcheskogo myshleniya odarennykh uchashchikhsya", Problemy shkol'noi psikhodiagnostiki], BGPI, Biysk, pp. 28-43.
  33. Shadrikov, V.D. (2012), "Role of reflection and reflexivity in the development of students' abilities" ["Rol' refleksii i refleksivnosti v razvitii sposobnostei uchashchikhsya"], Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki, No. 4, pp. 133-144.
  34. Tishkov, V.A. (2005), "Cultural diversity in the contemporary world", Bulletin of the Academy of Psychological and Social Sciences. Vol. 9 ["Kul'turnoe mnogoobrazie v sovremennom mire", Izvestiya APSN], Moscow, pp. 11-21.
  35. Tyul'panova, O., Selyutina, G., Semenov, I. (2013), Methodological bases of innovative work. Monograph (in Russian) [Metodologicheskie osnovaniya innovatsionnoi raboty. Monografiya (na russkom yazyke)], LAP LAMBERT Academic Publishing, Saarbrucken, 420 p.
  36. Zhuravlev, A.L., Ponomarev, Ya.A., Semenov, I.N., Ushakov, D.V. (2006), Psychology of creativity: school of Ya.A. Ponomarev [Psikhologiya tvorchestva: shkola Ya.A. Ponomareva], IP RAN, Moscow, 624 p.
Файлы / Files 1-boldina.pdf

Архивные данные психологического журнала № 5-6 за 2013 год «Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования», в котором размещена статья / Publisher's imprint of the journal "Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches", which includes the article.