Главная страница Контактные данные Карта проекта FAQ Форма заказа News

Научная статья по педагогике «Этапы формирования профессиональной компетентности учителя»

Article "The stages of formation of the professional competence of a teacher"

Наши услуги

Рецензируемые журналы

Архив

Оплата

Подписка

Методический раздел

Подбор оппонентов

Архивные данные педагогической статьи Олеховой Ю.П.

Archival data of the article written by Olekhova Yu.P.

Выходные данные статьи по педагогическим наукам

Article output data

Раздел / Sectional title
[RUS]
Теория и методика профессионального образования
[ENG]
Theory and methods of professional education
Страницы / Pages 58-78
Тип / Type [RAR] – Научная статья
Коды / Numbers [УДК] 371.134
Заглавие / Title
[RUS]
Этапы формирования профессиональной компетентности учителя
[ENG]
The stages of formation of the professional competence of a teacher
Авторы / Authors
[RUS]
Олехова
Юлия Петровна
Аспирант,
Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова
[ENG]
Olekhova
Yuliya Petrovna
Postgraduate student,
Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping
Аннотация / Abstract
[RUS]
В статье рассматриваются этапы развития профессиональной компетентности педагога на протяжении всей его профессиональной деятельности: первоначальный, базовый и послебазовый. Эти этапы сопоставляются с уровнями овладения профессиональными знаниями и умениями, приобретением опыта, становлением педагогического мастерства. Автор анализирует этапы профессиональных и жизненных кризисов для благополучного их преодоления на пути к настоящему профессионализму.
[ENG]
The article describes the stages of the development of the professional competence of a teacher in the course of his / her whole professional activities: initial, basic, and post-basic. These stages correspond to the levels of acquiring professional knowledge and developing professional skills, gaining experience. The author analyzes the stages of professional and life crises in order to find the ways of overcoming them on the way to the real professionalism. During the formation of the professional competence of a teacher the following should be taken into account: the stage of education: initial, basic or post-basic; the level of mastering the profession: a trainee teacher, a teacher, a skilled teacher, a professional teacher; the periods of professional and life crises should also be taken into consideration. At each stage (at university, at school, at professional development courses) there should be a highly qualified specialist. The process of professional development may really be called individual and personalized if documents that are called the "road map" of the career of a teacher are required when a teacher wants to advance to the next level. Increasing the professional level consists in sharing experience: mentoring at school, writing and publishing articles.
Текст / Text
[RUS]
Введение Определение профессиональной компетентности педагога…
(Вы можете ознакомиться в файле ПДФ c полным текстом научной статьи по педагогике)
Ключевые слова / Keywords
[RUS]
Профессиональная компетентность
этапы и уровни профессиональной компетентности
молодой учитель
профессионал
профессионализм
курсы повышения квалификации
этапы жизненных кризисов
[ENG]
Professional competence
stages and levels of professional competence
young teacher
professional
professionalism
professional development courses
stages of life crises
Библиография / References
[RUS]
  1. Барыбина И.А. Организация наставничества в школе // Менеджер образования. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.menobr.ru/materials/16/30252/
  2. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). – М.: МГУ, 1984. – 198 с.
  3. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 51-55.
  4. Введенский В.Н. Профессиональная компетентность педагога: пособие для учителя. – СПб.: Просвещение, 2004. – 159 с.
  5. Воронцова В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога: Монография. – Псков: ПОИПКРО, 1997. – 427 с.
  6. Гладкая И.В. Этапы становления профессиональной компетентности студентов педагогического вуза // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2013. – № 155. – С. 94-102.
  7. Доманский В.А., Метелькова Е.А. Ситуации успеха в педагогическом процессе // Стимулирование успеха в развитии творческого потенциала школьника: Материалы научно-практической конференции 03.03.2004 г. (Школа № 80, городская и федеральная экспериментальная площадка). – Томск: ТГУ, 2004. – С. 26-30.
  8. Дружилин С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование: Научно-публицистический альманах. – 2005. – Вып. 8. – С. 26-44.
  9. Жмакина Л.М., Комолова Е.Г. Формирование профессиональной компетентности специалиста образовательного учреждения // Вестник НГГУ. – 2010. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: article/n/formirovanie-professionalnoy-kompetentnosti-spetsialista-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya
  10. Зенина О.С. Профессиональное становление молодого педагога // Ресурсы образования. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.resobr.ru/materials/46/39361/
  11. Змеев С.И. Андрогогика: основы теории и технологии обучения взрослых. – М.: ПЕРСЭ, 2003. – 207 с.
  12. Коновалова Н.Д. Повышение профессиональной компетенции учителя через исследовательскую деятельность // profistart.ru. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.profistart.ru/ps/blog/19522.html
  13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл; Академия, 2005. – 352 с.
  14. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 312с.
  15. Мачалова И.Н. Школа молодых педагогов как собственный ресурс их профессиональной компетенции // machalova.ucoz.ru. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // machalova.ucoz.ru›shkola_molodogo_pedagoga.docx
  16. Методические рекомендации по составлению индивидуальной карты прогрессивного роста молодого специалиста в системе образования Хабаровска // podelise.ru. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib2.podelise.ru/docs/48/index-88191.html
  17. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. – 25-е изд., исправленное и дополненное. – М.: Оникс; Мир и образование, 2006. – 1328 с.
  18. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкастого. – М.: Высшее образование, 2008. – 430 с.
  19. Педагогика: Учебное пособие для студ. педагогических учебных заведений // В.А. Сластенин и др. – М.: Школа – Пресс, 2000. – 512 с.
  20. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям. – М.: Владос, 2005. – 574 с.
  21. Просвирина И.В. Профессиональная компетентность учителя: сущность, значение, уровни // SuperInf.ru. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=2479
  22. Равен Д. Компетентность в современном обществе. – М.: Когито-Центр, 2002. – 470 с.
  23. Фицай В.В. Молодой специалист в сельской малокомплектной школе (из опыта работы по привлечению и закреплению молодых педагогов // fzaj.ucoz.ru. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fzaj.ucoz.ru/index/shefstvo_nastavnichestvo/0-7
  24. Эриксон Э.Г. Детство и общество / Пер. с англ. и науч. ред. А.А. Алексеева. – СПб.: Летний сад, 2000. – 416 с.
[ENG]
  1. Barybina, I.A. (2012) Organizatsiya nastavnichestva v shkole [Mentoring at school]. [Online] Menedzher obrazovaniya. Available from: http://www.menobr.ru/materials/16/30252/ [Accessed 15/06/14].
  2. Domanskii, V.A., Metel'kova, E.A. (2004) Situatsii uspekha v pedagogicheskom protsesse [Situations of success in the educational process]. In: Stimulirovanie uspekha v razvitii tvorcheskogo potentsiala shkol'nika: Materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii, March 03, 2004 (Shkola No. 80, gorodskaya i federal'naya eksperimental'naya ploshchadka). Tomsk: TGU, pp. 26-30.
  3. Druzhilin, S.A. (2005) Professional'naya kompetentnost' i professionalizm pedagoga: psikhologicheskii podkhod [The professional competence and professionalism of a teacher: a psychological approach]. Sibir'. Filosofiya. Obrazovanie: Nauchno-publitsisticheskii al'manakh [Siberia. Philosophy. Education: Sci-journalistic almanac], 8, pp. 26-44.
  4. Erikson, E. (2000) Detstvo i obshchestvo [Childhood and society]. Saint Petersburg: Letnii sad.
  5. Fitsai, V.V. Molodoi spetsialist v sel'skoi malokomplektnoi shkole (iz opyta raboty po privlecheniyu i zakrepleniyu molodykh pedagogov) [A young specialist in a rural ungraded school (from experience of the work related to hiring and retain young teachers)]. [Online] fzaj.ucoz.ru. Available from: http://fzaj.ucoz.ru/index/shefstvo_nastavnichestvo/0-7 [Accessed 22/04/14].
  6. Gladkaya, I.V. (2013) Etapy stanovleniya professional'noi kompetentnosti studentov pedagogicheskogo vuza [The stages of formation of the professional competence of students of teachers' training higher educational institutions]. Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena [Proceedings of RSPU named after AI Herzen], 155, pp. 94-102.
  7. Konovalova, N.D. Povyshenie professional'noi kompetentsii uchitelya cherez issledovatel'skuyu deyatel'nost' [Development of the professional competence of a teacher through scientific research]. [Online] profistart.ru. Available from: http://www.profistart.ru/ps/blog/19522.html [Accessed 21/03/14].
  8. Leont'ev, A.N. (2005) Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow: Smysl; Akademiya.
  9. Machalova, I.N. Shkola molodykh pedagogov kak sobstvennyi resurs ikh professional'noi kompetentsii [Training of young teachers as a resource of their professional competence]. [Online] machalova.ucoz.ru. Available from: http:// machalova.ucoz.ru'shkola_molodogo_pedagoga.docx [Accessed 21/03/14].
  10. Markova, A.K. (1996) Psikhologiya professionalizma [Psychology of professionalism]. Moscow: Znanie.
  11. Metodicheskie rekomendatsii po sostavleniyu individual'noi karty progresssivnogo rosta molodogo spetsialista v sisteme obrazovaniya Khabarovska [Methodical recommendations for drawing up an individual card of development of a young specialist in the system of education in Khabarovsk]. [Online]. Available from: http://lib2.podelise.ru/docs/48/index-88191.html [Accessed 01/04/14].
  12. Ozhegov, S.I., Skvortsov, L.I. (2006) Slovar' russkogo yazyka [Dictionary of the Russian language]. 25th ed. Moscow: Oniks; Mir i obrazovanie.
  13. Pidkastyi, P.I. (2008) Pedagogika: Uchebnoe posobie [Pedagogics: A tutorial]. Moscow: Vysshee obrazovanie.
  14. Podlasyi, I.P. (2005) Pedagogika. Novyi kurs: Uchebnik dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedenii, obuchayushchikhsya po pedagogicheskim spetsial'nostyam [Pedagogics. A new course: A textbook for students of teachers' training faculties of higher educational institutions]. Moscow: Vlados.
  15. Prosvirina, I.V. Professional'naya kompetentnost' uchitelya: sushchnost', znachenie, urovni [The professional competence of a teacher: essence, meaning, levels]. [Online] SuperInf.ru. Available from: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=2479 [Accessed 25/05/14].
  16. Raven, J. (2002) Kompetentnost' v sovremennom obshchestve [Competence in modern society]. Moscow: Kogito-Tsentr.
  17. Slastenin, V.A. et al. (2000) Pedagogika: Uchebnoe posobie dlya stud. Pedagogicheskikh uchebnykh zavedenii [Pedagogics: A tutorial for students of teachers' training educational institutions]. Moscow: Shkola-Press.
  18. Vasilyuk, F.E. (1984) Psikhologiya perezhivaniya (analiz preodoleniya kriticheskikh situatsii) [The psychology of feelings (the analysis of overcoming critical situations)]. Moscow: MGU.
  19. Vorontsova, V.G. (1997) Gumanitarno-aksiologicheskie osnovy postdiplomnogo obrazovaniya pedagoga: Monografiya [The academic and axiological basics of the postgraduate education of a teacher: Monograph]. Pskov: POIPKRO.
  20. Vvedenskii, V.N. (2003) Modelirovanie professional'noi kompetentnosti pedagoga [Modelling of the professional competence of a teacher]. Pedagogika, 10, pp. 51-55.
  21. Vvedenskii, V.N. (2004) Professional'naya kompetentnost' pedagoga: posobie dlya uchitelya [The professional competence of a teacher: a tutorial for teachers]. Saint Petersburg: Prosveshchenie.
  22. Zenina, O.S. (2012) Professional'noe stanovlenie molodogo pedagoga [Professional formation of a young teacher]. [Online] Resursy obrazovaniya. Available from: http://www.resobr.ru/materials/46/39361/ [Accessed 17/04/14].
  23. Zhmakina, L.M., Komolova, E.G. (2010) Formirovanie professional'noi kompetentnosti spetsialista obrazovatel'nogo uchrezhdeniya [Formation of the professional competence of a specialist who works in an educational institution]. [Online] Vestnik NGGU. Available from: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnoy-kompetentnosti-spetsialista-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya [Accessed 13/06/14].
  24. Zmeev, S.I. (2003) Andragogika: osnovy teorii i tekhnologii obucheniya vzroslykh [Andragogy: the basics of the theory and techniques for teaching adults]. Moscow: PERSE.
Файлы / Files4-olekhova.pdf
Для цитирования / For citation
[RUS]
Олехова Ю.П. Этапы формирования профессиональной компетентности учителя // Педагогический журнал. – 2014. – № 4. – С. 58-78.
[ENG]
Olekhova, Yu.P. (2014) Etapy formirovaniya professional'noi kompetentnosti uchitelya [The stages of formation of the professional competence of a teacher]. Pedagogicheskii zhurnal [Pedagogical Journal], 4, pp. 58-78 (In Russian).

Выходные архивные данные издания «Педагогический журнал» за 4`2014, в котором размещена статья / Publisher's imprint of the journal "Pedagogical journal", which includes the article.