Главная страница Контактные данные Карта проекта FAQ Форма заказа News

Научная статья по педагогике «Государственный и социальный заказы в сфере образования как содержательно-целевой ориентир при проектировании учебника»

Article "State-guaranteed and social orders in the sphere of education as content and specific-purpose guiding lines for writing a textbook"

Наши услуги

Рецензируемые журналы

Архив

Оплата

Подписка

Методический раздел

Подбор оппонентов

Архивные данные педагогической статьи Якушева М.В.

Archival data of the article written by Yakushev M.V.

Выходные данные статьи по педагогическим наукам

Article output data

Раздел / Sectional title
[RUS]
Общая педагогика, история педагогики и образования
[ENG]
General pedagogics, history of pedagogics and education
Страницы / Pages 10-29
Тип / Type [RAR] – Научная статья
Коды / Numbers [УДК] 371.671.11
Заглавие / Title
[RUS]
Государственный и социальный заказы в сфере образования как содержательно-целевой ориентир при проектировании учебника
[ENG]
State-guaranteed and social orders in the sphere of education as content and specific-purpose guiding lines for writing a textbook
Авторы / Authors
[RUS]
Якушев
Максим Валерьевич
Кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры немецкого языка,
Орловский государственный университет
[ENG]
Yakushev
Maksim Valer'evich
PhD (Pedagogy), associate professor, Department of the German language,
Orel State University
Аннотация / Abstract
[RUS]
В статье предпринята попытка анализа неоднородной структуры и взаимосвязи двух важнейших элементов, определяющих суть национального образования – государственный и социальный заказы. Баланс государственных и социальных взаимообязательств и требований определяет содержательно-целевые характеристики учебника в условиях плюралистической, вариативной, многоязычной, и поликультурной образовательной системы. Стандарты образования рассматриваются как общественный договор. Формулируя потребности общества и стратегические задачи в сфере образования, стандарты являются опорой в создании учебника и основным инструментом оценки его качества. Высказывается мнение, что нормативные документы определяют на метапредметном уровне инвариантные параметры учебника как важнейшего средства учебной деятельности и инструмента формирования целевых компетенций и системы универсальных учебных действий обучающихся.
[ENG]
The article deals with the development of the textbook theory and problems connected with its creation. It also analyzes the heterogeneous structure of and the interrelation between two most important elements that determine the essence of national education – state-guaranteed and social orders. State-guaranteed and social orders form the portrait of an educational institution graduate of any level and have a direct impact on the paradigmatic characteristics of national education. Educational standards are a social contract that lays down the principles of the state policy in the educational sphere, reflects its cultural and historical traditions, public needs and views on the aims and outcomes of education. The balance of state and social interliabilities and requirements allows, according to the author, of determining the content and specific-purpose characteristics of a textbook on an interdisciplinary level and highlighting the invariant parameters of a textbook as the most important means of learning activities and tool for creating target competencies and systems of students' universal educational actions. The success of the reforms depends on understanding of the goals and challenges that the system of education faces, and acceptance of them and willingness to introduce the planned changes. Educational standards are the basis for creating a textbook and the main tool for assessing its quality.
Текст / Text
[RUS]
Введение Модернизация образовательной системы, являющейся традиционно…
(Вы можете ознакомиться в файле ПДФ c полным текстом научной статьи по педагогике)
Ключевые слова / Keywords
[RUS]
Нормативные документы
рамочные условия
стратегические ориентиры
государственный и социальный заказы
учебник
содержание
цели образования
[ENG]
Regulatory documents
framework
strategic guidelines
state-guaranteed and social orders
textbook
content
aims of education
Библиография / References
[RUS]
  1. Агафонова Н.Н., Брехач Р.А., Жадаев Д.Н. Содержание общественного заказа системе образования: эффективные механизмы способов оформления профессиональной среде и механизмы предъявления результатов выполнения общественного заказа профессиональным сообществом: Материалы социологического исследования. – Пермь: Лаборатория социологических исследований и социального проектирования ПГПУ, 2009. – 114 с.
  2. Бунеев Р. Н. Теоретико-методологические основы образовательной системы нового поколения: Автореферат дисс. … докт. пед. наук. – М., 2009. – 45 с.
  3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – 24 с.
  4. Камалеева А.Р., Григорьева Э.Р. Компетентность как результат образовательного процесса // Образование и саморазвитие. – 2009. – № 4 (14). – С. 59-65.
  5. Общая методология, концептуальные основы, функции и структура государственных образовательных стандартов второго поколения: Сборник научных трудов / Под ред. М.В. Рыжакова. – М.: ГНУ ИСМО РАО, 2005. – 128 с.
  6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: Основная школа / Сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с.
  7. Современное образование как открытая система: коллективная монография / Под ред. Н.Г. Ничкало, Г.Н. Филонова, О.В. Суходольской-Кулешовой. – М.: Институт научной и педагогической информации РАО; ЮНИТИ-ДАНА; ЮРКОМПАНИ, 2012. – 576 с.
  8. Татур Ю.Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования. Учебно-методическое пособие. – М.: Университетская книга; Лотос, 2012. – 256 с.
  9. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с.
  10. Хуторской А.В. Место учебника в дидактической системе // Педагогика. – 2005. – № 4. – С. 10-18.
  11. Якушев М.В. Рамочные условия иноязычного школьного образования // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2013. – № 2 (52). – С. 345-352.
[ENG]
  1. Agafonova, N.N., Brekhach, R.A., Zhadaev, D.N. (2009) Soderzhanie obshchestvennogo zakaza sisteme obrazovaniya: effektivnye mekhanizmy sposobov oformleniya professional'noi srede i mekhanizmy pred"yavleniya rezul'tatov vypolneniya obshchestvennogo zakaza professional'nym soobshchestvom: Materialy sotsiologicheskogo issledovaniya [The content of a social order in the system of education: effective mechanisms of ways of placing an order with the professional environment and the mechanisms of presenting the results of the execution of a social order by the professional community: Materials of the sociological research]. [Online]. Available from: http://www.gouo.ru/inform/practice3/book06.pdf [Accessed 23/10/2013].
  2. Buneev, R.N. (2009) Teoretiko-metodologicheskie osnovy obrazovatel'noi sistemy novogo pokoleniya [The theoretical and methodological basics of the education system of a new generation]. Unpublished dissertation abstract (PhD.), Moscow: Moscow Psychological and Social Institute.
  3. Danilyuk, A.Ya., Kondakov, A.M., Tishkov, V.A. (2009) Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [The conception of the spiritual and moral development and upbringing the personality of a Russian citizen]. Moscow: Prosveshchenie.
  4. Kamaleeva, A.R., Grigor'eva, E.R. (2009) Kompetentnost' kak rezul'tat obrazovatel'nogo protsessa [Competence as a result of the educational process]. Obrazovanie i samorazvitie [Education and development], 4 (14), pp. 59-65.
  5. Khutorskoi, A.V. (2005) Mesto uchebnika v didakticheskoi sisteme [The place of a textbook in the didactic system]. Pedagogika [Pedagogics], 4, pp. 10-18.
  6. Kozlov, V.V., Kondakov, A.M. (2011) Fundamental'noe yadro soderzhaniya obshchego obrazovaniya [The fundamental core of the content of basiceducation]. 4th ed. Moscow: Prosveshchenie.
  7. Nichkalo, N.G., Filonov, G.N., Sukhodol'skaya-Kuleshova, O.V. (2012) Sovremennoe obrazovanie kak otkrytaya sistema: kollektivnaya monografiya [Modern education as an open system: a collective monograph]. Moscow: Institut nauchnoi i pedagogicheskoi informatsii RAO; YUNITI-DANA; YURKOMPANI.
  8. Ryzhakova, M.V. et al (2005) Obshchaya metodologiya, kontseptual'nye osnovy, funktsii i struktura gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vtorogo pokoleniya: Sbornik nauchnykh trudov [General methodology, conceptual framework, the functions and structure of the state educational standards of the second generation: Collected scientific works]. Moscow: GNU ISMO RAO.
  9. Savinov, E.S. (2011) Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma obrazovatel'nogo uchrezhdeniya: Osnovnaya shkola [The model of a basic educational program of an educational institution: Primary school]. [Online]. Available from: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6400 [Accessed 18/01/2013].
  10. Tatur, Yu.G. (2012) Vysshee obrazovanie: metodologiya i opyt proektirovaniya. Uchebno-metodicheskoe posobie [Higher education: methodology and experience of projecting. Study guide]. Moscow: Universitetskaya kniga; Lotos.
  11. Yakushev, M.V. (2013) Ramochnye usloviya inoyazychnogo shkol'nogo obrazovaniya [Framework of learning a foreign language at school]. Uchyonye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2 (52), pp. 345-352.
Файлы / Files1-yakushev.pdf
Для цитирования / For citation
[RUS]
Якушев М.В. Государственный и социальный заказы в сфере образования как содержательно-целевой ориентир при проектировании учебника // Педагогический журнал. – 2014. – № 4. – С. 10-29.
[ENG]
Yakushev, M.V. (2014) Gosudarstvennyi i sotsial'nyi zakazy v sfere obrazovaniya kak soderzhatel'no-tselevoi orientir pri proektirovanii uchebnika [State-guaranteed and social orders in the sphere of education as content and specific-purpose guidelines for writing a textbook]. Pedagogicheskii zhurnal [Pedagogical Journal], 4, pp. 10-29 (In Russian).

Выходные архивные данные издания «Педагогический журнал» за 4`2014, в котором размещена статья / Publisher's imprint of the journal "Pedagogical journal", which includes the article.