Главная страница Контактные данные Карта проекта FAQ Форма заказа News

Научная статья по философии «Проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в непрофильных вузах»

Article "Problems of the humanities teaching in nonspecialized universities"

Наши услуги

Рецензируемые журналы

Архив

Оплата

Подписка

Методический раздел

Подбор оппонентов

Архивные данные статьи по философии Шешуковой Г.В.

Archival data of the article written by Sheshukova G.V.

Выходные данные научной философской статьи

Article output data

Страницы / Pages 19-34
Тип / Type [RAR] – Научная статья
Коды / Numbers [УДК] 101.1::316
Заглавие / Title
[RUS]
Проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в непрофильных вузах
[ENG]
Problems of the humanities teaching in nonspecialized universities
Авторы / Authors
[RUS]
Шешукова
Галина Викторовна
Доктор политических наук, профессор кафедры общегуманитарных, социально-экономических, математических и естественно-научных дисциплин
Оренбургского института (филиала) университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
[ENG]
Sheshukova
Galina Viktorovna
Full doctor of political science, Professor in department of humane and socioeconomic studies,
Orenburg institute (branch) of Moscow State Law University named after O.E. Kutafin
Аннотация / Abstract
[RUS]
В настоящее время в непрофильных вузах в отношении гуманитарных дисциплин осуществляется политика свертывания (сокращения предметов и часов). Этот процесс идет в контексте той реформы высшего образования, которую уже несколько лет проводит Министерство образования России. При этом сохраняется главная задача гуманитарных дисциплин – эффективно продолжить социализацию студентов и подготовить выпускников к успешному включению не только в профессиональную деятельность но и в общественную жизнь. Автор предлагает серьезную дискуссию о месте и роли преподавания гуманитарных дисциплин в вузах России не только в вузовском сообществе, но и, главным образом, в органах государственной власти и в структурах гражданского общества.
[ENG]
The article presents the results of sociological surveys conducted in the universities of the Orenburg region, in which an increase of ethnic intolerance among students was recorded. One of the factors preventing such acts should be regarded as an effective teaching of the humanities especially in non-humanitarian universities. Meanwhile the opportunities of university teams to build a tolerant political culture of students are substantially limited with the reduction of teaching the humanities; in particular, the abolition of political science, cultural studies, philosophy course reduction in nonspecialized universities. Another problem is the low level of literary and cultural outlook of large part of the students, the lack of serious reading skills, mastering of self-preparation. Most of students today have underdeveloped susceptibility to oral and written information, long-term memory, the ability to collate facts, and low critical thinking. Students often have great difficulty with expressing their thoughts. Meanwhile, these abilities are formed primarily by humanities. We need a serious debate about the place and role of the teaching of the humanities in universities in Russia, not only in higher education community, but also, and mainly, in government and in the structures of civil society. The quality of the humanities teaching in higher education depends on the level of general and political culture of our youth, and, consequently, the future of Russia.
Текст / Text
[RUS]
Введение Отказ в постперестроечный период…
(Вы можете ознакомиться в файле ПДФ c полным текстом научной статьи по философии)
Ключевые слова / Keywords
[RUS]
Гуманитарные науки
философия образования
история
религиоведение
философия высшего образования
воспитание
профессиональная этика
трудоустройство
толерантность
[ENG]
Humanities
philosophy of education
history
religion studies
philosophy of higher education
professional ethics
employment
tolerance
Библиография / References
[RUS]
  1. Бодрова Е.В. Определяющий фактор повышения эффективности гуманитарной подготовки в высшей школе – его профессиональная ориентация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2007/professor.ru/Bodrova_EV/
  2. Иванова Г.А. Коммуникативно-гуманитарный подход в моделировании образовательного процесса в гуманитарном вузе // Педагогический журнал. – 2012. – № 2-3. – С. 8-22.
  3. Меськов В., Татур Ю. О возможности приобретения гуманитарных компетенций в вузе // Высшее образование в России. – 2006. – № 1. – С. 73-83.
  4. Рогозин Г.Г. Пути совершенствования подготовки специалистов в аспекте гуманизации образования в техническом университете [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. dgtu.donetsk.ua
  5. Тульчинский Г.Л. Философствование как самодеятельность, или Персонологическая природа философии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hpsy.ru/public
[ENG]
  1. Bodrova, E.V. (2007) Opredelyayushchii faktor povysheniya effektivnosti gumanitarnoi podgotovki v vysshei shkole – ego professional'naya orientatsiya [Determining factor in increasing the effectiveness of humanitarian preparation in high school is the professional orientation] Available from: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2007/professor.ru/Bodrova_EV/ [Accessed 12.06.13]
  2. Ivanova, G.A. (2012) Kommunikativno-gumanitarnyi podkhod v modelirovanii obrazovatel'nogo protsessa v gumanitarnom vuze [The communicatory humanitarian approach in the process of modeling the educational process in a humanitarian institution of higher education]. Pedagogicheskii zhurnal [Pedagogical Journal], 2-3, pp. 8-22.
  3. Mes'kov, V., Tatur, Yu. (2006) O vozmozhnosti priobreteniya gumanitarnykh kompetentsii v vuze [To the possibility of humanitarian competencies acquisition in higher school]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 1, pp. 73-83.
  4. Rogozin, G.G. (2002) Puti sovershenstvovaniya podgotovki spetsialistov v aspekte gumanizatsii obrazovaniya v tekhnicheskom universitete [Ways of improving the training of specialists in the aspect of humanization of education at the technical university] Available from: http://www. dgtu.donetsk.ua [Accessed 21.09.13]
  5. Tul'chinskii, G.L. (2003) Filosofstvovanie kak samodeyatel'nost', ili Personologicheskaya priroda filosofii [Philosophizing as independent activity or personological nature of philosophy] Available from: http://hpsy.ru/public [Accessed 10.01.14]
Файлы / Files 2-sheshukova.pdf
Для цитирования / For citation
[RUS]
Шешукова Г.В. Проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в непрофильных вузах // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. – 2014. – № 4. – С. 19-34.
[ENG]
Sheshukova, G.V. (2014) Problemy prepodavaniya gumanitarnykh distsiplin v neprofil'nykh vuzakh [Problems of the humanities teaching in nonspecialized universities]. Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i cheloveke [Context and Reflection: Philosophy of the World and Human Being], 4, pp. 19-34 (In Russian).

Выходные архивные данные философского журнала № 4`2014 «Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке», в котором размещена статья / Publisher's imprint of the journal "Context and Reflection: Philosophy of the World and Human Being", which includes the article.