Главная страница Контактные данные Карта проекта FAQ Форма заказа News

Научная статья по психологии «Персонологическая рефлексия жизнетворчества Н.Ф. Талызиной и ее психолого-педагогической деятельности на кафедре педагогики МГУ…»

Article "Personological reflection of creative life of N.F. Talyzina and her psychological and educational activities at the Department of Pedagogy of the Moscow State University…"

Наши услуги

Рецензируемые журналы

Архив

Оплата

Подписка

Методический раздел

Подбор оппонентов

Архивные данные психологической статьи Семёнова И.Н.

Archival data of the article written by Semenov I.N.

Выходные данные научной статьи по психологическим наукам

Article output data

Страницы / Pages 69-98
Тип / Type [RAR] – Научная статья
Коды / Numbers [УДК] 159.019
Заглавие / Title
[RUS]
Персонологическая рефлексия жизнетворчества Н.Ф. Талызиной и ее психолого-педагогической деятельности на кафедре педагогики МГУ (к 90-летнему юбилею академика РАО, профессора МГУ Н.Ф. Талызиной)
[ENG]
Personological reflection of creative life of N.F. Talyzina and her psychological and educational activities at the Department of Pedagogy of the Moscow State University (on the 90th anniversary of the RAS academician, MSU professor Talyzina N.F.)
Авторы / Authors
[RUS]
Семёнов
Игорь Никитович
Доктор психологических наук, профессор,
Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики
[ENG]
Semenov
Igor' Nikitovich
Full doctor of Psychology, professor,
Higher School of Economics – National Research University
Аннотация / Abstract
[RUS]
В статье анализируется научно-педагогическая деятельность одного из крупнейших российских педагогических психологов и педагогов – академика Н.Ф. Талызиной. Она 65 лет разрабатывает в МГУ им. М.В. Ломоносова актуальные проблемы психологической науки, развивая ее с позиций теорий Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина. На фоне науковедческого анализа истории развития кафедры педагогики и педагогической психологии факультета психологии МГУ дифференцируются и характеризуются его основные психолого-педагогические институции. На этом социокультурном фоне строится периодизация научно-педагогической деятельности Н.Ф. Талызиной и характеризуется ее вклад в развитие педагогической психологии и педагогики. Посредством персонологической рефлексии жизнетворчества Н.Ф. Талызиной рассматривается ее роль в формировании молодых ученых как профессионалов исследователей и практиков в области современной педагогической психологии.
[ENG]
N.F. Talyzina, an academician of the Russian Psychological Society, professor of the Moscow State University, made a significant contribution to the development of educational psychology and the organization of university professional training of psychologists, as well as contemporary lifelong education – formal, secondary, graduate and postgraduate education. Having been lecturing for decades on common, age-specific, educational psychology and pedagogy in metropolitan, regional and foreign universities and training many students, postgraduate and doctoral students, N.F. Talyzina created both for them and for her research staff a creative atmosphere for learning psycho-pedagogical knowledge, mastering the culture of scientific, pedagogical and managerial work, pursuance of fundamental and applied research. While Nina Fedorovna has always been humanly attentive and sensitive to the professional and personal life challenges of her students and colleagues, sympathetically creating the most favorable conditions for their professional, personal and creative growth. Created by N.F. Talyzina "invisible college" of students and followers, as well as psycho-educational institution in the Moscow State University, are widely known to the scientific community and the leadership of the country's education system by its achievements in anthropology.
Текст / Text
[RUS]
Введение Среди плеяды восхдящих к культурно-иcторической психологии…
(Вы можете ознакомиться в файле ПДФ c полным текстом научной статьи по психологии)
Ключевые слова / Keywords
[RUS]
История науки
Московский университет имени М.В. Ломоносова
факультет психологии
кафедра педагогики
Талызина Н.Ф.
Гальперин П.Я.
общая и педагогическая психология
педагогика
персонология
рефлексия
жизнетворчество
деятельность
периодизация
обучение
[ENG]
History of science
Moscow University named after M.V. Lomonosov
department of psychology
department of pedagogy
Talyzina N.F.
Gal'perin P.Ya.
general and educational psychology
pedagogy
personology
reflection
creative life
activities
periodization
training
Библиография / References
[RUS]
  1. Алексеев Н.Г., Зарецкий В.К., Семенов И.Н. Когнитивизм как общепсихологическая концепция познавательных процессов и научения // Вопросы психологии. – 1979. – № 2. – С. 164-169.
  2. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии / Под ред. Е.В. Шороховой. – М.: Наука, 1966. – С. 236-277.
  3. Гальперин П.Я. Система исторической психологии Л.С. Выготского и некоторые положения к ее анализу (тезисы) // Культурно- историческая психология. – 2009. – № 1. – С. 118-123.
  4. Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Формирование начальных геометрических понятий на основе организованного действия учащихся // Вопросы психологии. – 1957. – № 1. – C. 28-44.
  5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
  6. Давыдов В.В., Зинченко В.П., Талызина Н.Ф. Проблема деятельности в работах А.Н. Леонтьева // Вопросы психологии. – 1982. – № 4. – C. 61-69.
  7. Давыдов В.В., Рубцов В.В. Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе обучения. – Новосибирск: ПИ РАО, 1995. – 226 с.
  8. Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности / Под ред. П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной. – М.: МГУ, 1968. – 237 c.
  9. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики: психолого- педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. – М.: Гардарики, 2002 – 431 с.
  10. Зарецкий В.К., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивно- личностный аспект формирования решения творческих задач // Вопросы психологии. – 1980. – № 5. – С. 113-118.
  11. Карпов Ю.В., Талызина Н.Ф. Психодиагностика познавательного развития учащихся. – М.: Знание, 1989. – 38 с.
  12. Костюков Н.Н., Семенов И.Н. Теоретические проблемы формирования знаниевых компетенций в инновационном профессиональном образовании // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. – М.: ИНИОН РАН, 2010. – Вып. 5. – Ч. 2. – С. 634-639.
  13. Ладенко И.С., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Формирование творческого мышления и культивирование рефлексии. – Новосибирск, 1990. – 65 с.
  14. Леонтьев А.Н. Природа и формирование психических свойств и процессов человека // Вопросы психологии. – 1955. – № 1. – C. 29-35.
  15. Леонтьев А.Н., Гальперин П.Я. Теория усвоения знаний и программированное обучение // Cоветская педагогика. – 1964. – № 10. – С. 56-65.
  16. Оржековский П.А., Семенов И.Н. Роль рефлексивной психологии в формировании творческого опыта учащихся и разработке инновационных учебников по химии // Проектно-исследовательский подход в рефлексивной психологии инновационного образования (Памяти Н.Г. Алексеева) / Отв. ред.- сост. И.Н. Семенов, Т.Г. Болдина. – Ногинск: Аналитика Родис, 2011. – С. 135-144.
  17. Подгорецкая Н., Семенов И., Чернинилов В. Первый франко- советскиий семинар по программированному обучению // Советская педагогика. – 1972. – № 10. – С. 108-112.
  18. Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии / Под ред. Я.А. Пономарева, И.Н. Семенова, С.Ю. Степанова. – М.: ФО АН СССР, 1988. – 276 с.
  19. Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения / Под ред. П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, З.А. Решетовой. – М.: МГУ, 1979. – 210 c.
  20. Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в образовании и управлении. Памяти П.Я. Гальперина / Отв. ред.-сост. И.Н. Семёнов, Т.Г. Болдина. – М.: ИРПТиГО, 2003. – 247 с.
  21. Рубинштейн С.Л. (ред.). Проблема деятельности и сознания в системе советской психологии // Ученые записки МГУ. Вып. 90. – М.: МГУ, 1945. – С. 12.
  22. Семенов И.Н. Выготский Лев Семенович // БСЭ. – 3-е изд. – М.: СЭ, 1973. – С. 521.
  23. Семенов И.Н. Об одном приеме формирования решения творческих задач // Управление познавательной деятельностью студентов / Под ред. И.П. Колошиной и др. – Саранск: Мордовский гос. университет, 1979. – С. 49-64.
  24. Семенов И.Н. Методологические основы Московской школы рефлексивно-гуманитарной психологии и педагогики творчества // Методологические концепции и школы в СССР. Ч. 1. – Новосибирск: НГУ, 1992. – С. 35-56.
  25. Семенов И.Н. Методологические проблемы формирования мышления и самосознания личности в рефлексивно-развивающих средах непрерывного образования // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник ИНИОН РАН. Выпуск 5. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hse.ru/data/2013/03/26/1295847171/5%20Семенов%20И_Н_МЕТОДОЛОГИЯ_ИНИОН_2011_doc.pdf
  26. Семенов И.Н. Учение П.Я. Гальперина об ориентировке как концептуальная база рефлексивной психологии // Вестник МГУ им. М.В. Ломоносова. Серия 14 «Психология». – 2012. – № 4. – С. 83-92.
  27. Семенов И.Н. Вехи, методология и направления исследований рефлексии в Психологическом институте на Моховой // Мир психологии. – 2012. – № 4(72). – С. 261-275.
  28. Семенов И.Н. Кафедра общей психологии МГУ как колыбель университетского профессионального образования (к 70-летию кафедры) // Психология. Историко- критические обзоры и современные исследования. – 2012. – № 5-6. – С. 112-133.
  29. Cеменов И.Н. Рефлексивный подход в формировании и развитии личностно-профессионального самосознания студентов как фактор модернизации высшего образования. – М.: ФИРО, 2013. – 80 с.
  30. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Проблемы психологического изучения рефлексии и творчества // Вопросы психологии. – 1983. – № 5. – С. 162-164.
  31. Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач // Вопросы психологии. – 1982. – № 1. – С. 99-104.
  32. Талызина Н.Ф. Особенности умозаключений при решении геометрических задач // Известия АПН РСФСР. Вып. 80. – М., 1957. – С. 235-274.
  33. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. – М.: МГУ, 1969. – 134 с.
  34. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М.: МГУ, 1975. – 344 с.
  35. Талызина Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогической теории // Современная высшая школа. – 1977. – № 1. – С. 91-96.
  36. Талызина Н.Ф. Методика составления обучающих программ: Учебное пособие. – М.: Моск. ун-т, 1980. – 47 с.
  37. Талызина Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе. – М.: Знание, 1983. – 262 с.
  38. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. – М.: Знание, 1983. – 96 с.
  39. Талызина Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста. – Саратов: Сарат. ун-т, 1987. – 173 с.
  40. Талызина Н.Ф. Формирование приемов математического мышления. – М., 1995. – 230 с.
  41. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учебник. – 7-е изд. – М.: Академия, 2009. – 288 с.
  42. Талызина Н.Ф., Габай Т.В. Пути и возможности автоматизации учебного процесса. – М.: Знание, 1977. – 64 с.
  43. Талызина Н.Ф. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Проблема индивидуальных различий: Опыт исследования близнецовым методом. – М.: МГУ, 1991. – 191 с.
  44. Шеварев П.А. Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника. – М.: АПН РСФСР, 1959. – 303 с.
[ENG]
  1. Alekseev, N.G., Zaretskii, V.K., Semenov, I.N. (1979), "Cognitivism as general psychological concept of cognitive processes and learning" ["Kognitivizm kak obshchepsikhologicheskaya kontseptsiya poznavatel'nykh protsessov i naucheniya"], Voprosy psikhologii, No. 2, pp. 164-169.
  2. Davydov, V.V. (1986), Problems of developmental teaching [Problemy razvivayushchego obucheniya], Pedagogika, Moscow, 240 p.
  3. Davydov, V.V., Rubtsov, V.V. (1995), The development of fundamentals of students reflective thinking in the learning process [Razvitie osnov refleksivnogo myshleniya shkol'nikov v protsesse obucheniya], PI RAO, Novosibirsk, 226 p.
  4. Davydov, V.V., Zinchenko, V.P., Talyzina, N.F. (1982), "The problem of activity in the works of A.N. Leont'ev" ["Problema deyatel'nosti v rabotakh A.N. Leont'eva"], Voprosy psikhologii, No. 4, pp. 61-69.
  5. Gal'perin, P.Ya. (2009), "System of historical psychology by L.S. Vygotskii and some provisions to its analysis (abstracts)" ["Sistema istoricheskoi psikhologii L.S. Vygotskogo i nekotorye polozheniya k ee analizu (tezisy)"], Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya, No. 1, pp. 118-123.
  6. Gal'perin, P.Ya., Shorokhova, E.V. (1966), "Psychology of thinking and teaching about the gradual formation of mental actions", Research of thinking in Soviet psychology ["Psikhologiya myshleniya i uchenie o poetapnom formirovanii umstvennykh deistvii", Issledovaniya myshleniya v sovetskoi psikhologii], Nauka, Moscow, pp. 236-277.
  7. Gal'perin, P.Ya., Talyzina, N.F. (1957), "Formation of initial geometric concepts based on the organized actions of students" ["Formirovanie nachal'nykh geometricheskikh ponyatii na osnove organizovannogo deistviya uchashchikhsya"], Voprosy psikhologii, No. 1, pp. 28-44.
  8. Gal'perin, P.Ya., Talyzina, N.F. (1968), Dependence of training on the type of orientational activity [Zavisimost' obucheniya ot tipa orientirovochnoi deyatel'nosti], MGU, Moscow, 237 p.
  9. Gal'perin, P.Ya., Talyzina, N.F., Reshetova, Z.A. (1979), Psycho-pedagogical problems of vocational training [Psikhologo-pedagogicheskie problemy professional'nogo obucheniya], MGU, Moscow, 210 p.
  10. Karpov, Yu.V., Talyzina, N.F. (1989), Psychodiagnostics of students cognitive development [Psikhodiagnostika poznavatel'nogo razvitiya uchashchikhsya], Znanie, Moscow, 38 p.
  11. Kostyukov, N.N., Semenov, I.N. (2010), "Theoretical problems of knowledge competencies formation in innovative vocational education", Russia: trends and prospects. Yearbook. Issue 5. Part 2 ["Teoreticheskie problemy formirovaniya znanievykh kompetentsii v innovatsionnom professional'nom obrazovanii", Rossiya: tendentsii i perspektivy razvitiya. Ezhegodnik. Vyp. 5. Ch. 2], INION RAN, Moscow, pp. 634-639.
  12. Ladenko, I.S., Semenov, I.N., Stepanov, S.Yu. (1990), Formation of creative thinking and reflection cultivating [Formirovanie tvorcheskogo myshleniya i kul'tivirovanie refleksii], Novosibirsk, 65 p.
  13. Leont'ev, A.N. (1955), "Nature and formation of psychological attributes and processes of human being" ["Priroda i formirovanie psikhicheskikh svoistv i protsessov cheloveka"], Voprosy psikhologii, No. 1, pp. 29-35.
  14. Leont'ev, A.N., Gal'perin, P.Ya. (1964), "Theory of learning and programmed education" ["Teoriya usvoeniya znanii i programmirovannoe obuchenie"], Sovetskaya pedagogika, No. 10, pp. 56-65.
  15. Orzhekovskii, P.A., Semenov, I.N., Boldina, T.G. (2011), "The role of reflexive psychology in the formation of creative experience of the students and the development of innovative textbooks in chemistry", Project and research approach in reflexive psychology of innovative education (in memory of N.G. Alekseev) ["Rol' refleksivnoi psikhologii v formirovanii tvorcheskogo opyta uchashchikhsya i razrabotke innovatsionnykh uchebnikov po khimii", Proektno-issledovatel'skii podkhod v refleksivnoi psikhologii innovatsionnogo obrazovaniya (Pamyati N.G. Alekseeva)], Analitika Rodis, Noginsk, pp. 135-144.
  16. Podgoretskaya, N., Semenov, I., Cherninilov, V. (1972), "First French-Soviet seminar on programmed education" ["Pervyi franko-sovetskiii seminar po programmirovannomu obucheniyu"], Sovetskaya pedagogika, No. 10, pp. 108-112.
  17. Ponomarev, Ya.A., Semenov, I.N., Stepanov, S.Yu. (1988), Psychological and pedagogical aspects of the development of creativity and reflection [Psikhologo-pedagogicheskie aspekty razvitiya tvorchestva i refleksii], FO AN SSSR, Moscow, 276 p.
  18. Rubinshtein, S.L. (1945), "The problem of activity and consciousness in the system of Soviet psychology", Bulletin of the Moscow State University. Issue 90 ["Problema deyatel'nosti i soznaniya v sisteme sovetskoi psikhologii", Uchenye zapiski MGU. Vyp. 90], MGU, Moscow, p. 12.
  19. Semenov, I.N. (1973), "Vygotsky Lev Semenovich", The Great Soviet Encyclopedia. 3rd ed. ["Vygotskii Lev Semenovich", BSE. 3-e izd.], SE, Moscow, p. 521.
  20. Semenov, I.N. (1992), "Methodological bases of the Moscow School of reflexive humanitarian psychology and pedagogy of creativity", Methodological concepts and schools in the USSR. Part 1 ["Metodologicheskie osnovy Moskovskoi shkoly refleksivno-gumanitarnoi psikhologii i pedagogiki tvorchestva", Metodologicheskie kontseptsii i shkoly v SSSR. Ch. 1], NGU, Novosibirsk, pp. 35-56.
  21. Semenov, I.N. (2012), "Doctrine of P.Ya. Gal'perin on orientation as a conceptual framework of reflexive psychology" ["Uchenie P.Ya. Gal'perina ob orientirovke kak kontseptual'naya baza refleksivnoi psikhologii"], Vestnik MGU im. M.V. Lomonosova. Seriya 14 "Psikhologiya", No. 4, pp. 83-92.
  22. Semenov, I.N. (2012), "Milestones, methodology and avenues of reflection research in the Psychological Institute at Mokhovaya str." ["Vekhi, metodologiya i napravleniya issledovanii refleksii v Psikhologicheskom institute na Mokhovoi"], Mir psikhologii, No. 4(72), pp. 261-275.
  23. Semenov, I.N. (2012), "The history of the Department of General Psychology at Moscow State University as a cradle of reflection research and professional education of psychologists" ["Kafedra obshchei psikhologii MGU kak kolybel' universitetskogo professional'nogo obrazovaniya (k 70-letiyu kafedry)"], Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya (Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches), No. 5-6, pp. 112-133.
  24. Semenov, I.N. (2013), "Methodological bases of the Moscow School of reflexive humanitarian psychology and pedagogy of creativity" ["Metodologicheskie problemy formirovaniya myshleniya i samosoznaniya lichnosti v refleksivno-razvivayushchikh sredakh nepreryvnogo obrazovaniya"], available at: http://www.hse.ru/data/2013/03/26/1295847171/5%20Semenov%20I_N_METODOLOGIYa_INION_2011_doc.pdf
  25. Semenov, I.N. (2013), Reflexive approach to the formation and development of personal and professional identity of students as a factor of modernization of higher education [Refleksivnyi podkhod v formirovanii i razvitii lichnostno-professional'nogo samosoznaniya studentov kak faktor modernizatsii vysshego obrazovaniya], FIRO, Moscow, 80 p.
  26. Semenov, I.N., Boldina, T.G. (2003), Reflexive and organizational problems of thinking and personality formation in education and management. In memory of P.Ya. Gal'perin [Refleksivno-organizatsionnye problemy formirovaniya myshleniya i lichnosti v obrazovanii i upravlenii. Pamyati P.Ya. Gal'perina], IRPTiGO, Moscow, 247 p.
  27. Semenov, I.N., Koloshina, I.P. (1979), "On one method for the formation of creative problem solving", Management of students cognitive activity ["Ob odnom prieme formirovaniya resheniya tvorcheskikh zadach", Upravlenie poznavatel'noi deyatel'nost'yu studentov], Mordovskii gos. universitet, Saransk, pp. 49-64.
  28. Semenov, I.N., Stepanov, S.Yu. (1983), "Issues of psychological study of reflection and creativity" ["Problemy psikhologicheskogo izucheniya refleksii i tvorchestva"], Voprosy psikhologii, No. 5, pp. 162-164.
  29. Shevarev, P.A. (1959), Generalized association in students training activities [Obobshchennye assotsiatsii v uchebnoi rabote shkol'nika], APN RSFSR, Moscow, 303 p.
  30. Stepanov, S.Yu., Semenov, I.N. (1982), "The problem of reflection types formation in creative problem solving" ["Problema formirovaniya tipov refleksii v reshenii tvorcheskikh zadach"], Voprosy psikhologii, No. 1, pp. 99-104.
  31. Talyzina, N.F. (1957), "Features of logism in geometric problems solving", Bulletin of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR. Issue 80 ["Osobennosti umozaklyuchenii pri reshenii geometricheskikh zadach", Izvestiya APN RSFSR. Vyp. 80],, Moscow, pp. 235-274.
  32. Talyzina, N.F. (1969), Theoretical problems of programmed education [Teoreticheskie problemy programmirovannogo obucheniya], MGU, Moscow, 134 p.
  33. Talyzina, N.F. (1975), Managing the process of learning [Upravlenie protsessom usvoeniya znanii], MGU, Moscow, 344 p.
  34. Talyzina, N.F. (1977), "Education technology and its place in pedagogical theory" ["Tekhnologiya obucheniya i ee mesto v pedagogicheskoi teorii"], Sovremennaya vysshaya shkola, No. 1, pp. 91-96.
  35. Talyzina, N.F. (1980), Methodology of training programs compilation: study guide [Metodika sostavleniya obuchayushchikh programm: Uchebnoe posobie], Mosk. un-t, Moscow, 47 p.
  36. Talyzina, N.F. (1983), Formation of students cognitive activity [Formirovanie poznavatel'noi deyatel'nosti uchashchikhsya], Znanie, Moscow, 96 p.
  37. Talyzina, N.F. (1983), Theoretical framework of control in the learning process [Teoreticheskie osnovy kontrolya v uchebnom protsesse], Znanie, Moscow, 262 p.
  38. Talyzina, N.F. (1987), Development methods of the profile of specialist [Puti razrabotki profilya spetsialista], Sarat. un-t, Saratov, 173 p.
  39. Talyzina, N.F. (1995), Formation of techniques of mathematical thinking [Formirovanie priemov matematicheskogo myshleniya], Moscow, 230 p
  40. Talyzina, N.F. (2009), Educational Psychology: Textbook. 7th ed. [Pedagogicheskaya psikhologiya: Uchebnik. 7-e izd.], Akademiya, Moscow, 288 p.
  41. Talyzina, N.F. Krivtsova, S.V., Mukhamatulina, E.A. (1991), The problem of individual differences: the experience of the method of cotwin control [Problema individual'nykh razlichii: Opyt issledovaniya bliznetsovym metodom], MGU, Moscow, 191 p.
  42. Talyzina, N.F., Gabai, T.V. (1977), Ways and means of automation of the educational process [Puti i vozmozhnosti avtomatizatsii uchebnogo protsessa], Znanie, Moscow, 64 p.
  43. Zaretskii, V.K., Semenov, I.N., Stepanov, S.Yu. (1980), "Reflexive and personal aspect of the formation of creative problem solving" ["Refleksivno-lichnostnyi aspekt formirovaniya resheniya tvorcheskikh zadach"], Voprosy psikhologii, No. 5, pp. 113-118.
  44. Zinchenko, V.P. (2002), Psychological foundations of pedagogy: psychological and pedagogical foundations of the formation of a system of developmental education by D.B. El'konin, V.V. Davydov [Psikhologicheskie osnovy pedagogiki: psikhologo-pedagogicheskie osnovy postroeniya sistemy razvivayushchego obucheniya D.B. El'konina, V.V. Davydova], Gardariki, Moscow, 431 p.
Файлы / Files 4-semenov.pdf
Для цитирования / For citation
[RUS]
Семёнов И.Н. Персонологическая рефлексия жизнетворчества Н.Ф. Талызиной и ее психолого-педагогической деятельности на кафедре педагогики МГУ (к 90-летнему юбилею академика РАО, профессора МГУ Н.Ф. Талызиной) // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2014. – № 1-2. – С. 69-98.
[ENG]
Semenov, I.N. (2014), "Personological reflection of creative life of N.F. Talyzina and her psychological and educational activities at the Department of Pedagogy of the Moscow State University (on the 90th anniversary of the RAS academician, MSU professor Talyzina N.F.)" ["Personologicheskaya refleksiya zhiznetvorchestva N.F. Talyzinoi i ee psikhologo-pedagogicheskoi deyatel'nosti na kafedre pedagogiki MGU (k 90-letnemu yubileyu akademika RAO, professora MGU N.F. Talyzinoi)"], Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya (Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches), No. 1-2, pp. 69-98.

Архивные данные психологического журнала № 1-2 за 2014 год «Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования», в котором размещена статья / Publisher's imprint of the journal "Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches", which includes the article.