Главная страница Контактные данные Карта проекта FAQ Форма заказа News

Научная статья по психологии «Развитие системодеятельностной методологии и ее воздействие на психологию рефлексии (к 85-летию Г.П. Щедровицкого и 60-летию ММК)»

Article "The development of systemic pragmatist methodology and its impact on the psychology of reflection (on the 85th anniversary of G.P. Shchedrovitskii and the 60th anniversary of the Moscow Methodological Circle)"

Наши услуги

Рецензируемые журналы

Архив

Оплата

Подписка

Методический раздел

Подбор оппонентов

Архивные данные психологической статьи Семёнова И.Н.

Archival data of the article written by Semenov I.N.

Выходные данные научной статьи по психологическим наукам

Article output data

Страницы / Pages 33-93
Тип / Type [RAR] – Научная статья
Коды / Numbers [УДК] 159.9.018
Заглавие / Title
[RUS]
Развитие системодеятельностной методологии и ее воздействие на психологию рефлексии (к 85-летию Г.П. Щедровицкого и 60-летию ММК)
[ENG]
The development of systemic pragmatist methodology and its impact on the psychology of reflection (on the 85th anniversary of G.P. Shchedrovitskii and the 60th anniversary of the Moscow Methodological Circle)
Авторы / Authors
[RUS]
Семёнов
Игорь Никитович
Доктор психологических наук, профессор,
Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики
[ENG]
Semenov
Igor' Nikitovich
Full doctor of Psychology, professor,
Higher School of Economics – National Research University
Аннотация / Abstract
[RUS]
В работе впервые с системно-научноведческих позиций ставится и конструктивно решается проблема периодизации в российской философско-психологической мысли разработки методологической проблематики психологического познания. Предлагается концептуальная схематизация истории методологии российской психологии в виде системы этапов и достижений ее поступательного развития. Обобщение опыта разработки методологии современной психологии реализуется на материале как методологического анализа истории изучения творческого мышления, так и концептуального синтеза методологических средств экспериментального исследования рефлексивности мыслительной деятельности с помощью специально разработанных в ММК оригинальных исследовательских методов.
[ENG]
Content-genetic logic and systemic pragmatist methodology of G.P. Shchedrovitskii and its scientific and conceptual, organizational and methodical implementation in human studies have made an innovative impact on modern psychology.
First of all, in assessing an outstanding constructive contribution of G.P. Shchedrovitskii in psychology, the widest range of his original research and design sophistication in specific subject areas of psychology make oneself impressed, such as: cultural and historical development of thinking, the ratio of training and development, form and content of thought, its means and methods, processes and methods of standard and creative problem solving, a specificity of conceptual, programming, problem-oriented, productive thinking, understanding and meaning, reflection and heuristics, psycholinguistics and communication, children's play and children's community, small groups and teams organization, decision-making and management, design and sports activities, pedagogical and engineering psychology, social and organizational psychology, organizational activity games and psychotechnics, methodology of psychology and pedagogy.
Текст / Text
[RUS]
Введение Социокультурная парадигма развития…
(Вы можете ознакомиться в файле ПДФ c полным текстом научной статьи по психологии)
Ключевые слова / Keywords
[RUS]
Российская наука
философия
методология
психология
история
периодизация
развитие
рефлексия мышления
деятельность
творчество
[ENG]
Russian science
philosophy
methodology
psychology
history
periodization
development
reflection of thinking
activity
creativity
Библиография / References
[RUS]
  1. Алексеев Н.Г. Использование психологических моделей мышления в изучении и диагностике шахматного творчества // Исследование проблем психологии творчества. – 1983. – С. 133-154.
  2. Алексеев Н.Г. Формирование осознанного решения учебной задачи // Педагогика и логика. – 1968. – С. 369-426.
  3. Алексеев Н.Г., Москаева А.С. Проблема управления мыслительной деятельностью при решении алгебраических задач и их классификация // Вопросы активизации мышления и творческой деятельности учащихся. – М., 1964.
  4. Алексеев Н.Г., Мунипов В.М., Семенов И.Н и др. Проблемы методологии в эргономике // Эргономика – Труды ВНИИТЭ. – 1979. – Вып. 17. – C. 55-66.
  5. Алексеев Н.Г., Семенов И.Н. Типы системного представления оперативной деятельности // Техническая эстетика. – 1977. – № 1-2. – С. 320-324.
  6. Алексеев Н.Г., Семёнов И.Н. Уровни познавательной деятельности при решении творческих задач // Новые исследования в психологии. – 1979. – № 2. – С. 67-69.
  7. Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. О методах психологического изучения творчества // Проблемы научного творчества в современной психологии. – М.: Наука, 1971. – С. 151-203.
  8. БСЭ. – М., 1972. – Т. 6. – 301 с.
  9. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. – М., 1961. – 658 с.
  10. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий. – М., 1965. – 51 с.
  11. Гальперин П.Я., Данилова В.Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения творческих задач // Вопросы психологии. – 1980. – № 1. – С. 236-277.
  12. Генисаретский О.И. Опыт моделирования представляющей и рефлектирующей способностей сознания: Всесоюзный симпозиум по кибернетике. – Тбилиси, 1968. – 247 с.
  13. Генисаретский О.И. Пространства рефлексивных состояний // Вопросы методологии. – 1999. – № 1-2. – С. 148-159.
  14. Генисаретский О.И. Элементы теории деятельности // Мышление дизайнера. Средства и методы исследования проектировочной деятельности. – М.: ВНИИТЭ, 1967. – С. 144-219.
  15. Генисаретский О.И., Глазычев В.Л. Мышление дизайнера. Средства и методы исследования проектировочной деятельности // Теория дизайна. – 2004. – С. 222-271.
  16. Глазычев В.Л. Исследование проектировочной деятельности // Мышление дизайнера. Средства и методы исследования проектировочной деятельности. – 1967. – С. 220-269.
  17. Давыдов В.В. История работы Комиссии по логике и психологии мышления (к 25-летию) // Вопросы методологии. – 1995. – № 1-2. – С. 5-19.
  18. Давыдов В.В., Рубцов В.В. Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности. – Новосибирск: ПИ РАО, 1995. – 226 с.
  19. Даунис И.Б. Психология продуктивного мышления К. Дункера // Мышление дизайнера. Средства и методы исследования проектировочной деятельности. – М.: ВНИИТЭ, 1967. – С. 12-76.
  20. Даунис И.Б., Пантина Н.С. Психологические теории мышления. Критическое обсуждение // Мышление дизайнера. Средства и методы исследования проектировочной деятельности. – М.: ВНИИТЭ, 1967. – С. 12-142.
  21. Зиновьев А.А. Об одной программе исследования мышления // Доклады АПН РСФСР. – 1959. – № 2. – С. 29-31.
  22. Зинченко В.П. Комментарий психолога к трудам и дням Г.П. Щедровицкого // Познающее мышление и социальное действие. – 2004. – С. 336-403.
  23. Исследование мышления в советской психологии / Под ред. Е.В. Шороховой. – М.: Наука, 1966. – 476 с.
  24. Исследование проблем психологии творчества / Я.А. Пономарев, И.Н. Семенов, Н.Г. Алексеев и др. – М.: Наука, 1983. – 336 с.
  25. Ладенко И.С. Методологическая концепция рефлексии // Проблемы логической организации рефлексивных процессов. – Новосибирск, 1990. – С. 90-117.
  26. Ладенко И.С. О процессах мышления, связанных с установлением отношения эквивалентности //Доклады АПН РСФСР. – 1958. – № 2. – С. 55-64.
  27. Ладенко И.С. Социализация идей генетической логики и становление интеллектики. – Новосибирск, 1993. – 38 с.
  28. Ладенко И.С. Становление и современное развитие идей генетической логики: Методические материалы. – Новосибирск, 1991. – 36 с.
  29. Ладенко И.С., Семенов И.Н. Значение методологии Г.П. Щедровицкого для становления рефлексивной психологии и педагогики творчества // Интеллектуальные торпеды. – Новосибирск, 1996. – С. 37-47.
  30. Лекторский В. А., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Операциональная концепция интеллекта в работах Жана Пиаже // Жан Пиаже – Избранные психологические труды. – М., 1969. – С. 9-53.
  31. Лефевр В.А. О различии «процесса решения» и «способа решения» задач: Тезисы докладов // II съезд Общества психологов. – М., 1963.
  32. Лефевр В.А. О самоорганизующихся и саморефлексивных системах и их исследовании // Проблемы исследования систем и структур. – М., 1965. – С. 61-68.
  33. Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления. – М., 1968. – 191 с.
  34. Москаева А.С. К анализу процессов решения простых арифметических задач // Тезисы докладов на II съезде Общества психологов. – 1963. – Вып. 2. – С. 299-316.
  35. Москаева А.С., Розин В.М. К анализу строения систем знания типа «Начал» Евклида // Педагогика и логика. – М., 1968. – 232 с.
  36. Непомнящая Н.И. Анализ некоторых понятий психологической концепции Ж. Пиаже // Вопросы психологии. – 1964. – № 4. – С. 367-381.
  37. Непомнящая Н.И. Понятия развития и научения в теории Ж.Пиаже // Обучение и развитие. – М.: Просвещение, 1966. – С. 119-216.
  38. Нугаев Р.М. Становление науки нового времени: интертеоретический контекст // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. – 2012. – № 1. – С. 39-65.
  39. Обучение и развитие: Материалы к симпозиуму / В.В. Давыдов и др. – М., 1966. – 38 с.
  40. Оржековский П.А., Семенов И.Н. Роль рефлексивной психологии в формировании творческого опыта учащихся и разработке инновационных учебников по химии // Проектно-исследовательский подход в рефлексивной психологии инновационного образования. – Ногинск: Аналитика Родис, 2011. – С. 135-145.
  41. Пантина Н.С. Средства и методы психологического исследования мышления в работах Н. Майера и Л. Секея // Мышление дизайнера. Средства и методы исследования проектировочной деятельности. – М.: ВНИИТЭ, 1967. – С. 77-142.
  42. Педагогика и логика / Г.П. Щедровицкий и др. – М., 1968. – 416 с.
  43. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1969. – 659 с.
  44. Проблемы логической организации рефлексивных процессов / Г.П. Щедровицкий, И.С. Ладенко, И.Н. Семенов и др.– Новосибирск, 1986.
  45. Проблемы психологии мышления / Под ред. Г.А. Берулавой, И.Н. Семёнова. – Бийск: БиГПИ, 1994. – Вып. 1. – 138 с.
  46. Проблемы психологии мышления / Под ред. Г.А. Берулавой, И.Н. Семёнова. – Бийск: БиГПИ, 1995. – Вып. 2. – 146 с.
  47. Проблемы рефлексии в научном познании / Отв. Ред. В.Н. Борисов. – Куйбышев, 1983. – 160 с.
  48. Проблемы системного инженерно-психологического проектирования / В.Я. Дубровский, Л.П. Щедровицкий и др. – М., 1971. – 91 с.
  49. Розин В.М. Анализ знаковых средств в геометрии // Вопросы психологии. – 1964. – № 6. – С. 74-90.
  50. Сазонов Б.В. Деятельностный подход к инновациям: Социальные факторы нововведений в организационных системах. – М., 1980. – 120 с.
  51. Семенов И.Н. Георгий Петрович Щедровицкий – выдающийся философ и педагог современности // Инновационная деятельность в образовании. – 1995. – № 1. – С. 3-8.
  52. Семенов И.Н. Душа // БСЭ. – М., 1972. – 301 с.
  53. Семенов И.Н. К нормативному анализу познавательной деятельности при решении творческих задач // Психологические исследования МГУ. – 1977. – Вып. 7. – С. 40-49.
  54. Семенов И.Н. Методика исследования поведения личности в группе при дискурсивном решении творческих задач // Личность в психологическом эксперименте / Под ред. А.В. Петровского. – М.: МГПИ, 1973. – С. 93-114.
  55. Семенов И.Н. Методологические основы Московской школы рефлексивно-гуманитарной психологии и педагогики творчества // Методологические концепции и школы в СССР. – Новосибирск: НГУ, 1992. – Вып. 1. – С. 35-56.
  56. Семенов И.Н. О некоторых аспектах отношений людей в малых группах // Тезисы III-го Всесоюзного съезда психологов СССР. – М.: МГУ, 1968. – Т. 3. – Вып. 2.
  57. Семенов И.Н. Об одном приеме формирования решения творческих задач // Управление познанием. – Саранск, 1979. – С. 35-39.
  58. Семенов И.Н. Опыт деятельностного подхода к экспериментально-психологическому исследованию мышления на материале решения творческих задач // Методологические проблемы исследования деятельности. Эргономика. – М.: ВНИИТЭ, 1976. – Вып. № 10. – С. 148-188.
  59. Семенов И.Н. Останкинская методологическая школа анализа концептуальных схем деятельности в психологии и эргономике // Методологические концепции и школы в СССР (1951 – 1991 г.г.). – 1992. – Вып. 2. – С. 27-35.
  60. Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. – М.: НИИОПП, 1990 – 219 с.
  61. Семенов И.Н. Стенограмма выступления на съезде ММК. – М., 1993.
  62. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления. – Запорожье, 1992. – 224 с.
  63. Столяров В.И. Исторический метод познания в современной науке. – М., 1973. – 64 с.
  64. Столяров В.И. Концепция содержательно-генетического анализа познавательных действий с объектами // Методологические концепции и школы в СССР (1951 – 1991). – Новосибирск: ИФиПр СО РАН, 1992. – Вып. 2.
  65. Столяров В.И. Процесс изменения и его познание (логико-методологические проблемы). – М., 1966. – 252 с.
  66. Столяров В.И., Быховская И.М., Лубышева Л.И. Российская государственная академия физической культуры. – М., 1984. – 103 с.
  67. Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. – М.: Наука, 1988. – 108 с.
  68. Швырев В.С. Анализ основных направлений исследований методологии науки. – М.: Наука, 1988. – 123 с.
  69. Шеварев П.А. Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника. – М.: АПН РСФСР, 1959. – 303 с.
  70. Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. – М., 1996. – 641 c.
  71. Щедровицкий Г.П. «Языковое мышление» и его анализ // Вопросы языкознания. – 1957. – № 1. – С. 449-465.
  72. Щедровицкий Г.П. Игра и «детское общество» // Дошкольное воспитание. – 1964. – № 4. – С. 673-681.
  73. Щедровицкий Г.П. Избранные труды / Ред.-сост. А.А. Пископпель, Л.П. Щедровицкий. – М., 1995. – 759 с.
  74. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. – М., 1995. – 800 с.
  75. Щедровицкий Г.П. Исследование мышления детей на материале решений простых арифметических задач // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. – М., 1965. – С. 208-257.
  76. Щедровицкий Г.П. К анализу процессов решения задач // Доклады АПН РСФСР. – 1960. – №2. – С. 77-82.
  77. Щедровицкий Г.П. К анализу структуры, оснований и метода эвристики // IV Всесоюзный симпозиум по кибернетике. – Тбилиси, 1968.
  78. Щедровицкий Г.П. Коммуникация, деятельность, рефлексия // Исследование речемыслительной деятельности. – Алма-Ата, 1973. – С. 477-480.
  79. Щедровицкий Г.П. Лингвистика, психолингвистика, теория деятельности // Теория речевой деятельности. – 1968. – С. 360-366.
  80. Щедровицкий Г.П. Логико-психологический анализ процедур и способов решения простых арифметических задач // Психолого-педагогические проблемы обучения и развития. – 1974. – С. 401-436.
  81. Щедровицкий Г.П. Место логических и психологических методов в педагогической науке // Вопросы философии. – 1964. – № 7. – С. 35-49.
  82. Щедровицкий Г.П. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры // Психология и педагогика игры дошкольника. – М., 1966. – С. 687-715.
  83. Щедровицкий Г.П. Механизмы работы семинаров Московского методологического кружка // Вопросы методологии. – 1998. – № 1-2. – С. 45-56.
  84. Щедровицкий Г.П. На досках: Публичные лекции по философии. – М., 2004. – 196 с.
  85. Щедровицкий Г.П. Начала системно-структурного исследования взаимоотношений в малых группах: Из архива Г.П.Щедровицкого. – Т. 3. – М., 1999. – 351 с.
  86. Щедровицкий Г.П. О некоторых моментах в развитии понятий // Вопросы философии. – 1958. – № 6. – С. 577-589.
  87. Щедровицкий Г.П. О необходимости типологических исследований в психологии и педагогике // Вопросы активизации мышления и творческой активности учащихся. – 1964. – С. 155-196.
  88. Щедровицкий Г.П. О принципах анализа объективной структуры мыслительной деятельности на основе понятий содержательно-генетической логики // Вопросы психологии. – 1964. – № 2. – С. 466-473.
  89. Щедровицкий Г.П. Об исходных принципах анализа проблемы обучения и развития в рамках теории деятельности // Обучение и развитие. Материалы к симпозиуму. – М., 1966. – С. 38-119.
  90. Щедровицкий Г.П. Онтологические основания исследований мыслительной деятельности по решению задач и проблем (Из архива Г.П. Щедровицкого) // Вопросы методологии. – 1996. – № 3-4.
  91. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности // Методы исследования, диагностики и развития международных трудовых коллективов. – М., 1983. – С. 153-178.
  92. Щедровицкий Г.П. Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология: Курс лекций. Из архива Г.П.Щедровицкого. – Т.4. ОРУ (1). – 2000. – 384 с.
  93. Щедровицкий Г.П. Проблема исторического развития мышления // Генетические и социальные проблемы интеллектуальной деятельности. – Алма-Ата, 1975. – С. 401-436.
  94. Щедровицкий Г.П. Проблема соотношения логических и психологических исследований мышления в истории советской психологии // Материалы IV Всесоюзного съезда Общества психологов. – Тбилиси, 1971. – С. 937-938.
  95. Щедровицкий Г.П. Процессы и структуры мышления (курс лекций). Из архива Г.П.Щедровицкого. – Т.6. – М., 2003. – 320 с.
  96. Щедровицкий Г.П. Психология и методология (1): Ситуация и условия возникновения концепции поэтапного формирования умственных действий. Из архива Г.П. Щедровицкого. – Т. 2. – Вып. 1. – М.: Путь, 2004. – 368 с.
  97. Щедровицкий Г.П. Рефлексия в деятельности // Вопросы методологии. – 1994. – № 3-4. – С. 53-66.
  98. Щедровицкий Г.П. Рефлексия и ее проблемы // Разработка и внедрение автоматизированных систем управления в проектировании (теория и методология). – М., 1975. – С. 131-143.
  99. Щедровицкий Г.П. Системно-структурный подход в анализе и описании эволюции мышления // Мышление и общение. – 1973. – С. 477-480.
  100. Щедровицкий Г.П. Схема мыследеятельности – системно-структурное строение, смысл и содержание // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник – 1986. – М.: 1987. – С. 124-146.
  101. Щедровицкий Г.П. Тезисы докладов к Всесоюзному симпозиуму // Логика научного поиска. – Свердловск, 1977. – Часть 2. – С. 57-60.
  102. Щедровицкий Г.П. Технология мышления // Известия. – 1961. – 1 октября. – № 234.
  103. Щедровицкий Г.П. Усвоение мышления и проблемы творческой активности учащихся // О психологических особенностях творческой активности учащихся. – 1962. – С. 34-49.
  104. Щедровицкий Г.П. Человек и деятельность в инженерно-психологических исследованиях // Проблемы инженерной психологии. – 1971. – Вып. 1. – С. 120-124.
  105. Щедровицкий Г.П. Я всегда был идеалистом… – М., 2001. – 368 с.
  106. Щедровицкий Г.П., Алексеев Н.Г. О возможных путях исследования мышления как деятельности // Доклады АПН РСФСР. – 1957. – № 3; 1958. – 1, 4; – 1959. – № 1, 2, 4; 1960. – № 2, 4-6; – 1961. – № 4, 5; 1962. – № 2, 6.
  107. Щедровицкий Г.П., Алексеев Н.Г., Костеловский В.А. Принцип «параллелизма формы и содержания мышления» и его значение для традиционных логических и психологических исследований. Сообщения I-IV // Доклады АПН РСФСР. – 1960. – № 2,4; 1961. – № 4, 5.
  108. Щедровицкий Г.П., Костеловский В.А. К анализу средств и процессов познания пространственной формы: Сообщения 1 – 2. // Новые исследования в педагогических науках. – 1964-1965. – Вып. 2, 4.
  109. Щедровицкий Г.П., Ладенко И.С. О некоторых принципах генетического исследования мышления // Тезисы докладов на 1 съезде Общества психологов. – 1959. – Вып. 1.
  110. Щедровицкий Г.П., Надежина Р.Г. О двух типах отношений руководства в групповой деятельности детей // Вопросы психологии. – 1973. – № 5. – С. 74-84.
  111. Щедровицкий Г.П., Надежина Р.Г. Развитие детей и проблемы нравственного воспитания // Обучение и развитие. – 1966. – С. 92-132.
  112. Щедровицкий Г.П., Садовский В.Н. К характеристике основных направлений исследования знака в логике, психологии и языкознании. Сообщения I-III // Новые исследования в педагогических науках. – 1964-1965. – Вып. 2, 4, 5.
  113. Щедровицкий Г.П., Хромченко М.С. Диалектические станковисты (главы из книги о Г. П. Щедровицком). – М., 2004. – 160 с.
  114. Щедровицкий Г.П., Щедровицкий П.Г. Проблематизация и проблемы в процессах программирования решения задач // Логика научного поиска. – 1977. – С. 57-60.
  115. Щедровицкий Г.П., Юдин Э.Г. О применении понятия управления в психологических и педагогических исследованиях // Вопросы активизации мышления и творческой деятельности учащихся. – 1964. – С. 149-162.
  116. Щедровицкий Г.П., Якобсон С.Г. Заметки к определению понятий «мышление» и «понимание» // Вопросы психологии. – 1975. – № 5. – С. 75-87.
  117. Щедровицкий Г.П., Якобсон С.Г. К анализу процессов решения простых арифметических задач: Сообщения I-V // Доклады АПН РСФСР. – 1962. – № 2-6. – С. 667-672.
  118. Щедровицкий П.Г. Истоки культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. – 1992. – 22 с.
  119. Щедровицкий П.Г. Исторические и логические заметки к анализу программ содержательно-генетической логики и СМД-методологии // Познающее мышление и социальное действие. – 2004. – С. 525-543.
  120. Щедровицкий П.Г., Попов С.В. Игровое движение и организационно-деятельностные игры // Вопросы методологии. – 1994. – № 1-2. – С. 112-153.
  121. Юдин Б.Г. Становление и характер системной ориентации // Системные исследования: Ежегодник – 1971. – М., 1972. – С. 18-33.
  122. Юдин Э.Г. Деятельность как объяснительный принцип и как предмет научного изучения // Вопросы философии. – 1976. – № 5. – С. 65-78.
  123. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. – М.: Наука, 1978. – 392 с.
  124. Якобсон С.Г., Прокина Н.Ф. Организованность и условия формирования ее у младших школьников. – М., 1967. – 175 с.
  125. Якобсон С.Г., Щедровицкий Г.П. Логико-психологический анализ способов решения простых арифметических задач // Тезисы докладов на II съезде Общества психологов. – 1963. – Вып. 2. – С. 299-316.
[ENG]
  1. Alekseev, N.G. (1968), "Formation of a conscious decision of training task", Pedagogy and logic ["Formirovanie osoznannogo resheniya uchebnoi zadachi", Pedagogika i logika], Moscow, pp. 369-426.
  2. Alekseev, N.G. (1983), "Use of psychological thinking patterns in the study and diagnosis of chess creativity", Study of the problems of psychology of creativity ["Ispol'zovanie psikhologicheskikh modelei myshleniya v izuchenii i diagnostike shakhmatnogo tvorchestva", Issledovanie problem psikhologii tvorchestva], Nauka, Moscow, pp.133-154.
  3. Alekseev, N.G., Moskaeva, A.S. (1964), "A problem of control on mental activity in solving algebraic problems and their classification", Questions of activation of thinking and creative activity at students ["Problema upravleniya myslitel'noi deyatel'nost'yu pri reshenii algebraicheskikh zadach i ikh klassifikatsiya", Voprosy aktivizatsii myshleniya i tvorcheskoi deyatel'nosti uchashchikhsya], Moscow, 157 p.
  4. Alekseev, N.G., Munipov, V.M., Semenov, I.N., Zinchenko, V.P. (1979), "Problems of methodology in ergonomics", Ergonomics – Proceedings of the All-Russian Research Institute of Technical Aesthetics. Issue 17 ["Problemy metodologii v ergonomike", Ergonomika – Trudy VNIITE. Vyp. 17], VNIITE, Moscow, pp. 55-66.
  5. Alekseev, N.G., Semenov, I.N. (1977), "Types of system representation of operational activities" ["Tipy sistemnogo predstavleniya operativnoi deyatel'nosti"], Tekhnicheskaya estetika, No. 1-2, pp. 320-324.
  6. Alekseev, N.G., Semenov, I.N. (1979), "Levels of cognitive activity to solve creative problems" ["Urovni poznavatel'noi deyatel'nosti pri reshenii tvorcheskikh zadach"], Novye issledovaniya v psikhologii, No. 2, pp. 67-69.
  7. Alekseev, N.G., Yudin, E.G. (1971), "On the methods of psychological study of creativity", Problems of scientific creativity in modern psychology ["O metodakh psikhologicheskogo izucheniya tvorchestva", Problemy nauchnogo tvorchestva v sovremennoi psikhologii], Nauka, Moscow, pp. 151-203.
  8. Berulava, G.A., Semenov, I.N. (1994), Problems of psychology of thinking. Issue 1 [Problemy psikhologii myshleniya. Vyp. 1], BiGPI, Biysk, 138 p.
  9. Berulava, G.A., Semenov, I.N. (1995), Problems of psychology of thinking. Issue 2 [Problemy psikhologii myshleniya. Vyp. 2], BiGPI, Biysk, 146 p.
  10. Blonskii, P.P. (1961), Selected pedagogical works [Izbrannye pedagogicheskie proizvedeniya], Moscow, 658 p.
  11. Borisov, V.N. (1983), Reflection problems in scientific knowledge [Problemy refleksii v nauchnom poznanii], Kuibyshev, 160 p.
  12. Daunis, I.B. (1967), "Productive thinking psychology by K. Duncker", Thinking of the designer. Means and methods of design activity research ["Psikhologiya produktivnogo myshchleniya K. Dunkera", Myshlenie dizainera. Sredstva i metody issledovaniya proektirovochnoi deyatel'nosti], VNIITE, Moscow, pp. 12-76.
  13. Daunis, I.B., Pantina, N.S. (1967), "Psychological theories of thinking. Critical discussion", Thinking of the designer. Means and methods of design activity research ["Psikhologicheskie teorii myshleniya. Kriticheskoe obsuzhdenie", Myshlenie dizainera. Sredstva i metody issledovaniya proektirovochnoi deyatel'nosti], VNIITE, Moscow, pp. 12-142.
  14. Davydov, V.V. (1966), Training and Development: Proceedings of the Symposium [Obuchenie i razvitie: Materialy k simpoziumu], Moscow, 38 p.
  15. Davydov, V.V. (1995), "History of the activities of the Commission on logic and psychology of thinking" ["Istoriya raboty Komissii po logike i psikhologii myshleniya"], Voprosy metodologii, No. 1-2, pp. 5-19.
  16. Davydov, V.V., Rubtsov, V.V. (1995), The development of the foundations of reflexive thinking in students learning activities[Razvitie osnov refleksivnogo myshleniya shkol'nikov v protsesse uchebnoi deyatel'nosti], PI RAO, Novosibirsk, 226 p.
  17. Dubrovskii, V.Ya., Shchedrovitskii, L.P. (1971), Problems of systemic psychological-engineering designing [Problemy sistemnogo inzhenerno-psikhologicheskogo proektirovaniya], Moscow, 91 p.
  18. Gal'perin, P.Ya. (1965), Main results of the research on the formation of mental actions and concepts [Osnovnye rezul'taty issledovanii po probleme formirovaniya umstvennykh deistvii i ponyatii], Moscow, 51 p.
  19. Gal'perin, P.Ya., Danilova, V.L. (1980), "Systematic thinking education in the process of solving creative problems" ["Vospitanie sistematicheskogo myshleniya v protsesse resheniya tvorcheskikh zadach"], Voprosy psikhologii, No. 1, pp. 236-277.
  20. Genisaretskii, O.I. (1967), "Elements of the theory of activity", Thinking of the designer. Means and methods of design activity research ["Elementy teorii deyatel'nosti", Myshlenie dizainera. Sredstva i metody issledovaniya proektirovochnoi deyatel'nosti], VNIITE, Moscow, pp. 144-219.
  21. Genisaretskii, O.I. (1968), Experience in creating a representing and reflective abilities of consciousness: All-Union Symposium on Cybernetics [Opyt modelirovaniya predstavlyayushchei i reflektiruyushchei sposobnostei soznaniya: Vsesoyuznyi simpozium po kibernetike], Tbilisi, 247 p.
  22. Genisaretskii, O.I. (1999), "Spaces of reflexive states" ["Prostranstva refleksivnykh sostoyanii"], Voprosy metodologii, No. 1-2, pp. 148-159.
  23. Genisaretskii, O.I., Glazychev, V.L. (2004), "Thinking of the designer. Means and methods of design activity research", The Theory of Design ["Myshlenie dizainera. Sredstva i metody issledovaniya proektirovochnoi deyatel'nosti", Teoriya dizaina], Moscow, pp. 222-271.
  24. Glazychev, V.L. (1967), "Design activity research", Thinking of the designer. Means and methods of design activity research ["Issledovanie proektirovochnoi deyatel'nosti", Myshlenie dizainera. Sredstva i metody issledovaniya proektirovochnoi deyatel'nosti], Moscow, pp. 220-269.
  25. Ladenko, I.S. (1958), "On thinking processes associated with the establishment of equivalence relations", Reports of the Academy of Pedagogical Sciences of the Russian Soviet Federated Socialistic Republic ["O protsessakh myshleniya, svyazannykh s ustanovleniem otnosheniya ekvivalentnosti", Doklady APN RSFSR], No. 2, pp. 55-64.
  26. Ladenko, I.S. (1990), "Methodological concept of reflection", Problems of logical organization of reflexive processes ["Metodologicheskaya kontseptsiya refleksii", Problemy logicheskoi organizatsii refleksivnykh protsessov], Novosibirsk, pp. 90-117.
  27. Ladenko, I.S. (1991), Formation and development of modern ideas of genetic logic: guidance materials [Stanovlenie i sovremennoe razvitie idei geneticheskoi logiki: Metodicheskie materialy], Novosibirsk, 36 p.
  28. Ladenko, I.S. (1993), Socialization of ideas of genetic logic and formation of intellectics [Sotsializatsiya idei geneticheskoi logiki i stanovlenie intellektiki], Novosibirsk, 38 p.
  29. Ladenko, I.S., Semenov, I.N. (1996), "The value of the methodology of Shchedrovitskii, G.P. for the development of reflexive psychology and pedagogy of creativity", Intellectual torpedoes ["Znachenie metodologii G.P. Shchedrovitskogo dlya stanovleniya refleksivnoi psikhologii i pedagogiki tvorchestva", Intellektual'nye torpedy], Novosibirsk, pp. 37-47.
  30. Lefebvre, V.A. (1963), "On the difference between the "solution process" and the "solution method" of the tasks: Abstracts", The II Congress of the Society of Psychologists [O razlichii "protsessa resheniya" i "sposoba resheniya" zadach: Tezisy dokladov", II s"ezd Obshchestva psikhologov], Moscow.
  31. Lefebvre, V.A. (1965), "On self-organizing and self-reflexive systems and their research", Problems of research of the systems and structures ["O samoorganizuyushchikhsya i samorefleksivnykh sistemakh i ikh issledovanii", Problemy issledovaniya sistem i struktur], Moscow, pp. 61-68.
  32. Lektorskii, V.A., Sadovskii, V.N., Yudin, E.G. (1969), "Operational concept of intelligence in the works of Jean Piaget", Jean Piaget – Selected Psychological Works ["Operatsional'naya kontseptsiya intellekta v rabotakh Zhana Piazhe", Zhan Piazhe – Izbrannye psikhologicheskie Trudy], Moscow, pp. 9-53.
  33. Mamardashvili, M.K. (1968), Forms and content of thinking [Formy i soderzhanie myshleniya], Moscow, 191 p.
  34. Moskaeva, A.S. (1963), "On the analysis of the processes of simple arithmetic problems solving", Abstracts of the II Congress of the Society of Psychologists. Issue 2 ["K analizu protsessov resheniya prostykh arifmeticheskikh zadach", Tezisy dokladov na II s"ezde Obshchestva psikhologov. Vyp. 2], Moscow, pp. 299-316.
  35. Moskaeva, A.S., Rozin, V.M. (1968), "On the analysis of the structures of knowledge-based systems such as the Euclid's Elements", Pedagogy and Logics ["K analizu stroeniya sistem znaniya tipa "Nachal" Evklida", Pedagogika i logika], Moscow, 232 p.
  36. Nepomnyashchaya, N.I. (1964), "Analysis of some notions of the psychological concept of J. Piaget" ["Analiz nekotorykh ponyatii psikhologicheskoi kontseptsii Zh. Piazhe"], Voprosy psikhologii, No. 4, pp. 367-381.
  37. Nepomnyashchaya, N.I. (1966), "The concepts of development and learning in Piaget's theory", Training and Development ["Ponyatiya razvitiya i naucheniya v teorii Zh. Piazhe", Obuchenie i razvitie], Prosveshchenie, Moscow, pp. 119-216.
  38. Nugaev, R.M. (2012), "The formation of modern science: intertheoretic" context ["Stanovlenie nauki novogo vremeni: interteoreticheskii kontekst"], Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i cheloveke (Context and Reflection: Philosophy of the World and Human Being), No. 1, pp. 39-65.
  39. Orzhekovskii, P.A., Semenov, I.N. (2011), "The role of reflexive psychology in the formation of the students' creative experience and formulation of innovative textbooks in chemistry", Design and research approach in reflexive psychology innovative education ["Rol' refleksivnoi psikhologii v formirovanii tvorcheskogo opyta uchashchikhsya i razrabotke innovatsionnykh uchebnikov po khimii", Proektno-issledovatel'skii podkhod v refleksivnoi psikhologii innovatsionnogo obrazovaniya], Analitika Rodis, Noginsk, pp. 135-145.
  40. Pantina, N.S. (1967), "Means and methods of psychological research of thinking in the works of N. Mayer and L. Szekely", Thinking of the designer. Means and methods of design activity research ["Sredstva i metody psikhologicheskogo issledovaniya myshleniya v rabotakh N. Maiera i L. Sekeya", Myshlenie dizainera. Sredstva i metody issledovaniya proektirovochnoi deyatel'nosti], VNIITE, Moscow, pp. 77-142.
  41. Piaget, J. (1969), Selected Psychological Works [Izbrannye psikhologicheskie trudy], Moscow, 659 p.
  42. Piskoppel', A.A., Shchedrovitskii, L.P. (1995), Selected Works [Izbrannye Trudy], Moscow, 759 p.
  43. Ponomarev, Ya.A., Semenov, I.N., Alekseev, N.G. (1983), The study of the problems of psychology of creativity [Issledovaniya problem psikhologii tvorchestva], Nauka, Moscow, 336 p.
  44. Rozin, V.M. (1964), "The analysis of symbolic means in geometry" ["Analiz znakovykh sredstv v geometrii"], Voprosy psikhologii, No. 6, pp. 74-90.
  45. Sazonov, B.V. (1980), Activity approach to innovation: Social factors of innovations in organizational systems [Deyatel'nostnyi podkhod k innovatsiyam: Sotsial'nye faktory novovvedenii v organizatsionnykh sistemakh], Moscow, 120 p.
  46. Semenov, I.N. (1968), "Some aspects of the relations between people in small groups", Abstracts of the III All-Union Congress of Soviet psychologists ["O nekotorykh aspektakh otnoshenii lyudei v malykh gruppakh", Tezisy III-go Vsesoyuznogo s"ezda psikhologov SSSR], MGU, Moscow, Vol. 3, No. 2.
  47. Semenov, I.N. (1972), "Blonskii Pavel Petrovich", The Great Soviet Encyclopedia. Vol. 6 ["Blonskii Pavel Petrovich", BSE. T. 6], Moscow, 301 p.
  48. Semenov, I.N. (1976), "The experience of the activity approach to the experimental psychological study of cognition (based on creative problems solving)", Methodological problems of activities study. Ergonomics. Issue 10 ["Opyt deyatel'nostnogo podkhoda k eksperimental'no-psikhologicheskomu issledovaniyu myshleniya (na materiale resheniya tvorcheskikh zadach)", Metodologicheskie problemy issledovaniya deyatel'nosti. Ergonomika. Vyp. 10], VNIITE, Moscow, pp. 148-188.
  49. Semenov, I.N. (1979), "On the method of forming creative problems solving", Knowledge management ["Ob odnom prieme formirovaniya resheniya tvorcheskikh zadach", Upravlenie poznaniem], Saransk, pp. 35-39.
  50. Semenov, I.N. (1990), Problems of reflexive psychology of creative problems solving [Problemy refleksivnoi psikhologii resheniya tvorcheskikh zadach], NIOPP, Moscow, 219 p.
  51. Semenov, I.N. (1992), "Methodological basis of the Moscow School of reflexive human psychology and pedagogy of creativity", Methodological concepts and schools in the USSR ["Metodologicheskie osnovy Moskovskoi shkoly refleksivno-gumanitarnoi psikhologii i pedagogiki tvorchestva", Metodologicheskie kontseptsii i shkoly v SSSR], NGU, Novosibirsk, pp. 35-56.
  52. Semenov, I.N. (1992), "Ostankino methodological school of analysis of the conceptual schemes in psychology and ergonomics", Methodological concepts and schools in the USSR. Issue 2 ["Ostankinskaya metodologicheskaya shkola analiza kontseptual'nykh skhem deyatel'nosti v psikhologii i ergonomike", Metodologicheskie kontseptsii i shkoly v SSSR. Vyp. 2], NGU, Novosibirsk, pp. 27-35.
  53. Semenov, I.N. (1993), Transcript of Remarks by the Congress of the Moscow Methodological Circle [Stenogramma vystupleniya na s"ezde MMK], Moscow.
  54. Semenov, I.N. (1995), "Georgii Petrovich Shchedrovitskii – the eminent philosopher and teacher of our time" ["Georgii Petrovich Shchedrovitskii – vydayushchiisya filosof i pedagog sovremennosti"], Innovatsionnaya deyatel'nost' v obrazovanii, No. 1, pp. 3-8.
  55. Semenov, I.N., "Soul", The Great Soviet Encyclopedia ["Dusha", Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya], SE, Moscow, 1972.
  56. Semenov, I.N., (1977), "To normative analysis of cognitive activity to solve creative problems", Psychological research. Issue 7 ["K normativnomu analizu poznavatel'noi deyatel'nosti pri reshenii tvorcheskikh zadach", Psikhologicheskie issledovaniya. Vyp. 7], MGU, Moscow, pp. 40-49.
  57. Semenov, I.N., Petrovskii, A.V. (1973), "Methodology to the study of personality behavior in the group at the discursive creative problems solving", Personality in a psychological experiment ["Metodika issledovaniya povedeniya lichnosti v gruppe pri diskursivnom reshenii tvorcheskikh zadach", Lichnost' v psikhologicheskom eksperimente], MGPI, Moscow, pp. 93-114.
  58. Semenov, I.N., Stepanov, S.Yu. (1992), Reflexive psychology and pedagogy of creative thinking [Refleksivnaya psikhologiya i pedagogika tvorcheskogo myshleniya], ZGU, Zaporizhzhya, 224 p.
  59. Shchedrovitskii G.P., Alekseev N.G., "On the possible ways of the research of thinking as an activity", Reports of the Academy of Pedagogical Sciences of the Russian Soviet Federated Socialistic Republic ["O vozmozhnykh putyakh issledovaniya myshleniya kak deyatel'nosti", Doklady APN RSFSR], 1957, No. 3; 1958, No. 1 and 4; 1959 No. 1, 2, 4; 1960, No. 2, 4, 5, 6; 1961, No. 4 and 5; 1962, No. 2 and 6.
  60. Shchedrovitskii, G.P. (1957), "Linguistic thinking" and its analysis" ["Yazykovoe myshlenie" i ego analiz"], Voprosy yazykoznaniya, No. 1 pp. 449-465.
  61. Shchedrovitskii, G.P. (1958), "Some moments in the development of concepts" ["O nekotorykh momentakh v razvitii ponyatii"], Voprosy filosofii, No. 6, pp. 577-589.
  62. Shchedrovitskii, G.P. (1960), "On the analysis of the processes of problem solving", Reports of the Academy of Pedagogical Sciences of the Russian Soviet Federated Socialistic Republic ["K analizu protsessov resheniya zadach", Doklady APN RSFSR], No. 2, pp. 77-82.
  63. Shchedrovitskii, G.P. (1961), "Technology of thinking" ["Tekhnologiya myshleniya"], Izvestiya, 1 October, No. 234.
  64. Shchedrovitskii, G.P. (1962), "Digestion of thinking and problems of creative activity of workers", On psychological characteristics of students' creative activity ["Usvoenie myshleniya i problemy tvorcheskoi aktivnosti trudyashchikhsya", O psikhologicheskikh osobennostyakh tvorcheskoi aktivnosti uchashchikhsya], Moscow, pp. 34-49.
  65. Shchedrovitskii, G.P. (1964), "Game and "Pediatric Society" ["Igra i "detskoe obshchestvo"], Doshkol'noe vospitanie, No. 4, pp. 673-681.
  66. Shchedrovitskii, G.P. (1964), "On the need for typological studies in psychology and pedagogy", Issues of thinking activation and creative activity of students ["O neobkhodimosti tipologicheskikh issledovanii v psikhologii i pedagogike", Voprosy aktivizatsii myshleniya i tvorcheskoi aktivnosti uchashchikhsya], Moscow, pp. 155-196.
  67. Shchedrovitskii, G.P. (1964), "On the principles of analysis of objective structure of mental activity on the basis of the concepts of content-genetic logic" ["O printsipakh analiza ob"ektivnoi struktury myslitel'noi deyatel'nosti na osnove ponyatii soderzhatel'no-geneticheskoi logiki"], Voprosy psikhologii, No. 2, pp. 466-473.
  68. Shchedrovitskii, G.P. (1964), "Place of logical and psychological methods in pedagogical science" ["Mesto logicheskikh i psikhologicheskikh metodov v pedagogicheskoi nauke"], Voprosy filosofii, No. 7, pp. 35-49.
  69. Shchedrovitskii, G.P. (1965), "Study of children's thinking on the material of simple arithmetic problems solving", The development of cognitive and volitional processes in preschoolers ["Issledovanie myshleniya detei na materiale reshenii prostykh arifmeticheskikh zadach", Razvitie poznavatel'nykh i volevykh protsessov u doshkol'nikov], Moscow, pp. 208-257.
  70. Shchedrovitskii, G.P. (1966), "Methodological notes to pedagogical research of the game", Psychology and pedagogy of preschooler's play ["Metodologicheskie zamechaniya k pedagogicheskomu issledovaniyu igry", Psikhologiya i pedagogika igry doshkol'nika], Moscow, pp. 687-715.
  71. Shchedrovitskii, G.P. (1966), "On the original principles of analysis of the problem of training and development in the activity theory", Training and Development. Proceedings of the Symposium ["Ob iskhodnykh printsipakh analiza problemy obucheniya i razvitiya v ramkakh teorii deyatel'nosti", Obuchenie i razvitie. Materialy k simpoziumu], Moscow, pp. 38-119.
  72. Shchedrovitskii, G.P. (1968), "Linguistics, psycholinguistics, theory of activity", Theory of speech activity ["Lingvistika, psikholingvistika, teoriya deyatel'nosti", Teoriya rechevoi deyatel'nosti], Moscow, pp. 360-366.
  73. Shchedrovitskii, G.P. (1968), "On the analysis of the structure, foundations and method of heuristics", IV All-Union Symposium on Cybernetics ["K analizu struktury, osnovanii i metoda evristiki", IV Vsesoyuznyi simpozium po kibernetike], Tbilisi.
  74. Shchedrovitskii, G.P. (1968), Pedagogy and logic [Pedagogika i logika], Moscow, 416 p.
  75. Shchedrovitskii, G.P. (1971), "Human being and activities in the engineering and psychological research", Problems of engineering psychology. Issue 1 ["Chelovek i deyatel'nost' v inzhenerno-psikhologicheskikh issledovaniyakh", Problemy inzhenernoi psikhologii. Vyp. 1], Moscow, pp. 120-124.
  76. Shchedrovitskii, G.P. (1971), "The problem of correlation of logical and psychological studies of thinking in the history of Soviet psychology", Proceedings of the IV All-Union Congress of the Society of Psychologists ["Problema sootnosheniya logicheskikh i psikhologicheskikh issledovanii myshleniya v istorii sovetskoi psikhologii", Materialy IV Vsesoyuznogo s"ezda Obshchestva psikhologov], Tbilisi, pp. 937-938.
  77. Shchedrovitskii, G.P. (1973), "Communication, activities, reflection", Researches of the verbal and cogitative activities ["Kommunikatsiya, deyatel'nost', refleksiya", Issledovaniya rechemyslitel'noi deyatel'nosti], Alma-Ata, pp. 477-480.
  78. Shchedrovitskii, G.P. (1973), "Systemic-structural approach in the analysis and description of the evolution of thinking", Thinking and communication ["Sistemno-strukturnyi podkhod v analize i opisanii evolyutsii myshleniya", Myshlenie i obshchenie], Moscow, pp. 477-480.
  79. Shchedrovitskii, G.P. (1974), "Logical-psychological analysis of the procedures and ways to solve simple arithmetic problems", Psychological and pedagogical problems of education and development ["Logiko-psikhologicheskii analiz protsedur i sposobov resheniya prostykh arifmeticheskikh zadach", Psikhologo-pedagogicheskie problemy obucheniya i razvitiya], Moscow, pp. 401-436.
  80. Shchedrovitskii, G.P. (1975), "Reflection and its problems", Development and implementation of automated control systems in designing (theory and methodology) ["Refleksiya i ee problem", Razrabotka i vnedrenie avtomatizirovannykh sistem upravleniya v proektirovanii (teoriya i metodologiya)], Moscow, pp.131-143.
  81. Shchedrovitskii, G.P. (1975), "The problem of historical development of thinking", Genetic and social problems of intellectual activity ["Problema istoricheskogo razvitiya myshleniya", Geneticheskie i sotsial'nye problemy intellektual'noi deyatel'nosti], Alma-Ata, pp. 401-436.
  82. Shchedrovitskii, G.P. (1977), "Abstracts for All-Union Symposium", The logic of scientific research. Part 2 ["Tezisy dokladov k Vsesoyuznomu simpoziumu", Logika nauchnogo poiska. Chast' 2], Sverdlovsk, pp. 57-60.
  83. Shchedrovitskii, G.P. (1983), "Organizational-pragmatist game as a new form of organization of collective thinking activity", Methods of the study, diagnosis and development of international labor collectives ["Organizatsionno-deyatel'nostnaya igra kak novaya forma organizatsii kollektivnoi mysledeyatel'nosti", Metody issledovaniya, diagnostiki i razvitiya mezhdunarodnykh trudovykh kollektivov], Moscow, pp. 153-178.
  84. Shchedrovitskii, G.P. (1987), "Scheme of mental activity – a system-structural framework, meaning and content", System Research. Methodological problems. Yearbook – 1986 ["Skhema mysledeyatel'nosti – sistemno-strukturnoe stroenie, smysl i soderzhanie", Sistemnye issledovaniya. Metodologicheskie problemy. Ezhegodnik – 1986], Moscow, pp. 124-146.
  85. Shchedrovitskii, G.P. (1994), "Reflection in the activities" ["Refleksiya v deyatel'nosti"], Voprosy metodologii, No. 3-4, pp. 53-66.
  86. Shchedrovitskii, G.P. (1995), Selected Works [Izbrannye trudy], Moscow, 800 p.
  87. Shchedrovitskii, G.P. (1996), "Ontological foundations of the studies of mental activity on tasks and problems solving" ["Ontologicheskie osnovaniya issledovanii myslitel'noi deyatel'nosti po resheniyu zadach i problem"], Voprosy metodologii, No. 3-4.
  88. Shchedrovitskii, G.P. (1996), Philosophy. Science. Methodology [Filosofiya. Nauka. Metodologiya], Moscow, 641 p.
  89. Shchedrovitskii, G.P. (1998), "Mechanisms of operation of seminars of the Moscow Methodological Circle" ["Mekhanizmy raboty seminarov Moskovskogo metodologicheskogo kruzhka"], Voprosy metodologii, No. 1-2, pp. 45-56.
  90. Shchedrovitskii, G.P. (1999), The beginnings of systematic-structural study of relationships in small groups: From the archive of G.P. Shchedrovitskii. Vol. 3 [Nachala sistemno-strukturnogo issledovaniya vzaimootnoshenii v malykh gruppakh: Iz arkhiva G.P.Shchedrovitskogo. T. 3], Moscow, 351 p.
  91. Shchedrovitskii, G.P. (2000), Organizational and management thinking: ideology, methodology, technology: Lectures. From the archive of G.P. Shchedrovitskii. Vol. 4 [Orgupravlencheskoe myshlenie: ideologiya, metodologiya, tekhnologiya: Kurs lektsii. Iz arkhiva G.P. Shchedrovitskogo. T. 4. ORU (1)], Moscow, 384 p.
  92. Shchedrovitskii, G.P. (2001), I have always been an idealist… [Ya vsegda byl idealistom…], Moscow, 368 p.
  93. Shchedrovitskii, G.P. (2003), Processes and structures of thinking (lectures). From the archive of G.P. Shchedrovitskii. Vol. 6 [Protsessy i struktury myshleniya (kurs lektsii). Iz arkhiva G.P.Shchedrovitskogo. T. 6], Moscow, 320 p.
  94. Shchedrovitskii, G.P. (2004), On the boards: Public lectures on philosophy [Na doskakh: Publichnye lektsii po filosofii], Moscow, 196 p.
  95. Shchedrovitskii, G.P. (2004), Psychology and Methodology (1): Schematization and conditions of the development of the concepts of gradual formation of mental efforts. Vol. 2. Issue 1 [Psikhologiya i metodologiya (1): Skhematizatsiya i usloviya vozniknoveniya kontseptsii poetapnogo formirovaniya umstvennykh deistvii. T. 2. Vyp. 1], Put', Moscow, 368 p.
  96. Shchedrovitskii, G.P., Alekseev, N.G, Kostelovskii, V.A., "The principle of "parallelism of form and content of thought" and its importance to the traditional logical and psychological research",Reports of the Academy of Pedagogical Sciences of the USSR (Messages I-IV) ["Printsip "parallelizma formy i soderzhaniya myshleniya" i ego znachenie dlya traditsionnykh logicheskikh i psikhologicheskikh issledovanii", Doklady APN SSSR (Soobshcheniya I-IV)], 1960, No. 2,4; 1961, No. 4,5.
  97. Shchedrovitskii, G.P., Khromchenko, M.S. (2004), Dialectical easel painters (chapters from the book about G.P. Schedrovitskii) [Dialekticheskie stankovisty (glavy iz knigi o G. P. Shchedrovitskom)], Moscow, 160 p.
  98. Shchedrovitskii, G.P., Kostelovskii, V.A. (1964-1965), "Analysis of tools and processes of spatial form cognition: Messages 1 – 2", New research in pedagogical sciences. Issues 2, 4 ["K analizu sredstv i protsessov poznaniya prostranstvennoi formy: Soobshcheniya 1 – 2", Novye issledovaniya v pedagogicheskikh naukakh. Vyp. 2, 4], Moscow.
  99. Shchedrovitskii, G.P., Ladenko, I.S. (1959), "On some principles of genetic research of thinking", Abstracts of the I Congress of the Society of Psychologists. Issue 1 ["O nekotorykh printsipakh geneticheskogo issledovaniya myshleniya", Tezisy dokladov na 1 s"ezde Obshchestva psikhologov. Vyp. 1], Moscow.
  100. Shchedrovitskii, G.P., Ladenko, I.S., Semenov, I.N. (1986), Problems of logical organization of reflexive processes [Problemy logicheskoi organizatsii refleksivnykh protsessov], Novosibirsk.
  101. Shchedrovitskii, G.P., Nadezhina, R.G. (1966), "Child development and problems of moral education", Training and Development ["Razvitie detei i problemy nravstvennogo vospitaniya", Obuchenie i razvitie], Moscow, pp. 92-132.
  102. Shchedrovitskii, G.P., Nadezhina, R.G. (1973), "On two types of relationship of the directorship in children's group activities" ["O dvukh tipakh otnoshenii rukovodstva v gruppovoi deyatel'nosti detei"], Voprosy psikhologii, No. 5, pp. 74-84.
  103. Shchedrovitskii, G.P., Sadovskii, V.N. (1964-1965), "On the characterization of the main directions of sign research in logic, psychology and linguistics. Messages I – III", New research in pedagogical sciences. Issues 2, 4, 5 ["K kharakteristike osnovnykh napravlenii issledovaniya znaka v logike, psikhologii i yazykoznanii. Soobshcheniya I – III", Novye issledovaniya v pedagogicheskikh naukakh. Vyp. 2, 4, 5], Moscow.
  104. Shchedrovitskii, G.P., Shchedrovitskii, P.G. (1977), "Problematization and problems in the processes of programming the problems solving", Logic of scientific research ["Problematizatsiya i problemy v protsessakh programmirovaniya resheniya zadach", Logika nauchnogo poiska], Moscow, pp. 57-60.
  105. Shchedrovitskii, G.P., Yakobson, S.G. (1962), "On the analysis of the processes of simple arithmetic problems solving: Messages IV", Reports of the Academy of Pedagogical Sciences of the Russian Soviet Federated Socialistic Republic ["K analizu protsessov resheniya prostykh arifmeticheskikh zadach: Soobshcheniya I-V", Doklady APN RSFSR], No. 2-6, pp. 667-672.
  106. Shchedrovitskii, G.P., Yakobson, S.G. (1975), "Notes to the definition of "thinking" and "understanding" ["Zametki k opredeleniyu ponyatii "myshlenie" i "ponimanie"], Voprosy psikhologii, No. 5, pp. 75-87.
  107. Shchedrovitskii, G.P., Yudin, E.G. (1964), "On the application of the concept management in psychological and educational research" ["O primenenii ponyatiya upravleniya v psikhologicheskikh i pedagogicheskikh issledovaniyakh"], Voprosy aktivizatsii myshleniya i tvorcheskoi deyatel'nosti uchashchikhsya, pp. 149-162.
  108. Shchedrovitskii, P.G. (1992), The origins of the cultural-historical theory of L.S. Vygotskii [Istoki kul'turno-istoricheskoi kontseptsii L.S. Vygotskogo], Moscow, 22 p.
  109. Shchedrovitskii, P.G. (2004), "Historical and logical notes to the analysis of the programs of content-genetic logic and systemic mental activity methodology", Cognitive thinking and social action ["Istoricheskie i logicheskie zametki k analizu programm soderzhatel'no-geneticheskoi logiki i SMD-metodologii", Poznayushchee myshlenie i sotsial'noe deistvie], Moscow, pp. 525-543.
  110. Shchedrovitskii, P.G., Popov, S.V. (1994), "Play actions and organizational-pragmatist games" ["Igrovoe dvizhenie i organizatsionno-deyatel'nostnye igry"], Voprosy metodologii, No. 1-2, pp. 112-153.
  111. Shevarev, P.A. (1959), Generalized association in students training activities [Obobshchennye assotsiatsii v uchebnoi rabote shkol'nika], APN RSFSR, Moscow, 303 p.
  112. Shorokhova, E.V. (1966), Thinking development in Soviet psychology [Issledovanie myshleniya v sovetskoi psikhologii], Nauka, Moscow, 476 p.
  113. Shvyrev, V.S. (1988), Analysis of scientific knowledge: main directions, forms and problems [Analiz nauchnogo poznaniya: osnovnye napravleniya, formy, problemy], Nauka, Moscow, 108 p.
  114. Shvyrev, V.S. (1988), Analysis of the main areas of research trends of science methodology [Analiz osnovnykh napravlenii issledovanii metodologii nauki], Nauka, Moscow, 123 p.
  115. Stolyarov, V.I. (1966), The process of change and its cognition (logical and methodological problems) [Protsess izmeneniya i ego poznanie (logiko-metodologicheskie problemy)], Moscow, 252 p.
  116. Stolyarov, V.I. (1973), Historical method of knowledge in modern science [Istoricheskii metod poznaniya v sovremennoi nauke], Moscow, 64 p.
  117. Stolyarov, V.I. (1992), "The concept of content-genetic analysis of cognitive actions with objects", Methodological Concepts and schools in the USSR (1951 – 1991). Issue 2 ["Kontseptsiya soderzhatel'no-geneticheskogo analiza poznavatel'nykh deistvii s ob"ektami", Metodologicheskie kontseptsii i shkoly v SSSR (1951 – 1991). Vyp. 2], Novosibirsk: IFiPr SO RAN.
  118. Stolyarov, V.I., Bykhovskaya, I.M., Lubysheva, L.I. (1984), Russian State Academy of Physical Culture [Rossiiskaya gosudarstvennaya akademiya fizicheskoi kul'tury], Moscow, 103 p.
  119. Yakobson, S.G., Prokina, N.F. (1967), Organization and its formation conditions in primary school children [Organizovannost' i usloviya formirovaniya ee u mladshikh shkol'nikov], Moscow, 175 p.
  120. Yakobson, S.G., Shchedrovitskii, G.P. (1963), "Logical-psychological analysis of the ways to solve simple arithmetic problems", Abstracts of the II Congress of the Society of Psychologists. Issue 2 ["Logiko-psikhologicheskii analiz sposobov resheniya prostykh arifmeticheskikh zadach", Tezisy dokladov na II s"ezde Obshchestva psikhologov. Vyp. 2], Moscow, pp. 299-316.
  121. Yudin, B.G. (1972), "Formation and nature of the system orientation", Systems Research: Yearbook – 1971 ["Stanovlenie i kharakter sistemnoi orientatsii", Sistemnye issledovaniya: Ezhegodnik – 1971], Moscow, pp. 18-33.
  122. Yudin, E.G. (1976), "Activity as an explanatory principle and as an object of scientific study" ["Deyatel'nost' kak ob"yasnitel'nyi printsip i kak predmet nauchnogo izucheniya"], Voprosy filosofii, No. 5, pp. 65-78.
  123. Yudin, E.G. (1978), System approach and activity principle[Sistemnyi podkhod i printsip deyatel'nosti], Nauka, Moscow, 392 p.
  124. Zinchenko, V.P. (2004), "Comment of a psychologist to the works and days of G.P. Shchedrovitskii", Cognitive thinking and social action ["Kommentarii psikhologa k trudam i dnyam G.P. Shchedrovitskogo", Poznayushchee myshlenie i sotsial'noe deistvie], Moscow, pp. 336-403.
  125. Zinov'ev, A.A. (1959), "On a thinking research program", Reports of the Academy of Pedagogical Sciences of the Russian Soviet Federated Socialistic Republic ["Ob odnoi programme issledovaniya myshleniya", Doklady APN RSFSR], No. 2, pp. 29-31.
Файлы / Files 3-semenov.pdf
Для цитирования / For citation
[RUS]
Семёнов И.Н. Развитие системодеятельностной методологии и ее воздействие на психологию рефлексии (к 85-летию Г.П. Щедровицкого и 60-летию ММК) // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2014. – № 3. – С. 33-93.
[ENG]
Semenov, I.N. (2014), "The development of systemic pragmatist methodology and its impact on the psychology of reflection (on the 85th anniversary of G.P. Shchedrovitskii and the 60th anniversary of the Moscow Methodological Circle)" ["Razvitie sistemodeyatel'nostnoi metodologii i ee vozdeistvie na psikhologiyu refleksii (k 85-letiyu G.P. Shchedrovitskogo i 60-letiyu MMK)"], Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya (Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches), No. 3, pp. 33-93.

Архивные данные психологического журнала № 3 за 2014 год «Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования», в котором размещена статья / Publisher's imprint of the journal "Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches", which includes the article.