Главная страница Контактные данные Карта проекта FAQ Форма заказа News

Научная статья по психологии «Эффективность практической реализации рефлексивно-психологического обеспечения гимназического образования»

Article "The effectiveness of the practical implementation of reflexive and psychological support in gymnasium education"

Наши услуги

Рецензируемые журналы

Архив

Оплата

Подписка

Методический раздел

Подбор оппонентов

Архивные данные психологической статьи Болдиной Т.Г., Семенова И.Н.

Archival data of the article written by Boldina T.G., Semenov I.N.

Выходные данные научной статьи в журнале по психологии

Article output data

Раздел / Sectional title
[RUS]
Педагогическая психология
[ENG]
Educational psychology
Страницы / Pages 58-96
Тип / Type [RAR] – Научная статья
Коды / Numbers [УДК] 159.9:37.015.3
Заглавие / Title
[RUS]
Эффективность практической реализации рефлексивно-психологического обеспечения гимназического образования
[ENG]
The effectiveness of the practical implementation of reflexive and psychological support in gymnasium education
Авторы / Authors
[RUS]
Болдина
Тамара Герасимовна
Член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук,
директор гимназии № 1526 г. Москвы
[ENG]
Boldina
Tamara Gerasimovna
Corresponding member of the Academy of Pedagogical and Social Sciences,
director of the gymnasium № 1526 in Moscow
[RUS]
Семенов
Игорь Никитович
Профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»,
академик Академии педагогических и социальных наук,
научный руководитель гимназии № 1526 г. Москвы
[ENG]
Semenov
Igor' Nikitovich
Professor at the National research university "Higher school of economics",
academician of the Academy of Pedagogical and Social Sciences,
academic adviser of the gymnasium № 1526 in Moscow
Аннотация / Abstract
[RUS]
Настоящая статья посвящена рассмотрению конкретных путей рефлексивно-психологического обеспечения образования и эффективности результатов внедрения научно-методических достижений рефлексивной психологии и педагогики в социальную практику школьного образования на конкретном примере инновационного опыта учебно-воспитательной работы коллектива передовой столичной гимназии № 1526. Реализация рефлексивно-деятельностной педагогики представлена в различных аспектах инновационного гимназического образования.
[ENG]
This article considers the specific ways of reflexive-psychological support of education and the effectiveness of the implementation of the results of scientific and methodological advances of reflexive psychology and pedagogy in the social practice of school education with a concrete example of innovative educational experience of gymnasium № 1526 in Moscow. The organic insertion of reflexive-humanitarian psychology and realizing its reflexive-activity pedagogy in state educational standards meeting their functional requirements of educational activities carried out in developing innovative Moscow school education is shown. Implementation of reflexive-activity pedagogy is presented in various aspects of innovative secondary education: projecting, organization, management of educational process, the effectiveness of training activities, intellectual and personal development of students in secondary and further education, the effectiveness of educational work of the teaching staff, professional development of teachers and the development of their interaction with parents to optimize the family education from the perspective of reflexive-activity psychology and pedagogy.
Текст / Text
[RUS]
Введение. Актуальность изучения эффективности использования…
(Вы можете ознакомиться в файле ПДФ c полным текстом научной статьи по психологии)
Ключевые слова / Keywords
[RUS]
Рефлексивная психология
педагогика
образование
развитие
исследовательская деятельность
обучение
воспитание
личность
мышление
рефлексия
сознание
творчество
[ENG]
Reflexive psychology
pedagogy
education
development
research
training
personality
thinking
reflection
consciousness
creativity
Библиография / References
[RUS]
  1. Алексеев Н.Г., Семенов И.Н., Швырев В.С. Философия образования // Высшее образование в России. – 1996. – № 3. – С. 88-94.
  2. Берулава М.Н., Семенов И.Н., Берулава Г.А. и др. Концепция и программа развития общеобразовательной средней школы. – Сочи: НОЦ РАО, 1998. – 75 с.
  3. Болдина Т.Г. Оптимизация образовательных ресурсов на основе рефлексивно-деятельностной педагогики // Пути, средства, возможности модернизации образовательной системы. – М.: МПСИ, 2009. – Ч. I.
  4. Болдина Т.Г., Cеменов И.Н. Научно-практическая конференция учащихся «Человек в изменяющемся мире» как инновационный педагогический способ рефлексивного развития личности // Известия РАО. Научный журнал. – 2012. – № 2 (22). – С. 2139-2147.
  5. Болдина Т.Г., Кузнецова Д.А., Семенов И.Н. Рефлексивно-организационная практика реализации креативной педагогики в гимназическом образовании // Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в образовании и управлении. – М.: Логос, 2003.
  6. Болдина Т.Г., Семенов И.Н. (ред.-сост.). Человек в изменяющемся мире: Путь молодежи к Олимпу. Лидерство в общественной жизни и спорте. Окружная научно-практическая конференция учащихся гимназий и школ с гимназическими классами. Творческие работы и тезисы выступлений. – М. АПСН-ЮОУО. 2010.
  7. Болдина Т.Г., Семенов И.Н. Развитие рефлексивной культуры речи как способ нравственного воспитания учащейся молодежи // Известия АПСН. – 2010. – Т. ХIV. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://publications.hse.ru/chapters/78127227
  8. Болдина Т.Г., Семенов И.Н. Рефлексивно-инновационное управление воспитанием и образованием школьников в гимназическом образовании // Проблемы рефлексивной педагогики, акмеологии и психологии гуманизации воспитания в общем, дополнительном и профессиональном образовании юношества / отв. ред.-сост. И.Н. Семенов. – М.: Логос, 1999.
  9. Болдина Т.Г., Семенов И.Н. Рефлексивно-психологическое обеспечение инновационного педагогического опыта в современном гимназическом образовании // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2013. – № 5-6. – C. 9-34.
  10. Борискина А.А., Семенов И.Н. Нравственное воспитание в учреждениях дополнительного образования столичного региона. – М.: УРАО, 2011. – 229 с.
  11. Давыдов В.В., Рубцов В.В. (ред.). Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности. – Новосибирск: ПИ РАО, 1996. – 226 с.
  12. Деркач А.А., Cеменов И.Н., Степанов С.Ю. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. – М.: РАГС, 1998. – 250 с.
  13. Дюков В.М., Семенов И.Н. Рефлексивное управление образовательным процессом в ДОУ. – М.: Сфера, 2008. – 75 с.
  14. Дюков В.М., Семенов И.Н., Шайхутдинова Р.В. Оценка качества образования. – Норильск, 2011. – Ч. 1.
  15. Дюков В.М., Семенов И.Н., Шайхутдинова Р.В. Рефлексивно-деятельностная педагогика: учитель для «Новой школы» // Эксперимент и инновации в школе. – 2011. – № 1. – С. 2-9.
  16. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2006. – 384 с.
  17. Карпов А.В., Семенов И.Н., Солондаев В.К. (ред.). Рефлексивный подход в психологическим обеспечении образования. – М., Ярославль: ЯрГУ, 2004. – 240 с.
  18. Костюков Н.Н., Семенов И.Н. Теоретические проблемы формирования знаниевых компетенций в инновационном профессиональном образовании // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 5. – М.: ИНИОН РАН, 2010. – Ч. 2. – С. 634-639.
  19. Лаптева О.И., Войтик И.М., Семенов И.Н. Развитие рефлексивного мышления педагогов. – Омск: ООИПКРО, 2003. – 117 с.
  20. Лисина Е.А., Семенов И.Н. Развитие В.Г. Асеевым психологии и акмеологии мотивации личности // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2014. – № 3-4. – С. 9-12.
  21. Митина Л.М. Психология профессионального самосознания учителя. – М.: Флинта, 1998. – 200 с.
  22. Семенов И.Н. Рефлексивная психология инновационного образования. – М.: Наследие ММК, 2013. – 170 с.
  23. Семенов И.Н. Рефлексивно-психологическое проектирование продуктивного общения и доверия в научных конференциях школьников // Психология общения и доверия: методология, теория и практика. Сборник материалов Международной научной конференции УРАО, ПИ РАО, МГУ, ИП РАН, НИУ ВШЭ / под ред. Т.П. Скрипкиной. – М.: УРАО. 2014. – С. 348-450.
  24. Семенов И.Н. Рефлексивно-развивающие среды формирования мышления и самосознания субъектов образовании // Мир психологии. Научно-методический журнал. – 2013. – № 4. – C. 81-97.
  25. Семенов И.Н. Рефлексивный подход в формировании и развитии личностно-профессионального самосознания студентов как фактор модернизации высшего образования. Обзор. – М.: ФИРО, 2013. – 80 с.
  26. Семенов И.Н., Болдина Т.Г. и др. Проектно-исследовательский подход в рефлексивной психологии инновационного образования. – Ногинск: Аналитика Родис, 2011. – 402 с.
  27. Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. – М.: Новая школа, 2001. – 320 с.
  28. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М., 1989. – 160 с.
  29. Шадриков В.Д. Роль рефлексии и рефлексивности в развитии способностей учащихся // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2012. – № 4. – C. 133-134.
[ENG]
  1. Alekseev, N.G., Semenov, I.N., Shvyrev, V.S. (1996) Filosofiya obrazovaniya [Philosophy of education]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 3, pp. 88-94.
  2. Berulava, M.N. et al. (1998) Kontseptsiya i programma razvitiya obshcheobrazovatel'noi srednei shkoly [The concept and program of secondary school]. Sochi: NOTs RAO.
  3. Boldina, T.G. (2009) Optimizatsiya obrazovatel'nykh resursov na osnove refleksivno-deyatel'nostnoi pedagogiki [Optimization of educational resources on the basis of reflexive-activity pedagogy]. In: Puti, sredstva, vozmozhnosti modernizatsii obrazovatel'noi sistemy [Paths, means and the possibility of upgrading the educational system]. Vol. I. Moscow: MPSI.
  4. Boldina, T.G., Kuznetsova, D.A., Semenov, I.N. (2003) Refleksivno-organizatsionnaya praktika realizatsii kreativnoi pedagogiki v gimnazicheskom obrazovanii [Reflective practice and organizational implementation of creative pedagogy in secondary education]. In: Refleksivno-organizatsionnye problemy formirovaniya myshleniya i lichnosti v obrazovanii i upravlenii [Reflective-organizational problems of thinking and identity formation in education and management]. Moscow: Logos.
  5. Boldina, T.G., Semenov, I.N. (1999) Refleksivno-innovatsionnoe upravlenie vospitaniem i obrazovaniem shkol'nikov v gimnazicheskom obrazovanii [Reflexive and innovative education management in secondary education]. In: Semenov I.N. (ed.) Problemy refleksivnoi pedagogiki, akmeologii i psikhologii gumanizatsii vospitaniya v obshchem, dopolnitel'nom i professional'nom obrazovanii yunoshestva [Problems of reflexive pedagogics, acmeology and psychology of education humanization in general, further and professional education of youth]. Moscow: Logos.
  6. Boldina, T.G., Semenov, I.N. (2010) Razvitie refleksivnoi kul'tury rechi kak sposob nravstvennogo vospitaniya uchashcheisya molodezhi [Development of reflective culture of speech as a means of moral education of students]. Izvestiya APSN [Academy of Pedagogical and Social Sciences Bulletin], XIV. Available from: http://publications.hse.ru/chapters/78127227 [Accessed 12.09.14].
  7. Boldina, T.G., Semenov, I.N. (2012) Nauchno-prakticheskaya konferentsiya uchashchikhsya "Chelovek v izmenyayushchemsya mire" kak innovatsionnyi pedagogicheskii sposob refleksivnogo razvitiya lichnosti [Scientific and practical conference of students "Man in a changing world" as an innovative teaching method of development of reflexive personality]. Izvestiya RAO. Nauchnyi zhurnal [Proceedings of Russian Academy of Education. Scientific journal], 2 (22), pp. 2139-2147.
  8. Boldina, T.G., Semenov, I.N. (2013) Refleksivno-psikhologicheskoe obespechenie innovatsionnogo pedagogicheskogo opyta v sovremennom gimnazicheskom obrazovanii [Reflexive and psychological support of innovative teaching experience in a modern secondary education]. Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya [Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches], 5-6, pp. 9-34.
  9. Boldina, T.G., Semenov, I.N. (ed.) (2010) Chelovek v izmenyayushchemsya mire: Put' molodezhi k Olimpu. Liderstvo v obshchestvennoi zhizni i sporte. Okruzhnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya uchashchikhsya gimnazii i shkol s gimnazicheskimi klassami. Tvorcheskie raboty i tezisy vystuplenii [Man in a Changing World: The Way of the youth to Olympus. Leadership in public life and sport. The district scientific-practical conference of students of gymnasiums and schools with gymnasia classes. Creative work and talking points]. Moscow: APSN-YuOUO.
  10. Boriskina, A.A., Semenov, I.N. (2011) Nravstvennoe vospitanie v uchrezhdeniyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya stolichnogo regiona [Moral upbringing in additional educational institutions of Moscow region]. Moscow: URAO.
  11. Davydov, V.V., Rubtsov, V.V. (ed.) (1996) Razvitie osnov refleksivnogo myshleniya shkol'nikov v protsesse uchebnoi deyatel'nosti [The development of the foundations of reflective thinking of schoolchildren in educational activity]. Novosibirsk: PI RAO.
  12. Derkach, A.A., Semenov, I.N., Stepanov, S.Yu. (1998) Psikhologo-akmeologicheskie osnovy izucheniya i razvitiya refleksivnoi kul'tury gossluzhashchikh [Psychological and acmeological foundations for the study and development of reflective culture of civil servants]. Moscow: RAGS.
  13. Dyukov, V.M., Semenov, I.N. (2008) Refleksivnoe upravlenie obrazovatel'nym protsessom v DOU [Reflexive control of the educational process in preschool]. Moscow: Sfera.
  14. Dyukov, V.M., Semenov, I.N., Shaikhutdinova, R.V. (2011) Otsenka kachestva obrazovaniya [Assessment of the quality of education]. Vol. 1. Noril'sk.
  15. Dyukov, V.M., Semenov, I.N., Shaikhutdinova, R.V. (2011) Refleksivno-deyatel'nostnaya pedagogika: uchitel' dlya "Novoi shkoly" [Reflexive-activity pedagogy: a teacher for the "New School"]. Eksperiment i innovatsii v shkole [Experiment and innovation at school], 1, pp. 2-9.
  16. Fel'dshtein, D.I. (1989) Psikhologiya razvitiya lichnosti v ontogeneze [Psychology of personal development in ontogenesis]. Moscow.
  17. Karpov, A.V., Semenov, I.N., Solondaev, V.K. (ed.) (2004) Refleksivnyi podkhod v psikhologicheskim obespechenii obrazovaniya [Reflective approach to psychological support of education]. Moscow, Yaroslavl': YarGU.
  18. Kostyukov, N.N., Semenov, I.N. (2010) Teoreticheskie problemy formirovaniya znanievykh kompetentsii v innovatsionnom professional'nom obrazovanii [Theoretical problems of formation of knowledge-competencies in innovative vocational training]. Rossiya: tendentsii i perspektivy razvitiya [Russia: trends and prospects], 5 (2), pp. 634-639.
  19. Lapteva, O.I., Voitik, I.M., Semenov, I.N. (2003) Razvitie refleksivnogo myshleniya pedagogov [Development of reflective thinking teachers]. Omsk: OOIPKRO.
  20. Lisina, E.A., Semenov, I.N. (2014) Razvitie V.G. Aseevym psikhologii i akmeologii motivatsii lichnosti [Development of psychology and motivation of the person acmeology in V.G. Aseev's works]. Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya [Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches], 3-4, pp. 9-12.
  21. Mitina, L.M. (1998) Psikhologiya professional'nogo samosoznaniya uchitelya [Psychology of teacher professional consciousness]. Moscow: Flinta.
  22. Semenov, I.N. (2013) Refleksivnaya psikhologiya innovatsionnogo obrazovaniya [Reflexive psychology of innovative education]. Moscow: Nasledie MMK.
  23. Semenov, I.N. (2013) Refleksivno-razvivayushchie sredy formirovaniya myshleniya i samosoznaniya sub"ektov obrazovanii [Reflexive-educational environment of formation of thinking and self-education subjects]. Mir psikhologii. Nauchno-metodicheskii zhurnal [World of psychology. Scientific and methodical journal], 4, pp. 81-97.
  24. Semenov, I.N. (2013) Refleksivnyi podkhod v formirovanii i razvitii lichnostno-professional'nogo samosoznaniya studentov kak faktor modernizatsii vysshego obrazovaniya. Obzor [Reflective approach in the formation and development of personal and professional consciousness of students as a factor in the modernization of higher education. Review]. Moscow: FIRO.
  25. Semenov, I.N. (2014) Refleksivno-psikhologicheskoe proektirovanie produktivnogo obshcheniya i doveriya v nauchnykh konferentsiyakh shkol'nikov [Reflexive-psychological designing of productive communication and trust in school scientific conferences]. In: Skripkina T.P. (ed.) Psikhologiya obshcheniya i doveriya: metodologiya, teoriya i praktika. Sbornik materialov Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii URAO, PI RAO, MGU, IP RAN, NIU VShE [Psychology of communication and trust: methodology, theory and practice. The collection of materials of the International Scientific Conference URAO, PI RAO, Moscow State University, IP RAN, HSE]. Moscow: URAO, pp. 348-450.
  26. Semenov, I.N. et al. (2011) Proektno-issledovatel'skii podkhod v refleksivnoi psikhologii innovatsionnogo obrazovaniya [Projective and research approach in reflexive psychology of innovative education]. Noginsk: Analitika Rodis.
  27. Shadrikov, V.D. (2012) Rol' refleksii i refleksivnosti v razvitii sposobnostei uchashchikhsya [The role of reflection and reflexivity in the development of students' abilities]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of Higher school of economics], 4, pp. 133-134.
  28. Tret'yakov, P.I. (2001) Upravlenie shkoloi po rezul'tatam: Praktika pedagogicheskogo menedzhmenta [School management by results: The practice of pedagogical management]. Moscow: Novaya shkola.
  29. Zimnyaya, I.A. (2006) Pedagogicheskaya psikhologiya [Educational psychology]. Moscow.
Файлы / Files 2-boldina-semenov.pdf
Для цитирования / For citation
[RUS]
Болдина Т.Г., Семенов И.Н. Эффективность практической реализации рефлексивно-психологического обеспечения гимназического образования // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2014. – № 5. – С. 58-96.
[ENG]
Boldina T.G., Semenov I.N. (2014) Effektivnost' prakticheskoi realizatsii refleksivno-psikhologicheskogo obespecheniya gimnazicheskogo obrazovaniya [The effectiveness of the practical implementation of reflexive and psychological support in gymnasium education]. Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya [Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches], 5, pp. 58-96 (In Russian).

Архивные данные психологического журнала № 5 за 2014 год «Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования», в котором размещена статья / Publisher's imprint of the journal "Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches", which includes the article.