Главная страница Контактные данные Карта проекта FAQ Форма заказа News

Научная статья по психологии «Особенности смысложизненных ориентаций и иерархии ценностей у студентов вузов различных ценностных типов»

Article "Peculiarities of purpose-in-life orientations and the hierarchy of values of students of higher educational institutions who belong to different value types"

Наши услуги

Рецензируемые журналы

Архив

Оплата

Подписка

Методический раздел

Подбор оппонентов

Архивные данные научной статьи Янко Е.В., Аршиновой Е.В.

Archival data of the article written by Yanko E.V., Arshinova E.V.

Выходные данные статьи в журнале по психологии

Article output data

Раздел / Sectional title
[RUS]
Педагогическая психология
[ENG]
Educational psychology
Страницы / Pages 82-97
Тип / Type [RAR] – Научная статья
Коды / Numbers [УДК] 159.922.7/.8
Заглавие / Title
[RUS]
Особенности смысложизненных ориентаций и иерархии ценностей у студентов вузов различных ценностных типов
[ENG]
Peculiarities of purpose-in-life orientations and the hierarchy of values of students of higher educational institutions who belong to different value types
Авторы / Authors
[RUS]
Янко
Евгений Владимирович
Кандидат психологических наук,
доцент кафедры социальной психологии и психосоциальных технологий
Кемеровского государственного университета
[ENG]
Yanko
Evgenii Vladimirovich
PhD (Psychology), associate professor,
Department of social psychology and psychological and social technologies,
Kemerovo State University
[RUS]
Аршинова
Елена Владимировна
Ассистент
кафедры социальной психологии и психосоциальных технологий
Кемеровского государственного университета
[ENG]
Arshinova
Elena Vladimirovna
Assistant,
Department of social psychology and psychological and social technologies,
Kemerovo State University
Аннотация / Abstract
[RUS]
Статья описывает исследование, направленное на выявление особенностей ценностно-смысловой сферы у студентов, относящихся к разным ценностным типам. Основной задачей исследования является характеристика терминальных и инструментальных ценностей, смысложизненных ориентаций у студентов, относящихся к разным ценностными типами. Экспериментальная база исследования включила в себя такие методики, как тест Инглхарта, модифицированный М.С Яницким, тест М. Рокича в модификации Д.А. Леонтьева, тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева. Выявлены отдельные, описательного характера особенности ценностной и смысловой стороны личности студентов, относящихся к разным группам.
[ENG]
The article deals with the results of the research aimed at revealing the peculiarities of the value and conceptual sphere of personalities of students who belong to different value types. The object of the study is the value and conceptual sphere of a student's personality. The subject is the peculiarities of the value and conceptual sphere of personalities of students who belong to different value types according to the methodology of M.S. Yanitskii. The present research is based on the assumption according to which the particular value types have some conceptual characteristics and value orientations that are typical only of them. The main aim of the research is describing terminal and instrumental values, purpose-in-life orientations of students who belong to different value types. The research was conducted on the basis of the Social and psychological department of Kemerovo State University with a view to achieving the set of aims. Seventy-four first-, third- and fifth-year students of the Social and psychological department took part in the research. The experimental basis for the research included such methods as Inglehart's test modified by M.S. Yanitskii, M.Rokeach's test modified by D.A. Leont'ev, the purpose-in-life test of D.A. Leont'ev. The research has revealed four value types: adaptable, socializable, individualizable and intermediate. The research has also led to the revelation of some descriptive peculiarities of the value and conceptual aspects of personalities of students who belong to different groups.
Текст / Text
[RUS]
Введение В современной психологической науке особый интерес…
(Вы можете ознакомиться в файле ПДФ c полным текстом научной статьи по психологии)
Ключевые слова / Keywords
[RUS]
Ценностно-смысловая сфера
ценностные типы
ценностные ориентации
смысловая сфера личности
высшее профессиональное образование
студенты
[ENG]
Value sphere
value types
value orientations
the value and conceptual sphere of a personality
higher professional education
students
Библиография / References
[RUS]
  1. Аршинова Е.В. Проблема формирования ценностных типов и смысловых образований в процессе обучения в вузе // Вестник КРАУНЦ (Камчатской региональной ассоциации «Учебно-научный центр»). Гуманитарные науки. – 2013. – № 1 (21). – С. 17-19.
  2. Иванов М.С., Яницкий М.С. К проблеме оценки потенциала самореализации личности в процессе обучения // Философия образования. –2004. – № 3 (11). – С. 233-240.
  3. Серый А.В. Осмысленное отношение к профессиональной деятельности как условие развития профессионально значимых качеств психологов-педагогов // Вестник Кемеровского государственного университета. Журнал теоретических и прикладных исследований. –2010. – № 2 (22). – С. 160-164.
  4. Серый А.В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика / под науч. ред. М.С. Яницкого. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. – 272 с.
  5. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая парадигма как методологическая основа оценки и прогнозирования развития личности // Личностное развитие: прогностические модели, факторы, вариативность. – Томск, 2008. – С. 71-93.
  6. Яницкий М.С. Ценностное измерение массового сознания. – Новосибирск, 2012. – 237 с.
  7. Яницкий М.С., Иванов М.С. Психологические проблемы постмодернистского общества и постнеклассическая практическая психология // Яницкий М.С., Пелех Ю.В. (ред.) Постнеклассическая практическая психология: региональный опыт: коллективная монография. – Тернополь: Навчальна книга – Богдан, 2011. – С. 9-22.
  8. Яницкий М.С., Серый А.В. Диагностика уровня развития ценностно-смысловой сферы личности: учебное пособие. – Новокузнецк, 2010. – 102 с.
[ENG]
  1. Arshinova, E.V. (2013) Problema formirovaniya tsennostnykh tipov i smyslovykh obrazovanii v protsesse obucheniya v vuze [The problem of formation of value types and conceptual constitutions during the educational process at a higher educational institution]. Vestnik KRAUNTS (Kamchatskoi regional'noi assotsiatsii "Uchebno-nauchnyi tsentr"). Gumanitarnye nauki [Bulletin of KRASRC (Kamchatka Regional Association "Scientific Research Center"). Humanities], 1 (21), pp. 17-19.
  2. Ivanov, M.S., Yanitskii, M.S. (2004) K problemе otsenki potentsiala samorealizatsii lichnosti v protsesse obucheniya [Revisiting the measuring of the potential of self-actualization of a personality during the learning process]. Filosofiya obrazovaniya [Philosophy of education], 3 (11), pp. 233-240.
  3. Seryi, A.V. (2010) Osmyslennoe otnoshenie k professional'noi deyatel'nosti kak uslovie razvitiya professional'no znachimykh kachestv psikhologov-pedagogov [A reasonable attitude to professional activities as a condition for the development of professionally important qualities of psychologists-teachers]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Zhurnal teoreticheskikh i prikladnykh issledovanii [Vestnik of Kemerovo State University. Journal of theoretical and applied research], 2 (22), pp. 160-164.
  4. Seryi, A.V., Yanitskii, M.S. (2004) Sistema lichnostnykh smyslov: struktura, funktsii, dinamika [The system of personal meanings: structure, functions, dynamics]. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat.
  5. Seryi, A.V., Yanitskii, M.S. (2008) Tsennostno-smyslovaya paradigm kak metodologicheskaya osnova otsenki i prognozirovaniya razvitiya lichnosti [The value and conceptual paradigm as a methodological basis of assessment and prognostication of personality development]. In: Lichnostnoe razvitie: prognosticheskie modeli, factory, variativnost' [Personal development: predictive models, factors, variability]. Tomsk: TGPU, pp. 71-93.
  6. Yanitskii, M.S. (2012) Tsennostnoe izmerenie massovogo soznaniya [Value measuring of collective consciousness]. Novosibirsk.
  7. Yanitskii, M.S., Ivanov, M.S. (2011) Psikhologicheskie problemy postmodernistskogo obshchestva i postneklassicheskaya prakticheskaya psikhologiya [Psychological problems of the postmodern society and postnonclassical practical psychology]. In: Postneklassicheskaya prakticheskaya psikhologiya: regional'nyi opyt: kollektivnaya monografiya [Postnonclassical practical psychology: regional experience: collective monograph]. Ternopol: Navchal'na kniga-Bogdan, pp. 9-22.
  8. Yanitskii, M.S., Seryi, A.V. (2010) Diagnostika urovnya razvitiya tsennostno-smyslovoi sfery lichnosti: uchebnoe posobie [Measuring of the level of the development of the value and conceptual sphere of a personality: a manual]. Novokuznetsk: MAOU DPO IPK.
Файлы / Files 4-yanko-arshinova.pdf
Для цитирования / For citation
[RUS]
Янко Е.В., Аршинова Е.В. Особенности смысложизненных ориентаций и иерархии ценностей у студентов вузов различных ценностных типов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2014. – № 6. – С. 82-97.
[ENG]
Yanko, E.V., Arshinova, E.V. (2014) Osobennosti smyslozhiznennykh orientatsii i ierarkhii tsennostei u studentov vuzov razlichnykh tsennostnykh tipov [Peculiarities of purpose-in-life orientations and the hierarchy of values of students of higher educational institutions who belong to different value types]. Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya [Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches], 6, pp. 82-97 (In Russian).

Архивные данные психологического журнала № 6 за 2014 год «Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования», в котором размещена статья / Publisher's imprint of the journal "Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches", which includes the article.