Главная страница Контактные данные Карта проекта FAQ Форма заказа News

Обзор международного сотрудничества в рефлексивно-психологическом обеспечении здоровья…

Article "Review of the international cooperation in providing the reflexive and psychological support for health…"

Наши услуги

Рецензируемые журналы

Архив

Оплата

Подписка

Методический раздел

Издание монографии по праву

Архивные данные статьи, Семенов И.Н., Дюков В.М., Лаптева О.И., Васютин Р.Н.

Archival data of the article written by Semenov I.N., Dyukov V.M., Lapteva O.I., Vasyutin R.N.

Выходные данные психологической статьи

Article output data

Раздел / Sectional title
[RUS]
Общая психология, психология личности, история психологии
[ENG]
General psychology, personality psychology, history of psychology
Страницы / Pages 7-49
Тип / Type [RAR] – Научная статья
Коды / Numbers [УДК] 159.9
Заглавие / Title
[RUS]
Обзор международного сотрудничества в рефлексивно-психологическом обеспечении здоровья и образования как компонентов человеческого капитала
[ENG]
Review of the international cooperation in providing the reflexive and psychological support for health and education as the components of human capital
Авторы / Authors
[RUS]
Семенов
Игорь Никитович
Доктор психологических наук, профессор, академик, директор,
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,
Международная академия гуманизации образования,
Институт рефлексивной психологии творчества и гуманизации образования,
Российская Федерация, Москва
[ENG]
Semenov
Igor' Nikitovich
Doctor of Psychology, academician, Professor, director,
National Research University "Higher School of Economics",
International Academy for the Humanization of Education,
Institute of reflexive psychology of creativity and humanization of education,
Moscow, Russian Federation
[RUS]
Дюков
Валерий Михайлович
Кандидат психологических наук,
академик Европейской академии естествознания,
руководитель Красноярского филиала,
Институт рефлексивной психологии творчества и гуманизации образования,
Российская Федерация, Красноярск
[ENG]
Dyukov
Valerii Mikhailovich
PhD in Psychology, Academician,
European Academy of Natural Sciences,
Institute of reflexive psychology of creativity and humanization of education,
Head of the Krasnoyarsk branch,
Krasnoyarsk, Russian Federation
[RUS]
Лаптева
Ольга Ильинична
Кандидат психологических наук, доцент,
Сибирская академия государственной службы,
Российская Федерация, Новосибирск
[ENG]
Lapteva
Ol'ga Il'inichna
PhD in Psychology, Associate Professor,
Siberian Academy of Public Administration,
Novosibirsk, Russian Federation
[RUS]
Васютин
Руслан Николаевич
Кандидат психологических наук,
член-корреспондент Международной академии акмеологических наук,
руководитель Киевского отделения,
Институт рефлексивной психологии творчества и гуманизации образования,
Украина, Киев
[ENG]
Vasyutin
Ruslan Nikolaevich
PhD in Psychology,
International Academy of Acmeological Sciences,
Corresponding member,
Institute of reflexive psychology of creativity and humanization of education,
Head of the Kiev branch,
Kiev, Ukraine
Аннотация / Abstract
[RUS]
В статье на фоне истории российского человекознания и Московского общества психологов представлен обзор международного сотрудничества в рефлексивно-психологическом изучении человеческого капитала и психолого-педагогическом обеспечении таких его компонентов, как здоровье и образование учащихся. В связи с этим дается краткая характеристика зарождения Московского психологического общества в конце ХIХ в., освещается научная деятельность его создателя философа М.М. Троицкого, а также психолога Н.Я. Грота – основателя первого в стране журнала по человекознанию «Вопросы философии и психологии».
Рассматривается развитие традиций международного сотрудничества российских психологов с европейскими учеными, что привело к созданию В.М. Бехтеревым первой психологической лаборатории и Г.И. Челпановым первого Института психологии при Московском университете. На примере анализа научной деятельности секции «Психология творчества» Общества психологов характеризуется опыт международного сотрудничества в междисциплинарном изучении проблематики рефлексии и творчества в ХIХ в. Особое внимание уделяется современному международному сотрудничеству в рефлексивно-психологическом изучении проблематики здоровья и образования как компонентов человеческого капитала, а также психолого-педагогическому обеспечению инклюзивного образования.
[ENG]
The article presents a review of the international cooperation in the reflexive psychological study of human capital and the psychological and pedagogical support of students' health and education as its components against the background of the history of human study in Russia and the Moscow Society of Psychologists. To that end, it describes the emergence of the Moscow Psychological Society in the late 19th century and the scientific activity of its founder, the positive philosopher M.M. Troitsky, who founded the first journal on human study "Issues of Philosophy and Psychology". The authors examined the development of the traditions of international cooperation of Russian psychologists with European scientists, which led to the creation of the first psychological laboratory by V.M. Bekhterev and the first Institute of psychology at Lomonosov Moscow State University by G.I. Chelpanov. Based on the analysis of the scientific activities of the section "Psychology of creativity" of the Society of Psychologists, the authors characterized the experience of the international cooperation in the interdisciplinary study of the problems of reflection and creativity. Special attention is given to the international cooperation in the reflexive psychological study of the problems of health and education as the components of human capital, and to the psychological and pedagogical support of inclusive education.
Текст / Text
[RUS]
Введение Развитие науки всегда – еще с античных времен…
(Вы можете ознакомиться в файле ПДФ c полным текстом научной статьи по психологии)
Ключевые слова / Keywords
[RUS]
Психология
педагогика
философия
человекознание
творчество
рефлексия
человеческий капитал
здоровье
инклюзивное образование
международное сотрудничество
[ENG]
Psychology
education
philosophy
human study
creativity
reflection
human capital
health
inclusive education
international cooperation
Библиография / References
[RUS]
  1. Абульханова К.А. и др. Акмеология. М.: РАГС, 2006. 422 с.
  2. Абульханова К.А. и др. Психология индивидуальности: новые модели и концепции. М.: МОДЭК, 2009. 360 с.
  3. Алексеев Н.Г., Семенов И.Н. Рефлексивно-методологический анализ проблематики философии образования // Инновационная деятельность в образовании. 1995. N 2. С. 36-46.
  4. Байер И. и др. Психолого-педагогические технологии развития профессионального мастерства кадров управления. М.: РАГС, 1997. 238 с.
  5. Берулава Г.А., Семенов И.Н. Проблемы психологии мышления. Бийск: БиГПИ, 1994. 219 с.
  6. Болдина Т.Г., Семенов И.Н. Человек в изменяющемся мире: безопасность жизни в 21 веке // Материалы 12-й научно-практической конференции учащихся школ Южного округа г. Москвы. М.: АПСН-ИРПТиГО, 2009. 118 с.
  7. Борискина А.А., Семенов И.Н. Формирование нравственной позиции подростков в условиях поликультурной среды детских образовательных учреждений московского мегаполиса. М.: УРАО, 2011. 229 с.
  8. Бошев П., Алексеев Н.Г., Семенов И.Н. Теоретические и методологические основы эргономики // Эргономика: Принципы и рекомендации. Международное методическое руководство. М.: ВНИИТЭ-СЭВ, 1983. С. 7-38.
  9. Буданова Г.П., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Ребенок в зазеркалье лета: анализ, концепция и перспективы развития системы летнего отдыха детей. М.: Минобразования РФ, 1992. 68 с.
  10. Васютин Р.Н., Семенов И.Н. Игрорефлексика развития профессионального роста менеджеров средствами рефлексивного видеотренинга. Россия-Украина. Москва-Запорожье: ИРПТиГО, 1998. 104 с.
  11. Горяинов В.П., Алексеев Н.Г. Международное сотрудничество ученых стран СЭВ в разработке теоретических и методологических основ эргономики // Техническая эстетика. 1977. № 5-6. С. 66-71.
  12. Давыдова Г.И., Семенов И.Н. Историко-культурный аспект психотерапии: рефлексивно-психологическое развитие философских взглядов Роджерса К. // Феноменология искренности: к 100-летию Роджерса К. Украина. Винница: Подiлля-2000. 2002. С. 128-137.
  13. Давыдова Г.И., Семенов И.Н. Рефлексивная диалоготерапия: теория и практика // Форум психиатрии и психотерапии. Научно-практический журнал. Украина. Львов: Простiр-М, 2001. Т. 3. С. 58-63.
  14. Дмитриев С.В., Кузнецов С.В., Семенов И.Н. Психосемантические аспекты теории проектирования и построения двигательных действий спортсменов. Н. Новгород: НГПУ, 1992. 81 с.
  15. Дубровина И.В., Семенов И.Н. I-й Международный конгресс по гуманизации образования // Вопросы психологии. 1995. № 6. С. 142-144.
  16. Дударева В.Ю., Семенов И.Н. Феноменология рефлексии и ее изучение в современной зарубежной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. N 1. С. 101-120.
  17. Дюков В.М., Семенов И.Н. Гуманизация дошкольного образования. М.: Сфера, 2008. 131 с.
  18. Дюков В.М., Бойдик Л.А., Семенов И.Н. Теоретические и методологические основы инклюзивного образования. Германия. Саарбрюккен: Lambert, 2012. 547 с.
  19. Дюков В.М., Семенов И.Н. Педагогическая инноватика. Программы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Часть II. М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2007. 91 с.
  20. Дюков В.М., Семенов И.Н. Социокультурный проект «Российский предприниматель» (опыт работы школ Красноярского региона) // Школа будущего рождается сегодня. Международный проект «Россия – США: Образование для будущего». М.: РАО, 1995. С. 109-121.
  21. Дюков В.М., Семенов И.Н. Школа здоровья. Специализированный учебный курс «Проблемы проектирования и развития «Школы здоровья». Украина. Киев: Здоровье, 2007. Т. 2. 167 с.
  22. Дюков В.М., Семенов И.Н., Шайхутдинова Р.В. К разработке «Базовой модели системы менеджмента качества образовательных учреждений города Норильска». Справочное пособие для участников конференции «Стратегия развития современной школы». Норильск: УОиДОА, 2011. 100 с.
  23. Дюков В.М., Семенов И.Н., Шайхутдинова Р.В. Рефлексивный коучинг: концепты, технологии, программы. Красноярск: Красноярский писатель, 2010. 360 с.
  24. Зарецкий В.К., Семенов И.Н. Методика определения стиля мышления руководителя // Практические занятия по социальной психологии для специалистов и руководителей народного хозяйства. Латвия. Рига: ИПК СНХ, 1980. С. 40-66.
  25. Карпов А.В, Семенов И.Н., Солондаев В.К. Рефлексивный подход к психологическому обеспечению образования. М.-Ярославль: Ремдер, 2004. 240 с.
  26. Кларин М.В., Семенов И.Н. Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США. М.: Российско-американский центр непрерывного образования ИТПиМИО РАО, 1994. 189 с.
  27. Коломинский Я.Л., Семенов И.Н. Международное сотрудничество в изучении психологии творчества и гуманизации образования // Инновационная деятельность в образовании. Международный научно-практический журнал. 1995. № 2. С. 68-71.
  28. Кондратьева С.В. Проблемы рефлексивной психологии. Беларусь. Гродно: ГГУ, 1994. 80 с.
  29. Костюков Н.Н. Теория развивающего обучения как основа формирования специалиста. Германия. Саарбрюккен. Lambert, 2014. 198 с.
  30. Костюков Н.Н., Семенов И.Н. Профессиональное образование врачей: методология проектирования модернизации средствами системно-развивающего подхода. М.: Федеральный институт развития образования Министерства образования и науки РФ, 2014. 64 с.
  31. Ладенко И.С., Семенов И.Н. Рефлексивные процессы и творчество. Новосибирск: НГУ, 1991. 86 с.
  32. Лактионов А.Н., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Алгоритм оценки и контроля рефлексивных компонентов мышления. Методические указания к проведению практикума по экспериментальной психологии. Украина. Харьков: ХГУ, 1990. 37 с.
  33. Лаптева О.И., Семенов И.Н., Куликова С.Г. Педагогика и психология. Новосибирск: Золотой колос, 2015. 438 с.
  34. Лаптева О.И., Семенов И.Н., Куликова С.Г. Рефлексивно-организационная психология. Новосибирск: НГАУА, 2010. 382 с.
  35. Лепский В.Е., Лефевр В.А., Семенов И.Н. Рефлексивный подход: от методологии к практике. М.: Когито-Центр, 2009. 447 с.
  36. Лосев А.В., Семенов И.Н. Экспериментально-психологическое исследование и формирование рефлексивности социально-профессионального мышления менеджеров быстроразвивающихся организаций // Проблема эксперимента в психологии. М.: РАГС, 1998. С. 79-121.
  37. Макурова А.В. Развитие И.Н. Семеновым рефлексивной психологии: от исследований мышления к формированию научной школы // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2015. № 1-2. С. 22-56.
  38. Мищик Л.И., Репецкий Ю.А., Семенов И.Н. Психолого-педагогическая концепция специальности «социальный педагог» // Гуманизация образования. Международный научно-практический журнал. 1994. № 1. С. 51-54.
  39. Оржековский П.А., Семенов И.Н. Междисциплинарное взаимодействие научных школ в педагогическом обеспечении образования //Современные направления развития педагогической мысли и педагогики Е.И. Шварца: материалы международной научно-практической конференции. Пермь: ПГПУ, 2009. С. 22-39.
  40. Орлова Е.В., Дюков В.М., Семенов И.Н. Дети с ограниченными возможностями здоровья: методология, практика. Германия. Саарбрюккен: Lambert, 2014. 396 с.
  41. Пономарев Я.А. и др. Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983. 336 с.
  42. Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии. М.: Философское общество, 1988. 276 с.
  43. Похмелкина Г.Ф. и др. Рефлексивная психология на рынке образовательных услуг. Украина. Винница: ВПТИ, 1992. 192 с.
  44. Похмелкина Г.Ф., Семенов И.Н. Рефлетехнологии медиации в современной зарубежной практической психологии и конфликтологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. № 1 (5). C. 121-138.
  45. Семенов И.Н. Здравоохранение: рефлексивная психология и человеческий капитал // Главный врач: хозяйство и право. 2007. N 3. С. 12-15. № 4. С. 10-14.
  46. Семенов И.Н. Рефлексивно-гуманитарная психология и педагогика творчества // Российские научные школы. М.: Изд-во Российской Академии Естествознания, 2010. Т. 3. С. 317-332.
  47. Семенов I.M. Життєтворення та наукова діяльність академіка Йоасафа Семеновича Ладенка // Наукові записки Інституту психології ім. Костюка Г.С. АПН України. Киев: Ніка-Центр, 2009. Вип. 37. С. 513-522.
  48. Семенов И.Н. Акмеологический подход к формированию творческих способностей учащихся // Проблемы непрерывного образования на современном этапе. Материалы Международной научно-практической конференции. Приднестровская молдавская республика. Тирасполь: ПИПКПК, 1993. С. 146-148.
  49. Семенов И.Н. Методологические проблемы и средства развития постнеклассической психологии рефлексии // Рефлексивные процессы и управление. Международный научно-практический междисциплинарный журнал. 2012. № 1-2. С. 97-100.
  50. Семенов И.Н. Методология формирования человеческого капитала как инновационная стратегия развития образования // Новый ключевой компонент в интернационализации подготовки учителя сегодня: Сборник материалов международной российско-швейцарской научно-практической конференции. М.: Университет РАО, 2013. С. 44-52.
  51. Семенов И.Н. Научно-исследовательская программа системно-психологического изучения рефлексивной организации творческого потенциала // Проблемы психологии творчества в работе с людьми. Беларусь. Гродно: ГГУ, 1990. Т. 2. С. 149-152.
  52. Семенов И.Н. Психологическая теория и педагогическая практика развития мышления в условиях ускорения научно-технического прогресса и компьютеризации обучения // Человек – компьютер – общество. Тезисы докладов к международному конгрессу по истории и методологии науки. М.: Наука, 1987. С. 61-67.
  53. Семенов И.Н. Развитие в Болонском процессе рефлексивно-творческого потенциала как компонента человеческого капитала // Актуальные проблемы современного образования в свете требований Болонского процесса. Материалы Международной конференции. Республика Крым. Севастополь: СНТУ-ИП АПНУ, 2009. С. 13-16.
  54. Семенов И.Н. Развитие жизнедеятельности В.П. Зинченко и его психологии рефлексирующего сознания и творческого акта // Культурно-историческая психология. Международный научный журнал. 2011. № 3. С. 5-11.
  55. Семенов И.Н. Современная советская психология мышления: панорама фундаментальных достижений // Психологический журнал АН СССР. 1989. № 6. С. 160-162.
  56. Семенов И.Н. Социокультурное проектирование рефлексивно-психотерапевтического обеспечения безопасности образования молодежи // Известия АПСН. 2011. № 1(5). С. 454-460.
  57. Семенов И.Н. Социокультурные факторы эволюции психологии творчества и развитие его рефлексивных аспектов в образовании // «Актуальнi проблеми психологii» у 12 томах. Проблеми психологii творчестi. Украина. Житомир: ЖДУ iмениi Iвана Франка, 2010. Т. 12. Вып. 10. Ч. 1. С. 165-176.
  58. Семенов И.Н. Формирование мышления и самосознания личности в рефлексивно-развивающих средах непрерывного образования // Мегународен дшалог: Исток – Здпдя [Кульра, cjiавjанство и економi/ijа]. Cвети Николе. Р. Македонша-Тамбов. Руска Федерации. МЦСП, 2012. С. 395-403. (Македония).
  59. Семенов И.Н. Человеческий капитал и человеческий фактор производительности труда: психологические аспекты // Х Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. М.: Всемирный банк; ГУ ВШЭ, 2010. Т. 1. С. 505-512.
  60. Семенов И.Н., Бершацкий Г.Н., Эрнандес-Кастро Е.И. Каталог консалтинговых программ. М.: Международная Московская финансово-банковская школа, 2001. 28 с.
  61. Семенов И.Н., Болдина Т.Г. и др. Проектно-исследовательский подход в рефлексивной психологии инновационного образования. Ногинск: Аналитика Родис, 2011. 402 с.
  62. Семенов И.Н., Васютин Р.Н. Социально-психологические механизмы внедрения методов видеотренинга в рефлексивную практику профессиональной подготовки менеджеров // Теоретико-методологические проблемы совершенствования психологической подготовки менеджеров. Приложение № 3(8) к научному журналу «Персонал» (Украина). 2000. № 1(55). С. 63-65.
  63. Семенов И.Н., Зарецкий В.К., Реньге В.Э. Концептуальные схемы исследования и проектирования трудовой деятельности // Развитие эргономики в системе дизайна. Боржоми. Общество психологов Грузии. ВНИИТЭ, 1978. С. 172-179.
  64. Семенов И.Н., Смирнов С.А., Кордубан В.В. Акмеология, социальная и юридическая психология в междисциплинарном обеспечении наркологических реабилитационных программ // Акмеология, социальная и юридическая психология на рубеже ХХI века. М.: РАГС, 2001. С. 189-190.
  65. Семенов И.Н., Спиро Дж., Ковалева Н.Б. и др. Сфера образовательных услуг в системе непрерывного образования США. М.: Российско-американский центр непрерывного образования – ИТПиМИО РАО, 1994. 74 с.
  66. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рекомендации по диагностике практического интеллекта. Киргизия. Фрунзе: КГЖПИ, 1988. 28 с.
  67. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления. Украина. Запорожье: ЗГУ, 1992. 224 с.
  68. Тюльпанова О., Селютина Г., Семенов И. Методологические основания инновационной работы. Германия. Саарбрюккен: Lambert, 2013. 420 с.
  69. Шуляк Н.В., Дюков В.М., Семенов И.Н. Модель основной (подростковой) школы. Проектирование универсальных действий в подростковой школе. Германия. Саарбрюккен: Lambert, 2014. 176 c.
  70. Alexeev N.G., Semenov I.N. Typy systemovene vijadre operativni cinnasti // UTRIN (ChSSR, Praha), 1976. No. 1. S. 40-50.
  71. Kholmogorova A.B., Zaretsky V.K., Semmionov I.N. Reflexive-personality regulation of the goal-development process in norm and pathology // Soviet Psychology. 1982. No. 4(21). P. 3-46.
  72. Matthaus W. Sowjetische Denkpsychologie. Hottingen: Verlag fur Psychologie. Gottingen, Toronto, Zurich, 1988. 892 p.
  73. Saarinen P., Ponomarev Y.A., Semenov I.N. Proceedings of the first Finnish-Soviet Symposium on Creativity. Finland. Helsinki: Commission on Scientific and Technical Cooperation between Finland and the USSR, 1985. 230 p.
  74. Semenov I.N. An empirical psychological study of thought processes in the problem-solving from the perspective of the theory activity // Soviet psychology. 1978. Vol. 16. No. 4. P. 3-46.
  75. Semenov I.N. Heuristic reflexics. A new technology of the development of a man’s creative potential // Intellectual development of society and new information technologies. Proceedings of the international conference. Novosibirsk: Academy Township, 1992. P. 119-123.
  76. Semenov I.N. Milestones and logic of formation of reflexive psychology at then of XX-XXI centuries // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2013. № 3-4. С. 52-75.
  77. Semenov I.N. Philosophy of humanization of education and reflexiveness of dialogue // Reflexive processes and control. International interdisciplinary scientific and practical journal. 2002. No. 1. P. 95-101.
  78. Semenov I.N. The human capital and the refletechnologies of mediation in modern practical psychology of the business-education // Business, Economics and Social. Science Conferences. Moscow: HSE, 2013. P. 24.
  79. Semenov I.N. The psychology of reflexion in the scientific work of S.L. Rubinshtein // The psychology journаl. 1989. No. 4. P. 67-74.
  80. Semenov I.N., Stepanov S.Yu. Methodological orientations in psychology of the creative thinking // Logic, methodology and philosophy of the science. Papers of Soviet scientists for YII International congress. Sections 6, 8-13. Zalzburg. M.: Nauka Publ., 1983. P. 158-161.
  81. Stepanov S.Yu., Semenov I.N. Psychology of reflection: problems and investigations. 1-st European congress of Psychology. Amsterdam: Hogrefe and Huber Publishers, 1989. P. 31-40.
[ENG]
  1. Abul'khanova K.A. et al. (2006) Akmeologiya [Akmeology]. Moscow: RAGS Publ.
  2. Abul'khanova K.A. et al. (2009) Psikhologiya individual'nosti: novye modeli i kontseptsii [Psychology of individual: new models and concepts]. Moscow: MODEK Publ.
  3. Alekseev N.G., Semenov I.N. (1995) Refleksivno-metodologicheskii analiz problematiki filosofii obrazovaniya [Reflective and methodological analysis of the problems of philosophy of education]. Innovatsionnaya deyatel'nost' v obrazovanii [Innovation activities in education], 2, pp. 36-46.
  4. Alexeev N.G., Semenov I.N. (1976) Typy systemovene vijadre operativni cinnasti. ChSSR, Praha: UTRIN.
  5. Baier I. et al. (1997) Psikhologo-pedagogicheskie tekhnologii razvitiya professional'nogo masterstva kadrov upravleniya [Psychological and educational technologies of the development of professional skills of managerial personnel]. Moscow: RAGS Publ.
  6. Berulava G.A., Semenov I.N. (1994) Problemy psikhologii myshleniya [Problems of the psychology of thinking]. Biisk: BiGPI Publ.
  7. Boldina T.G., Semenov I.N. (2009) Chelovek v izmenyayushchemsya mire: bezopasnost' zhizni v 21 veke [A man in a changing world: the safety of life in the 21st century]. Materialy 12-i nauchno-prakticheskoi konferentsii uchashchikhsya shkol Yuzhnogo okruga g. Moskvy [Proceedings of the 12th scientific conference of students of schools of the Southern District of Moscow]. Moscow: APSN-IRPTiGO Publ.
  8. Boriskina A.A., Semenov I.N. (2011) Formirovanie nravstvennoi pozitsii podrostkov v usloviyakh polikul'turnoi sredy detskikh obrazovatel'nykh uchrezhdenii moskovskogo megapolisa [Formation of a moral position of teenagers in the multicultural environment of children's educational establishments of Moscow city]. Moscow: URAO Publ.
  9. Boshev P., Alekseev N.G., Semenov I.N. et al. (1983) Teoreticheskie i metodologicheskie osnovy ergonomiki [Theoretical and methodological bases of ergonomics]. Ergonomika: Printsipy i rekomendatsii. Mezhdunarodnoe metodicheskoe rukovodstvo [Ergonomics: Principles and recommendations. The international methodological guidance]. Moscow: VNIITE-SEV Publ., pp. 7-38.
  10. Budanova G.P., Semenov I.N., Stepanov S.Yu. (1992) Rebenok v zazerkal'e leta: analiz, kontseptsiya i perspektivy razvitiya sistemy letnego otdykha detei [The child in the mirror of the summer: the analysis, conception and development prospects of children's summer holidays]. Moscow: Ministry of education Publ.
  11. Davydova G.I., Semenov I.N. (2001) Refleksivnaya dialogoterapiya: teoriya i praktika [Reflexive dialogue therapy: theory and practice]. Forum psikhiatrii i psikhoterapii. Nauchno-prakticheskii zhurnal [Forum of Psychiatry and Psychotherapy. Scientific and practical journal], 3, pp. 58-63.
  12. Davydova G.I., Semenov I.N. (2002) Istoriko-kul'turnyi aspekt psikhoterapii: refleksivno-psikhologicheskoe razvitie filosofskikh vzglyadov Rodzhersa K. [Historical and cultural aspect of psychotherapy: reflexive-psychological development of the philosophical views of K.Rogers]. Vinnitsa: Podillya-2000 Publ.
  13. Dmitriev S.V., Kuznetsov S.V., Semenov I.N. (1992) Psikhosemanticheskie aspekty teorii proektirovaniya i postroeniya dvigatel'nykh deistvii sportsmenov [Psychosemantic aspects of the theory of design and construction of motor actions of athletes]. Nizhniy Novgorod: NSPU Publ.
  14. Dubrovina I.V., Semenov I.N. (1995) I-i Mezhdunarodnyi kongress po gumanizatsii obrazovaniya [The 1st International Congress on the humanization of education]. Voprosy psikhologii [Issues of psychology], 6, pp. 142-144.
  15. Dudareva V. Yu., Semenov I.N. (2008) Fenomenologiya refleksii i ee izuchenie v sovremennoi zarubezhnoi psikhologii [Phenomenology and its reflection in the study of modern foreign psychology]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of Higher School of Economics.], 1, pp. 101-120.
  16. Dyukov V.M., Boydik L.A., Semenov I.N. (2012) Teoreticheskie i metodologicheskie osnovy shkol'nogo inklyuzivnogo obrazovaniya [Theoretical and methodological foundations of school inclusive education]. Saarbrücken: Lambert.
  17. Dyukov V.M., Semenov I.N. (2008) Gumanizatsiya doshkol'nogo obrazovaniya [Humanization of pre-school education]. Moscow: Sfera Publ.
  18. Dyukov V.M., Semenov I.N. (2007) Pedagogicheskaya innovatika. Programmy povysheniya kvalifikatsii professorsko-prepodavatel'skogo sostava [Educational Innovation. Training programs of the faculty]. Moscow: Market DS Korporeishn Publ.
  19. Dyukov V.M., Semenov I.N. (1995) Sotsiokul'turnyi proekt "Rossiiskii predprinimatel'"(opyt raboty shkol Krasnoyarskogo regiona) [Socio-cultural project "Russian businessman" (the experience of schools of Krasnoyarsk region)]. Moscow: RW Publ.
  20. Dyukov V.M., Semenov I.N. (2007) Shkola zdorov'ya. Spetsializirovannyi uchebnyi kurs "Problemy proektirovaniya i razvitiya "Shkoly zdorov'ya" [School of health. Specialized training course "Problems of design and development of the 'School of Health'"]. Kiev: Zdorov'e Publ.
  21. Dyukov V.M., Semenov I.N., Shaikhutdinova R.V. (2011) K razrabotke "Bazovoi modeli sistemy menedzhmenta kachestva obrazovatel'nykh uchrezhdenii goroda Noril'ska". Spravochnoe posobie dlya uchastnikov konferentsii "Strategiya razvitiya sovremennoi shkoly" [On the development of the "Basic model of the quality management system of educational institutions of the city of Norilsk". A guidebook for the participants of the conference "Strategy of development of the modern school"]. Noril'sk: UOiDOA Publ.
  22. Dyukov V.M., Semenov I.N., Shaikhutdinova R.V. (2010) Refleksivnyi kouching: kontsepty, tekhnologii, programmy [Reflective coaching: concepts, technologies, software]. Krasnoyarsk: Krasnoyarskii pisatel' Publ.
  23. Goryainov V.P., Alekseev N.G. (1977) Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo uchenykh stran SEV v razrabotke teoreticheskikh i metodologicheskikh osnov ergonomiki [International collaboration of scientists of the CMEA countries in the development of theoretical and methodological fundamentals of ergonomics]. Tekhnicheskaya estetika [Technical aesthetics], 5-6.
  24. Karpov A.V, Semenov I.N., Solondaev V.K. (2004) Refleksivnyi podkhod k psikhologicheskomu obespecheniyu obrazovaniya [The reflexive approach to psychological support education]. Moscow-Yaroslavl: Remder Publ.
  25. Kholmogorova A.B., Zaretsky V.K., Semionov I.N. (1982) Reflexive-personality regulation of the goal-development process in norm and pathology. Soviet Psychology, 4, pp. 3-46.
  26. Klarin M.V., Semenov I.N. (1994) Gumanisticheskie tendentsii v razvitii nepreryvnogo obrazovaniya vzroslykh v Rossii i SShA [Humanistic tendencies in the development of continuing education for adults in the United States and Russia]. Moscow: Rossiisko-amerikanskii tsentr nepreryvnogo obrazovaniya ITPiMIO RAO.
  27. Kolominskii Ya.L., Semenov I.N. (1995) Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v izuchenii psikhologii tvorchestva i gumanizatsii obrazovaniya [International cooperation in the study of the psychology of creativity and humanization of education]. Innovatsionnaya deyatel'nost' v obrazovanii [Innovation activities in education], 2.
  28. Kondrat'eva S.V. (ed.) (1994) Problemy refleksivnoi psikhologii [Issues of reflexive psychology]. Grodno: GGU Publ.
  29. Kostyukov N.N. (2014) Teoriya razvivayushchego obucheniya kak osnova formirovaniya spetsialista [The theory of developmental education as a basis for the formation of a specialist]. Germany. Saarbryukken: Lambert Publ.
  30. Kostyukov N.N., Semenov I.N. (2014) Professional'noe obrazovanie vrachei: metodologiya proektirovaniya modernizatsii sredstvami sistemno-razvivayushchego podkhoda [Vocational training of doctors: design methodology modernization of system-developmental approach]. Moscow: Federal Institute of Education Development of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation.
  31. Ladenko I.S., Semenov I.N. (1991) Refleksivnye protsessy i tvorchestvo [Reflexive processes and creativity]. Novosibirsk: NGU Publ.
  32. Laktionov A.N., Semenov I.N., Stepanov S.Yu. (1990) Algoritm otsenki i kontrolya refleksivnykh komponentov myshleniya. Metodicheskie ukazaniya k provedeniyu praktikuma po eksperimental'noi psikhologii [Algorithm of evaluation and control of the components reflexive thinking. Guidelines to conduct a workshop on experimental psychology]. Kharkov: KhGU Publ.
  33. Lapteva O.I., Semenov I.N., Kulikova S.G. (2015) Pedagogika i psikhologiya [Pedagogy and psychology]. Novosibirsk: Zolotoi kolos Publ.
  34. Lapteva O.I., Semenov I.N., Kulikova S.G. (2010) Refleksivno-organizatsionnaya psikhologiya [Reflective-organizational psychology]. Novosibirsk: NGAUA Publ.
  35. Lepskii V.E., Lefevr V.A., Semenov I.N. (2009) Refleksivnyi podkhod: ot metodologii k praktike [The reflexive approach to the methodology to practice]. Moscow: Kogito-Tsentr Publ.
  36. Losev A.V., Semenov I.N. (1998) Eksperimental'no-psikhologicheskoe issledovanie i formirovanie refleksivnosti sotsial'no-professional'nogo myshleniya menedzherov bystrorazvivayushchikhsya organizatsii [Experimentally-psychological research and the formation of reflexive thinking socio-professional of managers in fast-growing organizations]. Problema eksperimenta v psikhologii [The problem of experiment in psychology], pp. 79-121.
  37. Makurova A.V. (2014) Razvitie I.N. Semenovym refleksivnoi psikhologii: ot issledovanii myshleniya k formirovaniyu nauchnoi shkoly [Semenov I.N. reflexive psychology: thinking from research to the formation of a scientific school]. Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya [Psychology. Historical and Critical Reviews and Current Research], 6, pp. 58-96.
  38. Matthaus W. (1988) Sowjetische Denkpsychologie. Verlag für Psychologie. Hottingen: Verlag fur Psychologie. Gottingen, Toronto, Zurich.
  39. Mishchik L.I., Repetskii Yu.A., Semenov I.N. (1994) Psikhologo-pedagogicheskaya kontseptsiya spetsial'nosti "sotsial'nyi pedagog" [Psycho-pedagogical concept of the specialty "social pedagogue"]. Gumanizatsiya obrazovaniya. Mezhdunarodnyi nauchno-prakticheskii zhurnal [Humanization of education. The international scientific journal], 1, pp. 51-54.
  40. Orlova E.V., Dyukov V.M., Semenov I.N. (2014) Deti s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i inklyuzivnoe obrazovanie [Children with disabilities and inclusive education]. Saarbrücken: Lambert.
  41. Orzhekovskii P.A., Semenov I.N. (2009) Mezhdistsiplinarnoe vzaimodeistvie nauchnykh shkol v pedagogicheskom obespechenii obrazovaniya [Interdisciplinary cooperation in pedagogical scientific schools providing education]. Sovremennye napravleniya razvitiya pedagogicheskoi mysli i pedagogiki E.I. Shvartsa: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Modern trends in development of E.I. Schwartz's educational thought and pedagogy: materials of the international scientific-practical conference], pp. 22-39.
  42. Pokhmelkina G.F., Semenov I.N. (2008) Refletekhnologii mediatsii v sovremennoi zarubezhnoi prakticheskoi psikhologii i konfliktologii [Reflexive technologies of mediation in modern foreign practical psychology and conflict resolution studies]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of Higher School of Economics], 1, pp. 121-138.
  43. Pokhmelkina G.F. et al. (1992) Refleksivnaya psikhologiya na rynke obrazovatel'nykh uslug [Reflective psychology in the educational market]. Ukraina. Vinnitsa: VPTI Publ.
  44. Ponomarev Ya.A. et al. (1983) Issledovanie problem psikhologii tvorchestva. Kollektivnaya monografiya s mezhdunarodnym uchastiem [A study of the psychology of creativity. The collective monograph with international participation]. Moscow: Nauka Publ.
  45. Ponomarev Ya.A., Semenov I.N., Stepanov S.Yu. (1988) Psikhologo-pedagogicheskie aspekty razvitiya tvorchestva i refleksii [Psycho-pedagogical aspects of the development of creativity and reflection]. Moscow: Filosofskoe obshchestvo Publ.
  46. Saarinen P., Ponomarev Y.A., Semenov I.N. (1985) Proceedings of the first Finnish-Soviet Symposium on Creativity. Finland. Helsinki: Commission on Scientific and Technical Cooperation between Finland and the USSR.
  47. Semenov I.N. (1987) Psikhologicheskaya teoriya i pedagogicheskaya praktika razvitiya myshleniya v usloviyakh uskoreniya nauchno-tekhnicheskogo progressa i komp'yuterizatsii obucheniya [Psychological theory and pedagogical practice of thinking in terms of accelerating scientific and technological progress and computerization of training]. Chelovek – komp'yuter – obshchestvo. Tezisy dokladov k mezhdunarodnomu kongressu po istorii i metodologii nauki [Man – computer – society. Abstracts for the international congress on the history and methodology of science]. Moscow: Nauka Publ.
  48. Semenov I.N. (1989) Sovremennaya sovetskaya psikhologiya myshleniya: panorama fundamental'nykh dostizhenii [Contemporary Soviet psychology of thinking: the panorama of the fundamental achievements]. Psikhologicheskii zhurnal AN SSSR [Psychological journal of the Academy of Sciences of the USSR], 6, pp. 160-162.
  49. Semenov I.N. (1989) The psychology of reflexion in the scientific work of S.L. Rubinshtein. The psychology journal, 4, pp. 67-74.
  50. Semenov I.N. (1990) Nauchno-issledovatel'skaya programma sistemno-psikhologicheskogo izucheniya refleksivnoi organizatsii tvorcheskogo potentsiala [The research program of systematic psychological study of reflexive organization creativity]. Problemy psikhologii tvorchestva v rabote s lyud'mi [Problems of psychology of creativity in working with people]. Grodno: GGU Publ.
  51. Semenov I.N. (1992) Heuristic reflexics. A new technology of the development of a man's creative potential. Intellectual development of society and new information technologies. Proceedings of the International Conference. Novosibirsk: Academy Township Publ.
  52. Semenov I.N. (1992) Metodologicheskie osnovy Moskovskoi shkoly refleksivno-gumanitarnoi psikhologii i pedagogiki tvorchestva [Methodological basis of the Moscow school of reflexive and humanitarian psychology and pedagogy of creativity]. Metodologicheskie kontseptsii i shkoly v SSSR (1951-1991): istoriya, istoki i perspektivy. Materialy mezhdunarodnoi naukovedcheskoi konferentsii [Methodological Concepts and schools in the USSR (1951-1991): history, origins and perspectives. Proceedings of the International scientific conference]. Novosibirsk, pp. 35-55.
  53. Semenov I.N. (1993) Akmeologicheskii podkhod k formirovaniyu tvorcheskikh sposobnostei uchashchikhsya [Acmeological approach to the formation of creative abilities of pupils]. Problemy nepreryvnogo obrazovaniya na sovremennom etape. Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Problems of continuing education at the present stage. International scientific-practical conference], pp. 146-148.
  54. Semenov I.N. (2002) Philosophy of humanization of education and reflexivenes of dialogue. Reflexive processes and management. International interdisciplinary scientific and practical journal, 1, pp. 95-101.
  55. Semenov I.N. (2007) Refleksivnost' razvitiya tvorcheskoi individual'nosti v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve [The reflexivity of the development of a creative personality in a multicultural educational environment]. Materialy II-i Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii "Aktual'nye sotsial'no-psikhologicheskie problemy razvitiya lichnosti v obrazovatel'nom prostranstve of XX-XXI veka" [Proceedings of the 2nd International scientific-practical conference "Actual problems of the social and psychological development of the person in the educational space of the XXI century"], pp. 239-248.
  56. Semenov I.N. (2009) Razvitie v Bolonskom protsesse refleksivno-tvorcheskogo potentsiala kak komponenta chelovecheskogo kapitala [The development of reflective-creative potential as a component of human capital in the Bologna process]. Aktual'nye problemy sovremennogo obrazovaniya v svete trebovanii Bolonskogo protsessa. Materialy Mezhdunarodnoi konferentsii [Actual problems of modern education in the light of the requirements of the Bologna process. Proceedings of the International Conference], pp. 13-16.
  57. Semenov I.M. (2009) Zhittєtvorennya ta naukova dіyal'nіst' akademіka Ioasafa Semenovicha Ladenka [Life and scientific activity of the academician Ioasaf Semenovich Ladenko]. Naukovі zapiski Іnstitutu psikhologії іm. Kostyuka G.S. APN Ukraїni [Scientific notes of the Kosytuk Institute of Psychology of the Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine], 37, pp. 513-522.
  58. Semenov I.N. (2010) Chelovecheskii kapital i chelovecheskii faktor proizvoditel'nosti truda: psikhologicheskie aspekty [Human capital and the human factor of productivity: the psychological aspects]. X Mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya po problemam razvitiya ekonomiki i obshchestva [The 10th International academic conference on economic and social development], pp. 505-512.
  59. Semenov I.N. (2010) Sotsiokul'turnye faktory evolyutsii psikhologii tvorchestva i razvitie ego refleksivnykh aspektov v obrazovanii [Social and cultural factors of the evolution of the psychology of creativity and the development of its reflexive aspect in education]. Aktual'ni problemi psikhologii. Tom 12: Problemi psikhologii tvorchesti [Relevant problems of psychology. Vol. 12: Problems of the psychology of creativity], pp. 165-176.
  60. Semenov I.N. (2011) Razvitie zhiznedeyatel'nosti V.P. Zinchenko i ego psikhologii refleksiruyushchego soznaniya i tvorcheskogo akta [Development of life activity of Zinchenko V.P. and his psychology of reflective consciousness and the creative act]. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya [Cultural-historical psychology], 3, pp. 5-11.
  61. Semenov I.N. (2011) Sotsiokul'turnoe proektirovanie refleksivno-psikhoterapevticheskogo obespecheniya bezopasnosti obrazovaniya molodezhi [Sociocultural design of the reflective-psychotherapeutic support of the safety of education for young people]. Izvestiya APSN [News of the Academy of Pedagogic and Social Sciences], pp. 454-460.
  62. Semenov I.N. (2012) Formirovanie myshleniya i samosoznaniya lichnosti v refleksivno-razvivayushchikh sredakh nepreryvnogo obrazovaniya [Development of thought and self-consciousness in reflective-evolving environment of continuing education]. Megunaroden dshalog: Istok – Zdpdya (Kul'ra, cjiavjanstvo i ekonomija) [International dialogue: East – West (Culture, Slavdom and economy], pp. 395-403.
  63. Semenov I.N. (2012) Metodologicheskie problemy i sredstva razvitiya postneklassicheskoi psikhologii refleksii [Methodological problems and means of development of postnonclassical psychology of reflection]. Refleksivnye protsessy i upravlenie [Reflexive processes and management], 1-2, pp. 97-100.
  64. Semenov I.N. (2013) Milestones and logic of formation of reflexive psychology at the turn of XX-XXI centuries. Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya [Psychology. Historical and critical reviews and current research], 3-4, pp. 52-75.
  65. Semenov I.N. (2013) Metodologiya formirovaniya chelovecheskogo kapitala kak innovatsionnaya strategiya razvitiya obrazovaniya [Methodology of the development of human capital as an innovative strategy for the development of education]. Novyi klyuchevoi komponent v internatsionalizatsii podgotovki uchitelya segodnya: Sbornik materialov mezhdunarodnoi rossiisko-shveitsarskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [New key component in the internationalization of teacher training today: Proceedings of the international Russian-Swiss scientific conference], pp. 44-52.
  66. Semenov I.N. (2013) Razvitie moskovskogo psikhologicheskogo instituta i izuchenie v nem refleksii [Development of the Moscow psychological institute and the study of reflection]. Praktichna psikhologiya ta sotsial'na robota [Practical psychology and social work], 4, pp. 78-80.
  67. Semenov I.N. (2013) The human capital and the refletechnologies of mediation in modern practical psychology of the business-education. Business, economics and social. Science conference. Moscow: HSE Publ.
  68. Semenov I.N. et al. (1994) Sfera obrazovatel'nykh uslug v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya SShA [The scope of educational services in the continuing education of the USA]. Moscow: RAO Publ.
  69. Stepanov S.Yu., Semenov I.N. (1989) Psychology of reflection: problems and investigations. 1st European Congress of Psychology. Amsterdam.
  70. Semenov I.N., Bershatskii G.N., Ernandes-Kastro E.I. (2001) Katalog konsaltingovykh program [Catalogue of consulting programs]. Moscow: Mezhdunarodnaya Moskovskaya finansovo-bankovskaya shkola Publ.
  71. Semenov I.N., Boldina T.G. (2011) Proektno-issledovatel'skii podkhod v refleksivnoi psikhologii innovatsionnogo obrazovaniya [Design and research approach in reflexive psychology of innovative education]. Moscow: Analitika Rodis Publ.
  72. Semenov I.N., Smirnov S.A., Korduban V.V. (2001) Akmeologiya, sotsial'naya i yuridicheskaya psikhologiya v mezhdistsiplinarnom obespechenii narkologicheskikh reabilitatsionnykh programm [Acmeology, social and legal psychology in the interdisciplinary support of drug rehabilitation programs]. Akmeologiya, sotsial'naya i yuridicheskaya psikhologiya na rubezhe XX-XXI veka [Acmeology, social and legal psychology at the turn of the twenty-first century], pp. 189-190.
  73. Semenov I.N., Stepanov S.Yu. (1983) Methodological orientations in psychology of the creative thinking. Logic, methodology and philosophy of the science. Papers of Soviet scientists for the 7th International congress, Zalzburg. Moscow: Nauka Publ.
  74. Semenov I.N., Stepanov S.Yu. (1988) Rekomendatsii po diagnostike prakticheskogo intellekta [Recommendations for the diagnostics of practical intelligence]. Frunze: KGZhPI Publ.
  75. Semenov I.N., Stepanov S.Yu. (1992) Refleksivnaya psikhologiya i pedagogika tvorcheskogo myshleniya [The reflexive psychology and pedagogy of creative thinking.]. Zaporozhye: ZGU Publ.
  76. Semenov I.N., Vasyutin R.N. (2000) Sotsial'no-psikhologicheskie mekhanizmy vnedreniya metodov videotreninga v refleksivnuyu praktiku professional'noi podgotovki menedzherov [Socially-psychological mechanisms of the implementation of methods of video training in reflective practice of vocational training of managers]. Teoretiko-metodologicheskie problemy sovershenstvovaniya psikhologicheskoi podgotovki menedzherov. Prilozhenie No. 3(8) k nauchnomu zhurnalu "Personal" [Theoretical and methodological problems of improving the psychological preparation of managers. Appendix No. 3(8) to the scientific journal "Personnel"], 1(55), pp. 63-65.
  77. Semenov I.N., Zaretskii V.K., Ren'ge V.E. (1978) Kontseptual'nye skhemy issledovaniya i proektirovaniya trudovoi deyatel'nosti [Conceptual schemes of research and design of labor activity]. Razvitie ergonomiki v sisteme dizaina [The development of ergonomics in the system of design], pp. 172-179.
  78. Shulyak N.V., Dyukov V.M., Semenov I.N. (2014) Model' osnovnoi (podrostkovoi) shkoly. Proektirovanie universal'nykh deistvii v podrostkovoi shkole [Model of middle (teenage) school. Design of universal actions in teenage school]. Saarbrücken: Lambert.
  79. Tyul'panova O., Selyutina G., Semenov I. (2013) Metodologicheskie osnovaniya innovatsionnoi raboty [Methodological bases of innovative work]. Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanii [International journal of applied and fundamental research], 2, pp. 48-50.
  80. Vasyutin R.N., Semenov I.N. (1998) Igrorefleksika razvitiya professional'nogo rosta menedzherov sredstvami refleksivnogo videotreninga [Play reflexics of the professional development of managers using the means of reflective video training]. Zaporozhye: IRPTiGO Publ.
  81. Zaretskii V.K., Semenov I.N. (1980) Metodika opredeleniya stilya myshleniya rukovoditelya [Methods of determining the style of thinking of a manager]. Prakticheskie zanyatiya po sotsial'noi psikhologii dlya spetsialistov i rukovoditelei narodnogo khozyaistva [Practical training in social psychology for professionals and managers of the national economy], pp. 40-66.
Файлы / Files 1-semenov-dyukov-lapteva-vasyutin.pdf
Для цитирования / For citation
[RUS]
Семенов И.Н., Дюков В.М., Лаптева О.И., Васютин Р.Н. Обзор международного сотрудничества в рефлексивно-психологическом обеспечении здоровья и образования как компонентов человеческого капитала // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016. № 1. С. 7-49.
[ENG]
Semenov I.N., Dyukov V.M., Lapteva O.I., Vasyutin R.N. (2016) Obzor mezhdunarodnogo sotrudnichestva v refleksivno-psikhologicheskom obespechenii zdorov'ya i obrazovaniya kak komponentov chelovecheskogo kapitala [Review of the international cooperation in providing the reflexive and psychological support for health and education as the components of human capital]. Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya [Psychology. Historical and Critical Reviews and Current Research], 1, pp. 7-49.

Архивные данные психологического журнала № 1 за 2016 год «Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования», в котором размещена статья / Publisher's imprint of the journal "Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches", which includes the article.