Семенов Игорь Никитович – российский ученый, академик РАЕ, доктор психологических наук, профессор, Лауреат Премии Президента РФ в области образования, профессор департамента психологии Московского городского педагогического университета, главный редактор журнала «Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования».
Он является крупным ученым в области истории и методологии науки, акмеологии и эргономики, психологии творчества и гуманизации общего, дополнительного, высшего профессионального образования и разработки его научного (рефлексивно-психологического и инновационно-педагогического) обеспечения. Им создана научная школа рефлексивно-гуманитарной психологии, акмеологии и педагогики творчества, под его научным руководством защищено множество докторских и кандидатских диссертаций. Он является автором более 450 научных трудов (книг и монографий, учебников и учебных пособий, методических рекомендаций и научных статей в журналах и энциклопедиях).
Семенов И.Н. избран действительным членом ряда международных и российских академий (в т.ч. Академии педагогических и социальных наук, Российской академии естествознания, Международной академии гуманизации образования, Европейской академии естествознания, Международной академии психологических наук, Международной академии акмеологических наук), является Лауреатом Премии Президента Российской Федерации в области образования и Заслуженным деятелем науки и образования РАЕ, награжден медалями: им. В.Е.Вернадского, им. Маршала Покрышкина и «75-летия ДОСААФ-РОСТО».
Свой разносторонний научно-педагогический потенциал профессор Семенов И.Н. успешно реализует как в фундаментальных исследованиях процессов мышления и рефлексии личности, творчества и профессионализма индивидуальности, так и в прикладных разработках на всех ступенях непрерывного личностно-ориентированного профессионального образования. В сфере дошкольного образования им разработаны с В.М.Дюковым психолого-педагогические стандарты предшкольной подготовки детей в дошкольном образовании и рефлетехнологии его управления. В сфере среднего образования И.Н.Семеновым разработаны: с М.Н. Берулавой концепция развития и гуманизации современной школы, с Т.Г.Болдиной – стратегия инновационного развития гимназического образования и его рефлексивно-педагогического обеспечения, с П.А.Оржековским и С.Ю.Степановым – принципы рефлексивно-психологического развития творческого мышления школьников. В сфере досугово-дополнительного образования И.Н.Семеновым разработаны с О.А.Доником и С.В.Ивановым рефлексивно-психологические принципы развития личности подростков во временных детских коллективах. В сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности молодежи И.Н.Семеновым разработаны с В.М.Дюковым рефлексивно-педагогические принципы проектирования современной «школы здоровья» и с С.А.Смирновым – рефлексивно-психотерапевтической реабилиотологии лиц, страдающих различными видами зависимостей (алкоголизмом, наркоманией, токсиманией). В сфере военно-патриотического воспитания и спортивно-технической подготовки юношества И.Н.Семеновым обобщены с А.И.Анохиным пути развития системы предпрофессиональной подготовки юношей в Российской оборонной спортивно-технической организации и с В.В.Каштановым – принципы социокультурного проектирования образовательного процесса в спортивно-технических школах РОСТО. В сфере профессионального образования И.Н.Семеновым разработаны принципы социокультурного проектирования и рефлексивно-психологического обеспечения вузовского и последипломного обучения взрослых учащихся, совместно с Г.И.Давыдовой предложены принципы и технологи рефлексивно-диалогического подхода в психолого-педагогическом обеспечении вузовского образования, а с А.А.Деркачем и С.Ю.Степановым – рефлексивно-акмеологические принципы и технологии развития рефлексивной культуры профессионалов-управленцев.
Указанные рефлексивно-психологические принципы и реализующие их акмеолого-педагогические рефлетехнологии внедрены в современную практику инновационного образования. Так, например, в столичной гимназии N 1526 под научным руководством И.Н.Семенова и с его методической помощью была разработана стратегия развития гимназии как инновационного образовательного учреждения современного типа, использующего передовые психолого-педагогические рефлетехнологии как для повышения квалификации педагогического коллектива и эффективного управления гимназией, так и для развития знаний, компетенций учащихся и нравственного воспитания их личностных качеств. Под научно-методическим руководством И.Н. Семенова в гимназии 14 лет проводятся ежегодные научно-исследовательские конференции школьников Южного округа (с изданием под его редакцией сборников их работ), а также успешно работают школьная психологическая служба и ресурсный центр. Инновационный опыт педагогической деятельности учителей гимназии и высокие показатели ее учебно-воспитательной работы отражены во множестве подготовленных под научным руководством Семенова И.Н. печатных работ, опубликованных как в отечественных, так и в зарубежных научно-методических журналах и сборниках.
Внедрение в социальную практику теоретических положений созданной И.Н.Семеновым научной школы рефлексивно-гуманитарной психологии, акмеологии и педагогики творчества и реализующих эти достижения рефлетехнологий осуществляется в Российской академии государственной службы при Президенте РФ, в Сибирской академии госслужбы, в Брянском филиале Орловской региональной академии госслужбы, а также в организованном им при Международной академии гуманизации образования Институте рефлексивной психологии творчества и гуманизации образования (ИРПТиГО), в консультируемом им: в Киеве Институте рефлексивных специализаций (директор д.пс.н. М.И.Найденов) и в Москве – Институте рефлексивной акмеологии сотворчества (директор проф. С.Ю.Степанов), в Институте психолого-правовых исследований (директор к.пс.н. Г.Ф.Похмелкина) и в Центре Европейской практической психологии (директор советник РАЕ Г.Н.Бершацкий), которые успешно проводят тренинги игрорефлексики и рефлепрактики в ряде регионов России и странах СНГ.
Version [rus|eng].
© 2010-2024 Издательство «АНАЛИТИКА РОДИС»
Копирование материалов раздела «Архив» в сети Интернет запрещено