Главная страница Контактные данные Карта проекта FAQ Форма заказа News

Биография Семенова И.Н.

Наши услуги

Рецензируемые журналы

Архив

Оплата

Подписка

Методический раздел

Верстка

Семенов Игорь Никитович

Семенов И.Н.

Семенов Игорь Никитович – российский ученый, академик РАЕ, доктор психологических наук, профессор, Лауреат Премии Президента РФ в области образования, профессор департамента психологии Московского городского педагогического университета, главный редактор журнала «Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования».

Он является крупным ученым в области истории и методологии науки, акмеологии и эргономики, психологии творчества и гуманизации общего, дополнительного, высшего профессионального образования и разработки его научного (рефлексивно-психологического и инновационно-педагогического) обеспечения. Им создана научная школа рефлексивно-гуманитарной психологии, акмеологии и педагогики творчества, под его научным руководством защищено множество докторских и кандидатских диссертаций. Он является автором более 450 научных трудов (книг и монографий, учебников и учебных пособий, методических рекомендаций и научных статей в журналах и энциклопедиях).

Семенов И.Н. избран действительным членом ряда международных и российских академий (в т.ч. Академии педагогических и социальных наук, Российской академии естествознания, Международной академии гуманизации образования, Европейской академии естествознания, Международной академии психологических наук, Международной академии акмеологических наук), является Лауреатом Премии Президента Российской Федерации в области образования и Заслуженным деятелем науки и образования РАЕ, награжден медалями: им. В.Е.Вернадского, им. Маршала Покрышкина и «75-летия ДОСААФ-РОСТО».

Свой разносторонний научно-педагогический потенциал профессор Семенов И.Н. успешно реализует как в фундаментальных исследованиях процессов мышления и рефлексии личности, творчества и профессионализма индивидуальности, так и в прикладных разработках на всех ступенях непрерывного личностно-ориентированного профессионального образования. В сфере дошкольного образования им разработаны с В.М.Дюковым психолого-педагогические стандарты предшкольной подготовки детей в дошкольном образовании и рефлетехнологии его управления. В сфере среднего образования И.Н.Семеновым разработаны: с М.Н. Берулавой концепция развития и гуманизации современной школы, с Т.Г.Болдиной – стратегия инновационного развития гимназического образования и его рефлексивно-педагогического обеспечения, с П.А.Оржековским и С.Ю.Степановым – принципы рефлексивно-психологического развития творческого мышления школьников. В сфере досугово-дополнительного образования И.Н.Семеновым разработаны с О.А.Доником и С.В.Ивановым рефлексивно-психологические принципы развития личности подростков во временных детских коллективах. В сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности молодежи И.Н.Семеновым разработаны с В.М.Дюковым рефлексивно-педагогические принципы проектирования современной «школы здоровья» и с С.А.Смирновым – рефлексивно-психотерапевтической реабилиотологии лиц, страдающих различными видами зависимостей (алкоголизмом, наркоманией, токсиманией). В сфере военно-патриотического воспитания и спортивно-технической подготовки юношества И.Н.Семеновым обобщены с А.И.Анохиным пути развития системы предпрофессиональной подготовки юношей в Российской оборонной спортивно-технической организации и с В.В.Каштановым – принципы социокультурного проектирования образовательного процесса в спортивно-технических школах РОСТО. В сфере профессионального образования И.Н.Семеновым разработаны принципы социокультурного проектирования и рефлексивно-психологического обеспечения вузовского и последипломного обучения взрослых учащихся, совместно с Г.И.Давыдовой предложены принципы и технологи рефлексивно-диалогического подхода в психолого-педагогическом обеспечении вузовского образования, а с А.А.Деркачем и С.Ю.Степановым – рефлексивно-акмеологические принципы и технологии развития рефлексивной культуры профессионалов-управленцев.

Указанные рефлексивно-психологические принципы и реализующие их акмеолого-педагогические рефлетехнологии внедрены в современную практику инновационного образования. Так, например, в столичной гимназии N 1526 под научным руководством И.Н.Семенова и с его методической помощью была разработана стратегия развития гимназии как инновационного образовательного учреждения современного типа, использующего передовые психолого-педагогические рефлетехнологии как для повышения квалификации педагогического коллектива и эффективного управления гимназией, так и для развития знаний, компетенций учащихся и нравственного воспитания их личностных качеств. Под научно-методическим руководством И.Н. Семенова в гимназии 14 лет проводятся ежегодные научно-исследовательские конференции школьников Южного округа (с изданием под его редакцией сборников их работ), а также успешно работают школьная психологическая служба и ресурсный центр. Инновационный опыт педагогической деятельности учителей гимназии и высокие показатели ее учебно-воспитательной работы отражены во множестве подготовленных под научным руководством Семенова И.Н. печатных работ, опубликованных как в отечественных, так и в зарубежных научно-методических журналах и сборниках.

Внедрение в социальную практику теоретических положений созданной И.Н.Семеновым научной школы рефлексивно-гуманитарной психологии, акмеологии и педагогики творчества и реализующих эти достижения рефлетехнологий осуществляется в Российской академии государственной службы при Президенте РФ, в Сибирской академии госслужбы, в Брянском филиале Орловской региональной академии госслужбы, а также в организованном им при Международной академии гуманизации образования Институте рефлексивной психологии творчества и гуманизации образования (ИРПТиГО), в консультируемом им: в Киеве Институте рефлексивных специализаций (директор д.пс.н. М.И.Найденов) и в Москве – Институте рефлексивной акмеологии сотворчества (директор проф. С.Ю.Степанов), в Институте психолого-правовых исследований (директор к.пс.н. Г.Ф.Похмелкина) и в Центре Европейской практической психологии (директор советник РАЕ Г.Н.Бершацкий), которые успешно проводят тренинги игрорефлексики и рефлепрактики в ряде регионов России и странах СНГ.

Основные монографии и учебники:

Version [rus|eng].